Комплекс неполноценности, психологические факторы возникновения и проявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:09, курсовая работа

Описание

Цель работы: представить понятие комплекса неполноценности, на примере учения Альфреда Адлера.
Задачи работы:
- раскрыть понятие комплекса неполноценности;
- представить краткое содержание учения Адлера;
- выявить факторы возникновения комплекса неполноценности;
- рассмотреть проявления комплекса неполноценности.

Работа состоит из  1 файл

Комплекс неполноценности.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

     Введение  

     Комплексы - дети бессознательного, и попадают они туда разными путями. Чаще всего  они появляются в раннем детстве, о котором человек без специальных  усилий вспомнить уже не может. В  этом случае в основе комплекса лежит  какое-либо сильное желание ребенка, которое не смогло осуществиться (хотел покачать любимую маленькую сестру в коляске, но нечаянно уронил ее; мечтал проснуться рядом с отцом, но тот внезапно уехал, а ребенок проснулся один в пустой темной комнате и т.п.). Тяжелое переживание отделяет травмирующий эпизод подобно стенке, вытесняет его из сознания и превращает в комплекс. Иногда сильные неосуществленные желания, которые не осознавались, способны порождать комплексы и во взрослом возрасте (обычно они бывают связаны с общественным или материальным положением человека, с его сексуальными переживаниями).

     Другой  путь сложнее. В истории человечества некоторые поступки и ситуации встречались  столь часто и были столь значимы, что оказались закреплены в глубоких слоях бессознательного у каждого из людей (в той области, которую К.Г.Юнг назвал "коллективным бессознательным"). Подобные поступки описаны уже в древних мифах, которых человек может даже и не знать.

     Иногда  эти ситуации содержат напряжения, могущие породить комплекс: например, запретное стремление к сексуальной близости с одним из родителей, получившее название комплексов Эдипа (у мальчиков) и Электры (у девочек). Попав в подобные обстоятельства, наш герой "вспоминает" и воспроизводит чужие поступки - подвиги и грехи. В подобных случаях комплексы залегают еще глубже, и обнаружить их еще труднее.

     Итак, комплекс - это болевая точка, которая  может не проявлять себя, пока на нее не нажали. Но если нажали - комплекс расправляется, напоминает, что он тоже жилец нашего дома, его нужно холить, лелеять и кормить. Вот тут-то и кроется основная опасность. Прорастая незаметно, комплекс может подчинить себе всю жизнь человека.

     Поэтому его лучше вовремя остановить. А сначала - распознать. Это дело нелегкое, потому что комплексы живут "шиворот-навыворот". Они никогда не заявляют о себе правдивым языком, а изъясняются намеками: "нет" подразумевает "да", "разумеется" - "ни за что на свете", показная сила - стыдливую слабость и т.д. Как же о них можно догадаться?

     Каждый  человек иногда ошибается - "шел  в комнату, попал в другую…". Редко кто не оговаривался: вместо "танцевать" - "целовать", вместо "позвольте мне открыть наше совещание" - "позвольте мне закрыть…" и т.д. Время от времени все люди удивляются результатам своих действий, решений, поступков. "На самом деле" и "как будто" меняются местами. И только чувство разочарованности, усталости или раздражения наводит на мысль, что человек не живет, а кому-то служит. Кто же этот негодяй? А все он, комплекс.

     Итак, комплексы были всегда. Даже наши первобытные  предки были убеждены, что душ у них несколько, и каждая из них как бы отвечает за свой участок жизни. Обычно они успешно договаривались между собой, но если нет - возникали первобытные неврозы. Чем сложнее становился человек с развитием цивилизации, тем больше различных желаний у него возникало, а следовательно, и больше противоречий между ними. Современного Homo sapiens великий знаток этого предмета Г.К.Честертон сравнивал с городом, охваченным гражданской войной - так много в нем враждебных друг другу частей.

     Цель  работы:  представить понятие  комплекса неполноценности, на примере  учения Альфреда Адлера.

     Задачи  работы:

     - раскрыть понятие комплекса неполноценности;

     - представить краткое содержание  учения Адлера;

     - выявить факторы возникновения комплекса неполноценности;

     - рассмотреть проявления комплекса неполноценности.

