Консультирование родителей по проблемам развития воображения у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 10:08, курсовая работа

Описание

Задачами данной работы являются:

провести теоретический анализ литературы на тему воображения детей дошкольного возраста и способов его развития;
составить классификацию запросов по проблеме развития воображения у дошкольников;
разработать три сценария консультативного интервью по проблеме развития воображения у детей дошкольного возраста.

Работа состоит из  1 файл

воображение.doc

— 245.50 Кб (Скачать документ)

      Клиент:  Валентина, 38 лет, домохозяйка, замужем, сын 5 лет.

      Цель: оказать психокоррекционную помощь клиенту по запросу.

      Задачи:

  • Эмпатическое слушание в рамках ситуации, заявленной клиентом.
  • Собрать психологическую информацию, расспросить о жизненной ситуации клиента, выяснить её причины.
  • Построить и проверить консультативные гипотезы.
  • Обсудить с клиентом практические рекомендации по решению проблемы, разработать альтернативное поведение.
  • Завершение работы: передать ответственность за дальнейшее развитие, подвести итоги работы, предоставить возможности повторной консультации.

      Запрос: об изменении поведения ребёнка 5 лет.

      Проблема: поведение ребёнка в семье не оправдывает ожиданий родителей.

      Локус жалоб: субъективный – на ребенка, объективный – на плохое поведение.

      Самодиагноз: ребёнок отрицательно относится к семье.

Стадия Речь консультанта Речь клиента Примечание
 
 
П

Р

И

В

Е

Т

С

Т

В

И

Е 

10 минут 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Встречает клиента.

Здравствуйте.

Проходите, пожалуйста.

Ведёт клиента к месту  консультации.

Здесь будет проходить наша консультация.

Садится первым, затем клиент.

Пауза.

 
 
Здравствуйте 
 

Угу. 
 
 

 
 
 
Идёт  на пол корпуса вперёд.

Клиент знакомится с обстановкой. 
 

Давайте познакомимся. Как мне лучше Вас  называть? 

Очень приятно, Валентина, а меня зовут Мария. 

Представляет  визитную карточку.

Я практикующий психолог. Занимаюсь семейным консультированием.

В свое время закончила ЧГУ

 по  специальности «Психолог-консультант». Работаю по своей специальности  уже 6 лет, постоянно повышаю  свою квалификацию, участвую в психологических курсах, форумах и тренингах.

Показывает  на сертификаты.

 Я  думаю, Лариса, Вы знаете, что психологи  советов не дают. Мы с Вами  вместе разберём Вашу жизненную  ситуацию, и я попытаюсь помочь  Вам увидеть её с разных  точек зрения и выработать наиболее подходящие Вам стратегии поведения в данной ситуации.

Все, о  чем мы будем здесь говорить, будет  анонимно и не выйдет за рамки этого  кабинета.

Пауза.

У Вас  есть какие-нибудь вопросы? 

Расскажите, пожалуйста, немного о себе. 
 
 
 
 
 
 

Если  я Вас правильно поняла, Вы хотели бы поговорить со мной о Ваших отношениях с сыном? 

Давайте тогда начнём.

Валентина 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нет. 
 

Мне 38 лет, я домохозяйка. Замужем. Вообще я тихая, спокойная, не могу понять, почему у меня ребёнок такой неуправляемый, может, Вы мне как-то посодействуете…   
 

Я бы хотела поговорить о поведении моего  ребёнка. 
 
 
 

Давайте.

 
 
 
Присоединение по имени 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Прояснение психологической  помощи, передача ответственности клиенту, гарантия анонимности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Эмпатийное слушание, невербальное присоединение. 
 

Заключение  контракта на работу

 
Р

А

С

С

П

Р

О

С 

П

О 

П

Р

О

Б

Л

Е

М

Е 

20 минут

Расскажите  поподробнее, что Вас волнует. 
 
 
 
 
 
 
 

Он давно  так себя ведёт?

Гипотеза: поведение ребёнка  обусловлено особенностями воспитания. (Предположительно, попустительский стиль) 
 
 
 

Валентина, постарайтесь припомнить, в связи  с чем начали возникать такие  ситуации? 
 

Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этой ситуации.

Гипотеза: постоянные выдумки, обманы и фантазии, как средство привлечения внимания родителей.  
 

В чём  это проявлялось? 
 
 
 
 
 

А Ваш  ребёнок был в курсе этой ситуации?

Гипотеза: постоянные выдумки, обманы и фантазии, как результат влияния отца.  
 

То есть Ваш ребёнок был в курсе  того, что отец Вам говорил неправду, я Вас правильно поняла? 

