Классификация методов воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 08:32, курсовая работа

Описание

В настоящей курсовой работе применяются следующие определения:
Воспитание- это целенаправленная деятельность по формированию определенных личных качеств человека (быть аккуратным, вежливым), это процесс постоянного духовного обогащения и обновления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...5

1КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ
1.1Влияние методов воспитания на сущностные сферы……………………………………………………….…8
1.2Выборы методов воспитании……………………......................22


ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….…26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…29
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 98.40 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Советы и примеры  применения методов воспитания.

    Метод убеждения. Слово — великий инструмент человеческого общения и безграничного воздействия на людей. Руководители часто заботятся о содержании словесного воздействия, и в то же время беззаботно относятся к его форме, которая не менее важна. Что, например, имеется в виду, когда речь идет о технике словесного убеждения? Это дикция (четкое произношение звуков), выразительное произношение (в частности правильное оперирование логическими ударениями), громкость (в зависимости от аудитории), умение управлять своими жестами и мимикой, четкая логическая структура речи, наличие пауз, кратких перерывов. Следует отметить, что убеждает не только слово, но и дело, поэтому рассчитывать в убеждающем воздействии только на слова, даже правильно и доходчиво сказанные, но не подтвержденные конкретными делами, не стоит.

Методы убеждения являются ведущими среди методов организаторского воздействия. Убеждение — это, прежде всего, разъяснение и доказательство правильности и необходимости определенного  поведения либо недопустимости какого-то проступка.

Процесс убеждения, пожалуй, самый сложный среди остальных  способов организаторского воздействия. Ведущее место в этом процессе занимает аргументирование своей позиции и стремление сделать так, чтобы она стала позицией, убеждением каждого участника коллективной деятельности. Поэтому мы более внимательно рассмотрим аргументирование как важнейшую основу убеждения. Остановимся на параметрах убеждающего воздействия.

Способов аргументирования существует множество, но, как и в  шахматах, практика выработала ряд  «правильных дебютов». Они могут  быть сведены к следующим четырем  приемам.

  1. Прием снятия напряженности требует установления эмоционального контакта с собеседником. Для этого достаточно нескольких слов. Шутка, вовремя и к месту сказанная, также во многом способствует разрядке напряженности и созданию позитивной психологической обстановки для обсуждения.
  2. Прием «зацепки» позволяет кратко изложить ситуацию и, увязав ее с содержанием беседы, использовать как исходную точку для проведения обсуждения проблемы. В этих целях можно с успехом использовать какие-то события, сравнения, личные впечатления, анекдотический случай или необычный вопрос.
  3. Прием стимулирования воображения предполагает постановку в начале беседы множества вопросов по содержанию тех проблем, которые должны рассматриваться. Этот метод дает хорошие результаты, когда исполнитель отличается трезвым взглядом на решаемую проблему.
  4. Прием прямого подхода предполагает непосредственный переход к делу без какого-либо вступления или преамбулы. Схематично это выглядит следующим образом: кратко сообщаете причины, по которым созывается заседание, и переходите к их обсуждению.

Как способствовать тому, чтобы  человек принял вашу точку зрения? Эти рекомендации могут пригодиться  в психокоррекционной работе.

   Правило первое : убеждать человека в чем-либо — не значит спорить с ним. Недоразумения нельзя уладить спором, их можно устранить лишь с помощью такта, стремления к примирению и искреннего желания понять точку зрения другого.

   Правило второе: уважайте мнение других людей, никогда не говорите человеку резко, что он не прав, особенно при незнакомых людях, так как в этом случае ему будет трудно согласиться с вами.

Никогда не начинайте с  заявления: «Я готов вам доказать». Это равносильно тому, как если бы вы сказали: «Я умнее вас». Это  своего рода вызов. Такое обращение  настраивает собеседника против вас еще до того, как вы начнете  его убеждать.

Если человек высказывает  какую-то мысль и вы считаете ее неправильной или даже абсолютно уверены в  ее ошибочности, тем не менее, лучше  обратиться к своему собеседнику  примерно с такими словами: «Я могу ошибаться. Давайте разберемся в  фактах». Вы никогда не окажетесь  в затруднительном положении, если будете признавать, что можете ошибаться. Это остановит любой спор и  заставит вашего собеседника быть столь  же справедливым и откровенным, как  и вы, вынудит его признать, что  он тоже может ошибаться.

