Классификация методов воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 08:32, курсовая работа

Описание

В настоящей курсовой работе применяются следующие определения:
Воспитание- это целенаправленная деятельность по формированию определенных личных качеств человека (быть аккуратным, вежливым), это процесс постоянного духовного обогащения и обновления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...5

1КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ
1.1Влияние методов воспитания на сущностные сферы……………………………………………………….…8
1.2Выборы методов воспитании……………………......................22


ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….…26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…29
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 98.40 Кб (Скачать документ)

В ряде случаев эффективным оказывается требование-просьба. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между педагогами и воспитанниками. Сама просьба - форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.

К этой форме требования близка следующая  – требование-намек, которое успешно применяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности прямое требование.

Существует и требование-одобрение. Вовремя высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул. В практике мастеров педагогического труда одобрение принимает различные, но всегда целесообразные формы.

Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи  выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей  частью негативны, так как почти  всегда вызывают отрицательную реакцию  воспитанников. К негативным косвенным  требованиям относятся осуждения  и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю  покорность при внутреннем сопротивлении.

По способу предъявления различают  непосредственное и опосредованное требование. Требование, с помощью  которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведения, называется непосредственным. Требования воспитанников друг к другу, "организованные" воспитателем, – опосредованные требования. Они вызывают не простое действие отдельного воспитанника, а цепочку действий - последующие требования к товарищам.

      Приучение – это разновидность педагогического требования. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. На жестком приучении основываются все казарменные системы воспитания, например, армейская, где этот метод сочетается с наказанием.

Использование приучения в гуманистических  системах воспитания обосновывается тем, что некоторое насилие, неизбежно  присутствующее в нем, направлено на благо самого человека, и это единственное насилие, которое может быть оправдано. Гуманистическая педагогика выступает  против жесткого приучения, противоречащего  правам человека и напоминающим дрессировку, и требует по возможности смягчения  этого метода и использования  его в комплексе с другими, прежде всего игровыми.

Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения – многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений - устойчивые качества личности – навыки и привычки. Этим качествам в жизни  человека принадлежит важная роль. Если бы человек не имел способности  к образованию привычки, отмечал  К.Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Использование упражнения признается успешным, когда воспитанник проявляет  устойчивые качества во всех противоречивых жизненных ситуациях.

Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнения как можно раньше, ибо чем моложе организм, тем быстрее укореняются  в нем привычки (К.Д. Ушинский). Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности, контролирует свои действия, правильно их оценивает с позиций  интересов других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения – качества, которые  основываются на сформированных воспитанием  привычках.

      Сфера саморегуляции характеризуется прежде всего свободой выбора целей и средств их достижения, осознанностью их выбора; совестливостью, самокритичностью, разносторонностью и осмысленностью действий; умением соотносить свое поведение с действиями других людей; добропорядочностью, оптимистичностью и др.

Для развития и совершенствования  сферы саморегуляции необходимо предусмотреть формирование у детей  навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа  жизненных ситуаций, обучение детей  навыкам осознания своего поведения  и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к  самим себе и другим людям.

Доминирующее воздействие на формирование сферы саморегуляции может оказать метод коррекции поведения. Он направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свои отношения с товарищами, педагогами, изменит направленность своего поступка.

Такая коррекция осуществляется педагогом  по-разному и прежде всего на основе сопоставления поступка учащихся с  общепринятыми нормами, анализа  последствий поступка, уточнения  целей деятельности. В качестве модификации  этого метода можно рассматривать  пример. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без  труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается  любое речевое воздействие, поэтому  пример – наиболее короткий путь к  коррекции поведения учащихся.

Но коррекция невозможна без  самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребенок сам  изменяет поведение и регулирует свои поступки, что можно назвать  саморегулированием.

     Предметно-практическая сфера включает в себя способности, поступки, умения учащихся в различных видах деятельности и общении. Здесь нужно исходить из необходимости развития у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность.

Метод организации деятельности и  поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методом воспитывающих ситуаций.

Выделим несколько важных моментов, обязательных для успешного применения воспитывающих ситуаций. Ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Какими должны быть воспитывающие ситуации? Прежде всего это те, в процессе которых ребенок сам решает какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др.

Воспитатель умышленно создает  лишь условия для возникновения  ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. Ситуации могут быть самые разные в процессе включения  ребенка в деятельность, общение, игру.

