Коммуникативные возможности детей с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 15:18, курсовая работа

Описание

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Проблемы нарушения общения ребенка с ДЦП со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития ребенка важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками. Развитие коммуникативных навыков, и их значение для общего психического развития детей с ДЦП изучены намного меньше, чем общение здорового ребенка со сверстниками и со взрослыми, причем потребностно - мотивационный аспект общения больного ребенка с ровесниками мало привлекал внимание исследователей.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении.
Изучению нарушения общения у детей с детским церебральным параличом посвящено много специальных исследований, в которых рассматриваются вопросы их патофизиологии, клиники и коррекции. Этой проблеме посвящены работы Даниловой Л.А., Мастюковой Е.М., Ипполитовой М.В., ШипицинойЛ.М., и др. По данным Мастюковой Е.М. коммуникативные расстройства наблюдаются у 70 – 80 % детей с ДЦП.
В связи с этим актуальным представляется изучение проблемы развития коммуникативных возможностей детей с ДЦП.
С учетом актуальности этой проблемы мы избрали тему исследования: «Коммуникативные возможности детей с детским церебральным параличом».
Цель исследования - выявление коммуникативных возможностей у детей с ДЦП.
Объект исследования: дети дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных возможностей у детей дошкольного возраста с ДЦП.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных возможностей у детей с ДЦП будет эффективно реализовано, если:
- коммуникативный компонент будет выделен как центральный, обеспечивающий вхождение ребенка с ДЦП в общение с окружающими;
- будут учитываться особенности психофизического развития детей с ДЦП;
- специальные методики, используемые для формирования коммуникативных возможностей у детей с ДЦП, будут вводиться с постепенным усложнением.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
определить сущностные характеристики детского церебрального паралича;
выявить уровень развития коммуникативных возможностей нормальных детей и детей с ДЦП;
рассмотреть принципы и методики коррекции нарушения общения у детей с ДЦП;
экспериментально проверить эффективность выбранных методик.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов:
- теоретический: анализ психолого–педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: наблюдение за процессом общения у детей с ДЦП.
База исследования: реабилитационный центр «Самал».

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

      Вывод по первой главе

      Детский церебральный паралич - непрогрессирующее  заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается  на ранних этапах развития головного  мозга.

      Термин  «детский церебральный паралич» (ДЦП) объединяет ряд синдромов, которые возникают в связи с повреждением мозга. ДЦП развивается в результате поражения головного и спинного мозга от разных причин на ранних стадиях внутриутробного развития плода и в родах. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами. Помимо нарушений в центральной нервной системе вторично в течение жизни возникают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах.

      К основному симптому ДЦП — двигательным расстройствам — в большой  части случаев присоединяются нарушения  психики, речи, зрения, слуха и др.

      Проблемы  нарушения общения ребенка с  ДЦП со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития ребенка важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками.

        Основными направлениями в коррекционно-педагогическом  процессе являются: развитие игровой  деятельности; развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи; расширение запаса знаний и представлений об окружающем; развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза; развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического); формирование математических представлений; развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом; воспитание навыков самообслуживания и гигиены; подготовка к школе[18;167].

 

       2 КОММУНИКАТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТЕЙ С ДЦП  

      2.1 Диагностика и оценка сформированности коммуникативных возможностей у детей с ДЦП 

      Диагностические и коррекционные методики предполагают системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных блоков. Для каждого присущи свои цели, задачи, методы, приемы, своя стратегия и тактика.

      Блок I — диагностический.

      Цель: диагностика факторов риска для  каждой семьи, разработка коррекционной программы.

      Методы: анализ биографической информации, медицинской  документации, обследование детей с  помощью наблюдений, бесед, выявление  речевых нарушений (фонетических, лексических, грамматических) и неврологической  симптоматики, разработка перспективного плана.

      Блок II — коррекционный.

      Цель: гармонизация коррекционного процесса; преодоление внутрисемейного кризиса; расширение сферы осознанности мотивов  воспитания; снятие противоречий; изменение  родительских установок и позиций, обучение родителей новым формам общения с ребенком...

      Коррекционный блок включает два этапа:

      — подготовительный, цель которого —  создание установки на коррекционную  работу, повышение уверенности, под  готовка артикуляционного аппарата, воспитание фонематического слуха, самоконтроля, формирование речевого ключично-диафрагмального дыхания;

      — основной этап, включает коррекцию  речевых нарушений: постановку, автоматизацию  и введение звуков в самостоятельную  речь; работу над лексико-грамматическими  категориями. У ребенка появляются уверенность, чувство полноценности. Параллельно с коррекцией речи происходит коррекция личности.

