Комплекс неполноценности, психологические факторы возникновения и проявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:09, курсовая работа

Описание

Цель работы: представить понятие комплекса неполноценности, на примере учения Альфреда Адлера.
Задачи работы:
- раскрыть понятие комплекса неполноценности;
- представить краткое содержание учения Адлера;
- выявить факторы возникновения комплекса неполноценности;
- рассмотреть проявления комплекса неполноценности.

Работа состоит из  1 файл

Комплекс неполноценности.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

     В детском возрасте комплекс неполноценности  часто связан с мыслью, что у  ребенка нет каких-то особых способностей. С точки зрения индивидуальной психологии мнение, что одни люди одарены, а другие нет - ошибочно, а признаком комплекса неполноценности является то, что мальчик или девочка попросту разочаровываются в аксиоме "Каждый может добиться всего, чего он хочет" и чувствуют себя неспособными достичь своей цели в деятельности, которая была бы полезной с точки зрения общества.

     Одной из составляющих комплекса неполноценности  является также вера во врожденные качества. Если бы это было правдой, и успех полностью зависел от врожденных способностей, психологу просто нечего было бы делать. На самом же деле, однако, успех зависит от смелости, и задачей психолога является превратить отчаяние в надежду вместе с которой приходит энергия для выполнения конструктивной работы.

     У взрослого человека этот комплекс может  проявляться по-разному: это могут  быть как случаи недовольства собственным  телом, так и чувство, что не хватает  интеллекта. Вопреки распространенной поговорке «Каждый недоволен  своим кошельком, но все довольны своим умом» это довольно распространенное явление. Проявляется оно, например, в чувстве профессиональной неполноценности. Ведь всегда можно найти человека, который делает аналогичную работу лучше тебя.  

     2.3 Проявление комплекса неполноценности 

     Комплекс  неполноценности может проявляться  или в компенсаторных механизмах, когда он проявляется в комплексе  «сверхценности», чьи носители заявляют о своей гениальности, мессианстве, уникальности знаний и умений или  в предельной изоляции от социума  или в поисках прибежища на территории «сильных мира этого».

     Давайте коротко рассмотрим каждый из случаев:

     «Комплекс сверхценности» проявляется в деятельности непризнанных гениев в науке и  литературе, которые создают научные  труды, которые должны осчастливить человечество или пишут романы и поэмы, которые по их мнению заслуживают по меньшей мере Нобелевской премии. Любая критика, даже конструктивная такими людьми отметается и обозначается как «подлые происки недругов, конкурентов и бездарей, которые неспособны оценить гения». Таких людей притягивает как магнит политика. Иногда они достигают невиданных высот. Наполеон (его именем названа разновидность комплекса неполноценности связанная с маленьким ростом у мужчин), Гитлер, Сталин и их окружение – самые яркие представители легиона страждущих от комплекса неполноценности, чьи компенсаторные механизмы комплекса неполноценности умноженные на маниакальные черты характера и социопатические установки вывели их на вершины политических «пищевых пирамид».

     Люди, чей комплекс неполноценности связан с их внешностью, чаще всего выбирают путь самоизоляции. Они трудно социализируют, им слишком сложно создать полноценную семью, они чаще всего становятся постоянными клиентами клиник пластичной хирургии. Девочки, которые развили комплекс неполноценности из-за навязанного нынешней модой Барби-стандарта, как правило, измучивают себя всевозможными диетами, в конечном итоге сваливаясь в штопор нервной анарексии и булимии.

     Третью  группу реагирования на комплекс составляют люди, которые тянутся к более сильным. В подростковых группах такие люди становятся «шестерками» у лидеров, то же можно сказать о преступных группировках. Не имея достаточной силы для воплощения компенсаторных механизмов на физическом уровне они прибегают к запугиванию и к апелляциям наподобие «а ты знаешь кто я, а ты знаешь, что я друг Х?». В политике и бизнесе такие субъекты любой ценой пытаются попасть на всевозможные приемы и тусовки, и обязательно сфотографироваться с кем-то влиятельным, они достают визитки влиятельных людей, чтобы потом при случае ими козырнуть, они любой ценой получают спецномера и всевозможную атрибутику власть предержащих.

