Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 15:18, курсовая работа
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Проблемы нарушения общения ребенка с ДЦП со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития ребенка важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками. Развитие коммуникативных навыков, и их значение для общего психического развития детей с ДЦП изучены намного меньше, чем общение здорового ребенка со сверстниками и со взрослыми, причем потребностно - мотивационный аспект общения больного ребенка с ровесниками мало привлекал внимание исследователей.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении.
Изучению нарушения общения у детей с детским церебральным параличом посвящено много специальных исследований, в которых рассматриваются вопросы их патофизиологии, клиники и коррекции. Этой проблеме посвящены работы Даниловой Л.А., Мастюковой Е.М., Ипполитовой М.В., ШипицинойЛ.М., и др. По данным Мастюковой Е.М. коммуникативные расстройства наблюдаются у 70 – 80 % детей с ДЦП.
В связи с этим актуальным представляется изучение проблемы развития коммуникативных возможностей детей с ДЦП.
С учетом актуальности этой проблемы мы избрали тему исследования: «Коммуникативные возможности детей с детским церебральным параличом».
Цель исследования - выявление коммуникативных возможностей у детей с ДЦП.
Объект исследования: дети дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных возможностей у детей дошкольного возраста с ДЦП.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных возможностей у детей с ДЦП будет эффективно реализовано, если:
- коммуникативный компонент будет выделен как центральный, обеспечивающий вхождение ребенка с ДЦП в общение с окружающими;
- будут учитываться особенности психофизического развития детей с ДЦП;
- специальные методики, используемые для формирования коммуникативных возможностей у детей с ДЦП, будут вводиться с постепенным усложнением.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
определить сущностные характеристики детского церебрального паралича;
выявить уровень развития коммуникативных возможностей нормальных детей и детей с ДЦП;
рассмотреть принципы и методики коррекции нарушения общения у детей с ДЦП;
экспериментально проверить эффективность выбранных методик.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов:
- теоретический: анализ психолого–педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: наблюдение за процессом общения у детей с ДЦП.
База исследования: реабилитационный центр «Самал».
Вывод по первой главе
Детский церебральный паралич - непрогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга.
Термин «детский церебральный паралич» (ДЦП) объединяет ряд синдромов, которые возникают в связи с повреждением мозга. ДЦП развивается в результате поражения головного и спинного мозга от разных причин на ранних стадиях внутриутробного развития плода и в родах. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами. Помимо нарушений в центральной нервной системе вторично в течение жизни возникают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах.
К основному симптому ДЦП — двигательным расстройствам — в большой части случаев присоединяются нарушения психики, речи, зрения, слуха и др.
Проблемы нарушения общения ребенка с ДЦП со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития ребенка важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками.
Основными направлениями в
2 КОММУНИКАТИВНЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТЕЙ С
ДЦП
2.1
Диагностика и оценка
сформированности коммуникативных
возможностей у детей
с ДЦП
Диагностические и коррекционные методики предполагают системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных блоков. Для каждого присущи свои цели, задачи, методы, приемы, своя стратегия и тактика.
Блок I — диагностический.
Цель: диагностика факторов риска для каждой семьи, разработка коррекционной программы.
Методы: анализ биографической информации, медицинской документации, обследование детей с помощью наблюдений, бесед, выявление речевых нарушений (фонетических, лексических, грамматических) и неврологической симптоматики, разработка перспективного плана.
Блок II — коррекционный.
Цель:
гармонизация коррекционного процесса;
преодоление внутрисемейного
Коррекционный блок включает два этапа:
— подготовительный, цель которого — создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности, под готовка артикуляционного аппарата, воспитание фонематического слуха, самоконтроля, формирование речевого ключично-диафрагмального дыхания;
— основной этап, включает коррекцию речевых нарушений: постановку, автоматизацию и введение звуков в самостоятельную речь; работу над лексико-грамматическими категориями. У ребенка появляются уверенность, чувство полноценности. Параллельно с коррекцией речи происходит коррекция личности.
Методы: методика групповой и индивидуальной коррекции для детей, методика групповой родительской коррекции: «Родительский семинар», методика совместных занятий родителей с детьми.
Блок III— оценочный, контрольный.
Цель: оценка динамики речевого и личностного развития, степени устойчивости, отсутствие рецидивов.
