Классификация методов воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 08:32, курсовая работа

Описание

В настоящей курсовой работе применяются следующие определения:
Воспитание- это целенаправленная деятельность по формированию определенных личных качеств человека (быть аккуратным, вежливым), это процесс постоянного духовного обогащения и обновления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...5

1КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ
1.1Влияние методов воспитания на сущностные сферы……………………………………………………….…8
1.2Выборы методов воспитании……………………......................22


ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….…26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…29
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 98.40 Кб (Скачать документ)

Классификация методов - это  выстроенная по определенному признаку система методов. Таким образом, методы можно классифицировать исходя из любого принципа.

Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше  понимает назначение, характерные признаки различных методов и модификаций.

 

 

Схема 2

 

1.2Выбор методов воспитания

 

Рассмотрим общие основы выбора методов воспитания, не затрагивая пока ни сущности, ни содержания самих  методов. Какими причинами детерминируется  применение того или иного метода? Какие факторы влияют на выбор  метода и заставляют воспитателя  отдавать предпочтение тому или иному  пути достижения цели?

На практике всегда стоит  задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший  — оптимальный. Выбор метода —  это всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнивать межу собой эффективность различных методов воспитания.

 Многие веские причины затрудняют процесс логического перебора методов воспитания и определения оптимальных. Среди этих причин 
следующие: 

1. Нечеткость множества  методов.  В настоящее время методы воспитания строго не зафиксированы, однозначно не описаны. Каждая педагогическая школа вкладывает в содержание одинаковых по названию методов различный смысл.

2. Множественность условий  применения методов.

3. Единственный надежный  критерий оптимизации — время,  но этот критерий применяется  редко. Ценить время мы еще  не научились. Заключаем: примерная  система методов, спроектированная  на размытое множество условий  с применением аморфных критериев,  не может обеспечить высокую  логическую надежность выбора.

Испытанный веками опытный  путь решения проблем, основанный на педагогическом чутье, интуиции, глубоком знании особенностей методов и причин, вызывающих определенные последствия. Тот воспитатель, который лучше  учел конкретные условия, использовал  адекватное им педагогическое действие и предвидел его последствия, всегда достигнет более высоких  результатов воспитания. Выбор методов  воспитания — высокое искусство. Искусство, опирающееся на науку.  Рассмотрим общие причины, определяющие выбор методов воспитания. В первую очередь должны быть учтены следующие:

1. Цели и задачи воспитания. Цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.

2. Содержание воспитания. Надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены различным смыслом. Очень важно поэтому правильно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом. Поскольку содержательная характеристика методов очень важна, она также учитывается при классификации.

3. Возрастные особенности  воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников. Возраст, как уже отмечалось, это не просто число прожитых лет. За ним приобретенный социальный опыт, уровень развития психологических и нравственных качеств

4. Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.

5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Общие методы, общие программы лишь канва воспитательного взаимодействия. Необходима их индивидуальная и личностная корректировка. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, сберечь свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».

6. Условия воспитания. К ним кроме рассмотренных выше — материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических — относятся и отношения, складывающиеся в классе: климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.

7. Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов существуют и другие средства воспитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в единстве. Например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации — необходимое подспорье для эффективного применения методов. К средствам воспитания относятся также различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), педагогическая техника (речь, мимика, движения и т. д.), средства, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность учителей и учеников. Значение этих факторов незаметно до тех пор, пока они находятся в пределах нормы. Но как только норма нарушается, их влияние на выбор методов воспитания может стать определяющим!

8. Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Многие методы сложны, требуют большого напряжения сил: незаинтересованные педагоги предпочитают обходиться без них. Следствие — гораздо более низкая эффективность воспитания, чем она могла бы быть при использовании разнообразных и адекватных целям, задачам и условиям методов.

9. Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания. Деление методов на сильнодействующие и щадящие условно: первые связаны с наказаниями и принуждениями, вторые — это увещевания и постепенное приучение. Сильнодействующие методы используются обычно при перевоспитании, когда за возможно более короткое время требуется искоренить негативные стереотипы поведения.

10. Ожидаемые последствия. Выбирая метод (методы), воспитатель должен быть, уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

Выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия для осуществления. Нельзя выбирать метод, который в данных условиях неприменим. Нельзя ставить  перспективы, которых все равно  не достичь. Это, само собой разумеется. Между тем многие молодые педагоги часто нарушают это элементарное правило. Любое разумное и подготовленное действие педагога должно быть доведено до конца, метод требует логического  завершения. Выполнять это правило  важно потому, что только в этом случае воспитанники обретают полезную привычку доводить дело до конца, а  воспитатель укрепляет свой авторитет  организатора.

Метод не терпит шаблона  в применении. Поэтому воспитатель  всякий раз должен подыскивать наиболее эффективные средства, соответствующие  данным условиям, вводить новые приемы. Для этого надо глубоко проникнуть в сущность воспитательной ситуации, которая и порождает потребность в определенном воздействии.

Выбор метода зависит от стиля педагогических отношений. При  товарищеских отношениях будет действенным  один метод, при отношениях нейтральных  или отрицательных приходится выбирать другие пути взаимодействия.

Метод зависит от характера  вызываемой им деятельности. Заставить  воспитанника заниматься легким или  приятным делом — это одно, а  добиться выполнения им серьезного и  непривычного труда — совсем другое. Проектируя методы воспитания, надо предвидеть психическое состояние воспитанников  в то время, когда методы будут  применяться. Это не всегда разрешимая для воспитателя задача, но, по крайней  мере, общее настроение, отношение  воспитанников к проектируемым  методам должны быть учтены заранее.