     Вот что писал о них А. Адлер: «Признаками синдрома (неполноценности) является стремление «маленького человека» максимально воспользоваться властью (или ее видимостью), которая силой обстоятельств оказалась в его руках, и таким образом самоутвердиться. Может проявлять себя в создании искусственных бюрократических препятствий, попытках унизить человека, цеплянии к пустякам и предоставлении неприсущего веса таким пустякам». 
Атрибутика комплекса неполноценности:

     Люди, которые страдают на комплекс неполноценности  окружают себя материальными символами, манифестирующими его. Вот перечень этих материальных носителей: 
• покупка замков и вилл в Европе и на тропических курортах; 
• строительство домов и квартир такого метража, который ни человек, ни ее семья не может просто физически заполнить; 
• пользование пикапами и большими внедорожниками в городах, чтобы показать свою значимость и состоятельность; 
• покупка за десятки тысяч евро часов и мобильных терминалов; 
• покупка эксклюзивных спортивных автомобилей в стране, где просто нет дорог для пользования ими; 
• фотографирования со звездами кино, шоу, иностранными политиками и вывешивание этих фотографий в собственных кабинетах и офисах;

• окружение  себя телохранителями, когда в этом нет наименьшей потребности; 
 Поведенческие и коммуникативные атрибуты Комплекса таковы: 
• высокомерие и чванство в общении с подчиненными или «простыми людьми»; 
• унижение оппонентов; 
• грубо ругательная реакция на критику; 
• болезненное тщеславие; 
• поливание словесной грязью людей, которые не разделяют их взглядов или конструктивно критикуют их позиции; 
• черная зависть; 
• ревность; 
• унижение человеческого достоинства оппонентов; 
• расистские, секстистские, гомофобские и ксенофобские высказывания. 
 Вот далеко неполный перечень атрибутов, которые могут идентифицировать проявления комплекса неполноценности. 
Последствия комплекса неполноценности: 
 Последствия неосознания любого психического комплекса для психического и физического здоровья его носителей является слишком тяжелыми. Дело в том, что субличность, которая рождается и развивается на «питательном бульоне» того или иного комплекса способна с течением времени вытеснять на задворки основную личность, или создавать внутри-личностный конфликт, который может приводить к таким психопатиям и расстройствам как:

• паранойя; 
• щизофрения; 
• обсесивно-компульсивные расстройства; 
• фобии; 
• и другое.

     Комплекс  неполноценности может быть причиной таких психосоматических расстройств как:

• гипертония; 
• аутоиммунные расстройства; 
• алкоголизм и наркозависимость; 
• почечнокаменная и желчекаменная болезни: 
• и другое. 
 Этнический комплекс неполноценности:

     Вопрос  об этническом комплексе неполноценности является, по моему мнению, достаточно спорным. Хотя бытует представление о том, что в коллективном неосознанном того или другого этноса могут господствовать представления об этнической неполноценность, но эти мысли должны определенным образом исследоваться. Понятно, что в те или другие исторические периоды этносы и нации могут переживать так называемые «чувства национального унижения» после поражений в войнах или завоевания их земель оккупантами. Но может ли это развивать в большинстве или всех без исключения представителях этих народов комплекс неполноценности вопроса слишком спорный, чтобы серьезно его рассматривать. Да, у какой-то части людей, которые слишком близко к сердцу принимают изменения политического строя, оккупацию или захват власти в стране представителями какого-то этноса, могут возникнуть психические травмы, которые способны генерировать комплекс неполноценности. Но для большинства людей сугубо индивидуальные причины являются более значимыми 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Комплексами называют совокупность бессознательных представлений, эмоционально окрашенных воспоминаний, ассоциаций, которые возникают у человека в самом начале его жизненного пути и затем влияют на его мироощущение и поведение. Главной составляющей комплексов выступает страх, который когда-то давно вошел в нашу душу перед лицом реальной или кажущейся угрозы. Из-за него Мы взрослые люди - порой безотчетно боимся противоположного пола, начальства, публичных выступлений, начинаний и изменений своей жизни.

     Тот, кто безотчетно чувствует свою уязвимость, слабость, иными словами - неполноценность, подвержен комплексу. И то что в жизни он может принимать самые разные формы - мы часто встречаем на нашем пути.

     Чаще  всего комплекс направлен на себя. Это и комплекс неудачника, мешающий смелым творческим начинаниям. Это и комплекс бедняка, заставляющий выискивать оправдания своей непрактичности. Это и комплекс страдальца, побуждающий упиваться набитыми шишками. Это и комплекс "гадкого утенка", не позволяющий проявиться красоте, присущей каждому независимо от формы носа и длины ног, веса, строении фигуры...

     Адлер писал: "Наиболее распространенная форма, в которой возникающее  в детстве чувство неполноценности  пытается избежать разоблачения, заключается  в возведении компенсаторной надстройки, помогающей вновь обрести устойчивость и добиться превосходства в жизн. Человек борется здесь за свое признание, пытается его завоевать, - человек, постоянно стремящийся вырвать из сферы неуверенности и чувства неполноценности и добиться богоподобного господства над своим окружением или стремящийся уклониться от решения своих жизненных задач".

