Консультирование родителей по проблемам развития воображения у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 10:08, курсовая работа

Описание

Задачами данной работы являются:

провести теоретический анализ литературы на тему воображения детей дошкольного возраста и способов его развития;
составить классификацию запросов по проблеме развития воображения у дошкольников;
разработать три сценария консультативного интервью по проблеме развития воображения у детей дошкольного возраста.

Работа состоит из  1 файл

воображение.doc

— 245.50 Кб (Скачать документ)
 

    Курсовая  работа

    по  основам психологического консультирования

    на  тему:

    Консультирование  родителей по проблемам развития воображения у дошкольников.

Введение

     В нашей работе мы бы хотели рассмотреть  такой феномен как воображение  детей дошкольного возраста. Проблема воображения вообще является одной из наименее четко определенных в психологии. Хотя в последние годы и заметно возрос интерес к вопросам, связанным с воображением и его развитием, но в его трактовке можно столкнуться с полным отрицанием его специфики и отождествлением с другими функциями (например, образным мышлением). И многие исследователи вообще не рассматривают воображение как самостоятельную деятельность продуктивного характера. Кроме этого феномен воображения недостаточно изучен. Сегодня психологи могут сказать очень немногое о его природе, механизмах, возможностях формирования и его связях с другими функциями. Поэтому вопросы, связанные с воображением, весьма актуальны для изучения.                                            

     В становлении личности ребёнка роль воображения очень велика. Это один из самых значимых познавательных процессов. Воображение помогает ребёнку не только выстраивать некоторые новые образы и явления, но и осуществлять связь между уже имеющимися объектами окружающей действительности. И именно в период дошкольного детства закладываются предпосылки его развития.

     Изучением воображения дошкольников занимались такие учёные как: С.Л. Рубинштейн, В. Штерн, Д. Дьюи, Л.С. Выготский. И у  них у всех были различные точки  зрения на значение воображения и фантазии в жизни ребенка. Например, В. Штерн утверждал, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, а Л.С. Выготский и  С.Л. Рубинштейн, напротив, говорили об относительности высокого уровня детского воображения, который можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов. Тем не менее, воображение играет немаловажную роль в жизни дошкольника, особенно в игровой деятельности, поэтому его необходимо развивать. И цель нашей работы можно сформулировать следующим образом: разработать психологически обоснованные сценарии консультативной работы по проблеме развития воображения у детей дошкольного возраста.

     Задачами данной работы являются:

  1. провести теоретический анализ литературы на тему воображения детей дошкольного возраста и способов его развития;
  2. составить классификацию запросов по проблеме развития воображения у дошкольников;
  3. разработать три сценария консультативного интервью по проблеме развития воображения у детей дошкольного возраста.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1

    1. Воображение как познавательный процесс
      1. Общее представление о воображении

       Если  при помощи  восприятия  и  мышления  человек узнает  о  свойствах,  связях  и  отношениях  вещей,  явлений,  существующих реально, то в воображении отражается и то,  что  было,  но  свидетелем  чего человек не мог быть, и то, что есть, но недоступно по  каким-либо  причинам, и то, чего нет, но что может быть. В воображении находит  отражение  и,  то,

что никогда  не произойдет, никогда не сбудется.

       Воображение – это психический  процесс  создания  образов  предметов, ситуаций, обстоятельств путем  приведения  имеющихся  у  человека  знаний  в новое сочетание.

       Воображение не может развернуться на пустом  месте.  Для  того  чтобы начать   фантазировать,   человек   должен  увидеть,   услышать,   получить впечатления и удержать их в памяти. Чем больше знаний, чем богаче опыт человека,  чем  разнообразнее  его впечатления, тем больше возможностей  для  комбинации  образов.  Воображение возникло у человека в  ходе  трудовой  деятельности.  Предвидеть  результаты труда можно было, только «забежав вперед» тех  дел,  которые  совершались  в данный момент. С развитием и усложнением трудовой деятельности совершенствовалось  и воображение:  оно  рисовало  картины  более   далекого   будущего,   дальние результаты. У современного человека нет границ познанию, работе мысли, беспредельны  фантазия и воображение. Воображение в собственном своем специфическом смысле слова может быть только у человека. Только  у  человека,  который  как  субъект  общественной практики реально  преобразует  мир,  развивается  подлинное  воображение. Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует  то, что нам дано в восприятии.  Это  изменение и преобразование может выразиться, во-первых, в том,  человек,  исходя  из  знаний  и опираясь на опыт, создаст  себе  картину  того,  чего  в действительности сам он никогда не видел.

Воображение может предвосхищая будущее, создать  образ, картину  того,

что вообще не было. Так М. В. Водопьянов или  И. Д.  Папанин могли в своем воображении представить себе полет  на  Северный  полюс  и  высадку  на  нем тогда, когда это была только мечта,  еще  не  осуществленная  и  неизвестно, осуществимая ли.[1] Воображение может  совершить  и  такое отстранение от  реальности, которое   создает   фантастическую   картину,    ярко    отклоняющуюся    от действительности. Но и в этом  случае  оно  в  какой-то  мере  отражает  эту действительность. И воображение тогда плодотворно, когда оно преобразует действительность, при этом  все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты. Таким  образом, и в этой, форме, отклоняющейся от  действительности  вплоть  до  фантастики, воображение не порывает связь с действительностью. Воображение, таким образом, не  абстрактная функция,  а закономерно

