Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 13:29, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, тем, что факт конфликта, как неотъемлемой части жизнедеятельности организации на сегодняшний день является общепризнанным. Сегодня многие руководители либо стремятся подавлять конфликты, либо не хотят вмешиваться в них. Обе позиции ошибочны, ибо они приводят к значительным издержкам в деятельности организации. Первая позиция может препятствовать развитию нужных, полезных для организации конфликтов. Вторая - дает возможность свободно развиваться тем конфликтам, которые наносят вред организации в целом и работающим в ней людям, в частности. Основная задача выполнения курсовой работы – приобретение навыка диагностики конфликта, выбор метода разрешения конфликта, выбор альтернатив
Введение
1. Теоретические аспекты конфликтологии
1.1 понятие конфликта
1.2 классификация конфликтов
1.3 функции и причины конфликтов на этапе современного экономического развития
2. Характеристика деятельности ООО «Седин-Техмашстрой»
2.1 Общие сведения о предприятии, анализ организационной структуры управления
2.2 Динамика и анализ основных экономических показателей
2.3 Проблемы в управлении конфликтами в ООО «Седин-Техмашстрой»
3 СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ
3.1 Поведение участников и действия руководителя в организации
3.2 Методы управления и общая схема разрешения
конфликта
В ООО «Седин-Техмашстрой» так же присутствует конфликт, вызванный двумя причинами:
Таким
образом, имеет место конфликт в
административно –
Описание
третьего конфликта на предприятии
ООО «Седин-Техмашстрой»: менеджер в устной
форме получила задание от директора провести
согласование установки рекламного щита
(получить согласование администрации
района города, главного архитектора города,
владельцев подземных и наземных сетей
и т.д.). При этом директор сказал, что его
водитель в её распоряжении, т.е. в любой
момент, когда надо будет выехать по какому-либо
вопросу она может им воспользоваться.
При всём этом были поставлены минимальные
сроки проведения работ по согласованию
– 2 недели. Это было связано с тем, что
приближались холода, в условиях которых
невозможна установка рекламного щита.
Водителю вся важность этой работы донесена
не была. Кроме того услугами водителя
(иногда даже в личных целях) часто пользовалась
заместитель директора по коммерческим
делам. Поэтому, начав согласование, менеджер
часто получала отказ водителя отвезти
её в то или иное место, в определённое
время по причине того, что он уже занят
и едет с заместителем директора по её
вопросам. Причем, заместитель директора
на высказывания менеджера о том, что ей
разрешено в любое время брать водителя
не реагировала. В результате менеджеру
приходилось часто по вопросам согласования
ездить на автобусе или ходить пешком,
следовательно, согласование не было проведено
в срок. Наблюдая такое отношение к делу,
менеджер перестала проявлять особое
рвение для ускорения процесса согласования
заместителю директора ухудшились.
3
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Выделяют следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:
• приспособление, уступчивость;
• уклонение;
• противоборство;
• сотрудничество;
• компромисс.
Основу классификации составляют два независимых параметра:
Если представить это в графической форме, то получим сетку, позволяющую проанализировать конкретный конфликт и выбрать рациональную форму поведения человека в нем.
Рассмотрим подробнее эти стили поведения.
Противоборство,
конкуренция характеризуется
Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов.
Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения.
При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет.
Какие действия должен предпринять руководитель, если конфликт в организации очевиден? Прежде всего, вскрыть этот конфликт. Правильно оценить ситуацию. Отличить внешний повод от подлинной причины столкновения. Причина может быть не осознанной самими конфликтующими или сознательно скрываться ими, но она, как в зеркале, отражается в тех средствах и действиях, которые каждый применяет для достижения своей цели. Необходимо понимать, насколько противоречивы интересы спорящих. Например, при всем желании невозможно работать на одном компьютере одновременно двум подразделениям. Это жесткий конфликт, где вопрос решается «либо - либо». Чтобы нейтрализовать неудовольствие обойденного, надо дать ему возможность выиграть в другом. Зачастую интересы более совместимы, и можно путем «переговоров» найти вариант, частично удовлетворяющий обе стороны без победителей и побежденных.
Западные конфликтологи рекомендуют для эффективного управления конфликтным взаимодействием составлять картограмму конфликта (см. образец).
Термин “опасения” означает озабоченность, тревогу личности при невозможности реализовать какую-то из своих потребностей. В данном случае не следует обсуждать с участниками конфликта, насколько обоснованны их страхи и опасения, пока они не внесены в карту. Например, у одного из участников конфликта возникло опасение по поводу чего-то, что при составлении карты кажется маловероятным. Вместе с тем опасение существует и его обязательно надо внести в карту, признать его наличие. Преимущество метода картографии состоит в том, что имеется возможность высказывания в процессе составления карты и отражения иррациональных страхов на ней. Опасения могут включать следующие позиции: провал и унижения, боязнь оплошать, финансовый крах, возможность быть отвергнутым, потеря контроля над ситуацией, одиночество, возможность быть подвергнутым критике или осуждению, потеря работы, низкая заработная плата, боязнь, что им (участником конфликта) будут командовать, что все придется начинать сначала. Используя понятие ”опасения”, возможно выявить мотивы, не называемые вслух участниками конфликта. Например, для некоторых людей легче сказать, что они не терпят неуважения, чем признаться в том, что они нуждаются в уважении.
В результате составления карты проясняются точки совпадения интересов конфликтующих сторон, более ясно проявляются страхи и опасения каждой и сторон, определяются возможные пути выхода из создавшейся ситуации.
Использование
метода картографии конфликта
3.2 Методы управления
и общая схема
разрешения конфликта
Многие специалисты, занимающиеся вопросами разрешения конфликтов профессионально, считают, что процесс управления конфликтами зависит от множества факторов, значительная часть которых плохо поддается управляющему воздействию. Например, взгляды личности, мотивы и потребности индивидов, групп. Сложившиеся стереотипы, представления, предрассудки, предубеждения могут иногда свести на нет усилия тех, кто вырабатывает решения. В зависимости от вида конфликта поиском решений могут заниматься разные службы: руководство организации, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет, стачком, милиция, суды. Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.1
Управление
конфликтами — это
Существует достаточно много методов управления конфликтами. Укрупненно их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:
Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Этот способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая другого в своего врага. «Я - высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен, недоволен. "Я - высказывание" построено так, чтобы позволить высказать личности свое мнение о создавшейся ситуации, выразить свои пожелания. Оно особенно полезно, когда человек хочет передать что-то другому, но не хочет, чтобы тот воспринял это негативно и перешел бы в атаку.
Например, придя утром на работу, вы обнаруживаете, что кто-то передвинул все на вашем столе. Вы хотите, чтобы больше этого не повторялось, но и портить отношения с сотрудниками нежелательно. Вы заявляете: «Когда мои бумаги передвигают на моем столе, меня это раздражает. Мне хотелось бы в будущем находить все, как я оставляю перед уходом».
Структурные методы, т.е. методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждений.
Межличностные методы. При создании конфликтной ситуации или начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах.
Общая схема разрешения конфликта:
Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему.
Информация о работе Конфликты и статегия поведения в конфликтной ситуации