Комплекс неполноценности, психологические факторы возникновения и проявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:09, курсовая работа

Описание

Цель работы: представить понятие комплекса неполноценности, на примере учения Альфреда Адлера.
Задачи работы:
- раскрыть понятие комплекса неполноценности;
- представить краткое содержание учения Адлера;
- выявить факторы возникновения комплекса неполноценности;
- рассмотреть проявления комплекса неполноценности.

Работа состоит из  1 файл

Комплекс неполноценности.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

     Жизненный стиль можно анализировать только с позиции отношения к индивидууму как к единому целому. Только при таком подходе кажущиеся изолированными привычки, черты характера, поступки дают нам целостное представление о личности, ее целях и жизненном стиле.

     У детей, воспитанных в обстановке гиперопеки, чувство общности и социальный интерес развиты слабо. Избалованным детям не хватает уверенности в своих силах, так как все жизненные проблемы за них обычно решают другие. На первый план у таких детей выступает эгоцентризм и борьба за собственное превосходство.

     Примерно  в таком же положении и нежеланные, отвергнутые дети. Лишенные любви  близких им людей, они теряют уверенность  в своей полезности и нередко  вырастают холодными и жестокими.

     Когда чувство неполноценности достаточно выражено, а социальный интерес развит недостаточно, индивидуум стремится к личному превосходству, так как в глубине души ему не хватает уверенности в том, что он сможет успешно сотрудничать с окружающими. Такие люди не приносят обществу ничего ценного, так как фиксированы на себе, а это неизбежно ведет к поражению, к чувству неудовлетворенности, к неврозу.

     Механизм  неврозов. Адлер утверждал, что всякий невроз есть не что иное, как результат  конфликта между стремлением  к могуществу и чувством собственной  неполноценности.

     Преодоление чувства неполноценности может  идти несколькими путями:

     • путем успешной компенсации, в результате чего индивидуум достигнет цели в  борьбе за основные жизненные блага;

     • посредством сверхкомпенсации (маленький  и щуплый пытается казаться сильным, трусливый мнит себя героем);

     • путем "ухода в болезнь", что  есть скрытая тенденция к достижению превосходства (больному многое прощается).

     Последний путь, по Адлеру, и есть невроз. В  то время когда здоровый человек  ставит перед собой более или менее реальные, достижимые цели, невротик ставит перед собой фиктивные, заведомо невыполнимые цели. Развившийся невроз одновременно и маскирует собственную несостоятельность и является средством "подчинения" себе окружающих.

     Адлер расценивал невроз не как болезнь, а как своеобразный характер, деформированный жизненный стиль, а путь, избранный невротиком, — как компенсаторное приспособление к социальной среде.

     Исходя  из этого, лечение невротиков, по Адлеру, должно сводиться к их перевоспитанию, коррекции фиктивных жизненных целей, что требует перевода их из подсознательного в сознательное.

     Комплекс  неполноценности - термин индивидуальной психологии Альфреда Адлера, вышедший из своего чисто терминологического употребления и ставший обыденным  понятием в речи современных горожан.

     "Любой  невроз, - пишет Адлер, - может пониматься  как ошибочная с позиций культуры  попытка избавиться от чувства  неполноценности, чтобы обрести  чувство превосходства".

     Конечно, из этого не следует, что все талантливые  невротики, применив механизм гиперкомпенсации, становятся великими художниками, философами, политиками и полководцами. Для обычного невротика, как пишет Адлер, "психотерапевтическое лечение должно быть направлено на то, чтобы показать ему, как он привычным для себя способом постоянно пытается оказаться в идеальной для осуществления своей руководящей жизненной линии ситуации, пока он, поначалу из негативизма, а затем по собственной воле не изменит свой жизненный план и не присоединится к человеческому сообществу и его логическим требованиям".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Психологические  факторы возникновения  и проявления комплекса  неполноценности 

     2.1 Причины развития комплекса неполноценности 

     Подростковая  психика очень ранима. На любое  обидное замечание, пренебрежение, оскорбительное прозвище подросток реагирует гораздо болезненнее, чем взрослый человек.

