Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:23, курсовая работа
Цель работы: Изучение возможностей экзистенциального подхода в консультировании случаев потери близких людей.
Задачи работы:
Изучение литературы по теме.
Знакомство с основными понятиями и принципами психологического консультирования.
Изучение целей, задач и принципов экзистенциального подхода.
Анализ психологического состояния человека при переживании им потери близкого.
Проведение эмпирического исследования.
Исследование зависимости страха смерти от возраста и пола.
Введение ………………………………………………….………………………3
1.Экзистенциальный подход в психологическом консультировании…5
1.1.Фундаментальные категории экзистенциального подхода и природа человеческого…………………………………………………………………….5
1.2.Цели, задачи и принципы экзистенциального подхода…………….11
1.3.Категория смерти в экзистенциальном подходе……………………15
2.Ситуация потери близкого как объект психологического консультирования.
2.1.Потеря близкого с точки зрения экзистенциального подхода…….20
2.2.Виды утраты……………………………………………………………22
2.3.Стадии горя и переживание потери близкого……………………….23
2.4.Методы работы с потерями…………………………………………..27
3.Исследование наличия зависимости страха смерти от возраста и пола……………………………………..………………………………………..33
3.1.Методическое обеспечение исследования и характеристика выборки..33
3.2.Обработка и интерпретация результатов исследования…………………………………………………………………….34
3.3.Выводы ……………………………………………………….…………40
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературных источников……………………………………………..42
Приложение………………
Не следует говорить ничего, что оправдывало бы случившееся. Поиск полезного зерна в смерти не утешает человека, потрясенного горем. Фразы: «Она уже не мучается», «По крайней мере, ей сейчас спокойно» — наводят на мысль, что понесшему утрату нечего так убиваться или что утрата не так уж велика. Нельзя убеждать страдающего сдерживаться. Обычные фразы: «Не плачь! Ты сильный(ая)!» в данной ситуации вредны. Надо, чтобы страдающий плакал. Ведь слезы, рыдания – это физиологическая реакция организма на боль, в данном случае - на душевную боль. Слезы содержат анестезирующие вещества, по действию сходные с морфином, и эффективно снимают остроту эмоций. Слезы – лучший способ снять груз потери с души, они неотъемлемая часть пути выздоровления.
Очень помогает смягчить
Бывают случаи, когда перенесшие утрату люди как бы замирают, беззвучно глядя в пространство. Нет нужды заполнять тишину словами. Консультанту не нужно знать, где они были и о чем думали; о чем он должен побеспокоиться, так это чтобы человеку было комфортно. Может быть очень полезен и эффективен массаж, поскольку человек, испытывающий острые страдания, не может заснуть, зажат. Он особенно нуждается в том, чтобы его убаюкивали, гладили, оберегали. [10]
После потери меняется каждый человек. Нужно приспосабливаться к жизни, совершенно другой со всех точек зрения — социальной, эмоциональной, духовной и практической. Однако не стоит затрагивать эту тему слишком рано. Очень важно помнить, что задача помощника в этой ситуации – способствовать освоению новых навыков и умений. Важно создать зону переключения внимания (например посоветовать близким для горюющего людям подарить ему собачку или кошку, за которой надо ухаживать).
Психологические (кризисные) службы выделили некоторые клише, которых рекомендуется избегать в работе с людьми, переживающими горе:
-
«Мне знакомы ваши чувства» - каждый
человек уникален, и каждое взаимоотношение
единственное в мире, мы не
можем знать, что чувствует
другой человек, столкнувшись
со смертью, поскольку никогда
не сможем пережить его
- «Уже прошло три недели с его (ее) смерти. Вы еще не успокоились?»;
-«Благодарите
Бога, что у вас есть еще
дети (ребенок)» - даже если в
семье есть другие дети, родители
тяжело переносят смерть
- «На все воля Божья», «Бог выбирает лучших»;
-
«Он (она) прожил долгую и
честную жизнь, и вот пробил
его час» - не существует времени,
подходящего дл того, чтобы умереть,
сколько бы лет ни прожил
человек, смерть — это всегда
горе, несмотря на то, что смерть
часто несет с собой
-
«Вы должны быть сильными ради
своих детей, жены (мужа) и др.»
