Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:09, курсовая работа
Цель работы: представить понятие комплекса неполноценности, на примере учения Альфреда Адлера.
Задачи работы:
- раскрыть понятие комплекса неполноценности;
- представить краткое содержание учения Адлера;
- выявить факторы возникновения комплекса неполноценности;
- рассмотреть проявления комплекса неполноценности.
Например, комплекс вины может лежать в основе демонстративного осуждения мужем своей бывшей жены, которая была не очень счастлива в браке. "Все-таки у нее был дурной характер!" - говорит он спустя месяц после расставания. "Все ведь согласятся, что она была сущий дьявол!" - оценивает он бывшую благоверную через год, когда он так и не предпринял попытки попросить прощения.
Неизжитой комплекс вины побуждает человека не только защищаться от потерпевшего, но и бессознательно наказывать самого себя. Поэтому они чаще других попадают в автомобильные аварии, с ними происходят несчастные случаи, постигают финансовые неудачи. То же самое, впрочем, случается и с теми, кто имеет комплекс жертвы (вариант - комплекс неудачника). Вина и готовность оказаться жертвой вообще сильно "подпитывают" друг друга.
Основная особенность людей с этими комплексами - "Что б они ни делали, не идут дела…". Неудачи сменяют одна другую: не растет кокос, нет денег, оставляет любимая, хамят собственные дети. Если рассмотреть эти события под психологическим "микроскопом", обязательно найдется созданное самим человеком обстоятельство, которое не дает его планам осуществиться. Он едет на свидание, не залив в бак бензин, и в результате опаздывает самым постыдным образом.
Он назначает важное деловое свидание на день, который сам же запланировал для командировки. Он вспоминает о детском празднике, когда поезд уже давно ушел. Все это - не вполне невинные развлечения комплексов. Разница между неудачником и жертвой состоит в том, что первый тихо смиряется и уже не поднимает головы, а второй активно ищет виноватых. Только психолог может обнаружить, чего же хочет на самом деле бессознательное "детей понедельника".
Но что же все о грустном? Есть в глубинах нашего бессознательного и кое-что еще.
Например, мы видим скромного консьержа, который тихо читает на рабочем месте заурядную книжку на японском языке. Не поднимая голоса, он обращается на "вы" к своим отпрыскам дошкольного возраста. Вид его выражает величие и скорбь. А случайный посетитель судорожно вспоминает все давно забытые "волшебные" слова и стесняется обременить занятого человека просьбой открыть дверь. Хочется принять в нем участие - срочно найти достойную работу, создать лучшие условия жизни.
Не стоит торопиться! Вполне вероятно, что человек этот страдает комплексом превосходства, то есть его хозяин в глубине души убежден в своей избранности. Поэтому обычные жизненные задачи ему не подходят - не создано поприща, соответствующего его масштабу бытия. На первый взгляд, такие люди лишены профессионального тщеславия и отдаются служению идее - будь то восточная философия, пересмотр последовательности исторических событий, ревизия эволюционного древа и т.д.
Но почему комплекс, а не истинное призвание? Потому что почти всегда оказывается, что человек этот не использовал реальные возможности, которые у него были, для решения все той же главной задачи - не доучился в вузе, поленился защитить диссертацию и т.п. И теперь ему легче рассуждать о несовершенстве мира, чем делать какие-то телодвижения в сторону реального решения своих задач. Один из признаков комплекса превосходства чувство неоцененности. Этого ощущения не бывает у человека истинно великого.
Если девиз людей с комплексом неполноценности "Я стараюсь, но это невозможно!", то девизом людей с комплексом превосходства служит "Все позволено!". Комплекс превосходства ослабляет барьеры чувств и долга. "Талантливый человек может вести себя как хочет", "Я вам не другой!" - подобные высказывания отличают носителей этого психологического приобретения.
