Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков и их коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 06:10, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление оптимальных методов психологической коррекции и осуществление коррекции депрессивных состояний у подростков.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую и научно-практическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить специфику депрессивных состояний в подростковом возрасте.
3. Выявить подростков с депрессивными состояниями.
4. Разработать и реализовать программу коррекции депрессивных состояний в подростковом возрасте и проверить ее эффективность.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Теоретические основы возникновения и коррекции депрессивных состояний у подростков
6
1.1 Депрессия как эмоциональное состояние личности
6
1.2. Характеристика депрессивных состояний в подростковом возрасте
12
1.2.1. Основные причины и факторы, влияющие на возникновение депрессивных расстройств у подростков
12
1.2.2. Особенности протекания депрессивных состояний у подростков
22
1.3. Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков.
32
Выводы к первой главе
38
Глава 2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков и их коррекция
39
2.1. Диагностика депрессивных состояний
39
2.1.1. Применение «клинического опросника» для выявления и оценки невротических состояний
40
2.1.2. Применение опросника «шкала депрессии Бека» для изучения депрессивных состояний у подростков
45
2.1.3. Применение «методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний Цунга» с целью подтверждения результатов
47
2.2. Реализация программы коррекционной работы с депрессивными подростками
50
2.3. Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками
57
Заключение
61
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - копия.doc

— 696.00 Кб (Скачать документ)

Согласно психоаналитической теории, причиной депрессии может стать конфликт между подсознательными и сознательными мыслями, убеждениями  и желаниями человека. Беспокоящие подростков конфликт они стараются подавить и инстинктивно перемещают их из сознания в подсознание. Задача психоаналитической коррекции – поднять из глубин подсознания эти подавленные и нерешенные конфликты и перенести их в наше сознание с тем, чтобы встретить их лицом к лицу и избавиться от них.

Чтобы извлечь на свет подавленные конфликты подростка, психоаналитик может воспользоваться одним из методов психоанализа: свободные ассоциации, перенос, анализ сновидений и т.д.

Недостатки психоаналитической коррекции заключаются в том, что она дорогостоящая и может занимать несколько лет. Процесс обследования затрагивает нередко болезненные и глубоко личные переживания клиента. Это на какое-то время делает пациента тревожным и расстроенным.

Межличностный подход к психотерапии и психокоррекции депрессивных состояний.

Межличностная психокоррекция – это метод, который ставит своей задачей изменить человеческие взаимоотношения, вносящие свою долю в причины депрессивных переживаний подростков. Согласно теории, разработанной  психиатром Джеральдом Клеманом и психологом Мирной Вейсман, такие болезненные переживания вытекают из трудностей в личных взаимоотношениях людей.

Межличностный психолог пытается улучшить представления больного о себе самом и его способностях к общению, что в свою очередь должно оздоровить его отношения с людьми. На занятиях клиент узнает свои возможности строить и поддерживать здоровые отношения с другими людьми, справляться с новыми задачами, бедой и горем, требующими длительного напряжения. С помощью специальных приемов подросток определяет вместе с психологом круг его проблем во  взаимоотношениях с людьми и  старается улучшить соответствующие способности.

Семейная психокоррекция депрессивных состояний.

Задача семейной психокоррекции – ознакомить членов семьи подростка с его проблемой и показать им, как они могут помочь. Семья служит мощным источником сил для подростка с депрессивным расстройством. Разногласия членов семьи, сложности в родственных отношениях или в общении приводят к появлению определенного типа пациентов, у которых семейные проблемы выливаются в депрессию. Таким образом, терапевт рассматривает подростковую депрессию, обращаясь к патологии в семейной системе. Семейная коррекция обычно является кратким, ориентированным на действия подходом, цель которого состоит в снятии симптомов через изменение поведения членов семьи.

Групповая психокоррекция депрессивных состояний.

Одной из основных целей групповой психокоррекции для решения почти любой психической проблемы является создание подростком условий для установления контакта с ровесниками, у которых возникают такие же трудности и которые могут поддержать друг друга и вместе практиковаться в  новых навыках в установлении межличностных отношений.

Цели групповой психокоррекции могут включать:

                  предоставление человеку возможности осознать, что его потребности похожи на потребности других людей,

                  выработку альтернативных решений определенных конфликтов,

                  обучение более эффективным социальным навыкам,

                  повышение осведомленности о потребностях и чувствах других людей

Многие группы, созданные для подростков, страдающих депрессией, представляют собой группы тренинга социальных навыков. Лечение здесь сосредоточено на установлении и практике социальных навыков,  способных помочь в разрешении конфликта в отношениях с семьей и друзьями. Внутри групповых занятий присутствующие часто проигрывают по ролям различные ситуации общения, такие как прояснения проблемы, понимание точки зрения другого человека и выражения своих чувств. Другие группы могут быть менее структурированы. Подростки в этих группах могут использовать занятия для обсуждения проблем, которые они испытывают с семьей и друзьями. Другой отличительной чертой этих групп является то, что занятия во многих из них ограничены во времени, имеют четкие цели и программы рассчитанные на определенный период времени.

