Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 06:10, курсовая работа
Цель исследования: выявление оптимальных методов психологической коррекции и осуществление коррекции депрессивных состояний у подростков.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую и научно-практическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить специфику депрессивных состояний в подростковом возрасте.
3. Выявить подростков с депрессивными состояниями.
4. Разработать и реализовать программу коррекции депрессивных состояний в подростковом возрасте и проверить ее эффективность.
Введение
3
Глава 1. Теоретические основы возникновения и коррекции депрессивных состояний у подростков
6
1.1 Депрессия как эмоциональное состояние личности
6
1.2. Характеристика депрессивных состояний в подростковом возрасте
12
1.2.1. Основные причины и факторы, влияющие на возникновение депрессивных расстройств у подростков
12
1.2.2. Особенности протекания депрессивных состояний у подростков
22
1.3. Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков.
32
Выводы к первой главе
38
Глава 2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков и их коррекция
39
2.1. Диагностика депрессивных состояний
39
2.1.1. Применение «клинического опросника» для выявления и оценки невротических состояний
40
2.1.2. Применение опросника «шкала депрессии Бека» для изучения депрессивных состояний у подростков
45
2.1.3. Применение «методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний Цунга» с целью подтверждения результатов
47
2.2. Реализация программы коррекционной работы с депрессивными подростками
50
2.3. Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками
57
Заключение
61
Библиографический список
На диаграмме № 1 в процентном соотношении представлены результаты данного диагностического исследования.
Диаграмма №1:
2.1.2. Применение опросника «шкала депрессии Бека» для изучения депрессивных состояний у подростков
Шкала депрессии Бека (Beck Depression Inventory) предложена А.Т. Беком в 1961 г. и разработана на основе клинических наблюдений, позволивших выявить симптомы депрессии.
Цель: выявить симптомы депрессии у подростков 12-13 лет.
Опросник состоит из 20 категорий симптомов, каждая из которых состоит из 4 утверждении, соответствующих специфическим проявлениям (симптомам) депрессии. Бланк опросника находится в приложении 2.
Инструкция:
В этом опроснике содержатся группы утверждений. Внимательно прочитайте каждую группу утверждений. Затем определите в каждой группе одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как Вы себя чувствовали НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ И СЕГОДНЯ. Поставьте галочку около выбранного утверждения. Если несколько утверждений из одной группы кажутся Вам одинаково хорошо подходящими, то поставьте галочки около каждого из них. Прежде, чем сделать свой выбор, убедитесь, что Вы прочли все утверждения в каждой группе.
Обработка и интерпретация результатов
При интерпретации данных учитывается суммарный балл по всем категориям.
0-9 – отсутствие депрессивных симптомов
10-15 – легкая депрессия (субдепрессия)
16-19 – умеренная депрессия
20-29 – выраженная депрессия (средней тяжести)
30-60 – тяжелая депрессия
В следующей таблице представлены результаты данного опросника. Они свидетельствуют о том, что у двух испытуемых выраженная дипрессия, у одного испытуемого тяжелая дипрессия, и у одного испытуемых умеренная дипрессия, у двенадцати – легкая.
Данные по результатам опросника:
№ | Имя испытуемого | Балл |
1 | Алена М. | 11 |
2 | Антон Б. | 12 |
3 | Артем О. | 13 |
4 | Виктор Н. | 10 |
5 | Жанна Д. | 21 |
6 | Илья К. | 12 |
7 | Ира П. | 10 |
8 | Катя В. | 27 |
9 | Катя П. | 10 |
10 | Лена М. | 35 |
11 | Лиза Р. | 14 |
12 | Надя Л. | 17 |
13 | Наташа Ш. | 11 |
14 | Рита С. | 13 |
15 | Роман С. | 10 |
16 | Сергей Т. | 12 |
Диаграмма №2:
2.1.3. Применение «методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний Цунга» с целью подтверждения результатов.
Шкала Цунга для самооценки депрессии (англ. Zung Self-Rating Depression Scale) - тест для самооценки депрессии был разработан в Университете Дюка психиатром доктором Уильямом Цунгом. Тест позволяет оценить уровень депрессии обследуемых и определить степень депрессивного расстройства. Бланк методики располагается в приложении 3.
Цель: подтвердить наличие депрессии у испытуемых.
В тестировании учитывается 20 факторов, которые определяют четыре уровня депрессии. В тесте присутствуют десять позитивно сформулированных и десять негативно сформулированных вопросов. Каждый вопрос оценивается по шкале от 1 до 4 (на основе этих ответов: «никогда», «иногда», «часто», «постоянно»). Результаты делятся на четыре диапазона:
25-49 Нормальное состояние
50-59 Легкая депрессия
60-69 Умеренная депрессия
70 и выше Тяжелая депрессия
Инструкция:
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
А (1) – никогда или изредка
В (2) – иногда
С (3) – часто
D (4) – почти всегда или постоянно
Обработка результатов:
Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:
УД=∑пр + ∑обр.