Это может быть проиллюстрировано  на примере организации так называемых ситуаций 3"непринужденной принудительности"  Смысл их в том, что школьникам предъявляется "нравственный образец", пример правильного поведения, и создаются условия, побуждающие их к аналогичному поведению. На первый взгляд механизмы ситуации "непринужденной принудительности" просты: привлечь внимание воспитанников к поведению того или иного их сверстника или показать личный пример определенного поведения и поощрять малейшие положительные сдвиги. Однако простота эта кажущаяся, ибо поведение, привлекательное с точки зрения воспитателя, может оказаться не таким уж привлекательным с точки зрения отдельных воспитанников, а поощрение такого поведения может вызвать прямой их протест, что надо предугадать, побуждая детей к тому или иному типу поведения, сделать рекомендуемое поведение привлекательным.

Когда ситуации создают проблему для  ребенка, возникает возможность  социальной пробы (испытания) как средства самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и  большинство его социальных связей. В процессе включения в эти  сферы у детей формируется  определенная социальная позиция и  социальная ответственность, которые  и являются основой для их дальнейшего  вхождения в социальную среду.

      Соревнование является модификацией метода воспитывающих ситуаций и способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные потребности ребенка к лидерству, соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус.

Соревнование может быть организовано педагогом и может возникнуть стихийно. И в том и в другом случае воспитатель осуществляет регулятивные действия. В первом случае педагог  сам или совместно с учащимися  определяет цели и задачи соревнования, составляет программу, разрабатывает критерии оценок, создает условия для проведения соревнования, награждения победителей. Критерии оценок должны быть простыми и понятными для всех участников.

Цель соревнования для  ребенка – быть первым. В соревновании бывают победители и проигравшие. Эмоциональное переживание победы и поражения учеником может стать элементом социального закаливания.

Соревнование побуждает не только актуальную активность ребенка, вызванную  сиюминутными переживаниями, но и формирует  у него способность к самоактивизации, которую можно рассматривать  как элемент самовоспитания. Учащийся стремится стать лидером не только в определенной ситуации, при этом он сам выступает в качестве субъекта стимулирования своей активности, реализуя свою готовность к различным видам  деятельности.

        Экзистенциальная сфера характеризуется умением человека управлять своими физическими и психическими состояниями, умением удерживать их на должном уровне, гармонией чувств и поступков, слова и дела, чувств и общения и др. Необходимо "выработать в человеке сознательное отношение к своим действиям, ограничить произвол их и развить в человеке стремление к совершенствованию; заботиться как о красоте тела, так и о красоте речи и самостоятельности в проявлении мысли"4; сформировать умение владеть своими потребностями, умение управлять собой.

Включение учащихся в систему новых  для них отношений способствует самопознанию детей, определению своей  позиции и способа адекватного  поведения в различных ситуациях, стимулирует самоанализ и вариативное  проектирование своего поведения.

Доминирующим методом, влияющим на экзистенциональную сферу, является анализ деятельности и общения ребенка.

Анализ педагог может проводить  как с одним учеником, так и  с группой. В этом случае группа анализирует  свое состояние и определяет возможные  совместные действия.

Анализ, проводимый педагогом как  с отдельным учеником, так и  с группой, направлен, прежде всего на создание условий для реализации ребенком такого метода самовоспитания, как рефлексия.

Понятие рефлексия возникло в философии; оно означает процесс размышления  индивида о происходящем в его  собственном сознании.

     Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти.

Именно в процессе рефлексии  и осуществляется важный акт самовоспитания – создается программа саморазвития. Программирование саморазвития – это  волевой акт человека, который  позволяет ему добиваться наибольших успехов в самосовершенствовании. Педагог, организуя рефлексию, должен стремиться к тому, чтобы учащиеся рассматривали ее как этап в собственном  развитии. Взаимосвязь развития существующих сфер человека и влияния на них  методов воспитания представлено в схеме (схема 2).

Таким образом, рассмотренная нами совокупность методов предполагает, что субъектом воспитания в итоге  должен стать сам учащийся.

Методы  воспитательного воздействия —  это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников  для решения педагогических задач  в совместной деятельности, общении  воспитанников с педагогом-воспитателем. 
Выбор и осуществление методов осуществляется 'в соответствии с педагогическими целями (оперативными, тактическими, стратегическими), которые ставятся с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возрастом, индивидуально-типологических особенностей учащихся, уровнем воспитанности конкретных коллективов. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются прежде всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога.

 
     Выясняется, что методов воспитания существует огромное количество и каждый из них влияет на определенную сферу личности. Из этого следует, что педагогу-воспитателю необходимо действовать определенным правилам применения того или иного метода воспитания, так как необдуманное применение методов может привести к ошибкам, которые отразятся на личности воспитанника. Каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

Информация о работе Классификация методов воспитания