     Взрослый  имеет возможность проанализировать причину подобного к себе отношения  и успокоить себя, что он вызвано, например, завистью, злостью, недоброжелательностью, скверным характером обидчика, тем, что тот склочник или любит сплетни и интриги. Он может нормально отреагировать на оскорбление или не обратить на него внимания, может поскандалить с обидчиком, обозвав его в ответ и получив от этого удовлетворение. 
 Подростки ещё не умеют анализировать, чем вызвано плохое отношение или оскорбление, не умеют и правильно вести себя в сложной ситуации. Они не могут разумно отреагировать на событие, ранящее самолюбие, так как все эмоциональные реакции ещё недостаточно зрелы, поэтому пренебрежение окружающих их очень ранит.  Реакцией на психотравмирующую ситуацию могут быть обида, слезы или уход в себя. Внешняя бравада любого подростка, демонстрирующего своим сверстникам или взрослым, что ему все нипочем, «наплевать» на мнение окружающих, – это лишь маска.

     На  самом деле и мальчики, и девочки  очень озабочены тем, что о  них думают окружающие и с обостренным  вниманием следят, какое впечатление  производят на сверстников и взрослых.

     Подростки – эмоционально чутки и наблюдательны, тонко подмечают все нюансы в отношении окружающих.

     Если  что-то не так, если он не такой, как  остальные сверстники, если они его  за это дразнят, – то это создает  основу для формирования комплексов.

     У некоторых подростков комплексы  возникают из-за того, что в этом очень трудном возрасте никто не говорит им ободряющих слов, которые могли бы придать им уверенности в себе.

     Хотя  стремление подростка к независимости  вполне естественно, – все же мнение родителей и других взрослых людей  имеет для него очень большое  значение.

     Самое главное, что нужно подростку  – это моральная поддержка  родителей.

     Комплекс  неполноценности может развиться  у подростка из-за насмешек сверстников, например, из-за физического недостатка (хромоты, нарушения в строении лица, большого родимое пятно на лице, бородавок, косоглазия или чего-то еще). Ребята в этом возрасте очень жестоки, они не понимают, как это больно, когда есть какой-то дефект внешности, над которым все смеются. Подростки, страдающие заиканием, и без того очень стесняются своего дефекта речи, а когда их передразнивают сверстники, – то это может стать непереносимой ситуацией. Издеваются и над ребятами, которые сильно отстают от сверстников в физическом развитии.

     Формированию  комплекса неполноценности способствуют такие черты характера, как робость, нерешительность, застенчивость, неуверенность в себе. Основа комплексов – низкая самооценка.

     Комплексы могут развиться в том случае, если мальчик (или девочка) плохо  учится в школе, например, дома нет  нормальных условий для занятий. Ведь на самом деле для того, чтобы освоить школьную программу, не нужно быть «семи пядей во лбу». Она рассчитана на обычного ребенка со средними способностями. Подросток, у которого дома сложная обстановка, например, родители часто скандалят или выпивают, или они давно разошлись, а мать занята лишь собой, приводит любовников, или мать повторно вышла замуж, а он(а) не ладит с отчимом, или в семье появился младший ребенок от отчима, – растет подавленным, задумчивым, одиноким. Ему (ей) не до учебы, у него свои, недетские проблемы. Несколько раз учителя обратят внимание на плохую успеваемость, выставят в качестве «отрицательного примера», – и у мальчика (девочки) уже сформировался комплекс неполноценности, он(а) считает, что у него (нее) нет способностей к учебе. У подростка опускаются руки – зачем стараться, если все считают его «глупым» и ни к чему не годным?!

     Любое замечание, косой взгляд, а тем  более насмешки и «ярлыки», –  больно задевают и без того ранимое  самолюбие подростка. Формируется  стойкий комплекс неполноценности. Став старше, он(а) по-прежнему считает себя ни к чему не способным и заведомо ведет себя как неудачник. А судьба не любит неудачников и больно наказывает тех, кто опустил руки и махнул на себя рукой.

     Насмешки  сверстников по поводу внешности  или фигуры тоже могут создать фон для формирования низкой самооценки и комплексов.

     В подростковом возрасте все девочки  превращаются в «гадкого утенка». Если находится бестактный одноклассник, который отпустит ехидное замечание  в адрес её «плоской фигуры» в  то время, как сверстницы уже носят бюстгальтер, или юношеских угрей, или жирной кожи, жирных волос, угловатости и неловкости во время спортивных игр или на занятиях по физкультуре, – то неуверенная в себе девочка начинает по этому поводу комплексовать, хотя все её мнимые «недостатки» типичны для подросткового возраста.

