Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 06:10, курсовая работа
Цель исследования: выявление оптимальных методов психологической коррекции и осуществление коррекции депрессивных состояний у подростков.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую и научно-практическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить специфику депрессивных состояний в подростковом возрасте.
3. Выявить подростков с депрессивными состояниями.
4. Разработать и реализовать программу коррекции депрессивных состояний в подростковом возрасте и проверить ее эффективность.
Введение
3
Глава 1. Теоретические основы возникновения и коррекции депрессивных состояний у подростков
6
1.1 Депрессия как эмоциональное состояние личности
6
1.2. Характеристика депрессивных состояний в подростковом возрасте
12
1.2.1. Основные причины и факторы, влияющие на возникновение депрессивных расстройств у подростков
12
1.2.2. Особенности протекания депрессивных состояний у подростков
22
1.3. Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков.
32
Выводы к первой главе
38
Глава 2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков и их коррекция
39
2.1. Диагностика депрессивных состояний
39
2.1.1. Применение «клинического опросника» для выявления и оценки невротических состояний
40
2.1.2. Применение опросника «шкала депрессии Бека» для изучения депрессивных состояний у подростков
45
2.1.3. Применение «методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний Цунга» с целью подтверждения результатов
47
2.2. Реализация программы коррекционной работы с депрессивными подростками
50
2.3. Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками
57
Заключение
61
Библиографический список
Согласно психоаналитической теории, причиной депрессии может стать конфликт между подсознательными и сознательными мыслями, убеждениями и желаниями человека. Беспокоящие подростков конфликт они стараются подавить и инстинктивно перемещают их из сознания в подсознание. Задача психоаналитической коррекции – поднять из глубин подсознания эти подавленные и нерешенные конфликты и перенести их в наше сознание с тем, чтобы встретить их лицом к лицу и избавиться от них.
Чтобы извлечь на свет подавленные конфликты подростка, психоаналитик может воспользоваться одним из методов психоанализа: свободные ассоциации, перенос, анализ сновидений и т.д.
Недостатки психоаналитической коррекции заключаются в том, что она дорогостоящая и может занимать несколько лет. Процесс обследования затрагивает нередко болезненные и глубоко личные переживания клиента. Это на какое-то время делает пациента тревожным и расстроенным.
Межличностный подход к психотерапии и психокоррекции депрессивных состояний.
Межличностная психокоррекция – это метод, который ставит своей задачей изменить человеческие взаимоотношения, вносящие свою долю в причины депрессивных переживаний подростков. Согласно теории, разработанной психиатром Джеральдом Клеманом и психологом Мирной Вейсман, такие болезненные переживания вытекают из трудностей в личных взаимоотношениях людей.
Межличностный психолог пытается улучшить представления больного о себе самом и его способностях к общению, что в свою очередь должно оздоровить его отношения с людьми. На занятиях клиент узнает свои возможности строить и поддерживать здоровые отношения с другими людьми, справляться с новыми задачами, бедой и горем, требующими длительного напряжения. С помощью специальных приемов подросток определяет вместе с психологом круг его проблем во взаимоотношениях с людьми и старается улучшить соответствующие способности.
Семейная психокоррекция депрессивных состояний.
Задача семейной психокоррекции – ознакомить членов семьи подростка с его проблемой и показать им, как они могут помочь. Семья служит мощным источником сил для подростка с депрессивным расстройством. Разногласия членов семьи, сложности в родственных отношениях или в общении приводят к появлению определенного типа пациентов, у которых семейные проблемы выливаются в депрессию. Таким образом, терапевт рассматривает подростковую депрессию, обращаясь к патологии в семейной системе. Семейная коррекция обычно является кратким, ориентированным на действия подходом, цель которого состоит в снятии симптомов через изменение поведения членов семьи.
Групповая психокоррекция депрессивных состояний.
Одной из основных целей групповой психокоррекции для решения почти любой психической проблемы является создание подростком условий для установления контакта с ровесниками, у которых возникают такие же трудности и которые могут поддержать друг друга и вместе практиковаться в новых навыках в установлении межличностных отношений.
Цели групповой психокоррекции могут включать:
предоставление человеку возможности осознать, что его потребности похожи на потребности других людей,
выработку альтернативных решений определенных конфликтов,
обучение более эффективным социальным навыкам,
повышение осведомленности о потребностях и чувствах других людей
Многие группы, созданные для подростков, страдающих депрессией, представляют собой группы тренинга социальных навыков. Лечение здесь сосредоточено на установлении и практике социальных навыков, способных помочь в разрешении конфликта в отношениях с семьей и друзьями. Внутри групповых занятий присутствующие часто проигрывают по ролям различные ситуации общения, такие как прояснения проблемы, понимание точки зрения другого человека и выражения своих чувств. Другие группы могут быть менее структурированы. Подростки в этих группах могут использовать занятия для обсуждения проблем, которые они испытывают с семьей и друзьями. Другой отличительной чертой этих групп является то, что занятия во многих из них ограничены во времени, имеют четкие цели и программы рассчитанные на определенный период времени.
