Классификация методов воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 08:32, курсовая работа

Описание

В настоящей курсовой работе применяются следующие определения:
Воспитание- это целенаправленная деятельность по формированию определенных личных качеств человека (быть аккуратным, вежливым), это процесс постоянного духовного обогащения и обновления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...5

1КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ
1.1Влияние методов воспитания на сущностные сферы……………………………………………………….…8
1.2Выборы методов воспитании……………………......................22


ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….…26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…29
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 98.40 Кб (Скачать документ)

        Методы оценки и самоценки. Эти методы связаны с такими понятиями, как поощрение и наказание.

    Поощрение – выражение положительной оценки, одобрения, признания тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках школьника; 

    наказание -  выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения и деятельности.

Продуманная система поощрений  и наказаний, утверждает А.С.Макаренко, не только законна, но и необходима. Она помогает закалять человеческий характер, воспитывает человеческое достоинство, чувство ответственности  гражданина.

    Оценки имеют побочное действие: они вызывают внимание к собственной персоне, актуализируют самооценки и нередко эгоцентрируют. Поэтому нельзя злоупотреблять как положительными, так и отрицательными оценками.

      Если возникает вопрос, с чего начинать, то начинать надо с похвалы. Опережающая похвала педагога всегда несет в себе положительный воспитательный заряд, веру, намечает хорошую перспективу для личности. Педагогическая вера помогает потенциальной возможности стать действительностью.

Вместе с этим надо проявлять  осторожность и чувство меры при  одобрениях. Нелишне обратить внимание на ряд правил в этой связи: не следует  хвалить:      а) за то, что получено от природы (ум, здоровье и т.д.);

б) за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой;

в) больше двух раз за одно и то же достижение;

г) из-за жалости;

д) из-за желания понравиться.

Тот кто хвалит, далеко не всегда становится любимым.

Не менее значимы в практической педагогической деятельности наказания, к которым учителям приходится прибегать  в тех или иных конкретных педагогических ситуациях. Но каждый раз следует  задуматься над тем, как нельзя наказывать. И в этом отношении существует множество рекомендаций, среди которых важнейшие сводятся к следующим:

- наказание не должно вредить  здоровью – ни физически, ни  морально;

- если есть сомнение: стоит или  не стоит наказывать, то следует  избегать наказания;

- за один раз – одно наказание  (если даже одновременно было  совершено несколько проступков);

- если время упущено, то запоздало  наказывать не следует;

- наказан – прощен;

- при наказании не допускать  оскорбления и унижения личности;

- нельзя наказывать и ругать: когда болен; когда ест; после  сна; перед сном; во время игры, во время работы; сразу после  физической или душевной травмы; когда проявляет неспособность,  бестолковость, глупость, неопытность;  когда не справляется со страхом,  с невнимательностью, с ленью,  с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая  искреннее старание;

- не наказания должен бояться  школьник, а огорчения учителей  и вины перед школой.

     По словам психотерапевта В. Леви, по-настоящему мы наказываем ребенка только своими чувствами.

Использование методов поощрения  и наказания основывается на принципе гуманизма. В них проявляется  забота о гражданском росте личности.         Поэтому методика применения этих воспитательных мер исключает односторонность.

     Обязательно применение различных видов, форм, приемов поощрения и наказания. Следует помнить, что

– нельзя переоценивать значение методов поощрения и наказания  в процессе воспитательной работы. В хорошо воспитанных ученических  коллективах, где сложилась сознательная дисциплина и есть взаимопонимание, длительное время можно обходиться без наказаний вообще;

- использование поощрений и  наказаний эффективно только  в комплексе с убеждением (предупреждением), поручением (упражнением), примером, требованием;

– ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным – наказание. Это  помогает сформировать определенную линию; постоянно опираться на те лучшие качества личности школьника, которые  есть в нем, развивать эти качества, проектируя постепенно новые, еще более  ценные;

- поощрение и наказание должны  быть индивидуализированными, учитывать  возрастные и психологические  особенности личности, педагогическую  ситуацию. Такт в поощрениях и  наказаниях – необходимый элемент.  Нужно стимулировать школьника  давать самооценку своему поведению;

-   наказание применено правильно, если провинившийся понимает его, если оно разрешает конфликт между виновником проступка и коллективом.

Основные виды психологической  коррекции

  • По коррекционным задачам:
    • семейная коррекция;
    • игровая коррекция;
    • нейропсихологическая коррекция;
    • коррекция личностного роста.
  • По характеру направленности:
    • симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) — вид психокоррекции, предполагающий, как правило, кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа;
    • каузальная (причинная,) коррекция — вид психокоррекции, направленный на источники и причины психических отклонений.
  • По способу коррекционных воздействий:
    • директивные виды;
    • недирективные виды.
  • По форме организации:
    • общая психокоррекция (мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду ребёнка; нормализация и регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребёнка, работа по психогигиене и психопрофилактике, педагогической этике, лечебно-оздоровительные мероприятия, организация специальных занятий по плаванию, усиленному питанию детей);
    • частная психокоррекция (набор психолого-педагогических воздействий, то есть системы специально разработанных психокоррекционных мероприятий, применяемых в общей системе образовательных процессов. Игровая, музыкальная, драмотерапия);
    • специальная психокоррекция (комплекс приёмов, мер, методов, методик, работы с конкретным ребёнком или группой детей по решению психологических проблем).

Сфера применения психокоррекции

  1. коррекция эмоционального развития ребёнка;
  2. коррекция сенсо-перцептивной и интеллектуальной деятельности;
  3. психокоррекция поведения детей и подростков;
  4. коррекция развития личности.

Применительно к проблемам детей  в школе:

  1. коррекция недостатков когнитивной деятельности;
  2. коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы;
  3. коррекция поведения.

Все выделенные виды психокоррекции в целом дают системное представление  об организационно-содержательных началах  психокоррекционного процесса.

1 Г.И.Щукина «Методы воспитания»

2 О.С.Гребенюк «Педагогика индивидуальности»(Калининград,1995)

3 Термин Т.Е.Конниковой

4 П.Ф.Лесгафт

 

 

 


Информация о работе Классификация методов воспитания