Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 06:10, курсовая работа
Цель исследования: выявление оптимальных методов психологической коррекции и осуществление коррекции депрессивных состояний у подростков.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую и научно-практическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить специфику депрессивных состояний в подростковом возрасте.
3. Выявить подростков с депрессивными состояниями.
4. Разработать и реализовать программу коррекции депрессивных состояний в подростковом возрасте и проверить ее эффективность.
Введение
3
Глава 1. Теоретические основы возникновения и коррекции депрессивных состояний у подростков
6
1.1 Депрессия как эмоциональное состояние личности
6
1.2. Характеристика депрессивных состояний в подростковом возрасте
12
1.2.1. Основные причины и факторы, влияющие на возникновение депрессивных расстройств у подростков
12
1.2.2. Особенности протекания депрессивных состояний у подростков
22
1.3. Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков.
32
Выводы к первой главе
38
Глава 2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков и их коррекция
39
2.1. Диагностика депрессивных состояний
39
2.1.1. Применение «клинического опросника» для выявления и оценки невротических состояний
40
2.1.2. Применение опросника «шкала депрессии Бека» для изучения депрессивных состояний у подростков
45
2.1.3. Применение «методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний Цунга» с целью подтверждения результатов
47
2.2. Реализация программы коррекционной работы с депрессивными подростками
50
2.3. Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками
57
Заключение
61
Библиографический список
На диаграмме №6 в процентном соотношении показаны результаты обследования:
Заключение
Психическое неблагополучие подростков, касающееся эмоциональной сферы, имеет далеко идущие последствия. Написание данной курсовой работы было определено следующей гипотезой: депрессивные состояния подростка имеют определенные психологические особенности, своевременная коррекция которых позволяет повысить адаптивность подростков, и способствует профилактике возможной дезадаптации.
Проведенный в первой главе данной курсовой работы анализ современного состояния проблемы позволил прийти к заключению, что, несмотря на большое внимание психологов и представителей смежных специальностей к проблеме депрессивности, используемый понятийный аппарат еще недостаточно совершенен. Так, само понятие «депрессия» до настоящего времени остается спорным и неоднозначным. Оно используется как характеристика настроения, как название синдрома и как название отдельного заболевания. Тем самым именно взаимодействие медицинского и психологического знания становится необходимым для практического решения проблемы диагностики и коррекции эмоционального неблагополучия у подростков. При этом на первое место среди трех основных групп депрессивных явлений выступает психологическое исследование депрессивных состояний, поскольку депрессия как заболевание в преобладающей степени относится к юрисдикции медицины, а депрессивное настроение, как правило, - проявление различных психологических механизмов, связанных как со спецификой подросткового возраста, так и с индивидуально-типическими психологическими и психофизиологическими характеристиками подростков.
Именно депрессивные состояния как тревожный сигнал эмоционального неблагополучия подростка, не всегда вызывая к себе достаточно внимательного отношения специалистов и родителей, и стали объектом нашего исследования.
На основании имеющихся в литературе данных мы выделили ряд направлений и подходов к исследованию психологического содержания депрессии, механизмов ее возникновения и коррекции, в связи с тем, что процесс коррекции депрессивных состояний явился предметом данной курсовой работы.
Проведенный анализ литературы показал, что депрессивные состояния обнаруживают связь с теми характеристиками жизнедеятельности подростка, которые являются для него наиболее значимыми. Это относится к межличностным отношениям в семье и детско-родительским отношениям, комплексу отношений, в которые вступает подросток в процессе школьного обучения, к стрессогенным жизненным событиям. Рассмотрены пути и методы психологической коррекции депрессивных состояний в различных психологических подходах.
В практической части данной курсовой работы отражены результаты диагностического исследования и проведенной коррекционной работы.
Диагностика показала, что почти половине подростков не свойственно состояние депрессии, она выражена лишь у 15-20% испытуемых, но при этом 20% маскируют свое истинное состояние или не желают признавать у себя его наличие. Легкое снижение настроения у трети подростков свидетельствует о начинающемся неблагополучии.
Таким образом, неблагополучие эмоциональной сферы, маскированная депрессия и наличие депрессии у некоторых подростков, что в совокупности составляет около 50% испытуемых, требует со стороны психолога пристального внимания.
