Классификация методов воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 08:32, курсовая работа

Описание

В настоящей курсовой работе применяются следующие определения:
Воспитание- это целенаправленная деятельность по формированию определенных личных качеств человека (быть аккуратным, вежливым), это процесс постоянного духовного обогащения и обновления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...5

1КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ
1.1Влияние методов воспитания на сущностные сферы……………………………………………………….…8
1.2Выборы методов воспитании……………………......................22


ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….…26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…29
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 98.40 Кб (Скачать документ)

 

     Схема 1

 

Воздействие педагога, направленное на воспитание ученика, призвано вызвать  соответствующее ему действие ученика, способствующее самовоспитанию. Отсюда следует, что методы воспитания бинарные. Бинарные методы воспитания предполагают выделение пар методов «воспитания  — самовоспитания». 
     Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого только тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие. 
     При определении методов воспитания педагог исходит из цели и актуальных задач воспитания, определяющих совокупность методов для их решения. Учитываются возрастные особенности школьников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста школьников. 
     Большое влияние на выбор методов оказывают индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Общие методы, программы — лишь канва воспитательного взаимодействия. Необходима их индивидуальная и личностная корректировка. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развивать свои способности, сохранить свою индивидуальность, реализовать собственное «Я». 
     Методы зависят от социального окружения ученика, от группы, в которую он входит, уровня ее сплоченности, от отношений, складывающихся в семье и ближайшем социальном окружении ребенка. 
     Для выбора метода большое значение имеет уровень квалификации педагогов. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Выбирая методы, воспитатель должен быть уверен в успехе их применения. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет использование.

Для практической работы педагога больше всего подходит следующая классификация  методов воспитания: 
• методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение). 
• методы упражнений (приручении), с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха). 
• методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).

      В дальнейшем мы используем описание сущностных 2сфер.

Интеллектуальная сфера характеризуется мышлением человека, качествами ума, познавательными процессами, мыслительными операциями, его сознанием и самопознанием, смысловой оценкой своих субъективных возможностей, выступает в качестве основания целесообразных действий и поступков.

В процессе контакта с педагогом  происходит понимание воспитанником  тех норм и правил поведения, которые  он должен сформировать у себя. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания  его значения. Для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения и самоубеждения.

    Убеждение предполагает логическое доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. При этом на сознание учащихся влияют не столько понятия и суждения, сколько их доказательность. Учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их.

Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему  взглядов на мир, общество, социальные отношения. Внешние воздействия  со стороны педагога превращаются во внутренний процесс, что приводит к  сформированности мировоззрения.

Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные  формы, в частности сегодня используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Рядом ученых создаются хрестоматии, в которых  собран материал для нравственного  просвещения учащихся. Метод убеждения  используется также при проведении разнообразных дискуссий.

Для реализации метода убеждения педагогу важно знать мнение детей по обсуждаемому вопросу, а также факты и явления, которые их волнуют. Применяя метод  убеждения, педагог должен быть уверен, что у детей достаточно знаний для логических рассуждений о  предмете убеждения.

   Самоубеждение – это метод самовоспитания учащихся, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов на эту проблему. В основе этого формирования – логические доказательства, схему которых составил сам ребенок.

    Мотивационная сфера включает всю совокупность потребностей, мотивов и целей человека, которые формируются и развиваются в течение всей его жизни.

    Стимулирование – метод, в основе которого лежит формирование у учащихся побуждений деятельности, т.е. определенных мотиваций.

В педагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты метода стимулирования, как поощрение и  наказание.

    Поощрением называют выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.

Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло  учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как  правило, согласованным с мнением  коллектива. При использовании поощрения  необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

    Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Известны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Перечисленное может  реализоваться в различных формах: по логике естественных последствий, наказания-экспромты, традиционные наказания.

Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в  коем случае не должно унижать достоинство  ученика. Это сильнодействующий  метод. Ошибку педагога в наказании  исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому  нельзя торопиться наказывать до тех  пор, пока нет полной уверенности  в справедливости наказания и  его позитивном влиянии на поведение  ученика.

Нельзя дать каких-либо общих рецептов в решении вопроса о наказании, так как каждый поступок всегда индивидуален. В зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным.

Поощрение и наказание формируют  у учащихся умение правильно оценивать  свое поведение. Самооценка способствует самостимулированию поступков детей. В процессе самооценки они определяют необходимость изменений своего поведения. При этом возможно использование  учащимися таких средств самовоспитания, как самопоощрение, самонаказание (самоограничение).

    Эмоциональная сфера предполагает формирование у ребенка необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами (гнев, беспокойство, обида, зависть, эмпатия, стыд, гордость, страх, жалость, любовь и др.), пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.

Методом, оказывающим доминирующее влияние на эмоциональную сферу  ребенка, является внушение.

Как правило, метод убеждения, применяемый  педагогом, постоянно сочетается с  методом внушения.

    Внушение – это эмоционально окрашенное воздействие на ребенка с целью создания у него определенного состояние или побуждения к определенным действиям. По образному выражению В.М.Бехтерева, внушение, в отличие от убеждения, входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа – критику. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Внушение опирается на имеющиеся у ребенка потребности, стремления. Этот метод в педагогической практике используется достаточно широко. Применение метода внушения способствует формированию чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Если ученики остаются безразличны к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс медленно и редко достигает намеченной цели.

При использовании метода внушения большое значение имеет личность внушающего: его вера, компетентность, привлекательность, авторитетность. Учитывая, что сам социальный статус учителя  является достаточно авторитетным для  учеников, во многих ситуациях каждое его высказывание ученики воспринимают как истину. Это во многом зависит  от эмоциональности педагога, наличия  у него способности вызвать эмоциональное  переживание учеников.

Внушение может осуществляться как речевыми средствами (слово, интонация, пауза), так и неречевыми (мимика, пантомимика, жесты, окружающая обстановка и т.п.). Эффективной реализации метода способствует использование художественных образов, музыки.

Ребенок, особенно маленький, далеко не всегда может понять и осознать смысл правил и норм поведения. В  этих случаях метод внушения оказывается  просто незаменимым. Воспитатель создает  эмоционально-значимую ситуацию воздействия  на чувства ребенка. Он внушает ребенку, как красив человек, когда он выполняет  правила поведения. Дети по своей  природе очень внушаемы, поэтому  процесс внушения часто продолжается процессом самовнушения. Ребенок, попадая  в аналогичную ситуацию, пытается сам себе внушить тот или иной способ поведения, как бы задавая  себе вопрос: "Что бы мне сказали  в этой ситуации учитель или родители?"

      Волевая сфера характеризуется осознанной постановкой человеком цели, сверхзадачи. Человеку с развитой волей присущи целеустремленность, преодоление внешних и внутренних препятствий, преодоление мышечного и нервного напряжения, самообладание, инициатива.

Для развития волевой сферы учителю  необходимо предусмотреть: развитие у  детей инициативы, уверенности в  своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для  достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения; обучение знаниям, как действовать, как планировать деятельность, как  ее осуществлять и вести контроль без посторонней помощи и т.д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы может оказать  использование метода требования.

     Требование – это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

По форме предъявления различаются  прямые и косвенные требования. Для  прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном  тоне, причем возможна целая гамма  оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.

Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Среди наиболее употребительных форм косвенного требования выделяются такие:

Требование-совет. Это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.

Требование в игровом  оформлении (требование-игра). Опытные педагоги используют присущее детям стремление к игре для предъявления самых разнообразных требований. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства.

Среди косвенных требований выделяется и требование доверием. Когда между воспитанниками и педагогами складываются дружеские отношения, доверие проявляется как естественное отношение уважающих друг друга сторон.

Информация о работе Классификация методов воспитания