Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 22:22, курсовая работа
Цель данного исследования - выяснить взаимосвязь мышления, речи и предметной деятельности ребёнка раннего возраста.
Объект исследования: речь, мышление и предметная деятельность детей раннего возраста
Предмет исследования: дети раннего возраста.
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению взаимосвязи речи, мышления, предметной деятельности у детей раннего возраста……………………….…..5
1.1.Периодизации детского возраста в исследованиях учёных……………….5
1.2.Особенности развития речи, мышления, предметной деятельности в раннем возрасте…………………………………………………………………………….9
1.3.Взаимосвязь развития речи, мышления и предметной деятельности в раннем возрасте……………………………………………………………………………15
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование, связанное с данной тематикой..20
2.1. Изучение развития детей раннего возраста………………………………….20
2.2.Анализ результатов исследования………………………………………….22
2.3. Взаимодействие педагогов детского сада и родителей…………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………
0 баллов – пирамидка из мисочек не собрана.
Выводы об уровне развития.
5 баллов - высокий уровень.
4 балла - средний уровень,
2-3 балла - низкий уровень,
0-1
балла - очень низкий уровень.
2.2.Анализ
результатов исследования.
В основу проведенных методик были положены следующие параметры: выявление уровня восприятия речи взрослого, выявление понимание речи взрослого, выявление объема активного и пассивного словаря, выявление состояния звукопроизношения, определение состояния контексной речи и грамматического строя, уровень развития наглядно-действенного мышления, а также уровень развития предметной деятельности. В своем исследовании мы использовали 3 методики.
В результате исследования каждый ребенок набрал определенное количество баллов, что и определило уровень развития вышеперечисленных параметров (Приложение А).
В результате проведения эксперимента мы получили следующие данные.
Дети умеют говорить внятно, В речи присутствуют глаголы, наречия, прилагательные, пользуются речью как средством общения, но необходимо развивать активную речь, обогащая ее прилагательными, глаголами, наречиями, обозначающими цвет, величину, форму, качество, действия и т. п., развивать звуковую сторону речи, совершенствовать грамматический строй речи.
Исследуемые дети, показали, что они активно изучают предметы, их внешние свойства и использует точно по назначению, выделют признаки предметов, которые сразу бросаются в глаза, замечают физические свойства и качества предметов, группирует однородные предметы по одному признаку, знают четыре основных цвета , но несмотря на это, необходимо продолжать обогащать ребенка яркими впечатлениями при ознакомлении его с миром предметов, создавать условия для развития разнообразных действий с предметами в деятельности, расширять представления о цвете (оранжевый, синий, черный, белый).
Для 3 детей (25%) не составляет труда воспроизводить действия по просьбе взрослого. Они понимают речь педагога, выполняют задания без помощи и подсказок, сопровождая свои действия словами и предложениями.
У 7 детей (58%) задания также не вызывают особого затруднения, они понимают речь педагога, выполняют предложенные им задания, но с помощью взрослого. Речь их не так выразительна, некоторые мысли они высказывают с трудом. Оперировать действиями с предметами могут, в сравнении с предыдущими группами, не так хорошо.
2 детей (17%) имеют низкий уровень сформированности речи, мышления, предметной деятельности. Им тяжело понять речь взрослого, выполнить задания с предметами, высказать свои эмоции и слова вслух.
Проведя исследование, мы можем с уверенностью сказать, что развитие предметной деятельности неразрывно связано с развитием мышления и речи. Каждый из этих процессов не может развиваться в отдельности, они развиваются в комплексе. Ведь, все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не может сосредоточиться или запомнить – он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается.
Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет, потому что успешность обучения детей зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом индивидуальный контакт.
Обучение в данном возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания приятному взрослому (Приложение Б). Таким образом, ребенок может обучаться начальным навыкам практического сравнения, определения количества предметов. Мышление детей данного возраста носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций.
Подводя итог всему вышесказанному, важно помнить, что полноценное, разностороннее развитие ребенка данного возрастного периода зависит от успешного решения субъектами воспитания следующих задач:
Обогащение связи малыша с окружающим миром, развитие интереса к доступным его пониманию явлениям этого мира в повседневной жизни и в специально организованной деятельности с ребенком, перенос их в игровую, изобразительную, музыкальную и другую деятельность.
Расширение запаса понимаемых слов и обогащение активного словаря.
Разнообразие предметной деятельности малыша: знакомство с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними, показ отбора и группировки предметов по свойствам; стимулирование и поддержка положительного эмоционального отклика на выполнение элементарных действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, уборка игрушек). Воспитание интереса к трудовым действиям, поощрение желания выполнять их самостоятельно.
Содействие развитию личности ребенка: создание условий для развития его самостоятельности в разных видах деятельности, самоуважения и чувства собственного достоинства через оценку успехов в деятельности и общении.
Привитие навыков соблюдения опрятности и чистоты.
Побуждение ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками.
Воспитание
любви и бережного отношения
ко всему живому (животным, растениям)
и к миру вещей.
2.3.
Взаимодействие педагогов
детского сада и родителей
Совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка - общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Родители выступают в позиции партнеров, а не учеников воспитателей.
Педагоги-практики приводят многочисленные примеры, свидетельствующие об отсутствии единства воздействий на детей в семье и детском саду, что негативно сказывается на развитии детей, Типичным является различное поведение детей дома и в детском саду. Часто стремление ребенка к самостоятельности родители расценивают как упрямство или "вредность", что дает повод к конфликтам. Позже эти родители сами будут удивляться, почему их ребенок ленив.