Варианты комплекса превосходства - комплексы мученицы или спасителя. Люди, которые берут на себя больше, чем могут сделать, и ставят интересы дальних выше ближних, нередко имеют эти комплексы. Плюс подчеркнутый отказ принимать помощь (что требует смирения, несовместимого с превосходством).
Жизнь
очень жестоко и несправедливо
испытывает таких людей, ставя перед
ними все новые задачи. Для женщины-"мученицы"
типично, если она выходит замуж
за вечно болеющего и
Мужчина-"спаситель" также стремится
закрыть собой амбразуру - в семье, работе,
общественной жизни. При этом, как правило,
его не очень-то об этом просят. Он берет
на себя трудновыполнимые задачи - воспитать
чужих детей (но забывает о своих собственных),
принять на работу нерадивого, но несчастного
в личной жизни служащего (и вызывает обиду
сотрудников, которые давно и справедливо
претендовали на это место). На эти не совсем
верные шаги его подвигает стремление
оставить глубокий след в душах тем, кому
он благотворил - приятно быть режиссером
человеческой судьбы. Но ведь и в душах
тех, кто действительно заслуживает его
внимания, он тоже оставляет след - только
какой?
Итак, от комплексов не свободен никто. Иногда они вредны, иногда опасны, и в любом случае - на "бесполезной стороне" жизни. Поэтому часто хочется, чтобы их не было. Что же можно для этого сделать?
Сначала - осознать. Комплексы - дети бессознательного. Чтобы увидеть глубоководную рыбу, нужно извлечь ее на берег. Точно так же можно поступить и с комплексами. Они живут вольготно, пока на них никто не смотрит.
Шаг следующий - принять их как давно знакомую часть своей души. Все неназванное интригует сильнее. Как только вы скажете своему комплексу "Маска, маска, я вас знаю!" - его сила уменьшится. Комплексы нельзя изгонять, с ними нужно вести переговоры.
И, наконец, преобразовать. Нужно произнести волшебную фразу "Тень, знай свое место!" - и тогда комплексы превратятся в невинные и полезные черты: комплекс неполноценности - в самокритичность, превосходства - в самоуважение, вины - в чувствительность и сострадание, Клеопатры - в тонизирующее мужчин кокетство, а Дон Жуана - в умение добиваться действительно любимой женщины.
Таким
образом, превосходство и
2.2
Заниженая самооценка
как базис формирования
комплекса неполноценности
Если придерживаться мнения, что самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, то есть оценка человеком своих качеств, достоинств и недостатков, то за основу формирования комплекса неполноценности нужно принимать заниженную самооценку.
Наиболее подробно вопросы о психологических характеристиках чувства неполноценности рассматривались австрийским психологом Альфредом Адлером (1870-1937). Он был представителем психоаналитического направления в психологии и создал научную школу индивидуальной психологии. В своем учении Адлер отстаивал принцип внутреннего единства психической жизни личности, в объяснении человеческого поведения опирался на понимание конечной цели, к которой стремится человек, подчиняя все свои психические проявления.
Согласно Адлеру, основными движущими силами развития личности выступают универсальное стремление к превосходству, успеху, совершенству и чувство общности, выражающее готовность сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей.
Комплекс неполноценности - теоретическое понятие в индивидуальной психологии А. Адлера, обозначающее энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждого человека в раннем детстве ощущения собственной недостаточности. Постепенно происходит вытеснение этого чувства в бессознательное, и придание ему за счет этого характера постоянной ненасыщаемости. Причем стремление к позитивному переживанию чувства компетентности стимулирует различные виды деятельности, в которых возможен реальный или мнимый успех.