     Методы воспитания в своем разнообразии могут охватывать целесообразным влиянием всю жизнь детей и педагогов. Наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием в жизни существует и содействие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление им, и непротивление авторитетам, и отчуждение от них. Сознание ребенка формируется постепенно в процессе жизни и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только методы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путем целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни. Методы воспитательно эффективны, когда педагогом учитывается содействие самих детей его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному освоению и присвоению духовных ценностей. Методы воспитания представляют собой научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимулирования их деятельности и самовоспитания. Методические же приемы есть часть метода, способствующая решению какой-либо частной воспитательной или организационной задачи.

Из выше сказанного следует, что педагог-воспитатель при выборе методов воспитания должен опираться  на цель ,содержание воспитания; возрастные, личностные и индивидуальные особенности личности; уровень, время и условия воспитания; и самое главное предугадывать результат.

Задача совершенствования  методов стоит постоянно, и каждый учитель в меру своих сил и  возможностей ее решает, внося в  разработку общих методов свои частные  изменения, дополнения, соответствующие  конкретным условиям воспитательного  процесса.

 

 

 

Заключение

Каждый метод воспитания и соответствующий ему метод  самовоспитания отличаются один от другого  тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

Классификация методов - это  выстроенная по определенному признаку система методов. Таким образом, методы можно классифицировать исходя из любого принципа.

Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше  понимает назначение, характерные признаки различных методов и модификаций.

Задача совершенствования  методов стоит постоянно, и каждый учитель в меру своих сил и  возможностей ее решает, внося в  разработку общих методов свои частные  изменения, дополнения, соответствующие  конкретным условиям воспитательного  процесса.

  Я считаю, что нам удалось раскрыть тему нашей курсовой работы о методах воспитания.  
Еще с давних времен многие философы предлагали свои методы воспитания. Они, методы, складывались не случайно, а в соответствии с укладом жизни разных народов. Поэтому существует множество методов воспитания. Мы же описали общие методы воспитания. Также ямы выяснили, что к каждому конкретному воспитаннику нужен свой подход. Если один метод подходит одному, то это еще не значит, что этот метод подойдет другому. Из сказанного выше можно сделать вывод, что тема «методы воспитания» актуальна на сегодняшний день. Тема воспитания актуальна как раньше, так и сейчас. Потому что мировая и отечественная история образования свидетельствует о том, что содержательные параметры, цели воспитания подрастающих поколений отражают уровни цивилизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, компетентности правительства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем.  Создание метода — это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих достигать практически любые цели. Методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. 
     Задачи, поставленные нами  в начале курсовой работы, выполнены и рассмотрены примерно по следующим пунктам:

     1.Понятие методов воспитания. Рассмотрена система общих методов воспитания.      Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого только тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие. 
    2.Проклассифицированы методы воспитания. Теоретически изучена следующая классификация методов воспитания: 
• методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение). 
• методы упражнений (приручении), с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха). 
• методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).

   3. Рассказано о том, как правильно выбирать метод воспитания, рассмотрены причины, которые определяют выбор методов воспитания. Педагог-воспитатель при выборе методов воспитания должен опираться на цель ,содержание воспитания; возрастные, личностные и индивидуальные особенности личности; уровень, время и условия воспитания; и самое главное предугадывать результат.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос. 2004.- 382с.
  2. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004.- 336с.
  3. Азаров Ю.П. Искусство воспитания – М.: «Просвещение», 2005г.
  4. Макаренко А.С. О воспитании – М.; Политиздат, 2000г.
  5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических Вузов в 2х книгах – М, 2009г.
  6.   Хофман, Франц. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. М.: «Педагогика», 2009г.
  7. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. – Теория и практика воспитательных систем. – М; 2006г.
  8. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Просвещение, 2008г.-460с.
  9. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. – Казань. Центр инновационных технологий, 2002г. – 608с.
  10. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М.: Издательский Дом «Моосфера», 2009г. – 300с.
  11. Бордовская Н.В.Педагогика.-СПб.:ПИТЕР,2000-304с.  
        Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии/ Под ред.          С.А.Смирнова.-М.:Академия,1999-510с.
  12. Педагогика./ Под ред. П.И.Пидкасистого.-М.:Пед. общество      России,1998-638с.
  13. Педагогика./Под ред. Сластёнина В.А..- М.:Школа-Пресс,2000-512с.
  14. Подласый И.П.Педагогика. Новый курс. В 2 кн.-М.:ВЛАДОС,2000-256с.
  15. Степаненков Н.К.Педагогика.-Мн.:Изд-во В.М.Скакун,1998.-448с.  
    Харламов И.Ф.Педагогика.-М.:Юристъ,1997-512с. 
  16. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии. - М.: Владос, 1999. -304 с.
  17. Богданова Д. Я. Занимательная психология спорта.- М.: Физкультура и спорт, 1993. 240 с.
  18. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитанияи спорта. - М.:Академия, 2003. - 288 с.
  19. Куриленко Т. М. Задачи и упражнения по педагогике. - Минск:   Вышэйшая школа,1970. - 200 с.
  20. Сборник задач по общей психологии./ Под ред. В.С. Мерлина. - М.:                     Просвещение,1974.- 207 с.
  21. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М.: Академия, 2000. - 456 с.
  22. Черникова О. А. Вопросы психологии в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1955.
  23. 138с.
  24. Сухомлинский  В.А.  Сердце  отдаю  детям.  Рождение  гражданина   Кишинев: “Лумина”, 1979г.
  25. “Педагогика”    Аймауытов Ж. Тәрбиеге жетекші. Орынбор,          Қазмембас, 1924, 288 с.
  26. Ильина Т. Педагогика, Алматы: Мектеп, 1977, 488 с. 
  27. Қоянбаев Ж.Б, Қоянбаев Р.М. Педагогика. Алматы, 2002. –244 с.

Информация о работе Классификация методов воспитания