     И далее: "Основанное на реальных впечатлениях, впоследствии тенденциозно закрепленное и углубившееся чувство неполноценности  уже в детском возрасте постоянно побуждает пациента направлять свое стремление на цель, значительно превышающую всякую человеческую меру". 
Конечно, из этого не следует, что все талантливые невротики, применив механизм гиперкомпенсации, становятся великими художниками, философами, политиками и полководцами. Для обычного невротика, как пишет Адлер, "психотерапевтическое лечение должно быть направлено на то, чтобы показать ему, как он привычным для себя способом постоянно пытается оказаться в идеальной для осуществления своей руководящей жизненной линии ситуации, пока он, поначалу из негативизма, а затем по собственной воле не изменит свой жизненный план и не присоединится к человеческому сообществу и его логическим требованиям".

     Список литературы

  1. Акимова М.К. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2003. – 489с.
  2. Асмолов А.С. Психология личности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  3. Запашный А.М. Комплексы в подрастковом возрасте. Монография. Новосибирск, 1985.
  4. Кедров Б.М. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001. – 113с.
  5. Козлов В.И. Формула личности. СПб: Питер, 2000.
  6. Козлова В.Т. Психология и культура. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001. – 612с.
  7. Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. – 294 с.
  8. Макаренко С.А. Собр. соч. Т.4. – М.: Педагогика, 1989. – 310 с.
  9. Мейснер Т. Реализованные и нереализованные способности. – Москва: «Крон-пресс», 2000. – 289с.
  10. Петровский А.В. Психология. М.: Прима, 2000.
  11. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. Под редакцией Гуревича К.М. – Москва: «Педагогика», 2000. – 345с.
  12. Психология. Учебное пособие. Под редакцией Егорова А.А. – Москва: «Наука», 2000. – 531с.
  13. Ревеж Г. Талант и гений. – Москва: «Наука», 2000. – 361с.
  14. Рыбакова Г.И. Воспитание ребенка. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2001. – 301с.
  15. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  16. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2001. – 282 с.
  17. Сухарева А.И. Воспитать гения. – Москва: «Наука», 2000. – 488с.
  18. Трусов В.П. Выражение эмоций на лице // Вопросы психологии. - 1982. - №5. С.70-73.
  19. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993. – 330 с.
  20. Якиманская И.С. Психология. – Москва: «Наука», 2003. – 385с.
  21. Яровой Б.Н. Основы психологии. М.: Логос, 2004.
 
1 Комплекс неполноценности совокупность  психологических и эмоциональных  ощущений человека, выражающихся в  чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство  окружающих над собой. Комплекс неполноценности  возникает вследствии разнообразных  причин, таких, как: дискриминация, душевные травмы, свои собственные ошибки и неудачи, и т. п. Комплекс неполноценности существенно влияет на самочувствие и поведение человека.
2 Самооценка это представление  человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

В качестве основного критерия оценивания выступает  система личностных смыслов индивида.

3 Невроз группа  функциональных психогенных обратимых  расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина таких расстройств характеризуется астеническими, навязчивыми и/или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности.
4 Компенсация защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков
5 Эгоцентризм неспособность или неумение индивида встать на чужую точку зрения. Восприятие своей точки зрения как единственной существующей
6 Комплекс превосходства тенденция преувеличивать собственную значимость, чтобы преодолевать постоянное ощущение неполноценности.
7 Субличность элементы  человеческого поведения, воспринимаемые сознанием как нечто отдельное  от себя, а также внутренний образ, привязанный к этим элементам.
8 Внутриличностный  конфликт трудно  разрешимое противоречие, вызванное  столкновением между примерно равными  по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т. п.
9 Паранойя психическое заболевание, связанное с недоверчивостью к окружающим и бредом преследования.
10 Шизофрения полиморфное психическое расстройство или группа психических расстройств, связанное  с дезинтеграцией процессов мышления и эмоциональных реакций
11 Фобия иррациональный  неконтролируемый страх, устойчивые проявления различных страхов. Фобиями называют также иррациональные отношения неприязни, неприятия и ненависти к чему-либо — страх как эмоция в этом случае присутствует в завуалированной форме.
12 Обсессивно-компульсивное  расстройство характеризуется развитием навязчивых мыслей, воспоминаний, движений и действий, а также разнообразными патологическими страхами (фобиями).

Информация о работе Комплекс неполноценности, психологические факторы возникновения и проявления