Сейчас  Ваш муж Вас обманывает? 
 
 
 
 
 

Знаете, у меня совершенно неуправляемый ребёнок. Шумный, хулиганит часто. И, что меня больше всего волнует, дак это  то, что он постоянно мне врёт,  придумывает что-то. И фантазировать любит по поводу и без… 

Я бы сказала, недавно. Это началось примерно полгода назад… Совершенно неуправляемый стал. 
 
 
 
 
 

Точно сказать  не могу. Но в то время в нашей семье был переломный момент. Мы с мужем чуть не развелись… 

Ситуация была очень запутанная. Муж постоянно меня обманывал. 
 
 
 
 
 

Когда он уходил развлекаться, то говорил мне, что  на работе. Мне даже страшно подумать, что они там с друзьями делали. 

Да, муж даже его с собой таскал на свои гулянки… 
 
 
 
 
 

Да, совершенно верно 
 
 
 

Нет, это продолжалось только определённый период, сейчас уже всё хорошо. Да что муж, вот ребёнок… 

История проблемы 
 
 
 
 
 
 
 

Закрытый вопрос 
 
 
 
 
 
 
 
 

Директива 
 
 
 
 

Директива 
 
 
 
 
 
 
 

Открытый вопрос 
 
 
 
 
 

Закрытый вопрос 
 
 
 
 
 

Обратная связь 
 
 
 

Закрытый вопрос 

Гипотезы:

1. Гипотеза: поведение ребёнка обусловлено особенностями воспитания. (Предположительно, попустительский стиль)

2. Гипотеза: постоянные выдумки, обманы и фантазии, как средство привлечения внимания родителей.

3.  Гипотеза: постоянные выдумки, обманы и фантазии, как результат влияния отца.  

Стадия Речь консультанта Речь клиента Примечание
 
 
П 

Р 

О 

В 

Е 

Р 

К 

А 
 
 

Г 

И 

П 

О 

Т 

Е 

З 
 

20 минут

Валентина, припомните, пожалуйста, конкретную ситуацию, когда  Ваш ребёнок что-то выдумал такое, что Вам не понравилось и привело к ссоре. 
 
 
 
 
 
 

Как Вы отреагировали на его ложь? 
 
 
 
 

Как Вы думаете, что чувствовал Ваш ребёнок  при этом 
 

Как именно повёл себя Ваш муж в этой ситуации? 
 

Валентина, что Вы чувствовали в тот момент? 

Валентина, а как Вы думаете, для чего обычно люди, в том числе и дети, придумывают различные истории и обманывают? 
 
 

В таком  случае Вы можете предположить, почему фантазирует Ваш ребёнок? 
 

Таким образом, Вы мне сказали, что Ваш  ребёнок часто обманывает Вас  и фантазирует, при этом отец оказывается на его стороне. Вы считаете это недостатком воспитания правильно Вас поняла?

Да вот, буквально  на днях. Спрашиваю, как дела в детском  садике. Он мне отвечает, что всё  отлично, что он там один из лучших учеников. На следующее утро воспитательница мне жалуется, говорит, совсем от рук отбился, ничего не слушает, только в игры играет.  
 
 

Я ему  вечером: «Почему соврал?! А он только улыбнулся и опять за своё.

Ну я  скандал и устроила. 
 
 

Думаю, ничего особенного. Как будто не его и касается. 
 
 

Он кинулся  его защищать. Сказал, что маленький  ещё, пусть поиграет. 
 

Обиду на мужа и ребёнка. Как сговорились  всё равно. 
 

Наверное, чтобы избежать наказания. Но мой  дак точно ничего не боится. Он уже  точно знает, что его накажут в любом случае, и ничего избегать не собирается, просто врёт. 

Вот как  раз этого я не могу понять, наверное, неправильно воспитываем. 
 
 

Да, безусловно.

Директива

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Открытый вопрос 
 
 
 
 

Окрытый вопрос 
 
 

Уточнение 
 
 
 

Открытый  вопрос 
 

Проективный вопрос 
 
 
 
 
 
 

Открытый  вопрос 
 
 

Резюме

 

Подтвердилась гипотеза: постоянные выдумки, обманы и фантазии, как результат влияния отца. 

Стадия Консультант Методы
 
К

О

Р

Р

Е

К

Ц

И

О

Н

Н

О

Е 

В

О

З

Д

Е

Й

С

Т

В

И

Е 

40 минут

Когнитивный компонент
    1. Анализ эмоциональной подоплёки.

Цель: прояснить клиенту причины его эмоционального состояния

Содержание: обсуждение и совместный анализ реальных чувств.

    1. Интерпретация.

