Консультирование родителей по проблемам развития воображения у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 10:08, курсовая работа

Описание

Задачами данной работы являются:

провести теоретический анализ литературы на тему воображения детей дошкольного возраста и способов его развития;
составить классификацию запросов по проблеме развития воображения у дошкольников;
разработать три сценария консультативного интервью по проблеме развития воображения у детей дошкольного возраста.

Работа состоит из  1 файл

воображение.doc

— 245.50 Кб (Скачать документ)

создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллективное сочинение сказки: каждый  из  играющих  говорит  по  несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять

своё  воображение на создание законченных  и оригинальных произведений.

Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным  видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет.

      Результаты диагностирования также показывают, что у многих детей надо развивать такую творческую способность как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. Для развития этой способности  перед детьми необходимо ставить  различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать оптимальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход детей к решению любой проблемы.

      Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось

подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных

усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со сторон семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества.

      Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава 2.  Разработка консультативных  сценариев

1.Клиенты:

- мать

- отец

- оба  родителя 

- родственники

2. По  акцентуации характера родители  могут быть:

3. По  акцентуации характера ребёнок  может быть:

4. По  возрасту ребёнок может быть:

- младший  дошкольник

- старший  дошкольник

5. Проблема  может заключаться в:

- отношениях  в семье

- учебной  неуспеваемости

- отношениях  со сверстниками

- отношении  ребёнка к себе 
 
 
 
 
 

2.2 Сценарии консультаций.

2.2.1 Сценарий №1.

      Клиент: Лариса Сергеевна, 32 года, директор косметического салона, в разводе, один ребёнок (5 лет).

      Цель: оказать психокоррекционную помощь клиенту по запросу.

      Задачи:

  • Эмпатическое слушание в рамках ситуации, заявленной клиентом.
  • Собрать психологическую информацию, расспросить о жизненной ситуации клиента, выяснить её причины.
  • Построить и проверить консультативные гипотезы.
  • Обсудить с клиентом практические рекомендации по решению проблемы, разработать альтернативное поведение.
  • Завершение работы: передать ответственность за дальнейшее развитие, подвести итоги работы, предоставить возможности повторной консультации.

      Запрос: об оказании влияния на ребёнка 5 лет в интересах клиента.

      Проблема: у ребёнка проблемы в успеваемости.

      Локус жалоб: субъективный – на ребенка, объективный – на неуспеваемость.

      Самодиагноз: ребёнок отрицательно относится к матери.

Стадия Речь консультанта Речь клиента Примечание
 
 
П

Р

И

В

Е

Т

С

Т

В

И

Е 

10 минут 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Встречает клиента.

Здравствуйте.

Проходите, пожалуйста.

Ведёт клиента к месту  консультации.

Здесь будет проходить наша консультация.

Садится первым, затем клиент.

Пауза.

 
 
Добрый  день. 
 

Угу. 
 
 

 
 
 
Идёт  на пол корпуса вперёд.

Клиент знакомится с обстановкой. 
 

Давайте познакомимся. Как мне лучше Вас  называть? 

Очень приятно, Лариса, а меня зовут Мария. 

Представляет  визитную карточку.

Я практикующий психолог. Занимаюсь семейным консультированием.

В свое время закончила ЧГУ

 по  специальности «Психолог-консультант». Работаю по своей специальности уже 6 лет, постоянно повышаю свою квалификацию, участвую в психологических курсах, форумах и тренингах.

Показывает  на сертификаты.

 Я думаю, Лариса, Вы знаете, что психологи советов не дают. Мы с Вами вместе разберём Вашу жизненную ситуацию, и я попытаюсь помочь Вам увидеть её с разных точек зрения и выработать наиболее подходящие Вам стратегии поведения в данной ситуации.

Все, о  чем мы будем здесь говорить, будет  анонимно и не выйдет за рамки этого  кабинета.

Пауза.

У Вас  есть какие-нибудь вопросы? 

Расскажите, пожалуйста, немного о себе. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Спасибо, Лариса, то, чем вы занимаетесь очень интересно, что же Вас ко мне привело? 
 
 
 
 

Если  я Вас правильно поняла, Вы хотели бы поговорить со мной о Ваших отношениях с сыном? 

Давайте тогда начнём.

Лариса 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нет. 
 

Мне 32 года, являюсь директором косметического салона «Beauty», Вы наверняка о нём слышали, очень раскрученный на сегодняшний день салон и, надо сказать, пользуется успехом. Кстати, у нас есть новое предложения для клиентов, сейчас, действует система скидок. 

У меня есть шестилетний ребёнок, Кирилл. В последнее время он себя ведёт ужасно, меня не слушается, учиться не хочет, Воспитатели в саду на него жалуются, что он ничего не может сделать. 

Я хочу обсудить, что мне с ним делать…Он  совсем не хочет заниматься. 
 

Да, конечно.

 
 
 
Присоединение по имени 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Прояснение психологической  помощи, передача ответственности клиенту, гарантия анонимности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Эмпатийное слушание, невербальное присоединение. 
 