Таким образом, наиболее эффективным является комплексный подход, использующий различные направления коррекции депрессивных состояний.
Выводы к первой главе
В ходе рассмотрения литературы по данной тематике были сделаны следующие выводы. Депрессивные состояния в подростковом возрасте встречаются относительно редко, но эти состояния опасны по своим последствиям и часто сочетаются с другими проблемами, такими как нарушение пищевого поведения, суицидальное поведение, нервно-психическое напряжение. Подольский А. отмечает, что депрессия и тревожные состояния, депрессия и поведенческие нарушения, включая импульсивное поведение, часто появляются вместе.
Депрессия накладывает отпечаток на все стороны личности: познавательную, поведенческую, эмоционально-волевую и т.п.
Депрессия в подростковом возрасте не является нормальным кризисным проявлением и требует особого рассмотрения, для избежания ее дальнейшего развития и перехода в область психопатологии.
Причины возникновения депрессивных состояния могут быть самыми различными: от генетической предрасположенности до проявлений возрастных кризисов, среди которых наиболее остро протекает подростковый. Проблемы в ролевом переходе приводят к депрессии, а также депрессия способствует возникновению проблем в ролевом переходе подростка.
Депрессия обнаруживается чаще у девочек-подростков, чем у мальчиков.
Среди подходов к коррекции депрессии выделяют следующие: психоаналитический, когнитивно-поведенческий, поведенческий, а также семейная и групповая психокоррекция. Наиболее эффективным, с нашей точки зрения, является комплексный подход, который и будет использоваться в практической работе, описание которой будет представлено далее.
Глава 2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков
2.1. Диагностика депрессивных состояний
Исследование наличия депрессивных состояний у подростков проводилось в МОУ СОШ №7 города Ишим. Испытуемыми были учащиеся 7 класса, в количестве 16 человек, в возрасте 12-13 лет.
Этапы исследования:
1. Констатирующий: применение «клинического опросника» для выявления и оценки невротических состояний, опросника «шкала депрессии Бека» для изучения депрессивных состояний у подростков, «методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний Цунга» с целью выявления наличия депрессивных состояний у подростков в данной группе испытуемых по таким критериям, как: плохой сон, плохой аппетит, рассеянность, невнимательность, раздраженность, медлительность, пониженная работоспособность, самооценка.
2. Формирующий: реализация программы коррекционной работы с депрессивными подростками.
3. Контрольный: применение тех же методик, что и на первом этапе, для выявления результатов программы (улучшения или ухудшения состояний подростков).
2.1.1. Применение «клинического опросника» для выявления и оценки невротических состояний
Данная методика была выбрана, поскольку позволяет выявить и оценить степень предрасположенности подростка к депрессии.
Цель: выявить предрасположенность к депрессии у подростков в возросте 12-13 лет.
Данный опросник был разработан К.К. Яхиным и Д.М. Менделеевич для выявления и оценки невротических состояний. Бланк опросника находится в приложении 1.
Опросник состоит из 68 вопросов. Испытуемому предлагается оценить свое текущее состояние по пятибалльной системе:
5 баллов – никогда не было,
4 балла – редко,
3 балла – иногда,
2 балла – часто,
1 балл – постоянно или всегда.
Проставленные испытуемыми баллы переводятся в соответствующие диагностические коэффициенты.
Номер | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
6 | -1,33 | -0,44 | 1,18 | 1,31 | 0,87 |
12 | -1,08 | -1,3 | -0,6 | 0,37 | 1,44 |
26 | -1,6 | -1,34 | -0,4 | -0.6 | 0,88 |
28 | -1,11 | 0 | 0,54 | 1,22 | 0,47 |
32 | -0,9 | -1,32 | -0,41 | 0,41 | 1,3 |
33 | -1,19 | -0,2 | 1 | 1,04 | 0,4 |
37 | -0,78 | -1,48 | -1,38 | 0,11 | 0,48 |
41 | -1,26 | -0,93 | -0,4 | 0,34 | 1,24 |
50 | -1,23 | -0,74 | 0 | 0,37 | 0,63 |
61 | -0,92 | -0,36 | 0,28 | 0,56 | 0,1 |
Номер | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
2 | -1,58 | -1,45 | -0,41 | 0,7 | 1,46 |
7 | -1,51 | -1,53 | -0,34 | 0,58 | 1,4 |
15 | -1,45 | -1,26 | -1 | 0 | 0.83 |
17 | -1,38 | -1,62 | -0,22 | 0,32 | 0,75 |
18 | -1,3 | -1,5 | -0,15 | 0,8 | 1,22 |
35 | -1,34 | -1,34 | -0,5 | 0,3 | 0,73 |
48 | -1,2 | -1,23 | 0,36 | 0,56 | 0,2 |
49 | -1,08 | -1,08 | -1, 18 | 0 | 0,46 |
58 | -1,2 | -1,26 | -0,37 | 0.21 | 0,42 |
68 | -1,08 | -0,54 | -0,1 | 0,25 | 0,32 |
Информация о работе Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков и их коррекция