Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 10:08, курсовая работа
Задачами данной работы являются:
провести теоретический анализ литературы на тему воображения детей дошкольного возраста и способов его развития;
составить классификацию запросов по проблеме развития воображения у дошкольников;
разработать три сценария консультативного интервью по проблеме развития воображения у детей дошкольного возраста.
Клиент: Валентина, 38 лет, домохозяйка, замужем, сын 5 лет.
Цель: оказать психокоррекционную помощь клиенту по запросу.
Задачи:
Запрос: об изменении поведения ребёнка 5 лет.
Проблема: поведение ребёнка в семье не оправдывает ожиданий родителей.
Локус жалоб: субъективный – на ребенка, объективный – на плохое поведение.
Самодиагноз: ребёнок отрицательно относится к семье.
Стадия | Речь консультанта | Речь клиента | Примечание |
П Р И В Е Т С Т В И Е 10 минут |
Встречает
клиента.
Здравствуйте. Проходите, пожалуйста. Ведёт клиента к месту консультации. Здесь будет проходить наша консультация. Садится первым, затем клиент. Пауза. |
Здравствуйте Угу. |
Идёт на пол корпуса вперёд. Клиент знакомится
с обстановкой. |
Давайте
познакомимся. Как мне лучше Вас
называть? Очень
приятно, Валентина, а меня зовут Мария. Представляет визитную карточку. Я практикующий психолог. Занимаюсь семейным консультированием. В свое время закончила ЧГУ по
специальности «Психолог- Показывает на сертификаты. Я
думаю, Лариса, Вы знаете, что психологи
советов не дают. Мы с Вами
вместе разберём Вашу Все, о чем мы будем здесь говорить, будет анонимно и не выйдет за рамки этого кабинета. Пауза. У Вас
есть какие-нибудь вопросы? Расскажите,
пожалуйста, немного о себе. Если
я Вас правильно поняла, Вы хотели
бы поговорить со мной о Ваших отношениях
с сыном? Давайте тогда начнём. |
Валентина Нет. Мне 38 лет,
я домохозяйка. Замужем. Вообще я тихая,
спокойная, не могу понять, почему у меня
ребёнок такой неуправляемый, может, Вы
мне как-то посодействуете… Я бы хотела
поговорить о поведении моего
ребёнка. Давайте. |
Присоединение по имени Прояснение психологической
помощи, передача ответственности клиенту,
гарантия анонимности Эмпатийное слушание,
невербальное присоединение. Заключение контракта на работу | |
Р А С С П Р О С П О П Р О Б Л Е М Е 20 минут |
Расскажите
поподробнее, что Вас волнует. Он давно так себя ведёт? Гипотеза:
поведение ребёнка
обусловлено особенностями
воспитания. (Предположительно,
попустительский стиль) Валентина,
постарайтесь припомнить, в связи
с чем начали возникать такие
ситуации? Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этой ситуации. Гипотеза:
постоянные выдумки,
обманы и фантазии, как
средство привлечения
внимания родителей. В чём
это проявлялось? А Ваш ребёнок был в курсе этой ситуации? Гипотеза:
постоянные выдумки,
обманы и фантазии, как
результат влияния отца. То есть
Ваш ребёнок был в курсе
того, что отец Вам говорил неправду,
я Вас правильно поняла? Сейчас
Ваш муж Вас обманывает? |
Знаете, у меня
совершенно неуправляемый ребёнок.
Шумный, хулиганит часто. И, что меня
больше всего волнует, дак это
то, что он постоянно мне врёт,
придумывает что-то. И фантазировать любит
по поводу и без… Я бы сказала, недавно.
Это началось примерно полгода назад…
Совершенно неуправляемый стал. Точно сказать
не могу. Но в то время в нашей семье
был переломный момент. Мы с мужем чуть
не развелись… Ситуация была
очень запутанная. Муж постоянно меня
обманывал. Когда он уходил
развлекаться, то говорил мне, что
на работе. Мне даже страшно подумать,
что они там с друзьями делали. Да, муж даже
его с собой таскал на свои гулянки… Да, совершенно
верно Нет, это продолжалось
только определённый период, сейчас уже
всё хорошо. Да что муж, вот ребёнок… |
История
проблемы Закрытый вопрос Директива Директива Открытый вопрос Закрытый вопрос Обратная связь Закрытый вопрос |
Гипотезы:
1. Гипотеза: поведение ребёнка обусловлено особенностями воспитания. (Предположительно, попустительский стиль)
2. Гипотеза: постоянные выдумки, обманы и фантазии, как средство привлечения внимания родителей.
3. Гипотеза:
постоянные выдумки, обманы и фантазии,
как результат влияния отца.
