Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 06:10, курсовая работа
Цель исследования: выявление оптимальных методов психологической коррекции и осуществление коррекции депрессивных состояний у подростков.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую и научно-практическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить специфику депрессивных состояний в подростковом возрасте.
3. Выявить подростков с депрессивными состояниями.
4. Разработать и реализовать программу коррекции депрессивных состояний в подростковом возрасте и проверить ее эффективность.
Введение
3
Глава 1. Теоретические основы возникновения и коррекции депрессивных состояний у подростков
6
1.1 Депрессия как эмоциональное состояние личности
6
1.2. Характеристика депрессивных состояний в подростковом возрасте
12
1.2.1. Основные причины и факторы, влияющие на возникновение депрессивных расстройств у подростков
12
1.2.2. Особенности протекания депрессивных состояний у подростков
22
1.3. Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков.
32
Выводы к первой главе
38
Глава 2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков и их коррекция
39
2.1. Диагностика депрессивных состояний
39
2.1.1. Применение «клинического опросника» для выявления и оценки невротических состояний
40
2.1.2. Применение опросника «шкала депрессии Бека» для изучения депрессивных состояний у подростков
45
2.1.3. Применение «методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний Цунга» с целью подтверждения результатов
47
2.2. Реализация программы коррекционной работы с депрессивными подростками
50
2.3. Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками
57
Заключение
61
Библиографический список
«Рекламный ролик». Цель: развитие навыка эмпатии, сплочение группы, развитие коммуникативных навыков.
«Прогулка доверия». Цель: испытать чувство доверия (или недоверия), разрешая себе быть незрячим и ведомым, повысить чувство принадлежности к группе, составить представление о важности доверия в группе.
.«Говорю, что вижу». Цель: развитие безоценочного восприятия.
«Официант, в моем супе муха». Цель: развить навыки эффективного поведения в конфликтных ситуациях.
«Передача движения по кругу». Цель: совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне, развитие воображения и эмпатии.
Занятие 3. Тема: «В море эмоций»
Цель: расширить знания участников о чувствах и эмоциях, развитие безоценочного восприятия эмоций, обучить навыкам выражения собственных эмоций и чтение их у других людей.
«Привет». Цель: установление доверительных отношений между членами группы.
«Называем чувства». Цель: обогащение словаря эмоций у участников. «Шурум-бурум». Цель: познакомиться с эмоциями.
«Бумажные мячики (Снежки)». Цель: эмоциональная разрядка, снятие психоэмоционального напряжения.
Занятие 4. Тема «Мои качества и ценности»
Цель: создать условия для переоценки личностных качеств, ценностей, повышения самооценки, усиления Эго.
«Рассчитайся». Цель: настроится на работу, повысить чувство принадлежности к группе, развить коммуникативные навыки.
«Футболки». Цель: поделиться особенностями своего самовосприятия, определить аспекты личности, которые обычно остаются скрытыми, тренировка навыков эмпатии, по-новому взглянуть на свое собственное поведение, определяя характеристики своей личности. Усилить чувство принадлежности к группе при помощи самораскрытия, увеличить степень принятия себя, выслушивая реакции на свои слова, которые не являются осуждающими и оценочными.
«Драгоценные качества». Цель: подкрепить позитивное восприятие себя, определяя пять сильных черт, которые им в себе нравятся; тренировка навыков эмпатии.
«Система личных ценностей и самооценка». Цель: определить свои личные ценности, изучить свою систему ценностей, улучшить понимание своей самооценки.
Занятие №5. Тема: «В глубине души»
Цель: создать условия для самопознания, погружения в собственный внутренний мир и ориентации в нем.
«Прогноз погоды». Цель: настроиться на работу, повысить навыки эмпатии, повысить чувство принадлежности к группе.
«Волшебная рука». Цель: повышение самооценки, усиление эго.
«Волшебная лавка». Цель: исследовать свою собственную значимость, определяя свои ценные личные качества.
Занятие 6. Тема «Среди проблем»
Цель: усилить Эго, обучение навыку выхода из проблемной ситуации, обучение вхождению в ресурсное состояние.
«Сигнал». Цель: приготовиться к последующей работе, повысить чувство принадлежности к группе.
«Цикл потерь: модель для обсуждения депрессии и суицида». Цель: определить свои потери и поделиться ими с группой; обсудить свое прохождение цикла потери и определить стадию, на которой они сейчас, по их мнению, находятся. Получить представление о процессе переживания острого горя, получить представления о подростковых суицидах, начать или продолжить процесс переживания личных потерь, определить факторы, которые могут способствовать депрессии.
«Я чувствую себя хорошо». Цель: обучение вхождению в ресурсное состояние.
«Спасибо за приятное занятие». Цель: завершение занятия.
Занятие 7. Цель: « Среди проблем». Продолжение
Цель: усилить Эго, обучение навыку выхода из проблемной ситуации, обучение вхождению в ресурсное состояние.
«Меняющаяся комната». Цель: настроиться на работу.
«Черный шар: идентификация проблемы». Цель: определить и обсудить в группе некоторые личные проблемы; выяснить разницу между проблемами, которые они могут контролировать, и теми, над которыми они не властны.
