Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 08:32, курсовая работа
В настоящей курсовой работе применяются следующие определения:
Воспитание- это целенаправленная деятельность по формированию определенных личных качеств человека (быть аккуратным, вежливым), это процесс постоянного духовного обогащения и обновления.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...5
1КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ
1.1Влияние методов воспитания на сущностные сферы……………………………………………………….…8
1.2Выборы методов воспитании……………………......................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….…26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…29
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………
Методы оценки и самоценки. Эти методы связаны с такими понятиями, как поощрение и наказание.
Поощрение – выражение положительной оценки, одобрения, признания тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках школьника;
наказание - выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения и деятельности.
Продуманная система поощрений и наказаний, утверждает А.С.Макаренко, не только законна, но и необходима. Она помогает закалять человеческий характер, воспитывает человеческое достоинство, чувство ответственности гражданина.
Оценки имеют побочное действие: они вызывают внимание к собственной персоне, актуализируют самооценки и нередко эгоцентрируют. Поэтому нельзя злоупотреблять как положительными, так и отрицательными оценками.
Если возникает вопрос, с чего начинать, то начинать надо с похвалы. Опережающая похвала педагога всегда несет в себе положительный воспитательный заряд, веру, намечает хорошую перспективу для личности. Педагогическая вера помогает потенциальной возможности стать действительностью.
Вместе с этим надо проявлять осторожность и чувство меры при одобрениях. Нелишне обратить внимание на ряд правил в этой связи: не следует хвалить: а) за то, что получено от природы (ум, здоровье и т.д.);
б) за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой;
в) больше двух раз за одно и то же достижение;
г) из-за жалости;
д) из-за желания понравиться.
Тот кто хвалит, далеко не всегда становится любимым.
Не менее значимы в
- наказание не должно вредить здоровью – ни физически, ни морально;
- если есть сомнение: стоит или не стоит наказывать, то следует избегать наказания;
- за один раз – одно наказание
(если даже одновременно было
совершено несколько
- если время упущено, то
- наказан – прощен;
- при наказании не допускать
оскорбления и унижения
- нельзя наказывать и ругать:
когда болен; когда ест; после
сна; перед сном; во время игры,
во время работы; сразу после
физической или душевной
- не наказания должен бояться школьник, а огорчения учителей и вины перед школой.
По словам психотерапевта В. Леви, по-настоящему мы наказываем ребенка только своими чувствами.
Использование методов поощрения и наказания основывается на принципе гуманизма. В них проявляется забота о гражданском росте личности. Поэтому методика применения этих воспитательных мер исключает односторонность.
Обязательно применение различных видов, форм, приемов поощрения и наказания. Следует помнить, что
– нельзя переоценивать значение методов поощрения и наказания в процессе воспитательной работы. В хорошо воспитанных ученических коллективах, где сложилась сознательная дисциплина и есть взаимопонимание, длительное время можно обходиться без наказаний вообще;
- использование поощрений и наказаний эффективно только в комплексе с убеждением (предупреждением), поручением (упражнением), примером, требованием;
– ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным – наказание. Это помогает сформировать определенную линию; постоянно опираться на те лучшие качества личности школьника, которые есть в нем, развивать эти качества, проектируя постепенно новые, еще более ценные;
- поощрение и наказание должны
быть индивидуализированными, учитывать
возрастные и психологические
особенности личности, педагогическую
ситуацию. Такт в поощрениях и
наказаниях – необходимый
- наказание применено правильно, если провинившийся понимает его, если оно разрешает конфликт между виновником проступка и коллективом.
Применительно к проблемам детей в школе:
Все выделенные виды психокоррекции в целом дают системное представление об организационно-содержательных началах психокоррекционного процесса.
1 Г.И.Щукина «Методы воспитания»
2
О.С.Гребенюк «Педагогика индивидуальности»(Калининград,
3 Термин Т.Е.Конниковой
4 П.Ф.Лесгафт