      Методы: методика групповой и индивидуальной коррекции для детей, методика групповой  родительской коррекции: «Родительский  семинар», методика совместных занятий родителей с детьми.

      Блок III— оценочный, контрольный.

      Цель: оценка динамики речевого и личностного  развития, степени устойчивости, отсутствие рецидивов.

      Методы: отчеты родителей, повторное обследование, сравнительный анализ результатов  первичного и повторного обследований.

      Диагностика проводилась в группе состоящей  из 10 детей. Площадью для экспериментальной  работы стал реабелитационный центр «Самал». 

      Таблица 1. Медицинский анализ

Ф.И.О. Возраст Медицинский диагноз
1. Валерия В. 5 ДЦП, спастическая диплегия, выраженное расстройство психологического развития с расстройством экспрессивной речи.
2. Афик И. 6 ДЦП, спастическая диплегия, дизартрия, расстройство психологического развития.
3. Наташа М. 6 ДЦП, спастическая диплегия, дизартрия.
4. Дима Т. 6 ДЦП, спастическая диплегия, расстройство психологического развития, расстройство экспрессивной  речи.
5. Валерия З. 6 ДЦП, спастическая диплегия, задержка психоречевого развития.
6. Саша Л. 5 ДЦП, спастическая диплегия, расстройство психологического развития.
7. Юра Ч. 5 ДЦП, спастическая диплегия, расстройство психологического развития, анартрия.
8. Анна Р. 5 ДЦП, спастическая диплегия, дизартрия.
9. Андрей С. 6 ДЦП, спастическая диплегия, дизартрия, расстройство психологического развития.
10. Екатерина К. 5 ДЦП, спастическая диплегия, расстройство психологического развития, дизартрия.
 

      Для оценки уровня сформированности коммуникации детей использовались следующие  методики:

      Методика 1. «Изучение уровня речевой коммуникации» (приложение А).

      Методика 2. «Изучение уровня связанной речи детей» (приложение В).

      Изучение  уровня речевой коммуникации

      Методические  указания:

      Для изучения коммуникативных умений детей  проводятся наблюдения за их свободным  общением. В процессе наблюдения обращается внимание на:

      1.Характер  общения.

      2.Инициативность.

      3. Умение вступать в диалог.

      4. Поддерживать и вести диалог.

      5.Слушать  собеседника.

      6. Понимать собеседника.

      7. Ясно выражать свои мысли.

      Протоколы обследования представлены в приложении (приложение Б).

      При проведении данной методики были выявлены следующие результаты: 

      Таблица 2. Уровень коммуникативных умений

Имя ребенка Оценка в  баллах Уровень речевой  коммуникации
1. Валерия В. 2,1 Средний
2. Афик И. 1,7 Низкий
3. Наташа М. 1,4 Низкий
4. Дима Т. 1,2 Низкий
5. Валерия З. 2 Средний
6. Саша Л. 1,1 Низкий
7. Юра Ч. 3 Высокий
8. Анна Р. 1,5 Низкий
9. Андрей С. 1,1 Низкий
10. Екатерина К. 2 Средний
 

      Вывод: в результате проведения данной методики было выявлено, что 6 детей имеют  низкий уровень речевой коммуникации; 3 ребенка имеют средний уровень речевой коммуникации и лишь 1 имеет высокий уровень речевой коммуникации.

      Изучение  уровня связанной речи

      Методические  указания:

      Для изучения уровня связной речи используется методика «пересказа текста». Детям  предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые рассказ или сказку.

      Пересказы детей записываются и анализируются  по следующим показателям:

      Понимание речи.

      Структурирование  текста.

      Лексика.

      Грамматика.

      Правильность  речи.

      Примечание.

      Каждый  показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста — 10 баллов. 2 балла — правильное воспроизведение; 1 балл — незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 баллов — неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.

      Таким образом, оценка 10 баллов соответствует  высокому уровню воспроизведения текста, свыше 5 баллов — среднему уровню, меньше 5 баллов — низкому уровню.

      Протоколы обследования представлены в приложении (приложение Г).

      При проведении данной методики были выявлены следующие результаты: 

      Таблица 3. Уровень воспроизведения текста  

Имя ребенка Оценка в  баллах Уровень воспроизведения  текста
1. Валерия В. 7 Средний
2. Афик И. 3 Низкий
3. Наташа М. 9 Средний
4. Дима Т. 2 Низкий
5. Валерия З. 6 Средний
6. Саша Л. 5 Средний
7. Юра Ч. 8 Средний
8. Анна Р. 4 Низкий
9. Андрей С. 2 Низкий
10. Екатерина К. 7 Низкий

Информация о работе Коммуникативные возможности детей с ДЦП