Эмпирическое исследование, связанное с данной тематикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 22:22, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования - выяснить взаимосвязь мышления, речи и предметной деятельности ребёнка раннего возраста.
Объект исследования: речь, мышление и предметная деятельность детей раннего возраста
Предмет исследования: дети раннего возраста.

Содержание

ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению взаимосвязи речи, мышления, предметной деятельности у детей раннего возраста……………………….…..5
1.1.Периодизации детского возраста в исследованиях учёных……………….5
1.2.Особенности развития речи, мышления, предметной деятельности в раннем возрасте…………………………………………………………………………….9
1.3.Взаимосвязь развития речи, мышления и предметной деятельности в раннем возрасте……………………………………………………………………………15
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование, связанное с данной тематикой..20
2.1. Изучение развития детей раннего возраста………………………………….20
2.2.Анализ результатов исследования………………………………………….22
2.3. Взаимодействие педагогов детского сада и родителей…………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………

Работа состоит из  1 файл

ранний возраст.doc

— 168.00 Кб (Скачать документ)

    В  совместном  предметном  действии  первоначально  слиты  его  цель  и

предметная  ориентация,  исполнение   и   оценка.  Каким   же   образом  они

расчленяются?

    Д.Б.  Эльконин рассматривал развитие  предметного действия  в раннем

возрасте  по двум основным направлениям.  Это, во-первых, развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения и, во-вторых, развитие средств и  способов  ориентации  самого  ребенка  в  условиях  осуществления предметного действия [13, 99]. 

    На  первых этапах развития предметного действия освоение общественных функций предмета и тех целей, которые могут быть достигнуты при определенном общественно установленном способе  употребления предмета, возможно только  в ходе  совместной  деятельности ребёнка и взрослого. Затем возникает частичное или совместно-раздельное  действие.  Далее  возникает возможность исполнения  действия  на  основе  показа.  Это  шаг  чрезвычайной  важности. Взрослый оторвал ориентировочную часть  действия от исполнительной и  хочет, чтобы ребенок тоже сделал  это.

Дальше  следует  речевое   указание,   и  все  действие   ребенок  выполняет

самостоятельно. Такова первая  линия  развития предметного действия - линия

движения от совместности к самостоятельности [13, 99]. 

    Вторая  существенная  линия развития  предметных действий -  линия

развития  ориентации в  системе  свойств  объекта и действий  с  ним  у самого

ребенка.  К  концу  первого года жизни  у ребенка  формируются функциональные действия, когда он употребляет орудия, ориентируясь  на  физические свойства предмета,   следовательно,   неспецифически.   Затем   наблюдаются   попытки специфического  использования   предметов  при  отсутствии   сформированного способа его применения. Например,  ребенок понимает  употребление  ложки, но когда ест, берет  ее ближе  к рабочему  концу, так что все  содержимое ложки выливается. Наконец,  ребенок овладевает способом употребления орудия, но на этом процесс развития предметного действия не заканчивается.

    К концу этого возраста ребенок  использует  свои предметные действия для

налаживания  контактов со  взрослым,  с помощью  предметного действия ребенок пытается вызвать взрослого на  общение. Когда  с помощью освоенного действия ребенок  вызывает   взрослого   на   игру,   снова  возникает   общение  как деятельность, предметом которой для ребенка становится взрослый человек.

    Таким же образом, как  развивается предметное  действие, подчеркивал Д.

Б.  Эльконин,  происходит  и  формирование речи.  Слово  в  раннем  возрасте

выступает для ребенка как орудие,  которое,  однако, он  использует  гораздо

чаще, чем  любое  другое орудие.  Именно  потому,  что  слово в этом возрасте

выступает  как  орудие,  происходит  чрезвычайно  интенсивное развитие  речи.

Ребенок практически за два-три года овладевает родным языком, а в двуязычной среде   и   двумя.   Подобно   овладению   любым   другим   орудием,   слово дифференцируется, насыщается  предметным значением  и, благодаря переносу  в другие   ситуации,   отрывается  от  предмета  и обобщается [13, 100]. 

    Пассивная  речь  в  развитии  опережает  активную. Запас пассивной речи

влияет   на   обогащение  активного  словаря.   Сначала   ребенок   понимает

слова-указания, затем он начинает понимать слова-названия, позднее наступает

понимание  инструкций и  поручений,  наконец,  понимание  рассказов, то есть

понимание контекстной речи.

     Первое  языковое  "открытие", описанное В. Штерном. Ребенок   открывает,

что каждый предмет имеет свое название. С этого момента ребенок обнаруживает ярко  выраженную  инициативу в развитии  словаря.  Появляются вопросы:  "Что это?"  "Кто  это?"  В.  Штерн  назвал это первым  лингвистическим  открытием ребенка [13, 101].  

    В раннем возрасте развиваются значения детских слов. Происходит переход от  многозначности   детских   слов   к  первым  функциональным  обобщениям, построенным на основе практических действий (Н. X. Швачкин).

    В основе  овладения синтаксическим строем  языка лежит ориентация в его

фонематической   и   флексивной   системах.    Ребенок   сначала   научается

ориентироваться в свойствах орудия, без этого  строить целое действие  он не

может. Нет ничего более тонкого, чем речь в качестве орудия, так как основные свойства этого орудия представлены в  звуковой материи языка, признавал Д Б. Эльконин  А  Н  Гвоздев  утверждал, что  к  концу  раннего  детства  ребенок овладевает почти всеми синтаксическими конструкциями, которые  есть в  языке. Это возможно благодаря тому, что такая ориентация включена  в ткань общения. "Нет такого орудия,  которое бы так часто употреблялось, как слово!"  - неоднократно подчеркивал Д Б Эльконин.

