Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:22, шпаргалка
В психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б. Д. Карвасарского психологическое консультирование определяется как «профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемных ситуаций», где в качестве пациентов «могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затрудн
Позиции клиента, снижающие езультативность консультационного процесса | Причины,
обуславливающие данные позиции в процессе консультирования |
1. Предъявление
выдуманной проблемы
2. Отсутствие искреннего намерения решить существующую проблему |
• Стремление привлечь
внимание
• Желание получить психологическое «поглаживание» • Вторичная выгода • Одиночество • Страх перемен |
28
Консультант - второй субъект взаимодействия. Выделяют три позиции, которые может занимать консультант в процессе сессии:
Специфика консультирования предполагает преобладание второй позиции. Однако специалист должен обладать поведенческой гибкостью и уметь менять позиции в зависимости от всей совокупности специфики ситуации (особенности клиента, стадии процесса консультирования) .
Существует три основных способа решения проблемы:
3) изменить
отношение к цели («а мне это на са
мом деле и не надо»).
В некоторых ситуациях третий способ - изменение отношения к цели - может стать переходным моментом ко второму способу решения проблемы — изменение цели.
Если для определения сущности процесса консультирования использовать метафору и представить его в виде танца, то клиент приглашает на танец, а консультант ведет. Таким образом, танец будет тем успешней, чем меньше ошибок совершит ведущий.
29
|
Некорректное поведение консультанта может проявляться следующим образом.
30
31
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
3.1. Требования к помещению и интерьеру консультационного центра
Для того, чтобы консультационный психологический центр был создан и начал функционировать, необходимо дать ответы на три вопроса: 1) зачем (или для чего), 2) на что (или на чьи финансы), 3) критерии, которым должно отвечать здание, чтобы в нем был размещен центр.
Вопрос финансов подлежит подробному рассмотрению в других дисциплинах. В данном контексте возможно отметить основной момент: центр может быть частным и, следовательно, открыт на чьи-либо личные средства, корпоративным или государственным.
Что касается критериев, которым должно отвечать здание, то среди них можно выделить два основных ориентира: месторасположение и интерьер.
Выбирая месторасположение консультации, необходимо руководствоваться следующими тремя «НЕ»:
1) нельзя
размещать консультацию рядом
или внутри с торговыми
Иначе: психологическая консультация должна располагаться:
Идеально, если психологическая консультация будет располагаться в собственном, отдельно стоящем здании, окруженном садом.
Интерьер. Классическим вариантов считает тот, при котором в распоряжении консультанта находятся две смежные комнаты — одна для консультативной беседы, вторая — для психодиагностики, ведения документации, подготовки к проведению сессий.
В
комнате, предназначенной для
Обе комнаты должны быть в светлых тонах. Их могут украшать картины, темы которых должны внушать оптимистический настрой и веру в светлое будущее. Например, уместны сюжеты о соблазнении земных девушек Зевсов, тринадцатый подвиг Геракла, Вакх и Персефона, пейзажи и натюрморты в пастельных тонах и неуместны: убиение Борисом Годуновым сына, покинутая Ариадна и прочие земные и внеземные трагикомедии.
34
Вопрос. Какие картины, по вашему мнению, будут способствовать созданию благоприятной атмосферы? Почему?
Во второй комнате, комнате-кабинете консультанта должны находиться: письменный стол, шкаф со специальной психологической литературой, компьютер с психодиагностической программой и подборкой релаксационных мелодий, сейф для хранения документации.
Все вышеперечисленные критерии относятся к желательным. Как специалист вы, вероятно, знакомы с идеей о расхождении между реальным и идеальным, так что не спешите требовать все вышеперечисленные блага, пусть даже в целях комфорта клиентов, у руководства.
Причинами для создания психологической консультации могут быть:
Цель создания консультаций - профилактика возможных психосоматических последствий посредством регулярного снятия психологического напряжения у представителей данных областей, производств, профессий и помощи в разрешении психологических проблем.
35
Новые консультации создаются в двух основных случая:
Однако во втором случае не всегда обязательно создавать новый центр, поскольку всегда есть вероятность повысить эффективность за счет перераспределения обязанностей и углубления специализации консультантов в рамках уже имеющейся организации. Перераспределение обязанностей в данном случае предполагает разделение функциональных обязанностей между специалистами-психологами по двум сферам: психодиагностика, психологическое консультирование. Углубление специализаций — распределение между консультантами сфер психологической помощи: интимно-личностная, семейная, психолого-педагогическая, деловая.
3.2. Обязанности консультанта и взаимодействие специалистов внутри психологической консультации
Обязанности консультанта — это то: 1) как, 2) во что именно, 3) в каком временном соотношении он должен вкладывать свой труд.
Труд вложенный — социально-психологический феномен, состоящий из определенного временного отрезка, в период которого субъект целенаправленно занимается деятельностью, реализующей его профессиональные и творческие возможности. Характеризуется значимым отношением к данным вложенным усилиям со стороны субъекта и его потребностью в признании.
36
Поскольку обязанности консультанта включают в себя: подготовку и проведение психологического консультирования, повышение профессиональной квалификации, взаимодействие с коллегами и представителями смежных специальностей по профессиональным вопросам, то рабочее время консультанта (РВК) можно представить в виде следующей схемы.
То, каким образом во временном отношении распределяется РВК, зависит от многих факторов: времени года (осенью и зимой клиентов всегда больше, чем весной и летом); профессиональной комнетентности консультанта, его опыта работы; количества сотрудников в консультации. Однако в качестве ориентира можно руководствоваться следующей расчасовкой: «если за единицу отсчета взять месяц при семичасовом рабочем дне и норме, составляющей 26 рабочих дней в месяц, то примерно объем рабочего времени между различными видами работ, входящими в круг обязанностей психолога-консультанта, можно распределить следующим образом:
Здесь важно выделить следующий момент: независимо от количества клиентов, времени года, стажа работы консультант должен иметь в своем распоряжении в рабочей неделе «библиотечный день» — день, который он мог бы всецело посвятить повышению профессиональной компетенции: посещению библиотеки, семинаров, тренингов, лекций, профессиональных собраний. К сожалению, не всегда руководство понимает значимость данного момента.