Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 08:55, курсовая работа
Целью исследования является психологический анализ и выявление необходимых коммуникативных навыков личности, и их развитие.
Объектом исследования являются студенты 2-го курса в возрасте 17-19 лет.
Предметом исследования являются коммуникативные навыки студентов.
Гипотеза исследования состоит в том, что с помощью развивающих методик можно добиться развития коммуникативных навыков личности.
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы улучшения коммуникативных навыков личности………………………………..5
1.1 Основные подходы в отечественной и зарубежной психологии к проблеме изучения коммуникативных навыков…...………………...5
1.2 Возможности развития коммуникативных навыков личности в юношеском возрасте....……………………………………………….16
Глава 2. Экспериментальное исследование развития коммуникативных навыков личности студентов-лингвистов……..22
2.1 Методы исследования и развития коммуникативных навыков личности..……………………………………………………………..22
2.2 Анализ, обработка и интерпретация результатов исследования………………………………………………………….27
2.3 Рекомендации по развитию навыков общения…………………31
Заключение…………………………………………………………...38
Список используемой литературы………
Для
стимулирования внимания используются
способы эмоциональной
Упражнение «Ромашка».
5–6 стульев во внешнем круге – «лепестки». Участники рассаживаются по стульям.
Задание 1: смотреть в глаза другу, не отводить глаз в течение минуты. Затем участники меняются местами.
Задание 2: участники говорят друг другу: «что я вижу в тебе?» (одежду, прическу, улыбку и т.п.). Затем меняются местами.
Задание 3: участники попарно пытаются догадаться и рассказать друг другу, «каким ты был в детстве», и ответить, насколько верна догадка.
Задание 4: участники попарно отвечают: «что между нами общего?»
Задание
5: участники пытаются определить, «чем
мы отличаемся друг от друга: в интересах,
характере, поведении и т.п.».
Упражнение «Продолжи искренне».
Все садятся в круг. Ведущий подходит по очереди к каждому у частнику и просит вытащить карточку. Участник читает вслух текст карточки и старается без раздумывания продолжить мысль, начатую в тексте, максимально искренне. А остальные, про себя, решают, насколько он искренен. Когда человек закончит говорить, те, кто сочли его речь искренней, молча поднимают свою руку. Если большинством высказывание признается искренним, то говорившему разрешается на один шаг сместить свой стул вглубь круга. Тому, чье высказывание непризнанно как искреннее, дается еще попытка. Обмен мнениями запрещен, но разрешается задать один вопрос говорящему от каждого. Когда все сумеют высказаться искренне, ведущий просит: «Каждому сделать выдох, затем медленно – глубокий выдох, и задержать дыхание, пока я говорю. Теперь на выдохе надо выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов – издать резкий звук, все, что угодно. Вперед!». После такой голосовой эмоциональной «разрядки» людям становится весело.
Текст карточек-высказываний:
Задание «Развитие наблюдательности и навыков общения».
Задание «Контакт масок»
Все участники рисуют себе маски. Она может быть сколь угодно странной, забавной, мрачной, как кому хочется. Если кому-то очень трудно придумать маску, то допускается изготовление простой черной маски: два кружка с прорезами для глаз. После изготовления масок все садятся в круг. Ведущий определяет, с кого начнется показ и обсуждение маски. Каждый высказывает свое мнение: интересна ли маска и чем; подходит ли она этому человеку (с субъективной точки зрения того, кто высказывается); какие особенности характера обсуждаемого человека отражены в этой маске или скрыты с ее помощью; какая маска, по мнению говорящего, лучше бы подошла к обсуждаемому человеку (литературного героя, какого-то зверя, героя фильмов, исторического лица). Ведущий должен следить, чтобы высказались все. После обсуждения первого человека в маске переходят к следующему. Этот этап занятия не должен продолжаться более часа, после чего разговоры на тему масок прекращаются. Затем ведущий говорит: «В повседневном общении мы тоже носим маски, только маски не из бумаги, а из мускульного грима – из особого выражения лица, позы, тона. Сейчас мы посмотрим, что это такое». Участники усаживаются в круг, в центр круга выкладываются (текстом вниз) 7 карточек (если участников больше, то ведущий придумывает дополнительные маски):
Все
выбирают по карточке и читают свой
текст. По порядку следования номеров
карточек каждый должен продемонстрировать
доставшуюся ему «маску»; надо придумать
ситуацию, в которой пришлось надеть эту
маску, и разыграть сценку этой ситуации.
