Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 17:23, дипломная работа
Так же можно привести следующие исследования и работы: А.А.Корник, Е.А.Корник – диагностика удовлетворённости в значимых отношениях (1988); А.М.Швец, Е.А.Могилёвкин, Е.Ю.Каргаполова (2004) – мотивация вступления в брак и её влияние на кризис будущей семьи; Martin и Bumpass (1989), Norton и Moorman (1987) – исследования влияние возраста и уровня образования супругов на развод; Cleek и Pearson (1985) – исследование разведённых людей, их причин разрыва отношений, и др.
Целью исследования является изучение причин неудовлетворённости межличностными отношениями у людей первого периода зрелости.
Введение………………………………………………………………………….....Ст.1
Глава 1. Теоретические основы исследования……………………………….Ст.4
1.1.Теории межличностных отношений…………………………………………..Ст.5
1.1.1.Зарубежные теории межличностных отношений…………………….Ст.7
1.1.2.Отечественные теории межличностных отношений…………………Ст.11
1.2.Межличностные отношения: определение понятий…………………………Ст.13
1.3.Перцептивные стороны межличностных отношений. Аттракция в межличностных отношениях…………………………………………………………….Ст.18
1.4.Проявление эмоционального аспекта в межличностных отношениях……...Ст.23
1.5.Дисгармония как результат неудовлетворённости в межличностных отношениях………………………………………………………………………………..Ст.25
1.5.1.Понятие «дисгармония»………………………………………………..Ст.26
1.5.2.Понятие «неудовлетворённость»……………………………………...Ст.26
1.5.3.Причины неудовлетворённости и дисгармонии в межличностных отношениях……………………………………………………………………………….Ст.28
1.6.Молодость и межличностные отношения……………………………………Ст.43
1.7.Диагностика межличностных отношений……………………………………Ст.44
1.8.Значимость исследования проблем неудовлетворённости в межличностных отношениях……………………………………………………………………………….Ст.46
Выводы……………………………………………………………………………...Ст.47
Глава 2.Эмпирическое исследование………………………………………….Ст.48
2.1.Методика исследования……………………………………………………….Ст.48
2.2.Описание развития исследования…………………………………………….Ст.
2.3.Предикаты неудовлетворённости……………………………………………..Ст.
Выводы……………………………………………………………………………..Ст.
Рекомендации……………………………………………………………………....Ст.
Выводы (общие)……………………………………………………………………Ст.
Заключение…………………………………………………………………………Ст.
Глоссарий…………………………………………………………………………...Ст.
Список литературы………………………………………………………………...Ст.
Примечание 1 (анкета)
Примечание 2 (пилотажное исследование причин и сравнение выборок)
Примечание (краткое определение встречающихся понятий)
Диаграмма различий (по средним значениям)
Исходя из полученных
статистических результатов лидируют
следующие пункты связанные: с эмоциями
(отсутствием положительных
Обсуждение
Полученные данные по анкете «Неудовлетворённость межличностными отношениями» на выборке русских и казахских студентов дают понять, что в их предпочтениях тех или иных причин существуют определённые различия. Со стороны казахских студентов стремление к меньшему акцентированию приводимых причин. Что может обусловлено воздействующими культурными факторами страны в которой обучаются студенты. Можно предположить, что на территории России больше приняты эгалитарные отношения в диадах, а на территории Казахстана, в виду культурных норм страны, могут больше цениться патриархальные формы отношений в паре.
По результатам полученным на этапе формирования анкеты, подтверждено первенство личностных причин и особенностей проявления в поведении этих личностных особенностей над внешними, средовыми факторами.
Различия, полученные у казахских и русских студентов базируются на особенностях проявления эмоций, поведения, ощущения несовместимости, недоверия и усталости. Отсюда можно предположить что студенты обучающиеся в Российском университете более эмоциональны, больше делают ошибок в поведении с другими (что в большей степени выходит из эмоциональности), из-за чего больше чувствуют несовместимость, и как следствие менее доверяют друг другу и в конце концов эмоционально устают от таких отношений.