Развитие  речи  -  это "веточка"  в развитии самостоятельной предметной деятельности [13, 102].

    Можно  с уверенностью сказать, что  когда ребенок  рождается,  у  него  еще  нет  мышления.  Когда  мышление  начинает формироваться, то  оно формируется не как дискурсивное  или аутистическое, а как  наглядно  действенное  Ребенок  практически  манипулирует  с  вещами  и схватывает связи между ними.  Говоря  образно,  это мышление, которое можно видеть  глазами.  В Келер,  а   вслед за  ним   и К.  Бюлер считали,  что наглядно-действенное  мышление   ребенка   аналогично  интеллекту   обезьян.

Советские исследователи  показали, что это не соответствует действительности

Согласно  Л. С.  Выготскому, в интеллектуальном решении  очень рано начинает играть роль речь. Она меняет характер всей интеллектуальной активности. Речь сразу  же  освобождает  ребенка от  многих зависимостей  и,  прежде  всего, исчезает   зависимость   от  поля  восприятия.  Согласно  А.  Н   Леонтьеву, центральное  значение  имеет  обобщение ребенком решения ряда сходных задач, что приводит к выделению приема. П. Я.  Гальперин подчеркивает, что предметы выступают для ребенка не как естественные объекты природы Ребенок овладевает орудиями, которые имеют свою собственную логику и соответствующее назначение в обществе. Ребенок постепенно овладевает значениями предметов[13, 108].

    С.Л. Новоселова  рассмотрела  развитие наглядно-действенного мышления детей  раннего  возраста  с  позиции  теории  деятельности.  Проведенный  ею сравнительно-генетический  анализ  становления  ранних   форм   мышления   в онтогенезе человека и человекоподобных обезьян показал,  что мышление с  его человеческими    качествами   не    возникает    внезапно.   Оно   длительно подготавливается  в  филогенезе в виде необходимых  предпосылок (возможности обобщения опыта манипулирования с предметами у обезьян) и приобретает  новые качества  уже  в  ходе  антропогенеза,  который  служит  водоразделом  между животным интеллектом и человеческим мышлением.

    Таким образом, все основные новообразования детей раннего возраста связаны  с  развитием основного типа деятельности:  развитие интеллекта, речи. В чем  заключается  основное  новообразование, которое возникает в конце  раннего детства? Благодаря отделению действия  от предмета,  происходит  сравнение  своего  действия  с   действием  взрослого (ребенок называет себя другими именами). Как только  ребенок  увидел себя в другом, он увидел  себя  самого  и появился  феномен "Я сам".  

 

    ГЛАВА 2. Эмпиричесое исследование, связанное с данной тематикой 

    2.1. Изучение развития детей раннего возраста 

    Для проведения исследования мы взяли группу детей раннего возраста, посещающих ГУО «Ясли- сад №16 г.Калинковичи» на протяжении этого года, в состав группы вошло 12 детей.

    Для изучения развития речи, мышления, предметной деятельности детей раннего возраста мы применяли следующие методики:

    Методика № 1. «Изучение понимания речи, взаимосвязи речи, мышления и предметной деятельности»

    Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого. Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка) [7, 39].

    Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком.

    1 Ситуация. Проверяли, отзывается  ли ребенок на свое имя.

    2 Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.

    3 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.

    4 Ситуация. Просили ребенка найти  аналогичную часть лица или тела у себя.

    5 Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет.

    6 Ситуация. Предлагали произвести  с предметом определенные действия (положить кубики в коробку). Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка.

    7 Ситуация. Предлагали ребенку проделать  те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.

    Формулировку  задания повторяли несколько  раз.

    Обработка данных.

    Все данные заносили в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов:

    1 раз - 2 балла,

    2 раза - 1 балл (при выполнении задания),

    0 баллов (при невыполнении задания). Более 2 раз - 0 баллов.

    От 11 - до 14 баллов - высокий уровень.

    От 7 до 10 баллов - средний уровень.

    От 6 до 0 баллов - низкий уровень понимания речи.

    Методика № 2. " Найди игрушку".

    Цель: выявить понимание речи взрослого, данной  инструкции, действие с предметом. Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т.д.) [7, 42].

    Процедура проведения: в процессе игровой деятельности мы наблюдали за тем, как ребенок  реагирует на предметы и слова взрослого: сосредоточенно ли всматривается в игрушки, берет ли в руки, вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку, понимает ли обращенную к нему речь, как действует с предметами.

    Обработка данных.

    Все данные мы заносили в таблицу. Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов.

    5 баллов - в речи ребенка встречаются все 5 приведенных фрагментов.

    Такое количество баллов соответствует высокому уровню понимания. Выполнены все параметры.

    3-4 балла - 3-4 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи.

    0-2 балла - 0-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи. Выводы об уровне развития речи.

    5 баллов - высокий уровень.  

    3-4 - средний уровень. 

    0-2 - низкий уровень.

    Методика № 3. " Мисочки".

    Цель: выявить состояние уровень восприятия соотношения предметов по величине  и овладения предметными действиями, понимание речи взрослого. Материал: набор мисочек разной величины [7, 49].

    Процедура, проведения: исследование было проведено  индивидуально. Мы предъявляли ребенку набор мисочек:

    Ребёнок должен самостоятельно собрать пирамидку из предложенных мисочек, без помощи взрослого. Все мисочки разные по величине и цвету.

    Оценка  результатов.

    5 баллов – правильно собрана вся пирамидка из мисочек.

    4 балла – пирамидка из мисочек собрана с помощью взрослого.

    1 балл – собрана пирамидка из половины мисочек.

Информация о работе Эмпирическое исследование, связанное с данной тематикой