Консультирование родителей по проблемам развития воображения у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 10:08, курсовая работа

Описание

Задачами данной работы являются:

провести теоретический анализ литературы на тему воображения детей дошкольного возраста и способов его развития;
составить классификацию запросов по проблеме развития воображения у дошкольников;
разработать три сценария консультативного интервью по проблеме развития воображения у детей дошкольного возраста.

Работа состоит из  1 файл

воображение.doc

— 245.50 Кб (Скачать документ)

       Творческое  воображение – это самостоятельное создание новых  образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы  создаются без опоры на готовое описание или условное изображение. [15] Роль творческого воображения огромна.  Создаются  новые  оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их  персонажи  (у  художников, скульпторов,  писателей)  настолько   жизненны,   реальны,   что   начинаешь относиться к ним, как к живым. [4]

       Особый  вид воображения – мечта. Мечта всегда направлена  на  будущее, на  перспективы  жизни  и  деятельности  конкретного  человека,   конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать  свое  поведение для его осуществления. Представить себе будущее (то есть то, чего  еще  нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить  новый  образ.  Причем мечта – это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто  в будущее, а в желаемое будущее. Мечта не дает немедленного  объективного  продукта  деятельности,  но всегда является толчком к деятельности. К.Г. Паустовский говорил, что  сутью человека является мечта, которая живет у каждого в  сердце.  «Ничто  человек так глубоко не прячет, как свою  мечту.  Может  быть,  потому,  что  она не

выносит самого малого осмеяния  и  уж,  конечно,  не  выносит  прикосновения равнодушных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту». К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека - образы, служащие ему образами жизни, поведения,  отношений,  деятельности.  Идеал  – это образ, в котором представлены  наиболее  ценные,  значимые  для  данного человека черты и свойства личности.  В  образе-идеале  выражается  тенденция развития личности. [4] Еще один вид творческого воображения – фантазия  или  мечтательность. Здесь  желаемое  будущее  не  связывается  непосредственно  с  настоящим.  К образам фантазии  относят  сказочно-фантастические  и  научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет.  И сказки, и научная фантастика –  результат  творческого  воображения.  Но  их авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображение. [22] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Психологические  особенности воображения детей дошкольного возраста.

       Начало развития детского воображения  связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые  демонстрирует  способность  замещать одни  предметы  другими  и  использовать  одни  предметы   в   роли   других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает  в играх, где  символические  замены  совершаются   довольно   часто   и   с   помощью разнообразных средств и примеров.

       О развитости детского воображения   в  дошкольном  возрасте  судят   не

только  по представлениям и роям, которые дети берут на себя в  играх,  но  и

на основе анализа материальных продуктов  их творчества, в частности  поделок и рисунков. [19]

       В  первой  половине  дошкольного   детства   у   ребенка   преобладает

репродуктивное   воображение,   механически    воспроизводящее    полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные  ребенком в результате непосредственного  восприятия  действительности,  прослушивания рассказов,  сказок,  просмотра  видео-  и   кинофильмов.   В   данном   типе воображения еще мало точного сходства с  реальностью  и  нет  инициативного, творческого отношения к образно  воспроизводимому  материалу.  Сами  образы- воображения   такого   типа   восстанавливают   действительность    не   на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной  основе.  В  образах  обычно воспроизводится  то,  что  оказало  на  ребенка  эмоциональное  впечатление, вызвало  у  него  вполне  определенные  эмоциональные   реакции,   оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей-дошкольников является  еще

довольно  слабым.