Стадия | Речь консультанта | Речь клиента | Примечание |
П Р О В Е Р К А Г И П О Т Е З 20 минут |
Валентина, припомните,
пожалуйста, конкретную ситуацию, когда
Ваш ребёнок что-то выдумал такое,
что Вам не понравилось и привело к ссоре. Как Вы
отреагировали на его ложь? Как Вы
думаете, что чувствовал Ваш ребёнок
при этом Как именно
повёл себя Ваш муж в этой ситуации? Валентина,
что Вы чувствовали в тот момент? Валентина,
а как Вы думаете, для чего обычно
люди, в том числе и дети, придумывают различные
истории и обманывают? В таком
случае Вы можете предположить, почему
фантазирует Ваш ребёнок? Таким образом, Вы мне сказали, что Ваш ребёнок часто обманывает Вас и фантазирует, при этом отец оказывается на его стороне. Вы считаете это недостатком воспитания правильно Вас поняла? |
Да вот, буквально
на днях. Спрашиваю, как дела в детском
садике. Он мне отвечает, что всё
отлично, что он там один из лучших
учеников. На следующее утро воспитательница
мне жалуется, говорит, совсем от рук отбился,
ничего не слушает, только в игры играет. Я ему вечером: «Почему соврал?! А он только улыбнулся и опять за своё. Ну я
скандал и устроила. Думаю,
ничего особенного. Как будто не
его и касается. Он кинулся
его защищать. Сказал, что маленький
ещё, пусть поиграет. Обиду
на мужа и ребёнка. Как сговорились
всё равно. Наверное,
чтобы избежать наказания. Но мой
дак точно ничего не боится. Он уже
точно знает, что его накажут в
любом случае, и ничего избегать не собирается,
просто врёт. Вот как
раз этого я не могу понять, наверное,
неправильно воспитываем. Да, безусловно. |
Директива
Открытый вопрос Окрытый вопрос Уточнение Открытый
вопрос Проективный вопрос Открытый
вопрос Резюме |
Подтвердилась
гипотеза: постоянные выдумки,
обманы и фантазии, как результат влияния
отца.
Стадия | Консультант | Методы |
К О Р Р Е К Ц И О Н Н О Е В О З Д Е Й С Т В И Е 40 минут |
Когнитивный
компонент
Цель: прояснить клиенту причины его эмоционального состояния Содержание: обсуждение и совместный анализ реальных чувств.
Цель: прояснить клиенту причины его ситуации с психологической точки зрения. Содержание: психолог рассказывает, что представляет из себя сензитивный период развития, как влияют родительские взаимоотношения на поведение ребенка, роль семьи в развитии воображения. Эмоциональный компонент
Цель: отреагировать эмоций, связанных с осознанием ситуации. Содержание: «Валентина,
сядьте поудобнее, расслабьтесь, расскажите,
что чувствуете сейчас…» Поведенческий компонент
Цель: обучить приёму саморегуляции в ситуации конфликта с ребенком. Содержание: постановка чувства спокойствия и терпения на якорь. 2. Коммуникации. Цель: обучить конструктивной коммуникации с ребенком-подростком. Инструкция: «Валентина,
мне хотелось бы, чтобы Вы запомнили следующие
приёмы и освоили техники (описание техник)». 3. Релаксация Цель: обучить техникам расслабления. Инструкция: «Всякий раз, когда Вам нужно будет сбросить напряжение, делайте так…(описание техник релаксации)». |
Переформулиро-вание реальности Переконструи-рование реальности клиента Осознание
чувств Позитивное
отношение к ребенку Якорь (НЛП) Конкретные
пожелания Конкретные пожелания |
Стадия | Консультант | Клиент | Метод |
П Р О Щ А Й 5 минут |
Валентина, наш
сегодняшний разговор был посвящен поведению
Вашего сына. Мы обсудили предпосылки
Вашей ситуации и возможные причины, осознали,
какие техники и приёмы в лучшем варианте
надо было бы использовать. Я думаю, они
помогу Вам найти взаимопонимание с Вашим
ребёнком.
Вы можете
повторно записаться на консультацию,
желательно, если придёте с мужем. Может, у Вас есть какие-нибудь вопросы? |
Спасибо, обязательно
предложу мужу этот вариант. Нет, вопросов
больше нет, спасибо, до свидания. |
Резюме |
Клиент: Валентина, 37 года, домохозяйка, замужем.
Характеристика: скромная, тихая женщина, любящая своего ребёнка. Мо типу темперамента скорее всего флегматик. Отношения в семье для неё намного значимее, чем карьера. Держится не всегда уверенно, иногда теряет самообладание. Тревожный человек.
Причина обращения: трудности во взаимоотношениях с сыном-дошкольником.
Прогнозируемое поведение: использование методик саморегуляции, самоконтроля, применение релаксационных техник.
Подтвердилась
одна из гипотез: проблемы с развитием
воображения у ребёнка связаны
с сильным влиянием отца.
2.2.3 Сценарий 3
Клиент: Сергей Викторович, 45 лет, работник музея, сын, 5 лет.
Цель: оказать психокоррекционную помощь клиенту по запросу.
Задачи:
Запрос: об оказании влияния на ребёнка.