Выводы
1.В оценке причин
неудовлетворённости студенты
2.В уровне оценки
причин неудовлетворённости у
студентов из данных стран
имеются значимые различия по
некоторым пунктам, что
3.Личностные причины
в возникновении
4.В ходе проведённого
исследования возникло
Итак, в любой ситуации у каждого конкретного случая неудовлетворённость будет своя и разные причины. Возникают вопросы: в силу каких причин возникает неудовлетворённость у тех или иных групп людей в отношениях. В отношении культурных различий студентов мы в какой-то мере попытались исследовать, но вопрос ещё следует своего объяснения. И необходимо исследование неудовлетворённости в дружеских, половых отношениях и у супружеских пар – нарушения в которых часто является нарушением полноценного жизнивосприятия человека. Исходя из выяснения причин нам уже нужно будет разрабатывать техники профилактики и коррекции нарушенных отношений.
Описание проведения и результатов на первом этапе исследований
2.3. Предикаты неудовлетворённости
Предикаты представляют собой выражения, принимающие истинностное значение. Предикаты (от позднелат. praedicatum— сказанное), то же, что свойство; в узком смысле — свойство отдельного предмета, например "быть человеком", в широком смысле — свойство пары, тройки, вообще n-кипредметов, например "быть родственником". Предикаты в широком смысле называют также отношениями.
Выводы
Неудовлетворённость – субъективная дисгармония в достижении, в удовлетворении потребностей, возможно фрустрация потребностей. Причины неудовлетворённости межличностными отношениями предполагают несоответствие партнёра по отношению к каким-либо ожиданиям и удовлетворению потребностей, к желанию(ям) которое(ые) депривируется(ются) в отношениях или чувство, переживание неуверенности в том, что это те отношения, которых хотелось бы. По данным исследования неудовлетворённость возникает в большей части из-за личностных факторов, таких как: характер, непонимание, недоверие, измена, обман, безответственность, усталость, характер проявления эмоциональной сферы и т.д. А внешние, средовые факторы в меньшей степени влияют на отношения, хотя и выделяются такие воздействующие элементы, как окружение (другие люди), материальные проблемы.
Анализ нашего исследования показывает важность вопроса профилактики психологического просвещения для научения людей более доверительному общению, для способствования взаимопониманию, для восстановления психологической устойчивости личности, предотвращения нарушений во взаимодействии с людьми.
Рекомендации
Одним из важнейших факторов стабильности эмоциональных отношений, а соответственно и удовлетворённость отношениями, должна быть включенность членов пары в совместную, значимую для них обоих деятельность (воспитание детей, создание благоприятных установок на дом, семейный очаг и т. д., домашнее хозяйство, ведущееся для удовлетворения разнообразных психологических потребностей — от потребности в безопасности до эстетических. Т.ж. предметом совместной деятельности членов пары выступают они сами — обеспечение благополучия и личностного роста каждого из них).
Общие выводы
Мы выяснили начиная наше исследование по данной теме:
1. Неудовлетворённость
– то, что проявляется субъективно
по отношению к фактору
2. Неудовлетворенность
отношениями может сказаться
как на «самочувствии»
3. Основными факторами
неудовлетворённости являются
Заключение
Межличностные отношения как основа формирования личности и как среда взаимодействия и сфера входящая в жизненное пространство. Межличностные отношения не смотря на то что всегда актуальной темой (близкие отношения – любовь, дружба, взаимоотношения родителей и детей и т.д. официальные отношения – на работе, в социальных структурах, связанные со всеми ними конфликты и нарушения взаимодействий) всё же ещё недостаточно изучены, испытывается недостаток исследований…
Исследуя личность в
системе межличностных
В теории рассматриваются межличностные отношения в сфере влияния их на человека, влияние на развитие или на расстройство личности. В социальной психологии рассматриваются психологические явления обуславливающие взаимоотношения и влияющие на их и восприятие личности
Глоссарий
Аутентичность – умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, открытая демонстрация другим своего отношения к разным проблемам и людям, способность быть самим собой в контактах с окружающими.