Заключение  контракта на работу

 
Р

А

С

С

П

Р

О

С 

П

О 

П

Р

О

Б

Л

Е

М

Е 

20 минут

Расскажите  поподробнее, что Вас волнует. 
 
 

Абсолютно никаких?

Гипотеза: слишком требовательная, авторитарная мать. 
 
 
 

Какое именно задание он не смог выполнить?  
 
 
 
 
 

Как Вы думаете, почему он так реагирует?  
 
 

Он так  ведёт себя только в детском саду? 
 
 
 

Как много времени Вы проводите с ребёнком?

Гипотеза: холодные отношения с ребёнком, недостаток внимания, отсюда протесты. 

То есть Вы покупаете игрушки, а он в них не играет? 
 
 

Вы рассказываете  ребёнку что-то новое, играете с  ним в эти игрушки?

Гипотеза: недостаточное развитие воображения у ребёнка.

Вспомните последний раз, когда Вы играли со своим ребёнком? 
 
 
 

Успешно? 
 

Хорошо, Лариса, мы с Вами поговорили, о том, как вы взаимодействуете с ребёнком а есть ли у него возможность узнавать об окружающем мире, учиться играть кроме Вас? 

Понятно, Лариса, скажите, пожалуйста, а Ваш  ребёнок всегда был так настроен к играм, к заданиям в садике? 

Предположите, с чем это может быть связано? 
 
 

Как Вы думаете, как обычно у детей развивается  воображение? 

Лариса, вы сказали, что эта ситуация уже не новая, почему Вы обратились ко мне именно сейчас?

Мой сын никаких  заданий не может выполнить в  саду, стыдно даже. Вот мы и ругаемся. 

В основном тех, которые требуют того, чтобы что-нибудь придумать, нарисовать,  сказку сочинить…  Воспитатели очень недовольны. 
 

Ну вот, к примеру, нужно было придумать и нарисовать сюжет на сказочную тему. Дак он сдал пустой листок, говорит, не может  ничего придумать. 

Я не знаю! Мне кажется, что он вредничает и настроен против меня. Делает всё мне на зло! 

Нет,  он и  дома не может ничем себя занять, капризничает, не рисует, не играет. Я же говорю, против меня! 

В смысле? Ну если время есть,  стараюсь его чем-нибудь занять, игрушки покупаю… 
 
 

Нет, он говорит, что не хочет сам, не умеет… Да ерунда всё это, как ребёнок может не уметь играть. 
 

Очень редко. 
 
 
 
 
 

Какое это имеет  значение…Вроде неделю назад, я пыталась с ним поиграть в «школу». 
 

Он не смог понять, как это так, что я учитель. А он ученик. 

Ну да, в детском  саду. Правда, воспитатель мне не очень нравится. Плохо объясняет новый материал, детям ничего не понятно, как правило… 
 
 

Да,  у него сразу ничего не получалось там. 
 
 
 

Я думаю, что  он мне хочет на зло сделать. Ну может с воображением что-то не в  порядке… 

Я думаю, что  это врождённая особенность… 
 
 

Да потому что  ему скоро в школу, у нас  же будут проблемы с учителями, он не сможет учиться нормально, ничего не хочет делать.

История проблемы 
 
 

Абсолютизация 
 
 
 
 
 
 

Уточнение 
 
 
 
 
 
 

Причины Открытый вопрос 
 
 
 
 

    Отношения с      окружающими

Закрытый  вопросы  

Открытый вопрос 
 
 

Обратная связь 
 
 
 
 

Закрытый вопрос. 
 
 
 
 

Директива 
 
 
 
 

Закрытый  вопрос 
 

     Динамика

Закрытый вопрос 
 
 
 

         

Директива 
 
 
 

             Директива 
 
 
 

Проективный вопрос. 
 
 
 

Выявление, чем вызвана причина обращения к психологу.

Гипотезы:

1. Влияние требовательной, авторитарной матери на ребёнка вызывает протест.

2. Недостаток  внимания к ребёнку: ребенок,  таким образом, пытается повысить  внимание к себе.

3. Недостаточное развитие воображение у ребёнка в силу того, мать уделяет ему мало времени.

Стадия Речь консультанта Речь клиента Примечание
 
 
П 

Р 

О 

В 

Е 

Р 

К 

А 
 
 

Г 

И 

П 

О 

Т 

Е 

З 
 

20 минут

Хорошо, Лариса, вспомните, пожалуйста, когда в последний раз Ваш сын отказывался что-либо делать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вы так  и не поиграли с ним? 
 

Чем же он занимался? 
 
 
 

А Вы ему  книжки читаете? 
 
 

Лариса, как вы думаете, дети вообще как узнают окружающий мир, развивают мышление? 
 

Расскажите, что Вы чувствовали, когда ребёнок Вас просил с ним поиграть? 
 

Неудивительно, Вы же мать и очень любите своего ребёнка. 

Вы сказали, что мир ребёнок познаёт с  помощью родителей, как вы думаете, развивается ли воображение при  этом? 

Часто ли родители обычно рассказывают детям  сказки? 

А как  Вы думаете, для чего они это делают? 
 

А Вы рассказывали сказки своему сыну? 
 

