Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 22:22, курсовая работа
Цель данного исследования - выяснить взаимосвязь мышления, речи и предметной деятельности ребёнка раннего возраста.
Объект исследования: речь, мышление и предметная деятельность детей раннего возраста
Предмет исследования: дети раннего возраста.
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению взаимосвязи речи, мышления, предметной деятельности у детей раннего возраста……………………….…..5
1.1.Периодизации детского возраста в исследованиях учёных……………….5
1.2.Особенности развития речи, мышления, предметной деятельности в раннем возрасте…………………………………………………………………………….9
1.3.Взаимосвязь развития речи, мышления и предметной деятельности в раннем возрасте……………………………………………………………………………15
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование, связанное с данной тематикой..20
2.1. Изучение развития детей раннего возраста………………………………….20
2.2.Анализ результатов исследования………………………………………….22
2.3. Взаимодействие педагогов детского сада и родителей…………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА
1.
Теоретические подходы к изучению взаимосвязи
речи, мышления, предметной деятельности
у детей раннего возраста……………………….…..5
1.1.Периодизации детского возраста в исследованиях учёных……………….5
1.2.Особенности
развития речи, мышления, предметной
деятельности в раннем возрасте…………………………………………………………
1.3.Взаимосвязь
развития речи, мышления и предметной
деятельности в раннем
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование, связанное с данной тематикой..20
2.1. Изучение развития детей раннего возраста………………………………….20
2.2.Анализ
результатов исследования………………
2.3. Взаимодействие
педагогов детского сада и
родителей…………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………..33
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека. В этом возрасте формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания, их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.
Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям. И мы, взрослые, несем ответственность зато, какими вырастут дети.
Проблемой развития детей раннего возраста занимались Н. И. Жинкин, Лисина М.И., Запорожец А.В., Л.Г.Соловьева. Е.Д.Дмитриева. А.Катаева, Е.А.Стребелева, В.И.Лубовский, Л.П.Носкова, Е.А.Миронова, А. М.Бородич,Э. Г. Пилюгина, Г. В. Грибанова, А. М. Прихожан и другие.
Также надо отметить, что зарубежные исследователи не оставляют без внимания эту проблему. Наибольшее количество работ встречаются у Ш.Бюлара, Г.Гетцера, У.Голдфарба, Боулби, Шпица, Д.О.Хебба, Б.М.Фосса, Э.Л. Фрухта.
Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема курсового исследования: «Взаимосвязь речи, мышления и предметной деятельности в раннем возрасте».
Цель данного исследования - выяснить взаимосвязь мышления, речи и предметной деятельности ребёнка раннего возраста.
Объект исследования: речь, мышление и предметная деятельность детей раннего возраста
Предмет исследования: дети раннего возраста.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2. Изучить роль предметной деятельности, речи и мышления в развитии детей раннего возраста.
3. Осуществить опытно-экспериментальное исследование по изучению взаимосвязи речи, мышления и предметной деятельности детей раннего возраста.
4.Дать рекомендации родителям детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: успешное развитие ребёнка будет возможно, если будет изучен онтогенез речевого развития, мышления, предметной деятельности, определен их уровень взаимного влияния друг на друга.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- метод научного анализа психолого-педагогической литературы;
- метод наблюдения;
- метод статистической обработки полученных данных.
Экспериментальная база исследования.
Работа
проводилась на базе ГУО «Ясли-сад №16
г.Калинковичи» в группе для детей раннего
возраста. В исследовании приняло участие
12 детей.
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению
взаимосвязи речи, мышления, предметной
деятельности у детей раннего возраста
1.1.
Периодизации детского возраста в исследованиях
учёных
Периодизация психического развития в детском возрасте — фундаментальная проблема детской психологии. Ее разработка имеет важное теоретическое значение, поскольку через определение периодов психического развития и через выявление закономерностей переходов от одного периода к другому в конечном счете может быть решена проблема движущих сил психического развития.
Д. Б. Эльконин
Период раннего детства — это время парадоксов и перемен, быстрого роста и метаморфоз, загадок и сложных философских вопросов, на которые хотели бы получить ответ ученые различных областей науки. Несмотря на большое разнообразие теорий, посвященных детскому возрасту, ранний возраст изучен еще недостаточно, при этом особенно мало исследований в области практической психологии [10, 9].
Изучение особенностей развития ребенка невозможно без деления на возрастные периоды, именно поэтому, выявляя закономерности развития ребенка, многие авторы прибегают к созданию периодизаций. Одна из первых возрастных периодизаций, в которой большое место отводится детству, была создана в рамках психоанализа 3. Фрейдом. Автор данной концепции основным критерием развития человека считает его сексуальность. До года эрогенной зоной, т. е. участком тела, стимуляция которого сопровождается получением приятных ощущений, является слизистая оболочка рта и губ. Отсюда название первого периода жизни младенца — оральная стадия. От года до трех эрогенной зоной становится слизистая оболочка кишечника. Эта стадия получила название анальной. В этом возрасте, ребенка учат быть опрятным, и поэтому он приобретает такие личностные особенности, как аккуратность, упрямство, скрытность, агрессивность и другие. Вслед за анальной стадией идет фаллическая (от 3 до 5 лет), в которой проявляется наивысшая степень детской сексуальности [10, 10].