Альтруизм [лат. alter — другой] — система ценностных ориентаций личности, проявляющихся в актах заботы, милосердия, самоотречения, мотивом которых являются интересы другого человека или социальной группы. А. находит свое выражение в бескорыстном поведении, осуществляемом ради других людей и не способствующем повышению приспособляемости самой совершающей это поведение личности. (В.В. Абраменкова)
Аттракция [лат. attrahere — привлекать, притягивать] — понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни до симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека. (Л.А. Карпенко)
Аттитюд – «предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определённого социального поведения»
Аффилиация [англ. to affiliate — присоединять, присоединяться] — стремление человека быть в обществе других людей. (Л.Я. Гозман) потребность человека в установлении, сохранении и упрочении эмоционально положительных, дружеских, товарищеских отношений с окружающими людьми.
Гармония – это переживание благополучия в разных его аспектах: духовном, социальном, витальном. Благополучие предполагает реализацию физических и духовных потенций человека.
Дизъюнктивные
чувства — сюда относятся разъединяющие людей
чувства, когда другая сторона выступает
как неприемлемая, может быть даже как
фрустрирующий объект, по отношению к
которому не возникает желания к сотрудничеству
и т.д. Интенсивность того и другого родов
чувств может быть весьма различной. Конкретный
уровень их развития, естественно, не может
быть безразличным для деятельности групп.
Защитные психологические механизмы - форма проявления взаимодействия индивида с окружающей средой в ситуации возможного или действительного неуспеха деятельности. Психологическая система регуляции психики человека, направленная на снятие или уменьшение тревожности, связанной с ощущением конфликтной ситуации. Психологическая защита ограждает личность от негативных эмоций и переживаний.
Конъюнктивные чувства — сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;
Межличностные отношения – реализация субъективных отношений людей друг к другу, изменяющую их состояния и настроения.
Интернализация (лат.Interior - внутренний) – процесс, в ходе которого индивид изучает и воспринимает как обязательные социальные ценности и нормы, переводя их на "внутренний" уровень.
Интеракция - (interaction, interaction ritual and interaction order) — процессы и способ, которым социальные акторы (субъекты социального действия.) взаимодействуют друг с другом, особенно в соприкосновениях лицом к лицу. Обмен действиями, взаимодействие людей.
Интроекция (лат. intro — движение внутрь и лат. jacio — бросать) — в психоанализе, процесс и результат столь полного введения и включения индивидом в свой внутренний мир (психику) воспринимаемых им фрагментов внешнего мира (образов, взглядов, мотивов, установок других людей и пр.), когда он уже не различает собственные и несобственные представления и фантазии. (В. И. Овчаренко)
Либидо (лат. libido — желание, влечение, стремление) — понятие, употребляемое для обозначения полового влечения, полового инстинкта, энергии сексуального влечения и др. В психоаналитической теории - инстинктивная сексуальная энергия человека. По Фрейду либидо является главной движущей силой, заставляющей человека заниматься всеми видами активной деятельности. Либидо - в широком смысле - форма энергии, которой заряжаются все психические процессы и структуры.
Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важным регулятором ее поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым С. влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Отношение – психическое и непрерывное проявление определённого поведения в определённой ситуации.
Персонификация - стремление индивида переложить на другого человека вину за события или ситуации, вызывающие фрустрацию.
Проекция – по Фрейду – механизм психологической защиты индивида, заключающийся в неосознанном наделении другого индивида собственными чертами и свойствами. Восприятие собственных психических процессов как свойств внешнего объекта в результате бессознательного перенесения на него своих внутренних импульсов и чувств.
Референтная группа – малая группа, которая является самой авторитетной, приоритетной, с мнением которой она склонна считаться.
Ригидность – неспособность и неготовность индивида к перестройке запланированной схемы активности в обстоятельствах, когда ранее намеченная программа требует существенных изменений.
Трансфер (лат. transfere — переносить, перевозить) — перенос на психотерапевта эмоционального отношения клиента к значимым для него людям (отцу, матери и др.).
Трансакция – это еденица общения, заключающаяся в обращении и ответе, т.е. цикл взаимодействия.
Установка – готовность к действию.
Чувства — высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. В отличие от аффектов и ситуативных эмоций, отражающих временную или условную ценность предметов и побуждающих к решению частных задач, Ч. направлены на явления, имеющие постоянное мотивационное значение, и отвечают за общую направленность деятельности. Эмоционально окрашивая явления, значимые для потребностей личности, и побуждая к активности по их удовлетворению, Ч. проявляются как конкретно-субъективная форма их существования.
Информация о работе Эмоциональные аспекты межличностных отношений