    Правило третье: если вы не правы, то признавайтесь в этом быстро и решительно. Гораздо легче самому признать свои ошибки или недостатки, чем выслушивать осуждение со стороны другого человека. Если вы предполагаете, что кто-то хочет отозваться о вас отрицательно, скажите это раньше сами. Вы его обезоружите. В некоторых случаях гораздо приятнее признать себя неправым, чем пытаться защищаться. Признание ошибки, как правило, вызывает снисхождение к тому, кто ее совершил.

    Правило четвертое: когда вы хотите убедить человека в правильности вашей точки зрения, ведите разговор в доброжелательном тоне. Не начинайте с вопросов, по которым ваши мнения расходятся. Говорите о том, в чем ваши мнения совпадают.

   Правило пятое: старайтесь получить от собеседника утвердительный ответ в самом начале беседы. Если человек сказал: «Нет», — его гордость требует, чтобы он оставался последовательным до конца.

   Правило шестое: предоставьте другому человеку право больше говорить, а сами старайтесь быть немногословным. Истиной является то, что даже наши друзья предпочитают больше говорить о своих успехах, чем слушать, как хвалимся мы. Большая часть людей, пытаясь добиться того, чтобы человек понял их точку зрения, сами много говорят — это явная ошибка. Дайте возможность другому высказаться, поэтому лучше научитесь сами задавать вопросы собеседникам.

    Правило седьмое: дайте человеку почувствовать, что идея, которую вы ему подали, принадлежит ему, а не вам.

   Правило восьмое: если хотите убедить людей в чем-либо, старайтесь смотреть на вещи их глазами. У каждого человека есть причина поступать именно так, а не иначе. Найдите эту скрытую причину, и у вас будет «ключ», вы поймете его действия и, может быть, даже личные качества. Попытайтесь поставить себя на его место. Вы сэкономите много времени и сохраните свои нервы.

   Правило девятое: отнеситесь с сочувствием к идеям и желаниям другого человека. Сочувствия — вот чего страстно желает каждый. Большая часть людей, окружающих вас, нуждаются в сочувствии.

   Правило десятое: чтобы изменить мнение или точку зрения кого-либо, обращайтесь к благородным мотивам. Человек обычно руководствуется двумя мотивами в своих действиях: один тот, который благородно звучит, а другой истинный. Сам человек будет думать об истинной причине. Но все мы, будучи идеалистами в душе, любим говорить о благородных побуждениях.

    Правило одиннадцатое: используйте принцип наглядности для доказательства своей правоты. Выразить правду только словами порой бывает недостаточно. Правда должна быть показана живо, интересно, наглядно.

    Методы упражнений. Эти методы способствуют формированию единства сознания и поведения.

    Упражнение – многократное повторение и совершенствование способов действия как устойчивой основы поведения.Методы упражнений в воспитании реализуются, например,  через поручения. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности, опыт личного предпринимательства. Приучение школьников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, как показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему.            В этой связи предлагаем несколько советов по практическому применению методов упражнений:

- методы упражнений эффективны  только при использовании их  с методами убеждения. Перед  школьниками надо широко раскрывать  цели выполняемых поручений. Без  этого невозможно по-настоящему  увлечь их коллективными делами;

- в коллективе не должно быть  ни одного школьника без постоянных  или временных заданий. Помочь  определить каждому дело по  душе, правильно распределить обязанности,  учитывая интересы и способности  членов коллектива, – важная практическая  задача;

- наиболее ценно то поручение,  которое дается коллективом (в  том числе и по совету педагога) и за выполнение которого надо  отчитываться перед товарищами. Оно определяет позицию моральной  ответственности перед товарищами, рождает сильное требование, осуществляет  воздействие общественного мнения  на личность, повышает значение  самоконтроля в деятельности, способствует  развитию воли и умения преодолеть  трудности, довести дело до  конца. Именно это и помогает  упражнять сознание, чувства, поведение  школьников;

- педагогу следует хорошо знать  мотивы участия школьников в  деятельности, их отношение к  поручениям и обязанностям. Учитывая  мотивы, надо определять конкретные  воспитательные цели и педагогические  задачи, подлежащие решению;

