Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:23, курсовая работа
Цель работы: Изучение возможностей экзистенциального подхода в консультировании случаев потери близких людей.
Задачи работы:
Изучение литературы по теме.
Знакомство с основными понятиями и принципами психологического консультирования.
Изучение целей, задач и принципов экзистенциального подхода.
Анализ психологического состояния человека при переживании им потери близкого.
Проведение эмпирического исследования.
Исследование зависимости страха смерти от возраста и пола.
Введение ………………………………………………….………………………3
1.Экзистенциальный подход в психологическом консультировании…5
1.1.Фундаментальные категории экзистенциального подхода и природа человеческого…………………………………………………………………….5
1.2.Цели, задачи и принципы экзистенциального подхода…………….11
1.3.Категория смерти в экзистенциальном подходе……………………15
2.Ситуация потери близкого как объект психологического консультирования.
2.1.Потеря близкого с точки зрения экзистенциального подхода…….20
2.2.Виды утраты……………………………………………………………22
2.3.Стадии горя и переживание потери близкого……………………….23
2.4.Методы работы с потерями…………………………………………..27
3.Исследование наличия зависимости страха смерти от возраста и пола……………………………………..………………………………………..33
3.1.Методическое обеспечение исследования и характеристика выборки..33
3.2.Обработка и интерпретация результатов исследования…………………………………………………………………….34
3.3.Выводы ……………………………………………………….…………40
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературных источников……………………………………………..42
Приложение………………
«Влечение»-----«Тревога»-----
заменена следующей:
«Сознавание
конечной данности»----«Тревога»----«
С экзистенциальной точки зрения, глубоко исследовать не значит исследовать прошлое; это значит отодвинуть повседневные заботы и глубоко размышлять о своей экзистенциальной ситуации. Это значит размышлять не о том, каким образом мы стали такими, каковы мы есть, а о том, что мы есть. Экзистенциальный подход нарушает общепринятые классификации и организует психологические наблюдения по-новому. Едва ли можно найти психотерапевтический словарь, содержащий такие понятия, как «выбор», «ответственность», «свобода», «экзистенциальная изоляция», «смертность», «жизненная цель», «волнение». Психолог-консультант, будучи таким же человеком из плоти и крови, как всякий другой, на собственном опыте знаком с экзистенциальными источниками страха, а экзистенциальные данности являются частью человеческой ситуации. Как сказал один из наиболее известных экзистенциальных аналитиков Людвиг Бинсвангер, «нет единственного пространства и единственного времени, а есть столько времен и пространств, сколько существует субъектов». Каждый человек на определенном этапе жизни погружается в мрачные раздумья и вступает в некоторый контакт с конечными данностями жизни. [17]
Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих постулатов [17] : 1.Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
2.Человеческое
бытие развертывается в
3.Человек
сознает себя (и не может быть
понят психологией, не
4.Человек
имеет выбор (человек не
5.Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл). [5]
Хайдеггер
считал, что имеются два
В
последнее время многие психологи
все больше осознают, что в понимании
человека и его природы существуют
серьезные пробелы. Исследователи
признают, что при всей основательности
и строгости представлений
Смысловое измерение также чрезвычайно важно для экзистенциальной психологии. Смысл - это то, что помогает понимать и расшифровывать происходящее, а “материал для расшифровки” человек находит в других жизненных данностях. Эмми ван Дорцен определяет экзистенциальные измерения следующим образом:
-Физическое - Umwelt - описывает природный мир в его физическом, биологическом измерении, где люди склонны действовать согласно инстинктам.
-Социальное - Mitwelt - описывает общественный мир с его социальным измерением человеческих взаимоотношений, в котором человек следует изученной, культурной манере.
-Психологическое (личное) - Eigenwelt - описывает личный мир человека с его психологическим измерением, мир личного и личностного опыта.
-Духовное (надличное) - Uberwelt - описывает идеальный мир с его духовным измерением, мир верований и стремлений, где человек обращается к ценностям, находящимся вне его самого, и осмысливает свое существование. [5]
Р. Кочюнас выделяет следующие экзистенциальные факторы – данности человеческого существования: 1)чувство бытия; 2)свобода, её ограниченность и ответственность за неё; 3)конечность человека или переживание Ничто; 4)экзистенциальная тревога; 5)экзистенциальная вина; 6)существование во времени; 7)смысл и бессмысленность. [5]
Несмотря на то, что у каждого человека свой набор уникальных личных задач, смыслов и опыта, все это часто включает в себя окружающих людей, и именно Другой может способствовать открытию человеком своих задач и целей жизни, или быть включенным в выполнение этих задач.
1.2. Цели, задачи и принципы экзистенциального подхода.