     Предмет исследования: комплекс неполноценности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Комплекс неполноценности

      1.1 Теория комплекса неполноценности 

     Хотя  исследования 3. Фрейда, связанные с  психологическими механизмами, приводящими в действие преступное поведение, скорее всего, носили эпизодический характер, они очень повлияли на последующие криминологические исследования, результатом которых является значительное число психоаналитических либо психологических теорий.

     Среди самых значительных психоаналитических теорий о криминологическом анализе девиантного поведения числится теория А. Адлера (18701937), известная под названием теория комплекса неполноценности.

     Главный тезис А. Адлера состоит в чувстве  неполноценности, испытываемом индивидуумом. Это чувство выражает его желание преодолеть своё состояние в контексте компенсируемых либо сверхкомпенсируемых отношений. Эти отношения могут проявляться как в положительных действиях устранения преступности, так и в возникновении «комплекса неполноценности», предопределяющего совершение антисоциальных действий.

     Подобным  образом индивидуум компенсирует этот комплекс тем, что находится в центре общественного внимания. По этим причинам, теорию А. Адлера сравнивали с «философией власти» Фридриха Ницше, хотя между ними очень мало общего. Особенное значение Адлер придаёт человеческой слабости, а не супермена.

     В момент, когда индивидуум осознаёт свои недостатки, он пытается компенсировать их, зачастую доходя до сверхкомпенсации. Так, Демосфен, у которого был дефект речи, использовал всю свою энергию в борьбе с этим недугом и стал одним из великих ораторов, а Бетховен, преодолев свою глухоту, создал свои бессмертные музыкальные произведения. Наряду с комплексом неполноценности, характерным личности преступника, Адлер указал на отсутствие сотрудничества, как результат фрустрации, возникшей в детстве и укоренившейся в последствии.

     В случае, когда этот недостаток не преодолен, чувство неполноценности может  перерасти в комплекс неполноценности. Это понятие стало одним из самых удобных механизмов объяснения человеческого поведения, особенно, потому, что его можно отнести к любому человеку.

     Явно, что неполноценность — это  относительное понятие. Следовательно, всегда будет существовать область, в которой человек будет чувствовать себя ниже другого. 
Комплекс неполноценности может привести к совершению преступлений, так как это самый лёгкий способ привлечь на себя внимание общественного мнения, таким образом, психологически компенсируя собственную неполноценность.

     Одним из главных критиков Адлера был немецкий учитель Э. Фромм (1900-1980). Он считал, что автор теории «комплекса неполноценности», склонен к преувеличенному упрощению проблематики психологии преступника. Фромм исходил из того, что некорректно сравнивать человека с животным: «Человек отличается от животных именно тем, что он убийца. Это единственный представитель приматов, который без биологических и экономических причин мучит и убивает своих соплеменников и ещё находит в этом удовольствие». Фромм говорил и о том, что Адлер принимает во внимание только рациональность описываемых им феноменов и не видит всего того, что находится за пределами рационального детерминизма человеческого поведения.

     В свою очередь, Фромм пытался объяснить  эволюцию личности в социальном контексте, настаивая на социальной предопределённости личности, указывая, что эволюция цивилизованных обществ неправильно подвергается цензуре производства материальных ценностей, путём их потребления. В этом контексте, особенно интересны исследования поведения животных в неволе: «нет ни одного доказательства того, что млекопитающие обладают повышенной дозой агрессивности. Человек - это единственная особь среди млекопитающих, способная к убийству в огромных масштаба».

     Именно  в неволе агрессивность у представителей животного мира возрастает в 10 раз. Это обстоятельство имеет огромное значение для понимания агрессивности человека, ибо, практически на протяжении всей своей истории, люди не жили в естественной среде обитания. Цивилизованный человек живёт в «зоопарке», где он лишён свободы. Продолжительные процессы урбанизации противоречат человеческой природе: «Обитатели клетки превращаются в злобную массу: напряжённость в ней никогда не ослабевает, никто никогда не выглядит довольным, постоянно слышны шипение, рычание».

     Хотя  решетки в социальном мире невидимы, они очень прочны и в случае «побега», человек превращается в изгоя - преступника.

     Человеческая  агрессия направлена положительно, когда  способствует индивидуальной и общественной эволюции. 

