Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:22, шпаргалка
В психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б. Д. Карвасарского психологическое консультирование определяется как «профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемных ситуаций», где в качестве пациентов «могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затрудн
Одна из задач социальной работы — реальная помощь человеку в решении проблем, возникающих в результате неблагоприятного стечения объективных обстоятельств, например, временная утрата трудоспособности. Данная помощь будет более эффективной, если социальный работник сконцентрирует свои усилия на выявлении резервов развития у подопечного, создающих необходимую для осуществления его жизни перспективу.
Например. Человеку трудно выходить из дома, но он может вполне справляться с домашней работой. Если помощь социального работника в данном случае ограничивается покупкой продуктов, то это разумно, однако, если он, руководствуясь состраданием, берет на себя обязанность помогать клиенту по дому, то он скорее навредит ему. Поскольку, с одной стороны, это может привести или к паразитированию со стороны клиента или к снижению его самооценки, утрате интереса к жизни, с другой, через некоторое время произойдет угасание функций, и он действительно не сможет выполнять эту работу, что будет способствать ограничению круга его жизнедеятельности. Соответственно, консультант может сориентировать социального работника в задачах и резервах психического развития конкретного человека.
С представителями правоохранительных органов
психолог
соприкасается через
Целью психологического исследования в данной сфере является изучение процессов, свойств, состояний, механизмов психической деятельности конкретного человека (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля) для установления истины по уголовному делу. Таким образом, и следователя, и адвоката будут интересовать:
■ логика событий, основанная на вероятностной мо-деле поведения данного человека.
48
Однако угол зрения будет различаться. Следователя, занятого поиском ответа на вопрос: «Что?», будет интересовать объективная достоверность событий. Адвоката — субъективная обоснованность и ответ на вопрос: «Почему?». Следовательно, задача консультанта заключается в воссоздании субъективной логики поведения человека в исследуемых объективных обстоятельствах.
Перед данным исследованием консультанту должны быть четко сформулированы вопросы, которые не должны выходить за рамки его профессиональной компетенции, в частности, носить правовой характер или касаться достоверности показаний испытуемого. Также недопустима подмена психологических понятий (эмоциональное состояние, состояние аффекта) правовыми.
Пример.
Подследственной было совершено убийство
отца. Задача психолога заключалась в
определении состояния подследственной
во время совершения преступления. «Проведенный
анализ показал, что в момент деликта подэкспертная
находилась в состоянии высокого нервно-психического"
напряжения, однако ограничения восприятия,
нарушения контроля над ситуацией у нее
не наблюдалось. Она утверждала: «Почувствовала,
как вошел нож, ощущение неприятное». Не
наблюдалось также стереотипности действий,
нарушений их произвольности. Подэкспертная
сама вынула нож из тела отца, услышала,
что плачет ребенок, пошла в комнату, чтобы
успокоить его, после этого посоветовала
матери вызвать «скорую» и милицию, вымыла
нож и положила его на место. В постаффективной
стадии глубокой психической астении
не наблюдалось. Подэкспертная ушла к
соседке ждать приезда милиции, покурила
с ней, затем, услышав, что плачет ребенок,
вернулась домой. Эксперты пришли к выводу,
что эмоциональные реакции подэкспертной
не достигли глубины физиологического
аффекта. Однако сами действия Б. отличались
внезапностью и импульсивностью. В постаффективной
стадии наблюдалось отсутствие интеллектуальной
и физической истощенности. На особенности
поведения Б. в исследуемой ситуации повлияло
имеющееся у нее высокое аффективное напряжение
в связи с хронической конфликтной ситуацией
в семье, а также низкий уровень ее психической
адаптации вследствие общей эмоциональной
неустойчивости, которая в последние месяцы
усугубилась беременностью. Высокая нервно-психическая
напряженность (фрустрация) способствовала
дезорганизации поведения подэкспертной
в исследуемой ситуации, существенно ограничивала
свободу воли» [9, с. 554-556].