Несколько иные критерии легли в основу периодизации другого выдающегося психолога, последователя 3. Фрейда, Э. Эриксона. Развитие ребенка обусловлено уровнем культуры и экономики общества, в котором он живет. «Каждая последующая стадия и соответствующий ей кризис определенным образом соотносятся с одним из базисных элементов общества по той простой причине, что цикл человеческой жизни и институты человека эволюционировали вместе». Э. Эриксон выделяет 8 этапов жизненного цикла человека — 8 возрастов.
Первый этап (от рождения до года) получил название «базисное доверие против базисного недоверия». На этом этапе чрезвычайно важной вехой является формирование позитивных отношений матери с ребенком. Если мать проявляет чуткую заботу по отношению к потребностям малыша, любовь и нежность, ребенок начинает чувствовать, что у него все в порядке, что он является самим собой и что его поведение соответствует ожиданиям других людей. Младенец приобретает чувство доверия к миру, отсутствие которого влечет за собой ряд серьезных расстройств и заболеваний [10, 10].
Вторая стадия, соответствующая возрастному периоду от года до трех лет, получила название «автономия против стыда». Быстрый темп развития ребенка делает его более самостоятельным. Родители все чаще начинают прибегать к контролю, ограничениям и запретам. Постоянные одергивания создают основу для возникновения у ребенка чувства собственной ничтожности. «Чрезмерное пристыживание приводит не к истинной правильности поведения, а к скрытой решимости попытаться выкрутиться из положения, незаметно ускользнуть, если, конечно, эта чрезмерность не кончается вызывающим бесстыдством». Ребенок может приобрести чувство сомнения и стыда и уже в этом возрасте начнет бросать вызов обществу в виде детских проклятий и грубых выражений. Поэтому задача взрослых состоит в том, чтобы научиться уважать детскую автономию и не подавлять ее чрезмерно. Только в этом случае ребенок будет идти дальше по жизни с чувством справедливости и войдет в следующий возрастной период, который называется «инициатива против чувства вины», полноправным членом общества [10, 11].
Другая периодизация принадлежит Ж. Пиаже и затрагивает интеллектуальное развитие ребенка. Так, Пиаже делает вывод о том, что каждый человек проходит определенные стадии умственного созревания, поднимаясь по ним на новый уровень, как по ступеням.
Большое количество периодизаций было сделано отечественными новаторами. Например, в основу периодизации П. П. Блонскоголегли несколько иные критерии, нежели в работах 3. Фрейда, Э. Эриксона.
Возрастные этапы, по П. П. Блонскому, который считал, что развитие влечет за собой серьезные преобразования, связаны со сменой и появлением зубов. В соответствии с этим детство делится на три эпохи детства: беззубое (от 8 месяцев до 2-2,5 лет), детство молочных зубов (от 2-2,5 лет до 6,5 лет) и детство постоянных зубов [10, 12].
Л. С. Выготский связывает стадии развития с появлением возрастных новообразований и делит их на стабильные и кризисные периоды. Он дает следующую периодизацию возрастных этапов ребенка: период новорожденности, который заканчивается кризисом одного года, период раннего детства, завершающийся кризисом трех лет, и период дошкольного возраста и следующий за ним кризис семи лет. В стабильные периоды внешне с ребенком не происходит никаких существенных изменений, протекает постепенное развитие, которое продолжается на протяжении длительного времени. В кризисные периоды происходит значительный скачок в развитии, который, как правило, сопровождается конфликтами с окружающей действительностью, обострениями всевозможных противоречий [10, 12].
Взгляды Л. С. Выготского на стадийность развития нашли свое воплощение в трудах Д. Б. Эльконина. Эльконин выделил три эпохи жизни: эпоху раннего детства, эпоху детства и эпоху подростничества. Каждая эпоха знаменует собой чередование двух периодов, связанных с ведущим типом деятельности ребенка. В одни периоды «происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе — развитие мотивационно-потребностной сферы», в другие — «происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действия с предметами и на этой основе — формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционно-технических возможностей». В результате, периодизация Д. Б. Эльконина выглядит следующим образом:
-непосредственно-
-предметно-манипулятивная деятельность, охватывающая период раннего детства;
-ролевая игра, являющаяся ведущим типом деятельности для дошкольника.
Б. Д. Эльконин отмечает, что в развитии ребенка выделяется два резких перехода от одного возрастного этапа к другому: это переход от раннего детства к дошкольному (кризис трех лет) и от младшего школьного возраста к подростковому (кризис полового созревания). При этом периодизация Д. Б. Эльконина не имеет четких возрастных границ [10, 13].
В плане развития личности интерес представляет периодизация А. В. Петровского, которая включает две модели. Первая модель демонстрирует процесс развития личности в относительно стабильной социальной среде, вторая — в изменчивой, при этом вторая модель учитывает возрастные этапы. А. В. Петровский выделяет три эпохи: эпоху детства, эпоху отрочества и эпоху юности. Эпоха детства включает раннее детство (от рождения до 3 лет), дошкольное детство (от 3 до 7 лет) и ранний младший школьный возраст (от 7 до 11 лет). Период детства — это важнейший этап в плане формирования личности [10, 14].
Таким
образом, независимо от критериев, положенных
в основу имеющихся в науке периодизаций
развития ребенка, можно отметить одну
общую особенность: возрастная граница
раннего детства очерчивается большинством
авторов однозначно, как период от года
до трех лет. Соотношение возрастных
периодизаций развития ребенка в работах
отечественных и зарубежных авторов представлено
в табл.
1.2.Особенности
развития речи, мышления,
предметной деятельности
в раннем возрасте
Информация о работе Эмпирическое исследование, связанное с данной тематикой