Социальная
неприспособленность есть следствие
чувства неполноценности и
Каждому
присуще чувство
Давайте изучим функционирование чувства общности. Известно, что пока чувство неполноценности человека не очень велико, он всегда будет стремиться к какой-то полезной деятельности, к чему-то, имеющему реальный смысл. Для достижения своих целей он проявляет заинтересованность в других. Социальное чувство и социальное приспособление являются вполне нормальной компенсацией, и в каком-то смысле невозможно отыскать человека, в котором бы стремление к превосходству не развивалось таким образом. Никто не может честно сказать: "Меня не интересуют другие!" Можно действовать таким образом, как будто окружающий мир не представляет интереса, но это весьма сложно оправдать в глазах окружающих. Однако чаще наблюдается противоположная ситуация, когда интерес к другим демонстрируется с тем, чтобы скрыть недостаток социальной адаптации. Все это является скрытым свидетельством универсальности социального чувства.
Как бы там ни было, феномен плохой адаптации существует. Можно изучить его генезис, рассматривая маргинальные случаи, в которых присутствие комплекса неполноценности скрыто и не выражается явно из-за благоприятного окружения. Не сталкиваясь с трудностями в подобной жизненной ситуации, человек может выглядеть вполне благополучно. Но если быть более внимательным к его действительным проявлениям, можно заметить - если не в словах и мнениях, то, по крайней мере, в установках - то, что он чувствует свою неполноценность. Это и есть комплекс неполноценности - результат преувеличенного чувства неполноценности. Люди, страдающие от такого комплекса, всегда ищут облегчения бремени, которое они взвалили на себя в силу собственного эгоцентризма.
Довольно интересно наблюдать, как одни скрывают свой комплекс неполноценности, а другие в нем признаются, исповедавшиеся всегда в приподнятом настроении от своих признаний. Они признались в том, в чем Другие - не могут, и думают приблизительно так: "Я - честен. Я не лгу о причине своих страданий!" Но именно тогда, когда они признаются в комплексе неполноценности, они намекают на определенные трудности своей жизни или другие обстоятельства, ответственные за него. Ими являются родители, семейные ситуации, плохое воспитание, какие-либо несчастные случаи, лишения, неудачи и тому подобные вещи.
Часто комплекс неполноценности скрывается за комплексом превосходства, который служит в качестве компенсации. В этом случае в человеке присутствуют надменность, навязчивость, самодовольство, высокомерие и т. п. Но за его внешним видом ничего не стоит, и его поступки не столь весомы, как его образ.
Часто у людей этого типа можно обнаружить страх перед аудиторией, который впоследствии используется для оправдания всех провалов и неудач. Как правило, это сопровождается словами: "Чего бы я только не сделал, если бы не боялся аудитории!" Такие сентенции с "если бы" - признак скрытого комплекса неполноценности.
На комплекс неполноценности могут также указывать такие черты, как коварство, осторожность, педантизм, стремление избежать решения важнейших жизненных проблем и найти узкое поле деятельности, ограниченное множеством принципов и правил. Признаком комплекса неполноценности, выраженным во внешних проявлениях является то, что человек постоянно ищет на что бы опереться. Можно обнаружить, что такой человек не верит в себя и развивает странные интересы. Он всегда занят какой-нибудь ерундой, как, скажем, коллекционирование вырезок из газет или рекламок. Он тратит свое время зря и всему находит оправдание. Он слишком многому научился, занимаясь бесполезной деятельностью, и чем дольше продолжается такая "учеба", тем вернее она приводит к неврозу навязчивости.
Невроз также развивается из комплекса неполноценности. Чего только не сделает человек, страдающий от невротической тревоги! Он постоянно нуждается в том, чтобы его кто-либо сопровождал во всех ситуациях, и если ему это удается - он преуспевает в достижении своих целей. Другие его поддерживают и им занимаются. Комплекс неполноценности переходит в комплекс превосходства: другие должны служить! Как и в случаях больных людей, невротик находит способ достигать превосходства, заставляя других собой заниматься. Вследствие политики избегания, уклончивости, обусловленной комплексом неполноценности, который в свою очередь порожден вынужденным столкновением с реальными трудностями, невротик находит свое поле деятельности в воображаемом мире, там он добивается успехов и благодаря этому чувствует себя выдающейся личностью.
Информация о работе Комплекс неполноценности, психологические факторы возникновения и проявления