Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков и их коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 06:10, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление оптимальных методов психологической коррекции и осуществление коррекции депрессивных состояний у подростков.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую и научно-практическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить специфику депрессивных состояний в подростковом возрасте.
3. Выявить подростков с депрессивными состояниями.
4. Разработать и реализовать программу коррекции депрессивных состояний в подростковом возрасте и проверить ее эффективность.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Теоретические основы возникновения и коррекции депрессивных состояний у подростков
6
1.1 Депрессия как эмоциональное состояние личности
6
1.2. Характеристика депрессивных состояний в подростковом возрасте
12
1.2.1. Основные причины и факторы, влияющие на возникновение депрессивных расстройств у подростков
12
1.2.2. Особенности протекания депрессивных состояний у подростков
22
1.3. Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков.
32
Выводы к первой главе
38
Глава 2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков и их коррекция
39
2.1. Диагностика депрессивных состояний
39
2.1.1. Применение «клинического опросника» для выявления и оценки невротических состояний
40
2.1.2. Применение опросника «шкала депрессии Бека» для изучения депрессивных состояний у подростков
45
2.1.3. Применение «методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний Цунга» с целью подтверждения результатов
47
2.2. Реализация программы коррекционной работы с депрессивными подростками
50
2.3. Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками
57
Заключение
61
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - копия.doc

— 696.00 Кб (Скачать документ)

«Рекламный ролик». Цель: развитие  навыка эмпатии, сплочение группы, развитие коммуникативных навыков.

«Прогулка доверия». Цель: испытать чувство доверия (или недоверия), разрешая себе быть незрячим и ведомым, повысить чувство принадлежности к группе, составить представление о важности доверия в группе.

.«Говорю, что вижу». Цель: развитие безоценочного восприятия.

«Официант, в моем супе муха». Цель: развить навыки эффективного поведения в конфликтных ситуациях.

«Передача движения по кругу». Цель: совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне, развитие воображения и эмпатии.

 

Занятие 3. Тема: «В море эмоций»

Цель: расширить знания участников о чувствах и эмоциях, развитие безоценочного восприятия эмоций, обучить навыкам выражения собственных эмоций и чтение их у других людей.

«Привет». Цель: установление доверительных отношений между членами группы.

«Называем чувства». Цель: обогащение словаря эмоций у участников. «Шурум-бурум». Цель: познакомиться с эмоциями.

«Бумажные мячики (Снежки)». Цель: эмоциональная разрядка, снятие психоэмоционального напряжения.

 

Занятие 4. Тема «Мои качества и ценности»

Цель: создать условия для переоценки личностных качеств, ценностей, повышения самооценки, усиления Эго.

«Рассчитайся». Цель: настроится на работу, повысить чувство принадлежности к группе, развить коммуникативные навыки.

«Футболки». Цель: поделиться особенностями своего самовосприятия, определить аспекты личности, которые обычно остаются скрытыми, тренировка навыков эмпатии, по-новому взглянуть на свое собственное поведение, определяя характеристики своей личности. Усилить чувство принадлежности к группе при помощи самораскрытия, увеличить степень принятия себя, выслушивая реакции на свои слова, которые не являются осуждающими и оценочными.

«Драгоценные качества». Цель: подкрепить позитивное восприятие себя, определяя пять сильных черт, которые им в себе нравятся; тренировка навыков эмпатии.

«Система личных ценностей и самооценка». Цель: определить свои личные ценности, изучить свою систему ценностей, улучшить понимание своей самооценки.

 

Занятие №5. Тема: «В глубине души»

Цель: создать условия для самопознания, погружения в собственный внутренний мир и ориентации в нем.

«Прогноз погоды». Цель: настроиться на работу, повысить навыки эмпатии, повысить чувство принадлежности к группе.

«Волшебная рука». Цель: повышение самооценки, усиление эго.

«Волшебная лавка». Цель: исследовать свою собственную значимость, определяя свои ценные личные качества.

 

Занятие 6. Тема «Среди проблем»

Цель: усилить Эго, обучение навыку выхода из проблемной ситуации, обучение вхождению в ресурсное состояние.

«Сигнал». Цель: приготовиться к последующей работе, повысить чувство принадлежности к группе.

«Цикл потерь: модель для обсуждения депрессии и суицида». Цель: определить свои потери и поделиться ими с группой; обсудить свое прохождение цикла потери и определить стадию, на которой они сейчас, по их мнению, находятся. Получить представление о процессе переживания острого горя, получить представления о подростковых суицидах, начать или продолжить процесс переживания личных потерь, определить факторы, которые могут способствовать депрессии.

«Я чувствую себя хорошо». Цель: обучение вхождению в ресурсное состояние.

«Спасибо за приятное занятие». Цель: завершение занятия.

 

Занятие 7. Цель: « Среди проблем». Продолжение

Цель: усилить Эго, обучение навыку выхода из проблемной ситуации, обучение вхождению в ресурсное состояние.

«Меняющаяся комната». Цель: настроиться на работу.

