Коммуникативные возможности детей с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 15:18, курсовая работа

Описание

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Проблемы нарушения общения ребенка с ДЦП со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития ребенка важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками. Развитие коммуникативных навыков, и их значение для общего психического развития детей с ДЦП изучены намного меньше, чем общение здорового ребенка со сверстниками и со взрослыми, причем потребностно - мотивационный аспект общения больного ребенка с ровесниками мало привлекал внимание исследователей.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении.
Изучению нарушения общения у детей с детским церебральным параличом посвящено много специальных исследований, в которых рассматриваются вопросы их патофизиологии, клиники и коррекции. Этой проблеме посвящены работы Даниловой Л.А., Мастюковой Е.М., Ипполитовой М.В., ШипицинойЛ.М., и др. По данным Мастюковой Е.М. коммуникативные расстройства наблюдаются у 70 – 80 % детей с ДЦП.
В связи с этим актуальным представляется изучение проблемы развития коммуникативных возможностей детей с ДЦП.
С учетом актуальности этой проблемы мы избрали тему исследования: «Коммуникативные возможности детей с детским церебральным параличом».
Цель исследования - выявление коммуникативных возможностей у детей с ДЦП.
Объект исследования: дети дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных возможностей у детей дошкольного возраста с ДЦП.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных возможностей у детей с ДЦП будет эффективно реализовано, если:
- коммуникативный компонент будет выделен как центральный, обеспечивающий вхождение ребенка с ДЦП в общение с окружающими;
- будут учитываться особенности психофизического развития детей с ДЦП;
- специальные методики, используемые для формирования коммуникативных возможностей у детей с ДЦП, будут вводиться с постепенным усложнением.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
определить сущностные характеристики детского церебрального паралича;
выявить уровень развития коммуникативных возможностей нормальных детей и детей с ДЦП;
рассмотреть принципы и методики коррекции нарушения общения у детей с ДЦП;
экспериментально проверить эффективность выбранных методик.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов:
- теоретический: анализ психолого–педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: наблюдение за процессом общения у детей с ДЦП.
База исследования: реабилитационный центр «Самал».

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

      Особенность формирования коммуникативных навыков  у детей с ДЦП заключается  в том, процесс протекает постепенно, с прикреплением дополнительных, альтернативных средств, стимулирующих речевую активность.

      А для того чтобы коррекционная  работа по формированию коммуникативных  навыков была успешной можно использовать следующие образовательные программы: «Сказка» В.М. Ивановой, «Адаптация».

      Также необходимо отметить, что одним из важнейших условий успешной работы по формированию коммуникативных навыков  является совместная работа педагога и родителей, их взаимодействие. Для этого педагоги проводят консультации, дают задания родителям. В процессе работы формируется правильное отношение детей и их родителей к болезни и возможностям ребенка, дается установка на то, что все люди (и здоровые тоже) различны и имеют разные возможности реализации своих желании. Все люди имеют разные способности, главное — найти свое место в жизни с оптимальным учетом возможностей и наклонностей.

      Таким образом, цель нашей работы достигнута, гипотеза доказана.

 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Шипицина Л.М. Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Психолог – педагогическое медико – социальное сопровождение развития ребенка. СПб., 2001, С. 15 – 19

2. Смирнова  И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Учебно – методическое пособие. СПб., 2003, С. 235

3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960, С. 369

4. Данилова  Л.А. Методы коррекции речевого  и психического развития у  детей с церебральным параличом. Л., 1977, С. 456

5. Данилова  Л.А., Стока К., Казицына Г.Н. Особенности  логопедической работы при детском церебральном параличе. СПб., 1997, С.475

6. Ипполитова  М.В. Коррекционно – воспитательная  работа с детьми дошкольного  возраста, страдающими церебральными  параличами // В сборнике: Очерки  по патологии речи и голоса. Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып. 3. М., 1985, С. 214 – 223.

7. Ипполитова  М.В., Мастюкова Е.М. Нарушение  речи у детей с церебральным  параличом. М., 1985, С. 100

8. Ермоленко  Н.А., Скворцов И.А., Неретина А.Ф. Клинико – психологический анализ развития, двигательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функций у детей с церебральными параличами // Журнал неврологии и психиатрии, 2000, № 3, С. 19 – 23.

9. Малофеев  Н.Н. Характеристика лексического  запаса у детей с церебральным  параличом // Дефектология, 1985, №  1 С. 29 – 33.

10. Приходько  О.Г. Специальное образование  лиц с нарушениями опорно –  двигательного аппарата / Специальная педагогика – М., Академия, 2000, С. 31 – 32.

11. Приходько  О.Г. Воспитание и обучение  детей раннего дошкольного возраста  с нарушениями опорно – двигательного аппарата / Специальная дошкольная педагогика, М., Академия, 2001, С. 183 – 219.

12. Поваляева  М.А. Справочник логопеда. Ростов – на – Дону, 2006, с. 120

13. Волкова  Л.С. Логопедия. М., 2004, С. 128

14. Мамайчук  И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности у дошкольников с церебральным параличом // Дефектология, 1976, № 3, С. 45-96

15. Мастюкова  Е.М. О развитии познавательной  деятельности у детей с церебральными  параличами // Дефектология, 1973, № 6, С. 78-115

16. Мастюкова  Е.М. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича и медицинское обследование логопедических мероприятий // Дефектология, 1979, № 3, С. 12-56

17. Мастюкова  Е.М. Особенности логопедической  работы при детском церебральном  параличе. // Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989, С. 419 – 436.

18. Спирова  Л.Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1980, С. 254

19. Халилова  Л.Б. Основные направления лексической  работы в специальной школе  для детей с церебральным параличом // Дефектология, 1986, № 5, С. 46

20. Шипицина  Л.М. Нейропсихологическое исследование детей с проблемами в развитии // Дефектология, 1999, № 1, С. 15

21. Шипицина  Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова  И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб., Образование, 1995, С. 80

22. Шипицина  Л.М, Мамайчук И.И. Детский церебральный  паралич. М., С. 320

23. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушением развития». М., С. 142

24. Громова  О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М., 2005, С. 117

25. Акош  К., Акош М. Помощь детям с  церебральным параличом. Кондуктивная  педагогика: Книга для родителей  / Пер. с англ. С. Вишневской. М., 1994, С. 430

26. Архипова  Е.Ф. Коррекционная работа с  детьми с церебральным параличом. М., Просвещение, 1989, С. 124

27. Комплексная  реабилитация детей с детским  церебральным параличом. Методические  рекомендации. М. – СПб., НВТ «БИМК  – Д», 1998, С. 139

28. Семенова  К.А., Махмудова Н.М. Медицинская  реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. Ташкент, 1979, С. 239

29. Семенова  К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я.  Клиника и реабилитационная терапия  детских церебральных параличей.  М., 1972, С. 170

Информация о работе Коммуникативные возможности детей с ДЦП