Методы: отчеты родителей, повторное обследование, сравнительный анализ результатов первичного и повторного обследований.
Диагностика
проводилась в группе состоящей
из 10 детей. Площадью для экспериментальной
работы стал реабелитационный центр «Самал».
Таблица 1. Медицинский анализ
№ | Ф.И.О. | Возраст | Медицинский диагноз |
1. | Валерия В. | 5 | ДЦП, спастическая диплегия, выраженное расстройство психологического развития с расстройством экспрессивной речи. |
2. | Афик И. | 6 | ДЦП, спастическая диплегия, дизартрия, расстройство психологического развития. |
3. | Наташа М. | 6 | ДЦП, спастическая диплегия, дизартрия. |
4. | Дима Т. | 6 | ДЦП, спастическая диплегия, расстройство психологического развития, расстройство экспрессивной речи. |
5. | Валерия З. | 6 | ДЦП, спастическая диплегия, задержка психоречевого развития. |
6. | Саша Л. | 5 | ДЦП, спастическая диплегия, расстройство психологического развития. |
7. | Юра Ч. | 5 | ДЦП, спастическая диплегия, расстройство психологического развития, анартрия. |
8. | Анна Р. | 5 | ДЦП, спастическая диплегия, дизартрия. |
9. | Андрей С. | 6 | ДЦП, спастическая диплегия, дизартрия, расстройство психологического развития. |
10. | Екатерина К. | 5 | ДЦП, спастическая диплегия, расстройство психологического развития, дизартрия. |
Для оценки уровня сформированности коммуникации детей использовались следующие методики:
Методика 1. «Изучение уровня речевой коммуникации» (приложение А).
Методика 2. «Изучение уровня связанной речи детей» (приложение В).
Изучение уровня речевой коммуникации
Методические указания:
Для изучения коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на:
1.Характер общения.
2.Инициативность.
3. Умение вступать в диалог.
4. Поддерживать и вести диалог.
5.Слушать собеседника.
6. Понимать собеседника.
7. Ясно выражать свои мысли.
Протоколы обследования представлены в приложении (приложение Б).
При
проведении данной методики были выявлены
следующие результаты:
Таблица 2. Уровень коммуникативных умений
№ | Имя ребенка | Оценка в баллах | Уровень речевой коммуникации |
1. | Валерия В. | 2,1 | Средний |
2. | Афик И. | 1,7 | Низкий |
3. | Наташа М. | 1,4 | Низкий |
4. | Дима Т. | 1,2 | Низкий |
5. | Валерия З. | 2 | Средний |
6. | Саша Л. | 1,1 | Низкий |
7. | Юра Ч. | 3 | Высокий |
8. | Анна Р. | 1,5 | Низкий |
9. | Андрей С. | 1,1 | Низкий |
10. | Екатерина К. | 2 | Средний |
Вывод: в результате проведения данной методики было выявлено, что 6 детей имеют низкий уровень речевой коммуникации; 3 ребенка имеют средний уровень речевой коммуникации и лишь 1 имеет высокий уровень речевой коммуникации.
Изучение уровня связанной речи
Методические указания:
Для изучения уровня связной речи используется методика «пересказа текста». Детям предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые рассказ или сказку.
Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям:
Понимание речи.
Структурирование текста.
Лексика.
Грамматика.
Правильность речи.
Примечание.
Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста — 10 баллов. 2 балла — правильное воспроизведение; 1 балл — незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 баллов — неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.
Таким образом, оценка 10 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 5 баллов — среднему уровню, меньше 5 баллов — низкому уровню.
Протоколы обследования представлены в приложении (приложение Г).
При
проведении данной методики были выявлены
следующие результаты:
Таблица
3. Уровень воспроизведения текста
№ | Имя ребенка | Оценка в баллах | Уровень воспроизведения текста |
1. | Валерия В. | 7 | Средний |
2. | Афик И. | 3 | Низкий |
3. | Наташа М. | 9 | Средний |
4. | Дима Т. | 2 | Низкий |
5. | Валерия З. | 6 | Средний |
6. | Саша Л. | 5 | Средний |
7. | Юра Ч. | 8 | Средний |
8. | Анна Р. | 4 | Низкий |
9. | Андрей С. | 2 | Низкий |
10. | Екатерина К. | 7 | Низкий |