Как я  поняла Вас, Лариса, Ваш ребёнок не может сам себя занять, не может  придумать игру. При этом, когда  он просит об этом Вас, и Вы ему отказываете  во внимании, у Вас появляется чувство  вины перед ним, правильно?

В последний  раз это было дома. Было ужасное утро субботы. В пятницу я была на работе до вечера,  и плохо спала потом. Кирилл начал ныть: поиграй да поиграй. Я дала ему руки кисточку с красками, говорю, займись сам. Он поводил что-то и опять ныть… 
 
 
 
 
 

Нет 
 
 

Да ничем, что-то всё ходил, стонал, потом мяч покидал в корзину… 
 

Да, иногда читаю, ну или покупаю и ему  даю, читать он умеет. 
 

Ну, я  думаю, из книг и от родителей. 
 
 
 

Меня  кольнуло некоторое чувство вины, что я с ним совсем не занимаюсь  … 
 
 

Да, конечно.

  
 

Да, наверное 
 
 
 
 
 

Ну, вообще, если послушать моих подруг, то да. 
 

Наверное, чтобы у ребёнка лучше развивалось  воображение 

Конечно, рассказывала, но когда он был совсем маленьким… 

Да, Вы правы

Директива

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Закрытый вопрос 
 
 

Открытый вопрос 
 
 

Закрытый вопрос 
 
 

Проективный вопрос 
 
 

Чувства участников

Директива 
 
 
 
 
 
 
 

Закрытый вопрос 
 
 
 
 

Проективный вопрос 
 

Открытый  вопрос 
 

Открытый  вопрос 
 

Резюме

 

Подтвердилась гипотеза: Недостаточное развитие воображение у ребёнка в силу того, мать уделяет ему мало времени.

Стадия Консультант Методы
 
К

О

Р

Р

Е

К

Ц

И

О

Н

Н

О

Е 

В

О

З

Д

Е

Й

С

Т

В

И

Е 

40 минут

Когнитивный компонент
    1. Анализ эмоциональной подоплёки.

Цель: прояснить клиенту причины его эмоционального состояния.

Содержание: обсуждение и совместный анализ реальных чувств. Что чувствует клиент, когда происходят конфликты с маленьким сыном.

    1. Интерпретация.

Цель: проясненить клиенту причины его ситуации с психологической точки зрения.

Содержание: психолог рассказывает,  что такое сензитивный  период развития , как это связано с воображением, почему необходимо

Эмоциональный компонент

    1. Осознание чувств.

Цель: отреагировать эмоции, связанные с осознанием ситуации.

Инструкция: «Лариса, сядьте удобнее, расслабьтесь и закройте глаза. Расскажите, что Вы сейчас чувствуете…»

Поведенческий компонент

    1. Кнопка.

Цель: обучить клиента приёму саморегуляции в ситуации конфликта с ребенком.

Инструкция: постановка чувства спокойствия и терпения на якорь.

    2. Коммуникации.

Цель: обучить эффективному взаимодействию матери с ребёнком, приблизить их друг к другу.

Инструкция: «Лариса, когда Вы придёте домой, постарайтесь использовать следующее:…».

    3. Релаксация

Цель: обучить  техникам расслабления.

Инструкция: «Всякий раз, когда Вам нужно будет сбросить напряжение, делайте так…(описание техник релаксации)».

 
Переформулиро-вание  реальности 
 
 

Переконструи-рование  реальности

клиента 
 

Осознание чувств 
 
 

Позитивное  отношение к ребенку 
 
 

Якорь (НЛП) 
 
 

 
Стадия Консультант Клиент Метод
П 

Р 

О 

Щ 

А 

Й 
 

5 минут

Лариса, наш сегодняшний разговор был посвящен Вашему ребёнку, его поведению. Мы обсудили возможные причины его отказа выполнять творческие задания, его и ваши чувства и переживания в момент конфликтов. Кроме этого, мы рассмотрели некоторые техники, которые могут помочь Вам в Вашей ситуации.

Вы любящая, заботливая мать, я вас очень хорошо понимаю. Когда придёте домой  сегодня, постарайтесь побыть вместе с  сыном подольше.

При желании  Вы можете ещё раз записать на консультацию. 
 

У Вас  есть какие-нибудь вопросы? 

Хорошо, тогда всего Вам доброго, Ваш сынок в скором времени будет радовать Вас своими открытиями!

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Спасибо большое, вопросов нет. 

До свидания, спасибо ещё раз! 

Резюме 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Клиент: Лариса, 32 года, директор косметического салона..

     Характеристика: уверенная в себе женщина, эмоционально закрытая, не осведомлённая в психологии. Интересы узкие.

     Причина обращения: трудности во взаимоотношениях с сыном-дошкольником.

     Прогнозируемое  поведение: использование методик  саморегуляции, самоконтроля, применение релаксационных техник. Распределение времени таким образом, чтобы и сыну хватало.

     Подтвердилась одна из гипотез: проблемы с развитием  воображения у ребёнка связаны  с тем, что мать уделяет ему  мало времени. 
 
 
 
 

2.2.2 Сценарий №2

Информация о работе Консультирование родителей по проблемам развития воображения у дошкольников