Хайдеггер открыл новый горизонт понимания, дал новый импульс научному исследованию человеческого существования и его особым модусам бытия. Вместо расщепления бытия на субъекта (человека, личность) и объекта (вещь, окружающую среду) теперь у нас есть единство существования и "мира", единство человека и мира не зависит ни от какого "рационального метода", но зависит от единства дорационального мира, мира переживаний, первоисточника разных ориентации вопросов, которые служат направлениям для различных наук и различных психологических подходов. Экзистенциализм означает сосредоточение на существовании личности. В психологии и психиатрии этот термин означает установку, особый подход к человеческому бытию, а не специальную школу или группу. Это акцент на человеческом бытии в том виде, в котором оно проявляется, становится. Это не система терапии, а установка по отношению к терапии; не набор новых техник, а интерес к пониманию структуры человеческого бытия и его переживаний, который должен предшествовать всем техникам. [11]
Экзистенциальная психология – наука о разнообразии и типологии человеческих жизней, ибо как все люди уникальны, равно – уникальны их жизненные пути. Принадлежность к поколению, нации, культуре, религиозной конфессии превращает судьбы людей в социально типичные. Но сквозь типичное и универсальное пробиваются ростки особенного и уникального. Это наука о непохожести человеческих судеб. Психологи до сих пор пытались изменить человеческую жизнь, между тем как задача состоит в том, чтобы ее объяснить. Зная причины и воздействуя на них, можно изменить и следствия. Объектом экзистенциальной психологии всегда был и будет уникальный человек как типичный представитель всего человечества. В этом еще один парадокс науки об индивидуальной жизни. В уникальной судьбе индивида мы должны разглядеть общие психологические закономерности человеческой жизни. [6]
Клиент предъявляет невероятно сложную картину симптомов, в то время как первичные проблемы глубоко погребены под многослойной коркой, созданной вытеснением, отрицанием, смещением и символизацией. Установление первичных конфликтов требует использования различных источников информации, глубокой рефлексии, сновидений, ночных кошмаров, вспышек глубинного переживания и инсайта, психотических высказываний и исследования детей. Метод глубокая личностная рефлексия. Условия просты: одиночество, молчание, время и свобода от повседневных отвлечений, которыми каждый из нас заполняет мир своего опыта. Катализатором процесса рефлексии часто служит экстремальный опыт. Он связан с так называемыми «пограничными» ситуациями – такими, например, как угроза личной смерти, принятие важного необратимого решения или крах базовой смыслообразующей системы.
Экзистенциальный подход нарушает общепринятые классификации и организует психологические наблюдения по-новому. Едва ли можно найти психотерапевтический словарь, содержащий такие понятия, как «выбор», «ответственность», «свобода», «экзистенциальная изоляция», «смертность», «жизненная цель», «волнение». Консультант, будучи таким же человеком из плоти и крови, как всякий другой, на собственном опыте знаком с экзистенциальными источниками страха экзистенциальные данности являются частью человеческой ситуации. Каждый человек воспринимает стресс человеческой ситуации в высшей степени индивидуально. Подход психолога к клиенту должен быть феноменологическим, то есть он должен входить в мир переживаний клиента и воспринимать феномены этого мира без предубеждений, искажающих понимание. Как сказал один из наиболее известных экзистенциальных аналитиков Людвиг Бинсвангер, «нет единственного пространства и единственного времени, а есть столько времен и пространств, сколько существует субъектов». Сколь бы тщательно мы ни анализировали составные части психики, разделяя ее, например, на сознательное и бессознательное, на Супер-Эго, Эго и Ид, – мы не постигнем саму жизненную единицу, личность с этим бессознательным (или Супер-Эго, или Ид, или Эго). Изучение составных частей никогда не приводит к смыслу, поскольку он не является причинно обусловленным, а порожден личностью, превосходящей все свои компоненты.
Ролло Мэй коснулся ее, когда определил экзистенциализм как «стремление понять человека на уровне тех глубин, где уже нет раскола между субъектом и объектом. Экзистенциальный взгляд смотрит «сквозь» субъект-объектное расщепление и глубже него; он видит человека не как субъекта, который при определенных условиях может воспринимать внешнюю реальность, но как сознание, участвующее в построении реальности. Человек – существо слишком сложное и наделенное слишком многими возможностями. [17]
Значительное
место в философии
1. Рассмотрение всех видов активности в контексте динамического взаимодействия с миром, бытия-В-мире.
Экзистенциальная психология не противостоит другим психологическим школам, так как она не предлагает альтернативных техник, а стремится дать анализ структуры человеческого бытия, чтобы понять реалии, лежащие в основе кризисных ситуаций человека. Именно такой подход позволяет концентрировать внимание не только и не столько на отдельных элементах психической жизни, а рассматривать человека как, прежде всего, особое явление мироздания, с присущими только ему духовными и мыслительными качествами, не отрицая при этом знания, накопленные в других научных подходах. На передний план здесь выходит именно то, как каждый конкретный человек распоряжается имеющимися у него как природными, так и социальными возможностями и как подходит к неизбежным ограничениям. Именно этот подход позволяет рассматривать человека в смысловом измерении. Цель экзистенциального консультирования – помочь клиентам научиться переживать свое существование как реальное, делать выбор и принимать решения.
В
данном подходе отсутствует какая-либо
система способов помощи, методик
и техник. Главным считается
Психолог-консультант должен увеличить у клиента ощущение определенности и контроля, способствовать принятию клиентом факта неопределенности жизни и увеличить способность к осознанию возможности влиять на жизнь. Назвать нечто определенным именем, определить его место в цепочке причинно-следственных связей – значит начать чувствовать его контролируемым. Даже в сфере нашей базовой экзистенциальной ситуации понимание рождает ощущение силы: как это ни парадоксально, но любой из нас начинает меньше чувствовать свою ничтожность, свою беспомощность, свое одиночество, когда приходит к пониманию факта нашей фундаментальной беспомощности и одиночества перед лицом космического безразличия. [17]
Информация о работе Экзистенциальный подход в ситуации потери близких людей