Педагоги приводят и такие примеры: дети приходят из дома по-разному подготовленными к детскому саду. Один ребенок уже может себя обслужить, у него достаточно развита речь, навыки делового общения, другой ребенок заметно отстает в развитии в силу чрезмерной опеки взрослых. Складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, семья — самая благоприятная среда для воспитания ребенка в возрасте до трех лет, где отношения построены на любви и взаимной привязанности; с другой — возможности семьи в воспитании не всегда используются родителями, и семья не справляется с воспитанием и развитием ребёнка [5, 42].
Иногда родители используют неоправданные наказания, запугивают ребенка, делают ему многочисленные замечания. Так, мы были свидетелями сцены, когда один папа кричал на ребенка, а на замечание педагога ответил: "Тихо! Я воспитываю!"
К сожалению, родители и другие члены семьи допускают типичные ошибки, которые "кочуют" из поколения в поколение. К ошибкам относятся укачивание детей, ограничение их двигательной активности, нарушение режима, недостаток общения, использование угроз, наказаний и др.
Воспитатели приводят многочисленные примеры: родители иногда "забывают" забрать ребенка из сада, после выходных дней дети приходят невыспавшиеся, от них пахнет табаком. В играх дети отражают некоторые стороны жизни взрослых ("пьют пиво", собирают кегли, которые выполняют роль бутылки и идут их "сдавать" и многое другое). Часто это происходит от недопонимания родителями значения примера, подражательности в воспитании, необходимости охраны нервной системы ребенка [5, 43].
Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях детского сада имеют свою специфику, вытекающую прежде всего из особенностей самого периода раннего детства. (Хотя в работе педагога с родителями самых маленьких воспитанников имеется много общего с работой родителей дошкольников.) Родителям необходимо показать уникальность и значение того или иного возрастного периода.
К
специфике общения с родителями
данного контингента детей
Какие знания необходимо преподнести родителям? Прежде всего, им нужны знания особенностей психики ребенка, закономерностей его развития, умения разобраться в действиях и поступках детей, в причинах тех или иных высказываний их ребенка. Ребенок — не копия взрослого, и родители должны знать, что представляет собой малыш того или иного возраста, что он знает и может. Иногда родители сами проявляют интерес к данной проблеме и просят педагога рассказать об этом. В настоящей статье мы не будем подробно останавливаться на особенностях развития детей раннего возраста, так как они подробно изложены в других источниках, и воспитатели могут на них опираться. Иногда педагоги не решаются общаться с родителями, поскольку не уверены в своей компетентности, но следует помнить, что воспитатели — специалисты, и в любом случае они знают больше, чем родители. Важно помнить, что для детей старше двух лет контакт со взрослыми и сверстниками в единстве с семейным общением составляет самое важное условие правильного развития.
М.И. Лисина выделяет факторы, влияющие на успешность воспитания ребенка раннего возраста. К ним относятся следующие: предоставление ребенку возможности активно действовать со многими разнообразными предметами; постоянное участие взрослого или старших в играх и занятиях с ребенком; организация общения ребенка со сверстниками и помощь им в налаживании игр и занятии; сочетание семейного (эмоционального) и общественного (деловые контакты) воспитания. Об этом следует знать родителям и почаще общаться с ребенком, отвечать на его вопросы, читать книжки и рассматривать картинки, развивать его предметную и игровую деятельность. Родители считают, что на это нет времени: 15—20 минут в день достаточно для организации игры или другого общения в семье. Общение с детьми может осуществлять в разных бытовых ситуациях, по дороге домой.
Как и в какой форме сообщать родителям знания? Это может быть использование традиционных форм общения, например, родительских собраний, конференций, бесед, консультаций, ширм, папок-передвижек и др. Какой-либо вопрос можно осветить устно на собрании, другой письменно, или же проводить "заочную" консультацию, где в одном конвертике будут помещаться вопросы родителей, а в другом — ответы на них [5, 45].
В настоящее время используются нетрадиционные формы общения. Например, встреча "За круглым столом", где родители на равных могут обсудить с педагогами волнующие их проблемы; "Вечера вопросов и ответов"; "Устные журналы", к которым можно подобрать рубрики: "Это интересно знать", "Советы специалиста", "Говорят дети" и др. Каждая страница — это устное сообщение с иллюстрациями. К обсуждению проблем хорошо подключать и самих родителей, особенно тех, у кого имеется опыт воспитания, или же специалистов, имеющих отношение к миру детства (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Можно с родителями рассмотреть и частные вопросы воспитания детей, например, о развитии их речи, детской изобразительной деятельности, о физическом развитии и др., используя при этом детские рисунки, пособия для родителей, детскую литературу и др. Темы подбираются по желанию, как педагога, так и родителей.
Встречи педагога с родителями не должны быть длительными, примерно 30—40 минут с использованием методов активизации родителей. К методам активизирующего характера относятся вопросы к родителям, приведение примеров из жизни группы конкретных детей, просмотр видеороликов, "ранжирование" по степени значимости каких-либо позиций (задач воспитания, потребностей ребенка и др.). Например, мы предлагаем родителям перечень потребностей ребенка раннего возраста, такие как: потребность в ласке, общении, в движениях, в красивой одежде, сладостях, во внешних впечатлениях и др. Родителям надо оценить эти потребности по трехбалльной шкале, выделив, на их взгляд, самые важные.
Информация о работе Эмпирическое исследование, связанное с данной тематикой