4.1. Специфика подготовки консультанта к проведению сессии
Одной из особенностей данного вида психологической помощи является то, что консультант имеет возможность заранее подготовиться к встрече с клиентом. Подготовка к встрече с клиентом состоит из ряда этапов.
1. Составление предварительного представления о клиенте и его проблеме.
Данные сведения консультанту необходимы для того, чтобы реализовать следующие этапы подготовки к консультации. Получить их он может из таких источников, как:
52
Регистрационный журнал
Примерная структура регистрационного журнала
Дата | Ф.И.О. клиента | Образование (выс/среднее) (гум/технич). | Проблема (как ее определяет сам клиент) | Время ПК | Ф.И.О. психолога | Дополнит, сведения |
13.3.4 | Сидоров В.П. | Высшее техническое | развод | 13.00 | Петров Н.Н. | Голос слабый, слегка заикается |
На усмотрение консультанта в регистрационный журнал могут быть внесены такие графы, как порядковый номер записи, что впоследствии облегчит составление отчетной документации в вышестоящие организации, и «регулярность обращения за психологической помощью». Последняя из названных граф будет иметь двойное значение: поможет найти учетную карточку клиента, если он повторно обращается за консультацией, и понять, способен и желает ли данный клиент каких-либо реальных изменений в своей жизни (если он регулярно посещает разнообразные психологические службы, искренность его намерения представляется маловероятной).
Особое внимание рекомендуется обратить на последнюю графу «дополнительные сведения». Данная графа предназначена для записи реальных характеристик клиента, а не интерпретаций или оценочных суждений лица, осуществляющего предварительную запись. Например: «одежда грязная, волосы взлохмачены» -это объектное описание. «Неопрятный вид» — и интерпретация, и оценочное суждение, поскольку, с одной стороны, не понятно, в чем конкретно проявляется неопрятность, с другой, что именно подразумевается под данным понятием и, с третьей, несет эмоционально-субъективное отношение лица, давшего подобную характеристику.
53
В индивидуальной карточке клиента разумно предусмотреть следующие графы:
В графе «примечания» записывается важная, с точки зрения консультанта, информация. Это может быть характеристика психологического состояние клиента «до» и «после» проведения сессии, степень принятия выработанного алгоритма по разрешению проблемы, выполнение данных рекомендаций? ~
Оформлять учетную карточку клиента можно и в виде таблицы и в виде обычных построчных записей.
Пример. «Сидоров Петр Игнатьевич, мужчина, 1956 года рождения. Первое обращение в консультацию 13.03.2003. Образование высшее техническое. В настоящее время работает заместителем директора строительной фирмы.
54
Проблема в интерпретации клиента: «женас жиру бесится, требует развод, надо бы ее успокоить, да как, не знаю». Заключение консультанта: «Нарушение структуры взаимодействия, выражающееся в «битве» за иерархию. Рекомендовано: супружеское консультирование. Назначена дата консультирования. Клиенты на консультацию не явились».
Если рассматривать в процентном соотношении, то при подготовке к консультации, так же, как и при ее проведении, основная часть времени специалиста должна быть посвящена сбору информации.
55
4.2. Этапы психологического консультирования
Исследователи в области психологического консультирования, как правило, представляют консультативный процесс в виде упорядоченно сменяющих друг друга этапов.
Ю.Е. Алешина [4] выделяет четыре этапа консультирования:
В.Ю. Кеновщиков (Введение в психологическое консультирование. М., 2000.) соотносит этапы консультирования со стадиями основного метода психологического консультирования — интервью.
Интервью — от английского interview — беседа, встреча. Данный термин многозначен. Значение, в котором он применяется в психологической практике, — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Стадии интервью:
Р. Мей [24] не дает четкого деления процесса консультирования на этапы. В его работе «Искусство психологического консультирования» оно дано достаточно условно и осмысливается как «шаги»:
56
Немое Р.С. [26] предлагает следующую периодизацию.