-страдающему человеку нет
Для «выздоровления» от горя приемлемы следующие рекомендации:
1.Примите
свое горе. Примите с готовностью
телесные и эмоциональные
2.
Проявляйте свои чувства. Не
скрывайте отчаяния. Плачьте, если
хочется; смейтесь, если можете. Не
игнорируйте своих
3.
Следите за своим здоровьем.
По возможности, хорошо
4.
Проявите к себе терпение. Вашему
уму, телу и душе потребуется
время и усилия для
5.
Поделитесь болью утраты с
друзьями. Став на путь молчания,
вы отказываете друзьям в
6.
Посетите людей, находящихся в
горе. Знания о сходных переживаниях
других могут привести к
7.
Можно искать утешения в
8.
Делайте сегодня то, что необходимо,
но отложите важные решения.
Начните с малого — справьтесь
с повседневными домашними
9.
Примите решение вновь начать
жизнь. Восстановление не
Психолог-консультант, естественно, не выступает лишь в качестве транслятора вышеперечисленных или подобных рекомендаций. Скорее их стоит знать для того, чтобы развивать диалог в нужном ключе. При этом следует помнить, что гораздо важнее сопереживание, проживание с клиентом его потери, а не свод механизмов и правил поведения. В большинстве случаев потеря проживается, наступают другие времена и другие чувства приходят на смену горю, однако помочь клиенту в наиболее острые моменты пути "проживания" необходимо. [10]
3. Исследование наличия зависимости страха смерти
3.1. Методическое обеспечение исследования и характеристика выборки.
Целью данного исследования было поставлено выявление наличия зависимости страха смерти человека от его пола и возраста. Для ее достижения была использована методика «Тест жизненной цели». Согласно данной методике, тестируемые должны были ответить на 20 вопросов и оценить свои ответы в зависимости от приближения к возможным максимуму и минимуму. Затем проводилась обработка результатов, которая заключалась в количественном и качественном анализе полученных данных. Была проведена интерпретация результатов. Вопросы теста подразделяются на несколько смысловых групп и математическая обработка результатов позволяет отразить у человека степень выраженности базовых экзистенциальных явлений: смысл жизни, удовлетворенность жизнью, страх смерти, способность управлять жизнью, значимость жизни.
В выборку тестируемых вошли 24 человека из разных социальных слоев, различной образованности, обоих полов и трех возрастных периодов: 18- 23 года, 32-38лет и 43-85 лет.
3.2. Обработка и интерпретация результатов исследования.
Обработка результатов исследования производилась путем качественного (интерпретация данных исследования) и количественного анализа результатов (расчет среднего арифметического баллов). В таблице 1 помещены все полученные результаты методики и размещены в порядке увеличения возраста испытуемых.
Таблица1. Сводная таблица результатов.