     1.2 Основные положения учения Адлера  

     Адлер был одним из ближайших учеников и сподвижников Фрейда (наряду с  К. Г. Юнгом) и одним из первых отступников  от классического психоанализа. В  середине 1910-х гг. Адлер отошел от Фрейда и создал оригинальную психотерапевтическую концепцию, названную им индивидуальной психологией. В ее основе - критика пансексуализма фрейдовского психоанализа и представление о том, что неврозы формируются благодаря социальным аспектам и связаны со стремлением личности утвердиться в социуме, со стремлением к власти.

     В своей теории комплекса неполноценности Адлер опирается на философию "фикционализма" разработанную немецким философ-позитивистом Гансом Файхингером. В работе "Философия "как если бы" Файхингер выдвинул тезис о том, что поведение большинства людей определяется социальными фикциями ("Все люди равны в своих возможностях", "Чтобы добиться успеха, главное - желание"), которые совершенно не соответствуют действительности. "В погоне за такими фикциями, - пишет исследователь творчества Адлера А. М. Боковиков, - люди понапрасну растрачивают свои силы и энергию, так ничего реально и не добиваясь. Аналогичным образом, согласно Адлеру, протекает жизнь невротика, который, стремясь компенсировать чувство собственной неполноценности, преследуют цель достижения фиктивного превосходства над людьми".

     Адлер писал: "Наиболее распространенная форма, в которой возникающее  в детстве чувство неполноценности  пытается избежать разоблачения, заключается  в возведении компенсаторной надстройки, помогающей вновь обрести устойчивость и добиться превосходства в жизни (...) Человек борется здесь за свое признание, пытается его завоевать, - человек, постоянно стремящийся вырваться из сферы неуверенности и чувства неполноценности и добиться богоподобного господства над своим окружением или стремящийся уклониться от решения своих жизненных задач" (курсив А. Адлера - В. Р.).

     И далее: "Основанное на реальных впечатлениях, впоследствии тенденциозно закрепленное и углубившееся чувство неполноценности  уже в детском возрасте постоянно побуждает пациента направлять свое стремление на цель, значительно превышающую всякую человеческую меру.

     В основе невроза, согласно концепции Адлера, и лежит комплекс неполноценности - заложенное в раннем детстве болезненное чувство своей никчемности, которое невротик стремится победить путем гиперкомпенсации, стремясь к неадекватному господству над близкими и в идеале над всеми людьми.

     Адлер утверждал, что почти каждый человек  имеет какие-то психические, чаще всего  характерологические, недостатки, что формирует у него комплекс неполноценности.

     Это чувство неполноценности наряду с негативным может оказывать  и позитивное влияние на личность, так как нередко является стимулом для достижения цели. В этих случаях  комплекс неполноценности формирует устойчивое стремление быть не хуже, а лучше других, побуждает индивидуума к усилиям, делает его более упорным в достижении цели, благодаря чему он добивается очень многого.

     "Чувство  неполноценности, — писал Адлер,  — само по себе не является  ненормальным. Оно — причина всех улучшений в положении человека".

     Борьба  за превосходство. В своих ранних работах Адлер утверждал, что  борьба за превосходство и агрессивные  тенденции человека являются важным фактором в борьбе за выживание, самосовершенствование  и самоутверждение.

     Жизненная цель носит защитный характер и служит как бы мостом между безрадостным настоящим и многообещающим будущим. Сформировавшись в детском возрасте, жизненная цель чаще всего полностью  не осознается, но обеспечивает главные  направления и задачи нашей деятельности.

     Адлер выделил три основные жизненные  задачи: работу, дружбу и любовь.

     Работа  приносит удовлетворение и чувство  собственной значимости в той  степени, в какой она полезна  обществу.

     Дружба  — выражение нашей причастности к людям, необходимость и потребность приспосабливаться к окружающим и общаться с ними.

     Любовь  — это тесный союз ума и тела, высшая форма кооперации между двумя  индивидуумами противоположного пола.

     Эти три задачи, по Адлеру, всегда взаимосвязаны. "Решение одной помогает в разрешении других, мы даже могли бы сказать, что все они — аспекты одной и той же ситуации, одной и той же проблемы — необходимости для людей поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой они находятся".

     Жизненный стиль. Это сугубо индивидуальный способ, выработанный каждым человеком для достижения своих жизненных целей. Это интегрированный стиль приспособления к среде и взаимодействия со средой. Жизненный стиль личности так же уникален, как уникальна и сама личность.

Информация о работе Комплекс неполноценности, психологические факторы возникновения и проявления