где ∑пр – сумма зачеркнутых цифр к "прямым" высказываниям № 1,3,4,7,8,9,10,13,15,19;
∑обр. – сумма цифр, "обратных" зачеркнутым, к высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12,14,16,17, 18,20.
Интерпретация результатов
В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.
Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии.
Если УД более 50 и менее 59 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза.
Показатель УД от 60 до 69 баллов – субдепрессивное состояние или маскированная депрессия.
Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более 70 баллов.
Результаты данной методики приведены в таблице ниже. Результаты показывают, что у двух испытуемых диагностируется истинное депрессивное состояние, у одного – маскированная депрессия, у пяти – легкая депрессия, у остальных восьми испытуемых диагностируется состояние без депрессии.
Данные по результатам методики:
№ | Имя испытуемого | Балл |
1 | Алена М. | 51 |
2 | Антон Б. | 42 |
3 | Артем О. | 54 |
4 | Виктор Н. | 39 |
5 | Жанна Д. | 64 |
6 | Илья К. | 41 |
7 | Ира П. | 45 |
8 | Катя В. | 71 |
9 | Катя П. | 10 |
10 | Лена М. | 73 |
11 | Лиза Р. | 52 |
12 | Надя Л. | 53 |
13 | Наташа Ш. | 38 |
14 | Рита С. | 53 |
15 | Роман С. | 32 |
16 | Сергей Т. | 47 |
Диаграмма №3:
2.2. Реализация программы коррекционной работы с депрессивными подростками
При выборе вида коррекции учитывалось, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение, и потому при работе с подростками, обнаружившими депрессию, предпочтение было отдано ее групповому варианту.
В процессе групповой работы на основе принципа взаимодействия и совместной деятельности повышается уровень психической активности – сначала в групповой ситуации, а затем и в реальной жизни. Вырабатываются адекватные способы разрешения личных проблем, новые способы адекватного поведения и выражения чувств, т.е. расширяется диапазон средств и способов саморегуляции поведения, развивается и смысловая структура личности. Одновременно с этим изменяется и сама структура общения. С приобретением ощущения принадлежности к группе, а также идентификации себя с другими подросток получает возможность установления реальных социальных связей и определения своего места в обществе.
В связи с этим принято решение разработать коррекционную программу на основе социально-психологического тренинга и тренинга личностного роста.
Цель программы: коррекция депрессивных состояний у подростка.
Задачи коррекции:
1. Устранить симптомы депрессивного состояния.
2. Сформировать навыки саморегуляции.
3. Расширить знания участников о чувствах и эмоциях, создать условия для развития способности безоценочного их принятия, сформировать умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
4. Создать условия для личностного роста, создать условия для формирования у подростка стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.
5. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
6. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, позитивных жизненных целей, путей и способов их адекватного достижения.
Категория участников: коррекция рассчитана для подростков, лучше, если возраст участников превышает 11-12 лет. Дети младшего возраста еще не вступили в подростковый период поиска себя, и им сложно будет заниматься неактуальными для них темами.
Требования к проведению.
Состав групп: 10-20 человек;
Группа должна комплектоваться на добровольной основе;
Предпочтительно проводить занятия с разнополой группой, но достаточно допустимы и гомогенные группы;
Желательно включать в группу участников с небольшой разницей в возрасте.
Место проведения: зал для групповой работы.
Форма проведения: групповые занятия.
Рекомендуемая частота занятий – один раз в неделю.
Каждое занятие состоит из трех частей: 1.Вводная часть (разминка). 2.Основная часть (рабочая). 3.Завершение.
Коррекционная работа рассчитана на 10 занятий по 2 академических часа (общая продолжительность 20 часов). Вводная часть и завершение обычно занимают примерно по четверти всего времени занятия. Около половины времени чаще всего уделено собственно работе. Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и одно-два разминочных упражнения. В начале каждого занятия психологу важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать план работы на предстоящее занятие. В этом могут помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п.
Далее приведен план групповой коррекции депрессивных состояний у подростков. Описание упражнений находится в Приложениях № 4, 5, 6.
План коррекционной программы
Занятие 1. Тема « Знакомство»
Цель: знакомство, сплочение группы, выработка правил, развитие коммуникативных навыков.
«Баранья голова». Цель: в быстрой и непринужденной форме познакомиться, запомнить имена.
«Заключение контракта». Цель: выработать правила группы с помощью мозгового штурма.
«Дигикон». Цель: сплотить группу, развитие навыков общения, социальных навыков.
«Аплодисменты по кругу». Цель: повышение самооценки участников через позитивное подкрепление со стороны сверстников.
Д\З: принести поделки, сделанные своими руками.
Занятие 2. Тема: « В мире людей»
Цель: сплочению группы, повышение коммуникативной грамотности участников, обучение навыкам конструктивного общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
Информация о работе Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков и их коррекция