«Техника двойной колонки». Цель: выработка навыка идентификации необоснованных автоматических мыслей.
«Аукцион». Цель: научить справляться с плохим настроением.
«Спасибо за приятное занятие». Цель: повышение самооценки, завершение занятия.
Занятие 8. Тема: « Наши обиды»
Цель: усиление Эго, повышение рефлексивности, психологическая коррекция детских обид.
«Будешь! Не буду!». Цель: усиление Эго, повышение рефлексивности.
«Слова, которые причиняют боль». Цель: уменьшить чувство одиночества и уникальности своих проблем при помощи обсуждения в группе своих болезненных воспоминаний; улучшить представления о себе, «реконструировав» негативные сообщения.
«Копилка обид». Цель: осознать бесплодность накопленных обид, повысить рефлексивность, улучшить представления о себе.
«Вверх по радуге». Цель: обучить вхождению в ресурсное состояние.
Ритуал завершения занятия.
Занятие 9. «Прошлое, будущее, настоящее»
Цель: создать условия, способствующие осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
«Автобиография». Цель: ощутить, каким образом наше прошлое повлияло на наше настоящее, и как это влияние продолжает сказываться до сих пор, чтобы освободиться от него и от тех стереотипов поведения, которые уже не соответствуют нашим сегодняшним интересам.
«Планирование будущего». Цель: определить планы на будущее, структурировать понятие о жизни, повысить уровень рефлексивности.
Ритуал завершения занятия.
Занятие 10. Тема: «Финал»
Цель: подведение итогов, закрепление достигнутых результатов, завершение групповой работы.
«Розовый куст». Цель: повышение самооценки, исследовать свою собственную значимость, определяя свои личные качества.
«Чемодан в дорогу». Цель: повышение рефлексивности, исследование собственной значимости.
«Контракт». Цель: осмыслить пережитое в группе и составить контракт с самим собой о планах на будущее.
2.3. Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками
Коррекционная работа проводилась на базе МОУ СОШ №7 с 16 подростками.
В ходе работы подростки проявляли активность и заинтересованность.
После проведенной работы испытуемые подверглись повторному тестированию, по результатам которого выяснилось, что количество подростков в данной группе с ярко выраженными признаками депрессивных состояний уменьшилось:
«Клиническоий опросник» для выявления и оценки невротических состояний:
Количество подростков с признаками депрессивных состояний по сравнению с прошлыми результатами уменьшилось с трех до одного.
Данные по результатам обследования:
№ | Имя испытуемого | Состояние |
1 | Алена М. | здоровье |
2 | Антон Б. | здоровье |
3 | Артем О. | здоровье |
4 | Виктор Н. | здоровье |
5 | Жанна Д. | здоровье |
6 | Илья К. | здоровье |
7 | Ира П. | здоровье |
8 | Катя В. | возможность |
9 | Катя П. | здоровье |
10 | Лена М. | депрессия |
11 | Лиза Р. | здоровье |
12 | Надя Л. | здоровье |
13 | Наташа Ш. | здоровье |
14 | Рита С. | здоровье |
15 | Роман С. | здоровье |
16 | Сергей Т. | здоровье |
На диграмме №4 в процентном соотношении представлены результаты обследования.
Диаграмма №4:
«Шкала депрессии Бека»:
По результатам данной методики после проведения коррекционной работы в группе испытуемых осталось четыре подростка с умеренной депрессией, три – с легкой, у девяти испытуемых признаков депрессии не обнаружено.
Данные по результатам обследования:
№ | Имя испытуемого | Балл |
1 | Алена М. | 8 |
2 | Антон Б. | 4 |
3 | Артем О. | 13 |
4 | Виктор Н. | 5 |
5 | Жанна Д. | 17 |
6 | Илья К. | 6 |
7 | Ира П. | 2 |
8 | Катя В. | 18 |
9 | Катя П. | 10 |
10 | Лена М. | 19 |
11 | Лиза Р. | 14 |
12 | Надя Л. | 16 |
13 | Наташа Ш. | 4 |
14 | Рита С. | 8 |
15 | Роман С. | 1 |
16 | Сергей Т. | 7 |
На диаграмме №5 в процентном соотношении показаны результаты обследования:
Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Цунга:
После проведенной коррекционной работы с помощью данной методики в группе испытуемых диагностируется одно субдепрессивное состояние, у трех испытуемых зафиксировано состояние легкой депрессии, у остальных испытуемых депрессивное состояние не диагностируется. Данные результаты также показывают уменьшение подростков со склонностями к депрессии в данной группе.
Данные по результатам обследования:
№ | Имя испытуемого | Балл |
1 | Алена М. | 43 |
2 | Антон Б. | 40 |
3 | Артем О. | 50 |
4 | Виктор Н. | 39 |
5 | Жанна Д. | 52 |
6 | Илья К. | 37 |
7 | Ира П. | 38 |
8 | Катя В. | 56 |
9 | Катя П. | 10 |
10 | Лена М. | 65 |
11 | Лиза Р. | 43 |
12 | Надя Л. | 45 |
13 | Наташа Ш. | 36 |
14 | Рита С. | 45 |
15 | Роман С. | 30 |
16 | Сергей Т. | 41 |
Информация о работе Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков и их коррекция