Цель: прояснить клиенту причины его ситуации с психологической точки зрения.

Содержание: психолог рассказывает, что представляет из себя сензитивный период развития, как влияют родительские взаимоотношения на поведение ребенка, роль семьи в развитии воображения.

Эмоциональный компонент

    1. Осознание чувств.

Цель: отреагировать эмоций, связанных с осознанием ситуации.

Содержание: «Валентина, сядьте поудобнее, расслабьтесь, расскажите, что чувствуете сейчас…» 

Поведенческий компонент

    1. Кнопка.

Цель: обучить приёму саморегуляции в ситуации конфликта с ребенком.

Содержание: постановка чувства спокойствия и терпения на якорь.

    2. Коммуникации.

Цель: обучить  конструктивной коммуникации с ребенком-подростком.

Инструкция: «Валентина, мне хотелось бы, чтобы Вы запомнили следующие приёмы и освоили техники (описание техник)».  
 
 

    3. Релаксация

Цель: обучить  техникам расслабления.

Инструкция: «Всякий раз, когда Вам нужно будет сбросить напряжение, делайте так…(описание техник релаксации)».

 
Переформулиро-вание  реальности 
 
 

Переконструи-рование  реальности

клиента 
 

Осознание чувств 
 
 
 
 

Позитивное  отношение к ребенку 
 
 

Якорь (НЛП) 
 
 
 

Конкретные пожелания 
 
 
 
 

Конкретные  пожелания

 
Стадия Консультант Клиент Метод
П 

Р 

О 

Щ 

А 

Й 
 

5 минут

Валентина, наш сегодняшний разговор был посвящен поведению Вашего сына. Мы обсудили предпосылки Вашей ситуации и возможные причины, осознали, какие техники и приёмы в лучшем варианте надо было бы использовать. Я думаю, они помогу Вам найти взаимопонимание с Вашим ребёнком.

Вы можете повторно записаться на консультацию, желательно, если придёте с мужем. 
 
 
 
 

Может, у Вас есть какие-нибудь вопросы?

Спасибо, обязательно предложу мужу этот вариант. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нет, вопросов больше нет, спасибо, до свидания. 
 
 
 
 
 
 

Резюме 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Клиент: Валентина, 37 года, домохозяйка, замужем.

     Характеристика: скромная, тихая женщина, любящая своего ребёнка. Мо типу темперамента скорее всего флегматик. Отношения в семье для неё намного значимее, чем карьера. Держится не всегда уверенно, иногда теряет самообладание. Тревожный человек.

     Причина обращения: трудности во взаимоотношениях с сыном-дошкольником.

     Прогнозируемое поведение: использование методик саморегуляции, самоконтроля, применение релаксационных техник.

     Подтвердилась одна из гипотез: проблемы с развитием  воображения у ребёнка связаны  с сильным влиянием отца. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.3 Сценарий 3

      Клиент:  Сергей Викторович, 45 лет, работник музея, сын, 5 лет.

      Цель: оказать психокоррекционную помощь клиенту по запросу.

      Задачи:

  • Эмпатическое слушание в рамках ситуации, заявленной клиентом.
  • Собрать психологическую информацию, расспросить о жизненной ситуации клиента, выяснить её причины.
  • Построить и проверить консультативные гипотезы.
  • Обсудить с клиентом практические рекомендации по решению проблемы, разработать альтернативное поведение.
  • Завершение работы: передать ответственность за дальнейшее развитие, подвести итоги работы, предоставить возможности повторной консультации.

      Запрос: об оказании влияния на ребёнка.

      Проблема: недостаточно развито воображение.

      Локус жалоб: субъективный – на ребенка, объективный –  развитие воображение.

      Самодиагноз: недостаточно развито воображение, ленивость ребёнка. 
 

Стадия Речь консультанта Речь клиента Примечание
 
 
П

Р

И

В

Е

Т

С

Т

В

И

Е 

10 минут 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Встречает клиента.

Здравствуйте.

Проходите, пожалуйста.

Ведёт клиента к месту  консультации.

Здесь будет проходить наша консультация.

Садится первым, затем клиент.

Пауза.

 
 
День  добрый! 
 

Понятно. 
 

 
 
 
Идёт  на пол корпуса вперёд.

Клиент знакомится с обстановкой. 
 

Давайте познакомимся. Как мне лучше Вас называть? 

Очень приятно, Серпгей Викторович, а меня зовут Мария Анатольевна. 

Представляет  визитную карточку.

Я практикующий психолог. Занимаюсь семейным консультированием.