      Маленький ребенок, например трехлетка не в состоянии еще полностью восстановить картину по памяти, творчески  ее  преобразовать,  расчленить  и использовать далее отдельные части воспринятого как  фрагменты,  из  которых можно сложить что-либо  новое.  Для  младших  детей-дошкольников  характерно неумение  видеть  и  представлять  вещи  с  точки  зрения,  отличной  от  их собственной,  под  иным  углом  зрения.  Если  попросить  ребенка-шестилетку расположить предметы на одной части плоскости так же,  как  они  расположены на другой ее части, повернутой к первой под  углом  в  900,  то  это  обычно вызывает большие трудности для детей данного возраста.  Им  сложно  мысленно преобразовать  не  только  пространственные,  но   и   простые   плоскостные изображения. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется  произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически  воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно  соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность  детей в результате  приобретает  осознанный,  целенаправленный  характер.  Главным видом  деятельности,   где   проявляется   творческое   воображение   детей, совершенствуются все познавательные  процессы,  становятся  сюжетно  ролевые игры.[14]

       Воображение, как и всякая другая  психическая деятельность, проходит  в

онтогенезе  человека определенный путь развития.  О.  М.  Дьяченко  показала, что детское воображение в своем развитии подчинено  тем  же  самым  законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие,  память  и внимание,   воображение   из   непроизвольного    (пассивного)    становится произвольным (активным),  постепенно  превращается  из  непосредственного  в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со  стороны  ребенка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства  у  ребенка, чье  творческое  воображение  развилось  достаточно  быстро  (а такие дети составляют примерно одну пятую  часть  детей  этого  возраста),  воображение представлено  в  двух  основных  формах:  а)  произвольное,  самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи и б)  возникновение  воображаемого  плана ее реализации. [7]

      Помимо  своей  познавательно-интеллектуальной  функции  воображение  у детей  выполняет  еще  одну,  аффективно-защитную  роль.  Оно   предохраняет растущую, легко  ранимую  и слабо защищенную  душу  ребенка  от  чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной  функции  воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче  и  успешнее  решает  возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том,  что через  воображаемую  ситуацию  может   происходить   разрядка   возникающего напряжения и  своеобразное,  символическое  разрешение  конфликтов,  которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий. [1].

       У  детей  дошкольного   возраста  обе   важные  функции   воображения

развиваются параллельно, но несколько по-разному. Начальный этап в  развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. Именно в это время воображение  как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает  превращаться в произвольный,  знаково-опосредствованный   процесс   и   разделяется   на познавательное и аффективное.

      Познавательное воображение формируется  благодаря отделению  образа  от предмета и обозначению  образа  с  помощью  слова.  Аффективное  воображение складывается в результате  образования  и  осознания  ребенком  своего  «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.

       На  первом   этапе   развития   воображение   связано   с   процессом

«опредмечивания»  образа действием.  Через этот  процесс ребенок научается управлять своими образами,  изменять,  уточнять  и  совершенствовать  их,  а следовательно,   регулировать   свое   собственное    воображение.    Однако планировать его заранее, составлять в уем программу предстоящих действий  он еще не в состоянии. Данная способность у детей появляется лишь к 4-5 годам.

      Детское аффективное воображение с возраста 2,5-3 года – 4-5  лет развивается по несколько иной логике. Вначале  отрицательные  эмоциональные  переживания  у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных ими  сказок. Вслед за этим ребенок строить воображаемые ситуации, которые сжимают  угрозы его «Я» (рассказы-фантазии  детей  о  себе  как  о  якобы  обладающих  особо выраженным положительными качествами). [9].

      Наконец, на третьем этапе развития  этой функции воображения   возникают замещающие действия, которые  в  результате  своего  осуществления  способны снять   возникшее   эмоциональное   напряжение;   формируется   и   начинает практически действовать механизм  проекции,  благодаря  которому  неприятные знания  о  себе,  собственные  отрицательные,  нравственно  и   эмоционально неприемлемые качества и  поступки  начинают  ребенком  приписываться  другим людям, окружающим предметам и животным. К возрасту около  6-7  лет  развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из  них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Развитие  воображения у  детей дошкольного  возраста.

        Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться необоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого.  Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало в прошлом и у психологов. Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: "Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека". /5, 8/ Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил,  чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.

        В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности,  тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность.

      Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных  интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.

      Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

Продуктивное  творческое воображение характеризуется не только такими

особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к  тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения.

      У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он

Информация о работе Консультирование родителей по проблемам развития воображения у дошкольников