Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:23, курсовая работа
Цель работы: Изучение возможностей экзистенциального подхода в консультировании случаев потери близких людей.
Задачи работы:
Изучение литературы по теме.
Знакомство с основными понятиями и принципами психологического консультирования.
Изучение целей, задач и принципов экзистенциального подхода.
Анализ психологического состояния человека при переживании им потери близкого.
Проведение эмпирического исследования.
Исследование зависимости страха смерти от возраста и пола.
Введение ………………………………………………….………………………3
1.Экзистенциальный подход в психологическом консультировании…5
1.1.Фундаментальные категории экзистенциального подхода и природа человеческого…………………………………………………………………….5
1.2.Цели, задачи и принципы экзистенциального подхода…………….11
1.3.Категория смерти в экзистенциальном подходе……………………15
2.Ситуация потери близкого как объект психологического консультирования.
2.1.Потеря близкого с точки зрения экзистенциального подхода…….20
2.2.Виды утраты……………………………………………………………22
2.3.Стадии горя и переживание потери близкого……………………….23
2.4.Методы работы с потерями…………………………………………..27
3.Исследование наличия зависимости страха смерти от возраста и пола……………………………………..………………………………………..33
3.1.Методическое обеспечение исследования и характеристика выборки..33
3.2.Обработка и интерпретация результатов исследования…………………………………………………………………….34
3.3.Выводы ……………………………………………………….…………40
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературных источников……………………………………………..42
Приложение………………
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова
Факультет психологии
Кафедра
консультационной психологии
Экзистенциальный подход
в ситуации потери близких
людей.
Научный руководитель:
Зав. каф. консульт. пс.,
проф., др. пс. наук
___________Н.В. Клюева
«___»____________2009г
Исполнитель:
студентка группы ПСз-2
Кузнецова
Н.А
Введение ………………………………………………….………………………3
1.Экзистенциальный
подход в психологическом
1.1.Фундаментальные категории экзистенциального
подхода и природа человеческого……………………………………………
1.2.Цели, задачи и принципы экзистенциального подхода…………….11
1.3.Категория смерти в экзистенциальном подходе……………………15
2.Ситуация
потери близкого как объект
психологического
2.1.Потеря близкого с точки зрения экзистенциального подхода…….20
2.2.Виды утраты……………………………………………………………
2.3.Стадии горя и переживание потери близкого……………………….23
2.4.Методы работы с потерями…………………………………………..27
3.Исследование
наличия зависимости страха смерти от
возраста и пола……………………………………..…………………………
3.1.Методическое обеспечение исследования и характеристика выборки..33
3.2.Обработка и интерпретация результатов
исследования………………………………………………
3.3.Выводы ……………………………………………………….…………40
Заключение……………………………………………………
Список
литературных источников……………………………………………..
Приложение……………………………………………………
В современном мире, при высочайших вершинах, достигнутых наукой и техническим прогрессом, физическое и психическое здоровье человека практически постоянно подвергается опасности. Где бы мы не находились – дома, на работе, в гостях, на даче и даже на природе, - мы окружены разнообразными техническими устройствами и приспособлениями, облегчающими наше физическое бытствование и несущие угрозу нашей жизни и психологическому самочувствованию.
Человек все больше имеет дело с техникой и общается с электроникой, чем с другим человеком. Ведь так легко набрать на компьютере сообщение и отправить его нескольким людям одновременно… Наблюдается острый дефицит живого человеческого общения и сопереживающего понимания. Человеку нужен человек. В каком бы состоянии ни находился человек: счастья или горя, радости или печали, ничто не заменит ему внимание, сочувствие, звук голоса и выражение глаз другого человека…
В современном мироустройстве, со всеми его техногенными катастрофами и природными аномалиями, как никогда, повышается актуальность и востребованность работы психолога-консультанта. Люди все чаще нуждаются в профессиональной помощи психолога, в том понимании, неосуждении и принятии, которое дает знание человеческой психологии и экзистенции. И особенно необходима эта помощь в ситуации утраты одним человеком другого - близкого и родного ему человека.
Наиболее приемлемым методом в психологическом консультирования случаев потери близкого, является экзистенциальный подход. В отечественной психологии это относительно новое направление. На сегодняшний день больше развито изучение разных составляющих человеческой личности - психические процессы, темперамент, эмоции, характер, состояния, мотивации и т.д., уникальность и целостность человеческого бытия часто не учитывается.
В
Европе, США и Канаде экзистенциальный
подход уже несколько десятилетий
эффективно применяется в
психологическом
Для России экзистенциальный подход не явился инородным и совершенно новым направлением. История страны, русские традиции и культура, искусство и православие - все это несет в себе базовые принципы экзистенциализма – смысл жизни, одиночество, любовь, смерть и бессмертие. Отечественные философы и великие писатели – Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов и М.А.Булгаков до сих пор оказывают влияние на умы ведущих представителей психологии. В России экзистенциальным направлением психологии занимаются В.Н.Дружинин, Н.В.Клюева, Д.А.Леонтьев и др.