При выборе вида коррекции учитывалось, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение, и потому при работе с подростками, обнаружившими депрессию, предпочтение было отдано ее групповому варианту. В процессе групповой работы на основе принципа взаимодействия и совместной деятельности повышается уровень психической активности – сначала в групповой ситуации, а затем и в реальной жизни. Вырабатываются адекватные способы разрешения личных проблем, новые способы адекватного поведения и выражения чувств, т.е. расширяется диапазон средств и способов саморегуляции поведения, развивается и смысловая структура личности. Одновременно с этим изменяется и сама структура общения. С приобретением ощущения принадлежности к группе, а также идентификации себя с другими подросток получает возможность установления реальных социальных связей и определения своего места в обществе.
В связи с этим наиболее эффективным, с нашей точки зрения, является комплексный подход к проблеме коррекции депрессивных состояний. Комплексный подход – это совокупность всех путей и методов коррекции депрессивных состояний, разработанных в различных психологических теориях (психоанализ, когнитивная, поведенческая, групповая психокоррекция, семейная психотерапия). Этот подход был успешно использован в данной курсовой работе.
Изменения, произошедшие в ходе коррекции, показали, что процесс психологической коррекции депрессивных состояний у подростков осуществлялся в полной мере. Показатели депрессии уменьшались, что подтверждала вторичная диагностика. Следовательно, программа, разработанная автором курсовой работы, оказалась эффективной для коррекции депрессивных состояний у подростков и может быть рекомендована практическим психологам для использования в работе с подростками, в соответствии с ее целями и назначением.
Таким образом, в ходе эмпирического исследования гипотеза данной дипломной работы подтвердилась.
Библиографический список:
1. Антропов, Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков.- М.: изд-во Медпрактика, 2000, 224 с.
2. Баярд, Р. Баярд, Д. Волнение беспокойного подростка. – М., 1978, 315 с.
3. Бойко, В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь.- СПб.: Союз, 2002, 160 с.
4. Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2002, 174 с.
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Педагогика, 1984 г. Т.4.
6. Голант, М., Голант, С. Что делать, когда тот, кого вы любите в депрессии. Помоги себе – помоги другому. - М.: изд-во института психотерапии, 2001, 175 с.
7. Депрессия. // Под ред. Пери, А., Руксталис М. и др. Пер. с англ. - М., Мир, 2000, 215 с.
8. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба. – М., 1997, 315 с.
9. Зиновьев, С.В. Наследство Ниобы. Лики депрессии. - СПб, 2002, 128 с.
10. Изард, К.Э.Психология эмоций. – СПб.: изд-во Питер, 1999, 464 с.
11. Ковалев, Ю.В., Золотухина, О.Н. Депрессия, клинический аспект. - М.: Медицинская книга, 2001, 144 с.
12. Колодзин, Б. Как жить после психической травмы. - М.: Геодезия, 1992, 186 с.
13. Кон, И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980, 267 с.
14. Кон, И.С. Психология ранней юности. - М., 1989, 324 с.
15. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб., 2002, 198 с.
16. Кочубей, Б., Новикова, Е. Как лечить депрессию. // Семья и школа, 1988г, №8, с. 18-24
17. Крайг, Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000, 992 с.
18. Курпатов, А.В. Как избавиться от тревоги, депрессии, раздражительности. - СПб., 2002, 256 с.
19. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. // Вопросы психологии, 1969г., №1, с. 24-28.
20. Лоуэн, А. Депрессия и тело. - М., 2002, 384 с.
21. Мафсон, Л., Моро, Д. и др. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия. – М.: ЭКСМО, 2003, 320 с.
22. Мэй, Р. Смысл тревоги. - М., «Класс», 2001, 384 с.
23. Немов, Р.С. Психология. Кн. №2, - М., Просвещение Владос., 1995.
24. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты проблемы, - М., 1995, 342 с.
25. Подольский, А.И., Идобаева, О.А., Хейманс, П. Диагностика подростковой депрессивности. – СПб.: Питер, 2004, 202 с.
26. Покрасс, М.Л. Активная депрессия. Добрая сила тоски. - Самара, 2001, 320 с.
27. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Азарова, Т.В., Барчик, О.И. и др. – СПб.: Питер, 2002, 304 с.
28. Психологический словарь. / Общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, - М., 1990, 890 с.
