Консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:22, шпаргалка

Описание

В психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б. Д. Карвасарского психологическое консультирование определяется как «профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемных ситуаций», где в качестве пациентов «могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затрудн

Работа состоит из  1 файл

Колесникова Г.И. Психологическое консультирование.doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)
  Позиции клиента, снижающие езультативность консультационного процесса Причины,

обуславливающие данные

позиции в процессе

консультирования

1. Предъявление выдуманной проблемы

2. Отсутствие искреннего намерения решить существующую проблему

• Стремление привлечь внимание

• Желание получить психологическое «поглаживание»

• Вторичная выгода

• Одиночество

• Страх перемен

28

  Консультант - второй субъект взаимодействия. Выделяют три позиции, которые может занимать консультант в процессе сессии:

  1. позиция «сверху» - авторитарная;
  2. позиция «снизу» — либеральная;
  3. и позиция «на равных» - демократическая, или партнерская.

  Специфика консультирования предполагает преобладание второй позиции. Однако специалист должен обладать поведенческой гибкостью  и уметь менять позиции в зависимости  от всей совокупности специфики ситуации (особенности клиента, стадии процесса консультирования) .

  Существует  три основных способа решения проблемы:

  1. дать клиенту то, что он хочет (найти способ достижения цели);
  2. изменить цель (в процессе консультирования клиент приходит к осознанию того, что истинное его желание заключалось в ином («а я хочу другого»);

    3) изменить отношение к цели («а мне это на са 
    мом деле и не надо»).

  В некоторых ситуациях третий способ - изменение отношения к цели - может стать переходным моментом ко второму способу решения проблемы — изменение цели.

  Если  для определения сущности процесса консультирования использовать метафору и представить его в виде танца, то клиент приглашает на танец, а консультант ведет. Таким образом, танец будет тем успешней, чем меньше ошибок совершит ведущий.

  29

Ошибки  консультанта в процессе Возможные причины
    консультирования
    данных ошибок
1. Неправильный вывод о причинах и •   низкий уровень
механизмах  развития проблемы профессиональной
клиента компетенции
2. Непонимание специфики структуры •   ошибочные
личности  клиента и/ или его психодиагностические
ресурсов данные (клиент что-
3. Алгоритм разрешения проблемы не либо скрывает или
учитывает личностные особенности психодиагностические
клиента и/или специфику его средства выбраны
жизненного  уклада неверно)
4. Некорректное поведение •   контрперенос
консультанта  в процессе  
консультирования  

  Некорректное  поведение консультанта может проявляться  следующим образом.

  1. Морализирование. Консультант «сходит» с партнерской позиции и предстает перед клиентом в роли «всеведающего гуру», дарующего просветление «заблудшей овце». При этом консультант забывает о том, что «главное для него - объективно выслушать рассказ клиента, помочь ему «исповедаться» и «провентилировать» все стороны своей проблемы. Второе -помочь разобраться в формирующих факторах его личности, которые породили обсуждаемую проблему, и третье — выявить те связи, которые позволят клиенту по-новому взглянуть на себя и понимание которых поможет ему справиться со своими затруднениями» [24, с. 90].

      30

  1. Контрперенос также может быть отнесен к разновидности некорректного поведения, поскольку «не видя» клиента консультант тем самым .«обезличивает» его. В первой главе говорилось о важности «излечения» специалиста перед тем, как он начнет «лечить» других. Однако жизнь является непрекращающимся процессом, и, следовательно, «излечение» никогда не бывает полным и окончательным. Поэтому важно, чтобы консультант регулярно проходил групповую и /или индивидуальную психотерапии с целью предотвращения подобных ситуаций в своей практике. Если же это произошло, и специалист осознал это, то вполне профессионально отказаться от консультирования, предложив клиенту обратиться к другому специалисту. Истинную причину клиент, безусловно, знать не должен, но специалист всегда может найти для него благовидный предлог: напряженный график, срочная командировка, проблема клиента вне компетенции консультанта.
  2. Самолюбование. Проявляется в игнорировании исповеди клиента и его мнения по поводу причин возникновения проблемы и способов ее разрешения. «Желание быть «святее всех» не что иное, как выражение комплекса превосходства - оборотной стороны комплекса неполноценности» [24, с. 109].
  3. Демонстрация негативных реакций. Кроме того, что подобное поведение является нарушением профессиональной этики — это еще и проявление отсутствия элементарной воспитанности.

31 

      2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

3.1. Требования к помещению  и интерьеру консультационного  центра

Для того, чтобы консультационный психологический центр был создан и начал функционировать, необходимо дать ответы на три вопроса: 1) зачем (или для чего), 2) на что (или на чьи финансы), 3) критерии, которым должно отвечать здание, чтобы в нем был размещен центр.

  Вопрос  финансов подлежит подробному рассмотрению в других дисциплинах. В данном контексте возможно отметить основной момент: центр может быть частным и, следовательно, открыт на чьи-либо личные средства, корпоративным или государственным.

  Что касается критериев, которым должно отвечать здание, то среди них можно  выделить два основных ориентира: месторасположение и интерьер.

  Выбирая месторасположение консультации, необходимо руководствоваться следующими тремя «НЕ»:

    1) нельзя  размещать консультацию рядом  или внутри с торговыми организациями;•    33

  1. нельзя, чтобы рядом находилась проезжая часть или какие-либо шумопроизводящие объекты;
  2. нельзя, чтобы рядом находились организации, которые могут вызвать у клиентов неприятные ассоциации (например, милиция, медвытрезвитель, морг).

