Консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:22, шпаргалка

Описание

В психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б. Д. Карвасарского психологическое консультирование определяется как «профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемных ситуаций», где в качестве пациентов «могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затрудн

Работа состоит из  1 файл

Колесникова Г.И. Психологическое консультирование.doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)

Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. -288 с. 
 

1.СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1.1. Психологическое  консультирование: определение, отличие психологического консультирования от других видов психологической помощи.

      В психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б. Д. Карвасарского психологическое консультирование определяется как «профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемных ситуаций», где в качестве пациентов «могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора» [32, с. 413-414]. В словаре Петровского А.В., Ярошев-ского М.Г. - как один из видов оказания психологической помощи «в ситуациях преодоления различного рода психологический затруднений» [33, с. 306]. Нельсон-Джоунс рассматривает психологическое консультирование как психологический процесс, поскольку, с его точки зрения, все консультационные подходы фокусируют внимание на «изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, чтобы они могли жить более эффективно» [25, с. 14].

  7

Во втором издании словаря психолога-практика под редакцией Головина СЮ. консультированию психологическому дано определение как «форме оказания практической психологической помощи в виде советов и рекомендаций на базе предварительного изучения проблем, беспокоящих клиентов, а также изучения самих клиентов и их взаимоотношений с окружающими людьми» [37, с. 288].

  Исходя  из выше приведенных определений психологического консультирования, мы можем выделить основные его «приметы»:

■ психологическое консультирование является од 
ним из видов психологической помощи;

■ данная помощь носит практический процессу альный характер;

  • оказывается специалистом, имеющим соответствующую квалификацию;
  • для ее реализации необходимо наличие клиента;
  • присутствие в жизни клиента некого психологического дискомфорта, определяемого им или его ближайшим окружением как проблема;
  • желание клиента решить данную проблему;
  • целенаправленные действия консультанта, направленные на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения;
  • при оказании психологической помощи консультант делает акцент на имеющиеся у клиента ресурсы;
  • консультация проводится в конфиденциальной обстановке.

  Суммируя  все выше приведенные составляющие, мы можем определить психологическое консультирование как область практической психологии, цель которой заключается в оказании консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения.

  8

  Главной идеей, лежащей в основе психологического консультирования, является мысль о том, что практически любой психически здоровый человек в состоянии справиться с большинством возникающих в его жизни психологических проблем. Клиент, в силу различных причин, может не всегда осознавать истинную причину проблемы, наилучшие способы ее разрешения и именно в этом моменте ему нужна помощь специалиста.

  Таким образом, психологическое консультирование отличается от других видов психологической помощи тем, что клиенту отводится более активная роль. Если при психокоррекции и психотерапии ответственность за результат несет психолог, то при консультировании основная психокоррекционная работа проводится самим клиентом. И, следовательно, за конечный результат ответственность также лежит на клиенте. Психолог отвечает за правильность своих выводов о сути проблемы и профессиональную обоснованность рекомендаций по разрешению данной проблемы.

  Соответственно, специфика психологического консультирования будет заключаться в следующем:

  • во-первых, кратковременность личных контактов клиента со специалистом (одна - три);
  • во-вторых, эпизодичность данных контактов;
  • в-третьих, практическая завершенность каждой встречи клиента с психологом-консультантом;
  • в -четвертых, активность клиента в процессе консультирования ;
  • в-пятых, в самостоятельных действиях клиента, направленных на разрешение своей проблемы после консультации.

  В некоторых случаях психологическое консультирование может продолжаться более чем три встречи, однако это следует рассматривать как исключение. Необходимость в пролонгированном консультировании

  9

может возникнуть при определенных ситуациях. Прежде всего, клиент может обладать определенными психологическими особенностями, которые не позволят ему справиться самостоятельно на начальном этапе с разрешением проблемы. К таким особенностям мы можем отнести высокий уровень агрессивности, отсутствие рефлексии, неуверенность. Кроме того, у клиента может оказаться в результате исследования не одна, а несколько проблем. В этом случае решение каждой проблемы может потребовать определенное количество встреч.

  В зависимости от типа проблем, с которыми обращаются клиенты за психологической помощью в консультации, возможно выделить следующие виды психологического консультирования:

  • индивидуальное консультирование (проблемы личностного роста, внутренние конфликты, страхи, психологические травмы, проблемы межличностных отношений);
  • супружеское консультирование (проблемы взаимоотношений, сексуальные проблемы; состояния до или после развода);

    ■ семейное консультирование (проблемы взаимоотношений с настоящими или бывшими (в случае развода) родственниками, психолого-педагогические проблемы, проблемы взаимоотношений с детьми);

  • профконсультирование (выбор профессии, совершенствование способностей, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности, повышение работоспособности);
  • оргконсультирование (кадровая политика, имидж фирмы, повышение производительности труда, взаимоотношения с партнерами).

    10

    Исходя  из количества присутствующих клиентов выделяют следующие виды консультирования:

  • индивидуальное;
  • групповое.

     В отдельную группу можно выделить дистанционные виды консультирования:

    ■ консультирование по телефону;

    ■ переписка.