– от несложных по содержанию дел-упражнений, выполнение которых не представляет больших трудностей, следует переходить к предъявлению таких поручений, которые требуют проявления значительных волевых усилий, подчинения личных интересов общественным. Этот процесс  развивает ценные мотивы участия  в общественной деятельности, формирует  положительную направленность личности;

- морально-волевое напряжение в  работе школьники .должны чувствовать  непрерывно, находясь под контролем общественного мнения коллектива и соревнуясь в достижении все более и более высоких результатов;

- участвуя в работе и добиваясь  выполнения принятых обязательств, школьники должны переживать  чувство радости от сознания  выполненного долга, от ситуаций  личного успеха;

– используя разнообразные формы  внеклассной воспитательной работы, необходимо добиваться единства действий со стороны педагогов и родителей.

     К группе методов упражнений относится и метод примера как метод воздействия на созерцание, чувства и поведение школьников впечатляющим образом, способным оказать помощь в достижении педагогических целей. В практической работе используются разнообразные средства: книги и кинофильмы, картины и факты из жизни, теле- и радиопередачи, наглядная агитация. Большое значение имеет личный пример педагога.Чем младше школьник, тем меньше у него жизненного опыта, который необходим для того, чтобы самостоятельно определять линию своего поведения. Поэтому он, естественно, подражает тому, что видит в общественной и личной жизни старших и вообще в поступках окружающих людей. Явление подражательности психологи называют конформизмом, а соответствующее качество личности – конформностью.Путем подражания у молодого человека формируются социально-нравственные или аморальные цели личного поведения, а также утверждаются те или иные способы деятельности.Подражание сопровождается более или менее зрелыми самостоятельными суждениями. Вот почему подражание не есть только слепое копирование: оно формирует у ребят и действия нового типа, как совпадающие в общих чертах с примером, так и оригинальные действия.

Подражание не простой одномоментный, а сложный многофазный процесс.

Первый этап его заключается  в том, что в результате прослеживания  конкретного действия (или жизненной  ситуации, или описания поступков) другого  лица у школьников возникает желание  поступать так же. Субъективно  складывается образ этих действий, “пример для подражания”. Здесь  появляется захватывающий воображение  пример и выявляются мотивы, дающие первоначальный толчок к подражанию. Наличие примера еще не означает, что он будет повторен в действии. Связь между примером и последующими действиями может и не возникнуть.

Второй этап – этап образования  этих связей, этап выработки исполнительных и волевых действий, когда подросток  путем проб и ошибок в реальной жизненной деятельности подравнивает свои мысли, чувства и действия к имеющемуся образцу.

На следующем этапе имеет  место синтез и закрепление подражательных или подражательно-самостоятельных  действий, на которые активно влияют жизненные ситуации и противоречия. Большую роль в выборе примера  и закреплении положительных  действий у школьников играют внушения, разъяснения и советы со стороны  педагогов.

Педагогическое требование также принадлежит к группе методов упражнений. Требование – метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

Требование может выступать  перед учеником как конкретная, реальная задача, которую ему надлежит обязательно  выполнить в процессе той или  иной деятельности. По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. Прямые требования характеризуются  такими признаками, как позитивность, инструктивность и решительность. Они облекаются в форму приказания, указания, предписания. Косвенные требования (просьба, совет, намек) опираются на сформированные у воспитанников  мотивы, цели, убеждения.

Воспитатель всегда стремится к  тому, чтобы его требование стало  требованием коллектива. Отражением коллективного требования является общественное мнение. Соединяя в себе оценки, суждения, волю коллектива, общественное мнение выступает активной и влиятельной  силой, которая в руках умелого  педагога выполняет функции метода воспитания.

Как метод воспитания соревнование строится с учетом того несомненного социально-психологического фактора, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлекая учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в различных видах деятельности, соревнование поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторства, ответственности.

Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В  процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность  практического использования имеющегося опыта.

Действенность соревнования существенно  повышается при разумном насыщении  как учебной, так и внеучебной деятельности ситуациями переживания  успеха, связанными с положительными эмоциями.

Информация о работе Классификация методов воспитания