29. Психология индивидуальных различий. Тексты\ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.
30. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996, 546 с.
31. Рубинштейн, С.П. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999, 720 с.
32. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера/ Сост. О.Ф. Дубровская, – М.: «Когито-центр», 2001, 63 с.
33. Словарь практического психолога. / Под общ. Ред. С.Ю. Головин, – Минск: Харвест., 1997, 897 с.
34. Снегирева, Т.В. Восприятие сверстников и взрослых подростками и старшеклассниками./ Вопросы психологии, 1985, № 5, с.13-17
35. Трикетт, Ш. Как победить депрессию и избавиться от тревоги. - М.: ЭКСМО, 2002, 160 с.
36. Ханин, Ю.Л. Исследование депрессии. // Вопросы психологии, 1999г., №3, с. 34-36.
37. Холл, К., Линдсей, Г. Теории личности. – М., 1993, 876 с.
38. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. - СПб. Питер, 2002, 224 с.
39. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996, 435 с.
Приложение № 1
Бланк «Клинического опросника» для выявления и оценки невротических состояний:
1. Ваш сон поверхностный и неспокойный?
2. Замечаете ли Вы, что стали более медлительны и вялы, нет прежней энергичности?
3. После сна Вы чувствуете себя усталым и «разбитым» (неотдохнувшим)?
4. У Вас плохой аппетит?
5. У Вас бывают ощущения сдавливания в груди и чувство нехватки воздуха при волнениях или расстройствах?
6. Вам трудно бывает заснуть, если Вас что-либо тревожит?
7. Чувствуете ли Вы себя подавленным и угнетенным?
8. Чувствуете ли Вы у себя повышенную утомляемость, усталость?
9. Замечаете ли Вы, что прежняя работа дается Вам труднее и требует больших усилий?
10. Замечаете ли Вы, что стали более рассеянным и невнимательным забываете куда положили какую-нибудь вещь или не можете вспомнить, что только собирались делать?
11. Вас беспокоят навязчивые воспоминания?
12. Бывает ли у Вас ощущение какого-то беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин и нет?
13. У Вас возникает страх заболеть тяжелым заболеванием (рак, инфаркт, психическое заболевание и т.д.)?
14. Вы не можете сдерживать слезы и плачете?
15. Замечаете ли Вы, что потребность в интимной жизни для Вас стала меньше или даже стала Вас тяготить?
16. Вы стали более раздражительны и вспыльчивы?
17. Приходит ли Вам мысль, что в Вашей жизни мало радости и счастья?
18. Замечаете ли Вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений?
19. Проверяете ли Вы многократно выполненные действия: выключен ли газ, вода, электричество, заперта ли дверь и т.д.?
20. Беспокоят ли Вас боли или неприятные ощущения в области сердца?
21. Когда Вы расстраиваетесь, у Вас бывает так плохо с сердцем, что Вам приходится принимать лекарства или даже вызывать «скорую помощь»?
22. Бывает ли у Вас звон в ушах или рябь в глазах?
23. Бывают ли у Вас приступы учащенного серцебиения?
24. Вы так чувствительны, что громкие звуки, яркий свет и резкие краски раздражают Вас?
25. Испытываете ли Вы в пальцах рук и ног, или в теле покалывание, ползание мурашек, онемение или другие неприятные ощущения?
26. У Вас бывают периоды такого беспокойства. Что Вы даже не можете усидеть на месте?
27. Вы к концу работы так сильно устаете, что Вам необходимо отдохнуть, прежде чем приняться за что-либо?
28. Ожидание Вас тревожит и нервирует?
29. У Вас кружится голова и темнеет в глазах, если Вы резко встанете или наклонитесь?
30. При резком изменении погоды у Вас ухудшается самочувствие?
31. Вы замечали как у Вас непроизвольно подергиваются голова и плечи, или веки, скулы, особенно, когда Вы волнуетесь?
32. У Вас бывают кошмарные сновидения?
33. Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь или за что-нибудь?
34. Ощущаете ли Вы комок в горле при волнении?
35. Бывает ли у Вас чувство, что к Вам относятся безразлично, никто не стремится Вас понять и посочувствовать, и Вы ощущаете себя одиноким?
36. Испытываете ли Вы затруднения при глотании пищи, особенно Вы волнуетесь?
Информация о работе Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков и их коррекция