  Иначе: психологическая консультация должна располагаться:

  1. в тихом месте;
  2. в месте с удобной транспортной схемой;
  3. ее расположение и внешний вид должны вызывать приятные ассоциации у клиентов.

  Идеально, если психологическая консультация будет располагаться в собственном, отдельно стоящем здании, окруженном садом.

  Интерьер. Классическим вариантов считает тот, при котором в распоряжении консультанта находятся две смежные комнаты — одна для консультативной беседы, вторая — для психодиагностики, ведения документации, подготовки к проведению сессий.

  В комнате, предназначенной для консультаций, должны находиться кресла, журнальный стол, шкаф с популяризированной психологической литературой, которую, в случае необходимости, можно предложить клиенту для домашнего чтения.

  Обе комнаты должны быть в светлых  тонах. Их могут украшать картины, темы которых должны внушать оптимистический настрой и веру в светлое будущее. Например, уместны сюжеты о соблазнении земных девушек Зевсов, тринадцатый подвиг Геракла, Вакх и Персефона, пейзажи и натюрморты в пастельных тонах и неуместны: убиение Борисом Годуновым сына, покинутая Ариадна и прочие земные и внеземные трагикомедии.

  34

  Вопрос. Какие картины, по вашему мнению, будут способствовать созданию благоприятной атмосферы? Почему?

  Во второй комнате, комнате-кабинете консультанта должны находиться: письменный стол, шкаф со специальной психологической литературой, компьютер с психодиагностической программой и подборкой релаксационных мелодий, сейф для хранения документации.

  Все вышеперечисленные критерии относятся к желательным. Как специалист вы, вероятно, знакомы с идеей о расхождении между реальным и идеальным, так что не спешите требовать все вышеперечисленные блага, пусть даже в целях комфорта клиентов, у руководства.

  Причинами для создания психологической консультации могут быть:

  1. общая нестабильность в государстве (политическая, экономическая), что неизбежно ведет к снижению уровня жизни у основной массы населения (снижение рабочих мест, увольнения, задержка выплат заработной платы):
  2. хроническая или периодическая стрессовая напряженность в какой-либо отдельно взятой области (приграничные зоны) или производственной отрасли (квартальные авралы на заводах);
  3. высокий психогенный фактор, как одна из составляющих профессиональной специфики (педагоги, врачи, психологи).

Цель  создания консультаций - профилактика возможных психосоматических последствий посредством регулярного снятия психологического напряжения у представителей данных областей, производств, профессий и помощи в разрешении психологических проблем.

35

  Новые консультации создаются в двух основных случая:

  1. когда причины, указывающие на необходимость оказания консультативной психологической помощи, есть, а психологических консультаций — нет;
  2. когда психологические консультации есть, но количество клиентов превышает их возможности.

  Однако  во втором случае не всегда обязательно  создавать новый центр, поскольку всегда есть вероятность повысить эффективность за счет перераспределения обязанностей и углубления специализации консультантов в рамках уже имеющейся организации. Перераспределение обязанностей в данном случае предполагает разделение функциональных обязанностей между специалистами-психологами по двум сферам: психодиагностика, психологическое консультирование. Углубление специализаций — распределение между консультантами сфер психологической помощи: интимно-личностная, семейная, психолого-педагогическая, деловая.

  3.2. Обязанности консультанта  и взаимодействие  специалистов внутри  психологической консультации

  Обязанности консультанта — это то: 1) как, 2) во что именно, 3) в каком временном соотношении он должен вкладывать свой труд.

  Труд  вложенный — социально-психологический феномен, состоящий из определенного временного отрезка, в период которого субъект целенаправленно занимается деятельностью, реализующей его профессиональные и творческие возможности. Характеризуется значимым отношением к данным вложенным усилиям со стороны субъекта и его потребностью в признании.

  36

  Поскольку обязанности консультанта включают в себя: подготовку и проведение психологического консультирования, повышение профессиональной квалификации, взаимодействие с коллегами и представителями смежных специальностей по профессиональным вопросам, то рабочее время консультанта (РВК) можно представить в виде следующей схемы.

  То, каким образом во временном отношении  распределяется РВК, зависит от многих факторов: времени года (осенью и зимой клиентов всегда больше, чем весной и летом); профессиональной комнетентности консультанта, его опыта работы; количества сотрудников в консультации. Однако в качестве ориентира можно руководствоваться следующей расчасовкой: «если за единицу отсчета взять месяц при семичасовом рабочем дне и норме, составляющей 26 рабочих дней в месяц, то примерно объем рабочего времени между различными видами работ, входящими в круг обязанностей психолога-консультанта, можно распределить следующим образом:

  • подготовка к проведению психологического консультирования - 18 ч или 10%;
  • работа с клиентами — 90 ч или 50%;
  • обработка и анализ результатов консультирования - 26 ч или 15%;
  • обработка и анализ результатов консультирования — 26 ч или 15%;
  • оформление документации — 14 ч или 5%;
  • повышение профессиональной квалификации -34 ч или 20% [22, с. 63-64].

  Здесь важно выделить следующий момент: независимо от количества клиентов, времени года, стажа работы консультант должен иметь в своем распоряжении в рабочей неделе «библиотечный день» — день, который он мог бы всецело посвятить повышению профессиональной компетенции: посещению библиотеки, семинаров, тренингов, лекций, профессиональных собраний. К сожалению, не всегда руководство понимает значимость данного момента.

Информация о работе Консультирование