Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:22, шпаргалка
В психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б. Д. Карвасарского психологическое консультирование определяется как «профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемных ситуаций», где в качестве пациентов «могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затрудн
76
Сначала: предложите клиенту придумать не менее двадцати самых невероятных способов решения данной проблемы (не забудьте их записать). Далее: подумайте, насколько желательно воплощение каждого из них, какие наиболее вероятные последствия могут возникнуть. Выберете оптимальный вариант (возможно, что некоторые из придуманной «двадцатки» станут элементами плана достижения).
Стимулирующие вопросы уместно применять на протяжении всего стратегического этапа. Однако особенно они помогут во время второй процедуры, поскольку, пребывая в социокультурологически обусловленных рамках, клиенты, как правило, затрудняются в проявлении творческой активности.
Примеры стимулирующих вопросов:
Какое решение предложила бы Ваша мать (отец, тетя, прадедушка...)? Что полезного Вы нашли бы в нем?
77
Если специалист достаточно искусно применил две предшествующие техники, то алгоритм достижения возникнет естественно. Однако при его детализации необходимо тщательно прояснить, как именно понимает клиент каждый из этапов и каким образом собирается его реализовывать. Это позволит как прояснить непонятные для клиента моменты, так и инициировать возникновение новых идей. Полезно также записать данный алгоритм в двух экземплярах. Под каждым из экземпляров ставят свою подпись и психолог, и клиент. Соответственно, один остается у консультанта, другой отдается клиенту.
Для клиента это будет дополнительным стимулом для реализации плана в действие, а консультанта убережет от возможных недоразумений.
Техника «конкретизация ожидаемого результата». При помощи данной техники определяются «приметы», по которым клиент сможет определить, что проблема разрешена. Они должны быть конкретны и предельно ясны. Например, клиент каждый день ссорится с супругой. Его запрос: спокойная семейная жизнь. Если он достигнет того, что ссоры будут происходить не чаще, чем два раза в неделю, то он будет считать, что проблема решена. То есть здесь «приметой» будет являться частота ссор, а именно: два раза в неделю.
Конкретизировать ожидаемый результат можно при помощи вопросов:
Техника конкретизации результата может применяться на разных этапах консультирования.
Процедура третья: определение способов контроля за реализацией намеченного плана.
В рамках данной процедуры могут применяться те же техники, что и в рамках предшествующей, но здесь они касаются способов контроля и оценок ожидаемых результатов.
Контроль может осуществляться разными способами:
78
Техники «укрепление уверенности клиента» и «формирование готовности к достижению» взаимосвязаны. Они применяются на протяжении всего процесса консультирования. Наиболее эффективны невербальные средства и психологические поглаживания:
«Вы просто молодец...»,
«Вы такой удивительный человек...»,
«Не думаю, чтобы кто-то мог лучше справиться со столь сложной ситуацией...»,
«У Вас огромный потенциал...». Как мы подчеркивали неоднократно, четвертый этап «реализация плана клиентом» проводится клиентом самостоятельно, без присутствия и вмешательства профессионала. Это объясняется спецификой данного вида психологической помощи - любой психически здоровый человек способен самостоятельно решить свои проблемы. Консультант — проводник в горах, для заблудившегося в сумерках путника. Он поможет найти путь на вершину, но подняться на нее должен сам человек.
79
6. СОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В ПРОЦЕССЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
6.1. Специфика применения тестов в рамках психологического консультирования
Психодиагностика — в узком смысле — измерение индивидуально-психологических свойств личности на основе специальных методов. Основными методами диагностики являются тестирование и опрос, а их методическим воплощением, соответственно, тесты и опросники.
Тесты — стандартизированный метод для объективного измерения одного или нескольких аспектов целостной личности через вербальные или невербальные ответы.
Опросники — методики, материал которых состоит из вопросов, на которые клиент должен ответить, или утверждений, с которыми клиент должен выразить свое согласие или несогласие. Различают опросники открытые и закрытые, анкетные и личностные. В рамках психологического консультирования целесообразнее использовать опросники закрытого типа.
В каких случаях необходимо проводить психодиагностику в процессе психологического консультирования?
81
Прежде всего психодиагностика необходима для постановки более точного диагноза. Например, высокий уровень личностной тревожности может проявляться и в виде агрессии, и в «уходе в себя».
Что касается регулярности диагностических срезов, то их желательно в течение консультативного процесса проводить два-три раза: в начале сессии, после ее завершения и, в случае необходимости, во время контрольной встречи.
6.2. Критерии подбора тестового материала
Для того, чтобы процесс консультирования был эффективен и не превращался из вида психологической помощи в допрос с пристрастием, тестовый материал, применяемый специалистом, должен соответствовать следующим критериям:
82
Первый из этих критериев объяснятся просто: тесты должны быть просты в обработке для того, чтобы:
а) психолог
основное время консультации потратил
именно на клиента и решение его проблемы,
а не
обработку тестов;
б) специалист мог оперативно получить необходимую информацию;
в) еще в процессе консультирования клиент мог ознакомиться с результатами теста и, получив достоверные данные о себе, сделать соответствующие выводы.
Не более сложно объясняется и второй критерий: то, что непонятно, — отвергается. Цель же специалиста не в конфронтации с клиентом, а в сотрудничестве с ним.
Наиболее важные моменты, на которые необходимо обратить внимание в процессе консультирования: тревога и тревожность, астения, депрессивность, агрессивность.
Многие
психологические проблемы клиентов
возникают как результат
83
Андресу Мальро принадлежит высказывание о том, что страх сидит в каждом и чтобы выявить его, необходимо только достаточно глубоко заглянуть в подсознание. И, действительно, наш век можно назвать «веком тревоги». Экспериментально установлено, что каждый пятый ребенок рождается на свет с врожденным чувством страха и тревожности, что нередко обусловлено генетически и связано с электрической активностью правого и левого полушарий головного мозга. У детей, подверженных страху или с повышенным уровнем тревожности,«энцефалограмма показывает большую активность в правом полушарии, у детей «бесстрашных» — в левом.
Тревога определяется как эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Под страхом понимается реакция на конкретную угрозу. Соответственно, тревога представляет собой беспредметный страх и обычно связана с ожиданием неудач при взаимодействии с социумом и часто обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Функционально она не только предупреждает о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию действительности с целью определения угрожающего объекта. Тревога, как правило, проявляется как ощущение некой беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами или преувеличения их угрожающего характера.
Поведенческие
реакции тревоги могут
84
Кроме того, тревога, выступая в другой своей ипостаси, как механизм развития неврозов — тревога невротическая — формируется на основе внутренних противоречий в развитии и строении психики. Причинами могут быть: завышенный уровень притязаний; недостаточно нравственная обоснованность, мотивов, в основе которой лежат социокультурные противоречия, о которых мы говорили выше; неадекватные убеждения о существовании угрозы со стороны других людей, собственного тела или результатов собственных действий.
Тревожность понимается как готовность к страху и является состоянием целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуациях возможной опасности, обеспечивающим соответствующую реакцию на страх. Склонность индивида к переживанию тревоги является естественной и культурологически оправданной, а порог возникновения тревоги — одним из основных параметров индивидуальных различий.
Измерение порога тревожности как свойства личности важно и диагностично одновременно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Известно, что определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной, деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности (полезная тревожность). Насколько человек может адекватно оценивать свое состояние в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако устойчиво сохраняющаяся, сильная, хроническая или возникающая вновь тревожность, которая проявляется не в результате возникших в реальной жизни стрессов, обычно считается признаком эмоциональных нарушений.