В свое время закончила ЧГУ

 по  специальности «Психолог-консультант». Работаю по своей специальности уже 6 лет, постоянно повышаю свою квалификацию, участвую в психологических курсах, форумах и тренингах.

Показывает  на сертификаты.

 Я  думаю, Лариса, Вы знаете, что психологи  советов не дают. Мы с Вами  вместе разберём Вашу жизненную ситуацию, и я попытаюсь помочь Вам увидеть её с разных точек зрения и выработать наиболее подходящие Вам стратегии поведения в данной ситуации.

Все, о  чем мы будем здесь говорить, будет  анонимно и не выйдет за рамки этого  кабинета.

Пауза.

У Вас  есть какие-нибудь вопросы? 

Расскажите, пожалуйста, немного о себе. 
 
 
 
 
 

Если  я Вас правильно поняла, Вы хотели бы поговорить со мной о Ваших отношениях с сыном? 
 
 

Давайте тогда начнём.

Сергей Викторович 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нет, всё  предельно ясно. 
 

Я человек  консервативный. Мне 45 лет, работаю  в музее, есть жена и маленький  ребёнок, сын, из-за которого, собственно, я здесь. Беспокоит он меня.. 

Да нет, мои отношения с сыном неплохие. Я бы хотел, чтобы Вы мне подсказали, как мне с ним лучше заниматься, чтобы он успешно потом в школе учился. 

Давайте.

 
 
 
Присоединение по имени 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Прояснение психологической  помощи, передача ответственности клиенту, гарантия анонимности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Эмпатийное слушание, невербальное присоединение. 
 

Заключение  контракта на работу

 
Р

А

С

С

П

Р

О

С 

П

О 

П

Р

О

Б

Л

Е

М

Е 

20 минут

Расскажите  поподробнее, что Вас волнует. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

У него совсем ничего не получается?

Гипотеза: недостаточно развитое воображение 

Как много  времени Вы проводите со своим ребёнком?

Гипотеза: недостаточно развитое воображение в  силу невнимания родителей. 

Чем Вы обычно занимаетесь со своим ребёнком?

Гипотеза: недостаточно развитое воображение в  силу непросвещённости родителей в этом вопросе. 

Сергей  Викторович, как Вы думаете, какие эмоции при этом испытывает Ваш ребёнок? 

Хорошо, предположите, ему нравится этим заниматься?

Гипотеза: Возможное отсутствие интереса ребёнка  к некоторым видам  деятельности. 
 
 

А как  именно Вы реагируете на его рисунки? 
 

Скажите, Сергей Викторович, Ваш малыш часто рисует в одиночестве?

Гипотеза: недостаточно развитое воображение в  силу нехватки общения  со сверстниками.

Пояснение: для детей среднего дошкольного возраста  очень важна соревновательная обстановка. 
 
 

Правильно ли я Вас поняла, Сергей Викторович, ваш ребёнок рисует, на Ваш взгляд, несколько примитивно, хотя вы уделяете ему, как любящий отец массу времени и атмосфера в Вашем доме благоприятная. При этом чаще ребёнок рисует в одиночестве?

Понимаете ли, Егору  скоро в школу, мы его хотим пораньше туда отправить, чтобы времени не терять зря, там, мне рассказывали, много различных заданий дают творческих: нарисовать, придумать, сказку сочинить. Мой же совсем ничего выдумать не может, весь в мать пошёл.  С ним, наверное, что-то не в порядке… 

Нет, ну изредка  что-то и нарисует новое, а так  всё какое-то кружочки… 
 

Да прилично так-то...Каждый день стараюсь .. 
 
 
 
 

Да много чем, я книжки ему читаю постоянно, журналы, смотрим телевизор про  животных, рисуем иногда. 
 
 
 

Затрудняюсь ответить. 
 
 
 
 

Возможно, что-то и не нравится, хотя я не знаю, что..у  него прекрасная педагогическая атмосфера  вокруг. Но вот рисовать же он любит, но кроме каких-то кружочком. Квадратиком  ничего изобразить не может… 

Да никак не реагирую. Нарисовал, ну молодец… 
 
 

Конечно, для  творчества благоприятна тишина… Он тут пытался привести мальчика из сада, я не разрешил, зачем атмосферу  портить… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Да, совершенно правильно!

История проблемы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Абсолютизация 
 
 
 
 

Открытый вопрос 
 
 
 
 
 

Открытый вопрос 
 
 
 
 
 

Открытый вопрос 
 
 
 
 

Закрытый вопрос 
 
 
 
 
 
 
 

Уточнение 
 
 
 
 

Закрытый вопрос 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Резюме

Информация о работе Консультирование родителей по проблемам развития воображения у дошкольников