Цель работы: Изучение возможностей экзистенциального подхода в консультировании случаев потери близких людей.
Задачи работы:
1.Экзистенциальный подход в психологическом
1.1.Фундаментальные категории экзистенциального подхода и природа человеческого.
Исторически экзистенциальная психология берет свое начало от экзистенциальной философии. Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора. Человек в экзистенциальной психологии определяется не системой механизмов, а тем, как он создает свое существование в мире. [1]
Под экзистенциальным анализом понимается антропологический тип научного исследования, то есть такой тип, который направлен на изучение сущности человеческого бытия. Бытие-в-мире всегда подразумевает существование в мире вместе с такими же, как я, существами, то есть сосуществование. Экзистенциальный подход имеет дело с психологическими категориями – «смысл», «одиночество» «опыт», «тревога», «свобода», «изоляция», «смерть» и так далее, – но он интересуется пониманием этих аспектов человеческой жизни на более глубоком уровне, который П.Тиллих назвал онтологической реальностью. Экзистенциальный подход не представляет собой движения назад к кабинетным спекуляциям, но является попыткой понять человеческое поведение и опыт с помощью основополагающих структур, – структур, лежащих в основе нашей науки и нашего представления о человеке. [11]
Сущность человека Спинозы, человека Бутлера, человека Канта и всякого человека как такового есть не что иное, как стремление, усилие, направленное на то, чтобы продолжать быть человеком, не умирая. Фантазии, иллюзии и видения помогают человеку выжить, точнее прожить отрезок времени до отведенного ему случаем и генетикой срока. Экзистенциальная психология – наука о том, как человеческая судьба зависит от отношения человека к жизни и смерти. Однако лишь сознание позволяет человеку соотнести себя с собственной жизнью, поставить и попытаться решить проблемы своего индивидуального существования, а не только ответить на гамлетовский вопрос: "Быть или не быть". Ясно и выразительно пишет об этом Эрих Фромм: "Сознание делает человека каким-то аномальным явлением природы, гротеском, иронией Вселенной. Он – часть природы, подчиненная ее физическим законам и неспособная их изменить. Одновременно он как бы противостоит природе, отделен от нее, хотя и является ее частью. Он связан кровными узами и в то же время чувствует себя безродным. Заброшенный в этот мир случайно, человек вынужден жить по воле случая и против собственной воли должен покинуть этот мир. И поскольку он имеет самосознание, он видит свое бессилие и конечность своего бытия. Он никогда не бывает свободен от рефлексов. Он живет в вечном раздвоении. Он не может освободиться ни от своего тела, ни от своей способности мыслить".[ 6] И это единственное живое существо, для которого собственное существование является проблемой; он должен решать ее сам, и никто не может ему в этом помочь. Он не может вернуться к дочеловеческому состоянию "гармонии" с природой, и он не знает, куда попадет, если будет двигаться дальше. [6]
Экзистенциальная терапия является формой динамической психотерапии. Психодинамика индивидуума включает различные действующие в нем осознаваемые и неосознаваемые силы, мотивы и страхи. Экзистенциальный подход акцентирует базисный конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. Под «данностями существования» подразумеваются определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире. К базовым относятся четыре конечные данности: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Экзистенциальный динамический конфликт порождается конфронтацией индивидуума с любым из этих жизненных фактов.
Наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечная данность – смерть. Противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить – это центральный экзистенциальный конфликт. Другая конечная данность, значительно менее очевидная, это свобода. В экзистенциальном смысле «свобода» – это отсутствие внешней структуры. На самом же деле индивид несет полную ответственность за свой мир – иначе говоря, сам является его творцом. С этой точки зрения «свобода» подразумевает ужасающую вещь: мы не опираемся ни на какую почву, под нами – ничто, пустота, бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве и структуре. Это также ключевая экзистенциальная динамика.
Третья конечная данность – изоляция. Сколь бы ни были мы близки к кому-то, между нами всегда остается последняя непреодолимая пропасть; каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать. Порождаемый экзистенциальный конфликт является конфликтом между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большему целому.
Четвертая конечная данность существования – бессмысленность. Мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире; какой же тогда смысл в нашем существовании? Почему мы живем? Как нам жить? Если ничто изначально не предначертано значит, каждый из нас должен сам творить свой жизненный замысел. Этот экзистенциальный динамический конфликт порожден дилеммой, стоящей перед ищущей смысла тварью, брошенной в бессмысленный мир.
Таким образом, понятие «экзистенциальной психодинамики» относится к названным четырем данностям – четырем конечным факторам, а также к порожденным каждой из них осознаваемым и неосознаваемым страхам и мотивам. Динамический экзистенциальный подход сохраняет описанную Фрейдом базисную динамическую структуру, но радикально изменяет содержание. Прежняя формула:
Информация о работе Экзистенциальный подход в ситуации потери близких людей