возраст (лет) | смысл жизни (56,32,8 ) | удовлет-ворен ность (42,24,6 ) | способ- ность управ- лять (21,12,3) | страх смерти (1,4,7) | суицидальные мотивы (1,4,7) | значи мость жизни (7,4,1) | сумма баллов (140,80, 20) |
18м | 33 | 22 | 17 | 5 | 4 | 4 | 85 |
18м | 41 | 35 | 15 | 2 | 3 | 7 | 103 |
19 | 36 | 28 | 17 | 6 | 5 | 7 | 95 |
20м | 41 | 28 | 18 | 7 | 7 | 4 | 105 |
21м | 41 | 27 | 8 | 2 | 7 | 5 | 90 |
22 | 48 | 11 | 21 | 3 | 3 | 7 | 93 |
23м | 49 | 36 | 19 | 1 | 5 | 7 | 117 |
23 | 47 | 33 | 13 | 2 | 5 | 6 | 106 |
23м | 54 | 33 | 16 | 5 | 7 | 6 | 121 |
µ | 43,33 | 28,11 | 16 | 3,66 | 5,11 | 5,88 | 101,66 |
32м | 32 | 19 | 16 | 4 | 3 | 4 | 78 |
33 | 36 | 34 | 14 | 1 | 6 | 4 | 95 |
34 | 42 | 27 | 21 | 4 | 7 | 4 | 105 |
35 | 43 | 21 | 11 | 6 | 6 | 2 | 89 |
35м | 36 | 21 | 15 | 4 | 6 | 1 | 83 |
38 | 40 | 20 | 15 | 7 | 5 | 4 | 91 |
38м | 39 | 34 | 17 | 5 | 4 | 4 | 103 |
µ | 38,28 | 25,14 | 15,57 | 4,42 | 5,28 | 3,28 | 92 |
43 | 48 | 33 | 16 | 3 | 3 | 5 | 108 |
44 | 35 | 20 | 16 | 2 | 3 | 3 | 79 |
47м | 24 | 16 | 14 | 6 | 3 | 1 | 64 |
54м | 28 | 22 | 9 | 7 | 1 | 2 | 69 |
56 | 26 | 13 | 14 | 3 | 3 | 2 | 61 |
78 | 41 | 24 | 15 | 4 | 5 | 6 | 95 |
78 | 54 | 29 | 21 | 7 | 7 | 4 | 122 |
85 | 42 | 23 | 21 | 7 | 5 | 4 | 102 |
µ | 37,25 | 22,5 | 15,75 | 4,87 | 3,75 | 3,37 | 87,5 |
Примечание: µ - среднее арифметическое баллов; м – мужчина.
Для каждой экзистенциальной категории указаны максимальные, нормальные и минимальные значения баллов (1ое, 2ое и 3тье число соответственно, в скобках после названия категории в первой строке таблицы). В таблице 2 приведены средние баллы всех категорий для 3ех возрастных групп.
Таблица 2. Средние значения баллов возрастных групп.
возраст (лет) | смысл жизни (56,32,8 ) | удовлет-ворен ность (42,24,6 ) | способ- ность управ- лять (21,12,3) | страх смерти (1,4,7) | суицидальные мотивы (1,4,7) | значи мость жизни (7,4,1) | сумма баллов (140,80, 20) |
18-23 | 43,33 | 28,11 | 16 | 3,66 | 5,11 | 5,88 | 101,66 |
32-38 | 38,28 | 25,14 | 15,57 | 4,42 | 5,28 | 3,28 | 92 |
43-85 | 37,25 | 22,5 | 15,75 | 4,87 | 3,75 | 3,37 | 87,5 |
Как видно из 2ух вышеприведенных таблиц, обнаруживается зависимость страха смерти от возраста человека. С увеличением возраста страх смерти уменьшается. Наибольший страх наблюдается в первой возрастной группе выборки (18-23 года). Причем максимальный страх смерти испытывает один мужчина 23 лет на фоне высоких показателей других категорий – осмысленности, удовлетворенности, значимости и способности управлять жизнью. Полученную зависимость можно интерпретировать следующим образом. Молодые люди еще совсем незначительно познакомились со всеми сторонами и проявлениями человеческого бытия и, тем более, с такой его стороной, как смерть. Они практически еще ничего не знают о смерти, мало задумываются о конечности своего бытия в этом мире, и не готовы к неизбежному концу, в отличие от людей прошедших более длинный жизненный путь и уже в той или иной мере познавших конечность всего. Жизнь приоткрыла для них пока только самые красочные и приятные аспекты бытия – родительская близость и забота, детство, первая любовь и дальнейшие перспективы. Смерть для молодых людей абсолютное зло, о котором они практически ничего еще не знают. А все неизвестное, как мы знаем, страшит еще больше, тем более, когда у человека еще только все начинается и столько счастья впереди. В этом возрасте они уже могут и умеют ставить и достигать цели, испытывать удовлетворение от этого и высоко оценивают свою способность управлять своей жизнью. Как видно из таблиц почти все молодые люди выборки высоко оценивают присутствие этих категорий в своей жизни.
Информация о работе Экзистенциальный подход в ситуации потери близких людей