Например, тот, кому досталась «маска безучастности»,
может изобразить сценку: «Он оказался
в купе со ссорящейся супружеской парой,
по соображениям такта ему приходится
делать вид, что он ничего не видит и не
слышит». После чего группа оценивает,
как человек сумел изобразить на лице
необходимую «маску». Затем переходят
к следующей сцене. В заключение обсуждают:
«Что мне дало это задание? Кому удалась
«маска» в ходе общения и почему некоторым
трудно удержать эту «маску»? Какие переживания
возникали во время задания?»
2.2
Анализ, обработка и
интерпретация результатов
исследования.
Для
повышения эффективности и
Так как мое исследование касается навыков личности каждого из участников, являющихся студентами моей группы, то я не стал использовать и приводить в данной работе их имена (в том числе по просьбе самих участников исследовательского процесса), ограничившись номерами, которые я присвоил им в ходе исследования.
Итак, учебную группу, насчитывающую, не считая меня, 18 человек, я разделил на три подгруппы (см. рис. 1), в первую из которых входили №№ 1, 2, 3, во вторую - №№ 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, в третью - №№ 15, 16, 17, 18 (см. рис. 2).
Первым проводилось упражнение «Ромашка» в следующих составах:
I – №№ 1, 4, 5, 6, 7, 15; II – №№ 2, 8, 9, 10, 16, 17; III – №№ 3, 11, 12, 13, 14, 18.
В первом составе, позволив начинать участнику № 15, затем № 7 и т.д., я получил множество высказываний, отличавшихся друг от друга своими ценностными аргументациями. Стало ясно, насколько отличаются участники друг от друга.
Отметив результаты упражнения в первом составе, я перешел к работе со вторым. Теперь должен был начать участник из первой подгруппы № 2, затем №№ 8, 9 и т.д. Результатом проведения упражнения во втором составе стали высказывания, близкие друг к другу своими ценностными аргументациями, хотя и отличающиеся у участников второй и третьей групп. По всей видимости, я не ошибся, и репутация участника № 2 была действительно хорошей так же и для других участников. Я объяснил результаты упражнения тем, что явное обладание навыками делового общения участником № 2 заставило других участников высказываться по его примеру.
Таким образом, причиной резкого отличия высказываний у участников первого состава легко объяснить тем, что участник № 15 не обладал авторитетом у других участников, и для достижения должного результата следовало начинать участнику № 1. Участники первого состава, не имея авторитетного высказывания, пытались высказаться сами, этим и объясняется такое различие аргументации высказываний.
Проанализировав полученные данные, я решил не продолжать упражнение с третьим составом, а начать работу снова с первым составом, но, поменяв порядок участников: теперь начинал участник № 1. Результатом проведенного исследования стало подтверждение моей гипотезы: высказывания имели схожую ценностную аргументацию, значит, авторитет участника № 1 повлиял на качество тренинга развития делового общения в первом составе.
Я провел занятие с третьим составом, учитывая результаты работы с первым и вторым составом. Результаты были схожими, отличаясь лишь в той степени, в которой отличались участники №№ 1, 2, 3 друг от друга.
Должен заметить, что высказывания всех участников были оригинальны, но последовательны и логичны. Я предложил работу с данным упражнением во второй и третий раз, и результаты исследования показали, что те участники, высказывания которых не рассматривались как авторитетные, научились управлять ходом общения в каждом из составов, психологически верно и ситуативно обусловлено вступать в общение, поддерживать, стимулировать активность партнера, психологически точно определять «точку» завершения общения, психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседников, овладевать и удерживать инициативу, преодолевать психологические барьеры, снимать излишнее напряжение, эмоционально настраиваться на ситуацию общения, психологически и физически «пристраиваться» к собеседнику, адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения, мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной задачи, хотя и не в полной мере.
Можно сказать, что путь более эффективного тренинга был выбран.
Следующим было упражнение «Продолжи искренне». Для того, чтобы это упражнение принесло свои результаты, необходимо было, чтобы участники чувствовали себя уверенно и свободно, что ранее удавалось далеко не всем.
Сначала
участники чувствовали