     Многие  девочки переживают ощущение собственной  неполноценности. Здесь многое зависит  от правильной тактики родителей. Когда  у неё возникают проблемы, нужно  ненавязчиво помочь их решить, ободрить, если она огорчена или попала в сложную ситуацию. Родители должны постоянно внушать дочери, что она не только не хуже, а лучше других – самая красивая, самая любимая, самая привлекательная, самая замечательная. Только так они могут поддержать дочь в этом очень уязвимом возрасте и не дать сформироваться чувству собственной неполноценности.

     И не стоит думать, что лишней похвалой можно избаловать или «захвалить»  девочку, и она слишком «возомнит» о себе. Она лишь приобретет уверенность  в себе и научится себя реально оценивать.

     Не  все родители понимают, как подросток  неуверен в себе и как ему нужна  их поддержка. Они говорят не ободряющие слова, которые помогли бы повысить его самооценку и преодолеть его  комплексы, а наоборот, ругают, порицают его поведение, указывают на недостатки и читают нотации.

     Именно  родители должны помочь своему ребенку  преодолеть комплексы и повысить самооценку. Подростки, которые растут в семье с хорошим эмоциональным  климатом, когда родители не лезут  в его жизнь, но всегда рядом, ободряют и поддерживают, – как правило, не страдают от комплекса неполноценности.

     Некоторые комплексы встречаются чаще других. Наиболее известный - так называемый комплекс неполноценности. Люди, у которых  он как на грех поселился, никогда  не слышали поговорки о том, что сила не требует доказательств. Поэтому они постоянно подтверждают свое право на существование.

     Комплекс  неполноценности проявляется в  разных областях. Неудачливый в любви  мужчина может "кормить" свой комплекс, сближаясь с как можно большим  количеством женщин. Девушка, оставленная возлюбленным, начинает развлекаться, увлекая молодых людей, которые сами по себе ей безразличны. Провинциал захочет купить квартиру на Исаакиевской площади. А гражданка Иванова любит рассказывать о том, что бабушка-то ее из рода Лансере.

     Почему  здесь действуют комплексы? А  потому, что сам по себе наш герой  вовсе не женолюб. Девушка продолжает любить другого и не рассматривает  текущие романы как серьезные. Для  новоиспеченного москвича на самом-то деле нет района милее Мытищ. Урожденную Лансере должно быть видно издалека, да и фамилия Иванов ничем себя не запятнала. Все эти люди выдают себя за тех, кем, в сущности, не являются. Но комплекс движет людьми, и они подчиняются, ибо положение обязывает, как говорили древние.

     Разновидности комплекса неполноценности часто бывают связаны с общественным положением. Карина замужем за торговым представителем крупной фирмы, она давно решила текущие бытовые проблемы. Тем не менее, она продолжает собирать обмылочки для мытья посуды на даче, вяжет коврики из разрезанных капроновых чулок и экономит на бензине, как привыкла за многие годы.

     А Вера, к сожалению, не достигла материального  благополучия и вынуждена подрабатывать, чтобы одной растить детей. Но, собираясь навестить свою подругу  Карину, она покупает самое дорогое вино, хотя эти деньги пригодились бы ей на другое. Обе ситуации противоестественны, так как созданы комплексом бедности, о которой Карине уже пора забыть, а Вере не пытаться безуспешно скрывать. Но они помнят и пытаются бороться, каждая по-своему.

     Если  сантехник приходит по вызову в помятом, но когда-то респектабельном костюме, замирает у книжного шкафа и хочет  за работой невзначай обсудить стихи  Кузмина - у него, скорее всего, комплекс интеллигента. Почему комплекс? Да потому, что истинным интеллигентам свойственна разборчивость (не каждый клиент им собеседник) и верность своему кругу. Возможно, в основе неожиданного поведения сантехника - неоконченное образование, преданное призвание или просто отсутствие слушателей. И сожаления о былом, несостоявшемся.

     Родной  брат комплекса неполноценности - комплекс вины. Человек, обидевший кого-либо (или тот, кого часто и необоснованно  обвиняют), неосознанно старается  оправдать свой проступок, реальный или вымышленный, приписывая "потерпевшему" различные неприятные качества - дескать, сам заслужил. "Юпитер, ты сердишься - стало быть, ты виноват".

Информация о работе Комплекс неполноценности, психологические факторы возникновения и проявления