Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 15:18, курсовая работа
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Проблемы нарушения общения ребенка с ДЦП со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития ребенка важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками. Развитие коммуникативных навыков, и их значение для общего психического развития детей с ДЦП изучены намного меньше, чем общение здорового ребенка со сверстниками и со взрослыми, причем потребностно - мотивационный аспект общения больного ребенка с ровесниками мало привлекал внимание исследователей.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении.
Изучению нарушения общения у детей с детским церебральным параличом посвящено много специальных исследований, в которых рассматриваются вопросы их патофизиологии, клиники и коррекции. Этой проблеме посвящены работы Даниловой Л.А., Мастюковой Е.М., Ипполитовой М.В., ШипицинойЛ.М., и др. По данным Мастюковой Е.М. коммуникативные расстройства наблюдаются у 70 – 80 % детей с ДЦП.
В связи с этим актуальным представляется изучение проблемы развития коммуникативных возможностей детей с ДЦП.
С учетом актуальности этой проблемы мы избрали тему исследования: «Коммуникативные возможности детей с детским церебральным параличом».
Цель исследования - выявление коммуникативных возможностей у детей с ДЦП.
Объект исследования: дети дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных возможностей у детей дошкольного возраста с ДЦП.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных возможностей у детей с ДЦП будет эффективно реализовано, если:
- коммуникативный компонент будет выделен как центральный, обеспечивающий вхождение ребенка с ДЦП в общение с окружающими;
- будут учитываться особенности психофизического развития детей с ДЦП;
- специальные методики, используемые для формирования коммуникативных возможностей у детей с ДЦП, будут вводиться с постепенным усложнением.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
определить сущностные характеристики детского церебрального паралича;
выявить уровень развития коммуникативных возможностей нормальных детей и детей с ДЦП;
рассмотреть принципы и методики коррекции нарушения общения у детей с ДЦП;
экспериментально проверить эффективность выбранных методик.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов:
- теоретический: анализ психолого–педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: наблюдение за процессом общения у детей с ДЦП.
База исследования: реабилитационный центр «Самал».
Особенность
формирования коммуникативных навыков
у детей с ДЦП заключается
в том, процесс протекает постепенно,
с прикреплением
А
для того чтобы коррекционная
работа по формированию коммуникативных
навыков была успешной можно использовать
следующие образовательные
Также необходимо отметить, что одним из важнейших условий успешной работы по формированию коммуникативных навыков является совместная работа педагога и родителей, их взаимодействие. Для этого педагоги проводят консультации, дают задания родителям. В процессе работы формируется правильное отношение детей и их родителей к болезни и возможностям ребенка, дается установка на то, что все люди (и здоровые тоже) различны и имеют разные возможности реализации своих желании. Все люди имеют разные способности, главное — найти свое место в жизни с оптимальным учетом возможностей и наклонностей.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, гипотеза доказана.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шипицина Л.М. Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Психолог – педагогическое медико – социальное сопровождение развития ребенка. СПб., 2001, С. 15 – 19
2. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Учебно – методическое пособие. СПб., 2003, С. 235
3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960, С. 369
4. Данилова
Л.А. Методы коррекции
5. Данилова Л.А., Стока К., Казицына Г.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. СПб., 1997, С.475
6. Ипполитова
М.В. Коррекционно –
7. Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М., 1985, С. 100
8. Ермоленко Н.А., Скворцов И.А., Неретина А.Ф. Клинико – психологический анализ развития, двигательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функций у детей с церебральными параличами // Журнал неврологии и психиатрии, 2000, № 3, С. 19 – 23.
9. Малофеев
Н.Н. Характеристика
10. Приходько О.Г. Специальное образование лиц с нарушениями опорно – двигательного аппарата / Специальная педагогика – М., Академия, 2000, С. 31 – 32.
11. Приходько
О.Г. Воспитание и обучение
детей раннего дошкольного
12. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов – на – Дону, 2006, с. 120
13. Волкова Л.С. Логопедия. М., 2004, С. 128
14. Мамайчук И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности у дошкольников с церебральным параличом // Дефектология, 1976, № 3, С. 45-96
15. Мастюкова
Е.М. О развитии
16. Мастюкова Е.М. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича и медицинское обследование логопедических мероприятий // Дефектология, 1979, № 3, С. 12-56
17. Мастюкова
Е.М. Особенности
18. Спирова
Л.Ф. Особенности речевого
19. Халилова
Л.Б. Основные направления
20. Шипицина Л.М. Нейропсихологическое исследование детей с проблемами в развитии // Дефектология, 1999, № 1, С. 15
21. Шипицина
Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова
И.А. Реабилитация детей с
22. Шипицина
Л.М, Мамайчук И.И. Детский
23. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушением развития». М., С. 142
24. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М., 2005, С. 117
25. Акош
К., Акош М. Помощь детям с
церебральным параличом.
26. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., Просвещение, 1989, С. 124
27. Комплексная
реабилитация детей с детским
церебральным параличом.
28. Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. Ташкент, 1979, С. 239
29. Семенова
К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я.
Клиника и реабилитационная