«Черный шар: идентификация проблемы». Цель: определить и обсудить в группе некоторые личные проблемы; выяснить разницу между проблемами, которые они могут контролировать, и теми, над которыми они не властны.

«Техника двойной колонки». Цель: выработка навыка идентификации необоснованных автоматических мыслей.

«Аукцион». Цель: научить справляться с плохим настроением.

«Спасибо за приятное занятие». Цель: повышение самооценки, завершение занятия.

 

Занятие 8. Тема: « Наши обиды»

Цель: усиление Эго, повышение рефлексивности, психологическая коррекция детских обид.

«Будешь! Не буду!». Цель: усиление Эго, повышение рефлексивности.

«Слова, которые причиняют боль». Цель: уменьшить чувство одиночества и уникальности своих проблем при помощи обсуждения в группе своих болезненных воспоминаний; улучшить представления о себе, «реконструировав» негативные сообщения.

«Копилка обид». Цель: осознать бесплодность накопленных обид, повысить рефлексивность, улучшить представления о себе.

«Вверх по радуге». Цель: обучить вхождению в ресурсное состояние.

Ритуал завершения занятия.

 

Занятие 9. «Прошлое, будущее, настоящее»

Цель: создать условия, способствующие осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

«Автобиография». Цель: ощутить, каким образом наше прошлое повлияло на наше настоящее, и как это влия­ние продолжает сказываться до сих пор, чтобы освободиться от него и от тех стереотипов поведения, которые уже не со­ответствуют нашим сегодняшним интересам.

«Планирование будущего». Цель: определить планы на будущее, структурировать понятие о жизни, повысить уровень рефлексивности.

Ритуал завершения занятия.

 

Занятие 10. Тема: «Финал»

Цель: подведение итогов, закрепление достигнутых результатов, завершение групповой работы.

«Розовый куст». Цель: повышение самооценки, исследовать свою собственную значимость, определяя свои личные качества.

«Чемодан в дорогу». Цель: повышение рефлексивности, исследование собственной значимости.

«Контракт». Цель: осмыслить пережитое в группе и составить контракт с самим собой о планах на будущее.

 

 

 

2.3. Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками

Коррекционная работа проводилась на базе МОУ СОШ №7 с 16 подростками.

В ходе работы подростки проявляли активность и заинтересованность.

После проведенной работы испытуемые подверглись повторному тестированию, по результатам которого выяснилось, что количество подростков в данной группе с ярко выраженными признаками депрессивных состояний уменьшилось:

«Клиническоий опросник» для выявления и оценки невротических состояний:

Количество подростков с признаками депрессивных состояний по сравнению с прошлыми результатами уменьшилось с трех до одного.

Данные по результатам обследования:

Имя испытуемого

Состояние

1

Алена М.

здоровье

2

Антон Б.

здоровье

3

Артем О.

здоровье

4

Виктор Н.

здоровье

5

Жанна Д.

здоровье

6

Илья К.

здоровье

7

Ира П.

здоровье

8

Катя В.

возможность

9

Катя П.

здоровье

10

Лена М.

депрессия

11

Лиза Р.

здоровье

12

Надя Л.

здоровье

13

Наташа Ш.

здоровье

14

Рита С.

здоровье

15

Роман С.

здоровье

16

Сергей Т.

здоровье

 

На диграмме №4 в процентном соотношении представлены результаты обследования.

Диаграмма №4:

«Шкала депрессии Бека»:

По результатам данной методики после проведения коррекционной работы в группе испытуемых осталось четыре подростка с умеренной депрессией, три – с легкой, у девяти испытуемых признаков депрессии не обнаружено.

Данные по результатам обследования:

Имя испытуемого

Балл

1

Алена М.

8

2

Антон Б.

4

3

Артем О.

13

4

Виктор Н.

5

5

Жанна Д.

17

6

Илья К.

6

7

Ира П.

2

8

Катя В.

18

9

Катя П.

10

10

Лена М.

19

11

Лиза Р.

14

12

Надя Л.

16

13

Наташа Ш.

4

14

Рита С.

8

15

Роман С.

1

16

Сергей Т.

7

 

На диаграмме №5 в процентном соотношении показаны результаты обследования:

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Цунга:

После проведенной коррекционной работы с помощью данной методики в группе испытуемых диагностируется одно субдепрессивное состояние, у трех испытуемых зафиксировано состояние легкой депрессии, у остальных испытуемых депрессивное состояние не диагностируется. Данные результаты также показывают уменьшение подростков со склонностями к депрессии в данной группе.

Данные по результатам обследования:

Имя испытуемого

Балл

1

Алена М.

43

2

Антон Б.

40

3

Артем О.

50

4

Виктор Н.

39

5

Жанна Д.

52

6

Илья К.

37

7

Ира П.

38

8

Катя В.

56

9

Катя П.

10

10

Лена М.

65

11

Лиза Р.

43

12

Надя Л.

45

13

Наташа Ш.

36

14

Рита С.

45

15

Роман С.

30

16

Сергей Т.

41

Информация о работе Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков и их коррекция