выступающая сторона сознательной деятельности. На  этой  основе  развивается затем определенная способность, по мере того как воображение  формируется  в какой-нибудь конкретной творческой деятельности. Само восприятие действительности часто преобразуется воображением под влиянием,  чувств,  желаний,  симпатий  и  антипатий.   Эти   преобразования

приводят  тогда  к  искажению,  а  иногда   к   более   глубокому   познанию

действительности.[18]

       Воображение – одна из фундаментальных характеристик человека.  В  нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков.  Философ Э. В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или  сила  воображения, принадлежит к числе не только  драгоценных,  но  и  всеобщих,  универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее  нельзя  сделать  ни шагу не только в искусстве… Без силы воображения  невозможно  было  бы  даже перейти улицу  сквозь  поток  автомашин.  Человечество,  лишенное  фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты». Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя  быть  ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом,  ни  просто человеком… Воображение – это способность вызывать  образы.  Человек  начисто лишенный этой способности, был бы тупицей». При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но

в иных,  необычных,  часто  неожиданных  сочетаниях  и  связях.  Воображение преобразует  действительность  и  создает  на  этой  основе  новые   образы. Воображение  тесно   связано   с   мышлением,   поэтому   способно   активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные  восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми  сторонами  психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

       Воображение – познавательный процесс и имеет  в своей основе аналитико-синтетическую  деятельность человеческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части  и  признаки  предметов  или явления,  синтез  –  объединить  в  новые,  до  сих  пор  не   встречавшиеся комбинации. В результате создается образ  или  система  образов,  в  которых

реальная  действительность отражается  человеком  в  новом,  преобразованном, измененном виде и содержании. Как бы ни было  ново  то,  что  создано  воображением  человека,  оно неизбежно исходит из того, что  имеется  в  действительности,  опирается  на нее.  Поэтому  воображение,  как  и  вся  психика,  есть  отражение   мозгом окружающего мира, но только отражение того,  что человек не  воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем.[4] Физиологическая основа воображения – образование новых сочетаний,  из временных нервных связей, уже  сформировавшихся  в  коре  больших  полушарий мозга.

    Основное  значение воображения состоит в  том,  что  без  него  был  бы

невозможен  любой  труд  человека,  так   как   невозможно   трудиться,   не

представляя себе  конечного  результата  и  промежуточных  результатов.  Без

воображения не был бы возможен прогресс ни в  науке,  ни  в  технике,  ни  в

искусстве. [18

      1. Функции воображения.

       В жизни человека воображение  выполняет  ряд  специфических  функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность  в  образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция  воображения связана  с  мышлением  и  органически  в  него  включена.   Вторая   функция воображения состоит в  регулировании  эмоциональных  состояний.  При  помощи своего воображения человек способен хотя  бы  отчасти  удовлетворить  многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная  жизненно  важная функция особенно подчеркивается и  разрабатывается  в  психоанализе.  Третья

функция  воображения  связана  с  его  участием  в  произвольной   регуляции

познавательных  процессов  и  состояний  человека,  в  частности  восприятия,

внимания,  памяти,  речи,  эмоций.  С  помощью  искусно  вызываемых  образов человек может обращать внимание на нужные события.  Посредством  образов  он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями,  высказываниями. Четвертая функция  воображения  состоит  в  формировании  внутреннего  плана действий – способности выполнять их в уме,  манипулируя  образами.  Наконец, пятая  функция  –  это   планирование   и   программирование   деятельности, составление таких программ, оценка  их  правильности,  процесса  реализации. [14] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1.3. Виды воображения

       В психологии выделяют следующие виды воображения:

Непроизвольное  или пассивное воображение – новые образы возникают под

воздействием  малоосознанных или неосознанных потребностей.  Это  сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «безумного отдыха». Произвольное, или активное воображение – это процесс преднамеренного

построения  образов в связи с сознательно  поставленной целью в той  или  иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и  наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут  на  себя  разные  роли (летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги,  брокера  и  т.д.).  Необходимость построить свое поведение в соответствии с приятной  на  себя  ролью  требует активной  работы  воображения.  Кроме  этого  надо  вообразить   недостающие предметы и саму ситуацию игры. По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется  на воссоздающее, или репродуктивное и творческое. Воссоздающее, или репродуктивное воображение – это построение  образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или  по  чертежу, схеме,  картине.  В  процессе  воссоздающего  воображения  возникают   новые образы, но новые субъективно, для данного человека,  а  объективно  они  уже существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры. При  чтении художественной  литературы,  при  изучении  географических,  исторических  и других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать  при помощи фантазии то, о чем говорится в этих источниках. Любой зритель, читатель  или слушатель должен обладать  достаточно  развитым  воссоздающим  воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать  писатель,  рассказчик. Отличной  школой  развития   воссоздающего   воображения   служит   изучение географических карт. К. Паустовский писал: «Еще в детстве у  меня  появилось пристрастие к географическим картам. Я мог  сидеть  над  ними  по  нескольку часов, как  над  увлекательной  книгой.  Я  изучил  течение  неведомых  рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги… Постепенно все  эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется,  я  мог  бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам». Воссоздающее воображение играет важную роль  в  жизни  человека,  оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима  жизнь  в  обществе. Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями  других людей. [3]

Информация о работе Консультирование родителей по проблемам развития воображения у дошкольников