Проблема: недостаточно развито воображение.
Локус жалоб: субъективный – на ребенка, объективный – развитие воображение.
Самодиагноз:
недостаточно развито воображение, ленивость
ребёнка.
Стадия | Речь консультанта | Речь клиента | Примечание |
П Р И В Е Т С Т В И Е 10 минут |
Встречает
клиента.
Здравствуйте. Проходите, пожалуйста. Ведёт клиента к месту консультации. Здесь будет проходить наша консультация. Садится первым, затем клиент. Пауза. |
День добрый! Понятно. |
Идёт на пол корпуса вперёд. Клиент знакомится
с обстановкой. |
Давайте
познакомимся. Как мне лучше Вас называть? Очень
приятно, Серпгей Викторович, а меня зовут
Мария Анатольевна. Представляет визитную карточку. Я практикующий психолог. Занимаюсь семейным консультированием. В свое время закончила ЧГУ по
специальности «Психолог- Показывает на сертификаты. Я думаю, Лариса, Вы знаете, что психологи советов не дают. Мы с Вами вместе разберём Вашу жизненную ситуацию, и я попытаюсь помочь Вам увидеть её с разных точек зрения и выработать наиболее подходящие Вам стратегии поведения в данной ситуации. Все, о чем мы будем здесь говорить, будет анонимно и не выйдет за рамки этого кабинета. Пауза. У Вас
есть какие-нибудь вопросы? Расскажите,
пожалуйста, немного о себе. Если
я Вас правильно поняла, Вы хотели
бы поговорить со мной о Ваших отношениях
с сыном? Давайте тогда начнём. |
Сергей Викторович Нет, всё
предельно ясно. Я человек
консервативный. Мне 45 лет, работаю
в музее, есть жена и маленький
ребёнок, сын, из-за которого, собственно,
я здесь. Беспокоит он меня.. Да нет,
мои отношения с сыном неплохие. Я бы хотел,
чтобы Вы мне подсказали, как мне с ним
лучше заниматься, чтобы он успешно потом
в школе учился. Давайте. |
Присоединение по имени Прояснение психологической
помощи, передача ответственности клиенту,
гарантия анонимности Эмпатийное слушание,
невербальное присоединение. Заключение контракта на работу | |
Р А С С П Р О С П О П Р О Б Л Е М Е 20 минут |
Расскажите
поподробнее, что Вас волнует. У него совсем ничего не получается? Гипотеза:
недостаточно развитое воображение Как много времени Вы проводите со своим ребёнком? Гипотеза:
недостаточно развитое
воображение в
силу невнимания родителей. Чем Вы обычно занимаетесь со своим ребёнком? Гипотеза:
недостаточно развитое
воображение в
силу непросвещённости
родителей в этом
вопросе. Сергей
Викторович, как Вы думаете, какие эмоции
при этом испытывает Ваш ребёнок? Хорошо, предположите, ему нравится этим заниматься? Гипотеза:
Возможное отсутствие
интереса ребёнка
к некоторым видам
деятельности. А как
именно Вы реагируете на его рисунки? Скажите, Сергей Викторович, Ваш малыш часто рисует в одиночестве? Гипотеза: недостаточно развитое воображение в силу нехватки общения со сверстниками. Пояснение:
для детей среднего
дошкольного возраста
очень важна соревновательная
обстановка. Правильно ли я Вас поняла, Сергей Викторович, ваш ребёнок рисует, на Ваш взгляд, несколько примитивно, хотя вы уделяете ему, как любящий отец массу времени и атмосфера в Вашем доме благоприятная. При этом чаще ребёнок рисует в одиночестве? |
Понимаете ли, Егору
скоро в школу, мы его хотим пораньше
туда отправить, чтобы времени не терять
зря, там, мне рассказывали, много различных
заданий дают творческих: нарисовать,
придумать, сказку сочинить. Мой же совсем
ничего выдумать не может, весь в мать
пошёл. С ним, наверное, что-то не в порядке… Нет, ну изредка
что-то и нарисует новое, а так
всё какое-то кружочки… Да прилично
так-то...Каждый день стараюсь .. Да много чем,
я книжки ему читаю постоянно,
журналы, смотрим телевизор про
животных, рисуем иногда. Затрудняюсь ответить. Возможно, что-то
и не нравится, хотя я не знаю, что..у
него прекрасная педагогическая атмосфера
вокруг. Но вот рисовать же он любит,
но кроме каких-то кружочком. Квадратиком
ничего изобразить не может… Да никак не
реагирую. Нарисовал, ну молодец… Конечно, для
творчества благоприятна тишина… Он
тут пытался привести мальчика из
сада, я не разрешил, зачем атмосферу
портить… Да, совершенно правильно! |
История
проблемы Абсолютизация Открытый вопрос Открытый вопрос Открытый вопрос Закрытый вопрос Уточнение Закрытый вопрос Резюме |
Информация о работе Консультирование родителей по проблемам развития воображения у дошкольников