  Важно помнить, что любое деление является условным и осуществляется, как правило, для удобства изучения предмета. Поэтому  вы не встретите консультацию, принадлежащую к какому-либо одному из предложенных видов, они находятся во взаимосвязи, подобно кругам Эйлера. Например: консультирование по личностным вопросам будет одновременно индивидуальным; по вопросам психолого-педагогического характера может быть и индивидуальным, и групповым.

  11

    Наиболее  частые ситуации обращения клиентов за психологической помощью

    Ситуации
    Отношение клиента  к проблеме
Кризисная ситуация • не знают как поступить в данной ситуа 
ции

• знают как решить проблему, но ищут 
поддержки

«Хронический»     тяжелый период • не знают как поступить в данной ситуа 
ции

• знают как решить проблему, но ищут 
поддержки

• исчерпаны ресурсы для самостоятель 
ного решения проблемы

Состояние эмоционального срыва («последняя капля») •   не знают  как поступить в данной ситуации
Психологическое    одиночество • стремление к общению

• любопытство

• «бросить вывоз»

    P.S. Независимо от того, какие истинные цели преследует клиент и каким образом он себя ведет, исходя из профессиональной этики, консультант должен оказывать помощь всем нуждающимся.

  Соответственно, в процессе психологического консультирования специалист должен решить ряд задач:

  1. изучение личности клиента;
  2. изучение сути проблемы;
  3. определение ресурсов клиента для решения проблемы;
  4. определение цели (как клиент поймет, что проблема решена);
  5. определение алгоритма достижения цели;
  6. осознание клиентом причин возникновения данной проблемы;
  7. обучение клиента способам предупреждения подобных проблем в будущем;
  8. предоставление информации клиенту о его личностных особенностях, сути проблемы.

  12 

1.2. Подготовка консультанта

Консультант должен иметь законченное высшее психологическое образование и, желательно, специализацию по психологическому консультированию.

  Если  исходить из определения психологического консультирования в психотерапевтической энциклопедии под редакцией Карвасарского Б.Д. [32], то данный вид психологической помощи могут оказывать не только психологи, но другие представители помогающих профессий. В этом случае предполагается наличие высшего образования и специализации в области психологического консультирования.

  К теоретическим компонентам  профессиональной подготовки психолога-консультанта необходимо отнести: знание общих закономерностей психического развития; представление об основных теориях личности; знание типов, личности; этапы развития личности и специфику кризисных ситуаций, соответствующих каждому из данных этапов; особенности психологической поддержки на каждом из данных этапов.

  Кроме того, желательно, чтобы студент к началу самостоятельной трудовой деятельности имел определенные профессиональные навыки, которые обычно в рамках высших учебных заведений отрабатываются во время практических занятий супервизорства или во время посещения по личной инициативе будущим специалистом обучающих тренингов в дополнение к основной программе. Полезно и необходимо также прохождение «чистилища» в виде тренингов личностного роста с целью разрешения собственных психологических проблем, поскольку прежде, чем «лечить» других, необходимо излечиться самому.

Другим  словами, консультант должен обладать не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками. В результате синтеза этих двух областей он должен определиться с выбором психологического направления, в рамках которого будет в дальнейшем специализироваться. Когда мы говорим о выборе направления, то имеем в виду не отказ от техник, принадлежащим иным направлениям, но присоединение их, в качестве дополнительных, подобно как в полноводную реку впадают разнообразные речки, речушечки, ручеечки. Это необходимо постольку, поскольку, чем шире спектр техник, которыми владеет специалист, тем большему числу клиентов он сможет оказать помощь. Профессиональному развитию, безусловно, будет способствовать участие в балинтовских группах и членство в профессиональном сообществе, например, в Профессиональной Психотерапевтической Лиге (ППЛ).

  16

1.3. Личностные качества  консультанта

Безусловно, кроме того, что специалист должен быть специалистом, но, в дополнение к этому, он должен быть личностью. Еще Фрейд писал о том, что психотерапевтом, по его мнению, может быть любой образованный человек. Само слово «любой», безусловно, вызывает противоречивые ассоциации, однако в своей основной идее эта мысль интересна. И если вы сейчас на некоторое время отвлечетесь от чтения и погрузитесь в волны воспоминаний, то, может быть, вам вспомнятся некоторые моменты из своей жизни или жизни ваших близких, когда доброе слово, взгляд, а иногда просто молчаливое участие значимого человека помог- ' ли, спасли в сложной ситуации. Чем же обладал этот замечательный «значимый человек»?

  17

      Эмпатия. Определяется как «постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека» [37, с. 784]. Однако следует понимать, что мы никогда не можем полностью вчувствоваться в мир другого человека. Но то, что мы можем и должны — оставить в стороне свои мнения, взгляды, опыт и войти в мир другого человека без внесения в него своего собственного мира. Подобное безоценочное отношение, обязательное при психолого-консультативном процессе, сделало бы более приятным и полезным общение на любом уровне (личном, семейном, деловом).

  Эмоциональная теплота. Данное качество предполагает истинный интерес к другим людям. Близко к искренности, но не тождественно. Эмоциональную теплоту возможно рассматривать скорее с позиции направленности и качественности отношения к людям. Однако всегда существует риск встретить человека, который данное качество воспримет как слабость.

Информация о работе Консультирование