Таким образом, наиболее эффективным является комплексный подход, использующий различные направления коррекции депрессивных состояний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы к первой главе

В ходе рассмотрения литературы по данной тематике были сделаны следующие выводы. Депрессивные состояния в подростковом возрасте встречаются относительно редко, но эти состояния опасны по своим последствиям и часто сочетаются  с другими проблемами, такими как нарушение пищевого поведения, суицидальное поведение, нервно-психическое напряжение. Подольский А. отмечает, что депрессия и тревожные состояния, депрессия и поведенческие нарушения, включая импульсивное поведение, часто появляются вместе.

Депрессия накладывает отпечаток на все стороны  личности: познавательную, поведенческую, эмоционально-волевую и т.п.

Депрессия в подростковом возрасте не является нормальным кризисным проявлением и требует особого рассмотрения, для избежания ее дальнейшего развития и перехода в область психопатологии.

Причины возникновения депрессивных состояния могут быть самыми различными: от генетической предрасположенности до проявлений возрастных кризисов, среди которых наиболее остро протекает подростковый. Проблемы в ролевом переходе приводят к депрессии, а также депрессия способствует возникновению проблем в ролевом переходе подростка.

Депрессия обнаруживается чаще у девочек-подростков, чем у мальчиков.

Среди подходов к коррекции депрессии выделяют следующие: психоаналитический, когнитивно-поведенческий, поведенческий, а также семейная и групповая психокоррекция. Наиболее эффективным, с нашей точки зрения, является комплексный подход, который и будет использоваться в практической работе, описание которой будет представлено далее.

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков

 

2.1. Диагностика депрессивных состояний

 

Исследование наличия депрессивных состояний у подростков проводилось в МОУ СОШ №7 города Ишим. Испытуемыми были учащиеся 7 класса, в количестве 16 человек, в возрасте 12-13 лет.

Этапы исследования:

1.                  Констатирующий: применение «клинического опросника» для выявления и оценки невротических состояний, опросника «шкала депрессии Бека» для изучения депрессивных состояний у подростков, «методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний Цунга» с целью выявления наличия депрессивных состояний у подростков в данной группе испытуемых по таким критериям, как: плохой сон, плохой аппетит, рассеянность, невнимательность, раздраженность, медлительность, пониженная работоспособность, самооценка.

2.                  Формирующий: реализация программы коррекционной работы с депрессивными подростками.

3.                  Контрольный: применение тех же методик, что и на первом этапе, для выявления результатов программы (улучшения или ухудшения состояний подростков).

 

 

 

 

 

 

 

2.1.1. Применение «клинического опросника» для выявления и оценки невротических состояний

 

Данная методика была выбрана, поскольку позволяет выявить и оценить степень предрасположенности подростка к депрессии.

Цель: выявить предрасположенность к депрессии у подростков в возросте 12-13 лет.

Данный опросник был разработан К.К. Яхиным и Д.М. Менделеевич для выявления и оценки невротических состояний. Бланк опросника находится в приложении 1.

Опросник состоит из 68 вопросов. Испытуемому предлагается оценить свое текущее состояние по пятибалльной системе:

5 баллов – никогда не было,

4 балла – редко,

3 балла – иногда,

2 балла – часто,

1 балл – постоянно или всегда.

Проставленные испытуемыми баллы переводятся в соответствующие диагностические коэффициенты.

Шкала тревоги

Номер
вопроса

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

6

-1,33

-0,44

1,18

1,31

0,87

12

-1,08

-1,3

-0,6

0,37

1,44

26

-1,6

-1,34

-0,4

-0.6

0,88

28

-1,11

0

0,54

1,22

0,47

32

-0,9

-1,32

-0,41

0,41

1,3

33

-1,19

-0,2

1

1,04

0,4

37

-0,78

-1,48

-1,38

0,11

0,48

41

-1,26

-0,93

-0,4

0,34

1,24

50

-1,23

-0,74

0

0,37

0,63

61

-0,92

-0,36

0,28

0,56

0,1

 

Шкала невротической депрессии

Номер
вопроса

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

2

-1,58

-1,45

-0,41

0,7

1,46

7

-1,51

-1,53

-0,34

0,58

1,4

15

-1,45

-1,26

-1

0

0.83

17

-1,38

-1,62

-0,22

0,32

0,75

18

-1,3

-1,5

-0,15

0,8

1,22

35

-1,34

-1,34

-0,5

0,3

0,73

48

-1,2

-1,23

0,36

0,56

0,2

49

-1,08

-1,08

-1, 18

0

0,46

58

-1,2

-1,26

-0,37

0.21

0,42

68

-1,08

-0,54

-0,1

0,25

0,32

Информация о работе Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков и их коррекция