Контрольная работа по "Педагогическая психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 16:07, контрольная работа

Описание

Цели:
Самоанализ
Изучение методик психоанализа
Описать свои цели на будущее
Задачи
Провести самоанализ с помощью опросника

Работа состоит из  1 файл

Педагогическая психология.doc

— 343.50 Кб (Скачать документ)



Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные баллы (децили)

 

 

Прагматик –  децили 5

Рефлексирующий  – децили 3

Теоретик - децили 2

Деятель - децили 7

 

 

 

 

 

Профиль стилей деятельности

 


 

 

 

 

 

ОПИСАНИЕ  СТИЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Деятель – импульсивный, нацеленный на поиск ощущений экстраверт.

Деятели быстро и полностью включаются в любую  деятельность («легки на подъем»). Они  открыты, доброжелательны и полны  энтузиазма. Любят пробовать все  «здесь и сейчас» своими руками и  охотно участвуют в экспериментах. Часто им проще что-либо сделать, чем просчитывать последствия. Их дни заполнены действиями, и, освоив что-нибудь, они сразу же переходят к следующему, так как все уже испробованное им быстро надоедает. Умеют общаться, легко взаимодействуют с другими людьми.  Деятели обучаются через конкретную деятельность методом проб и ошибок. Учащиеся-Деятели нетерпеливы и желают все сделать сами, не ожидая указаний. Это подталкивает их к спонтанным ответам и ведет к быстрому переключению на что-нибудь новое. Медленная, методическая работа быстро им надоедает, и они часто выходят в лидеры, чтобы двигаться вперед. Их лозунг: «Я хочу сделать это».

    Рефлексирующий – осторожный, методологичный интроверт.

Рефлексирующие  живут по принципу «ожидай и смотри». Обычно стремятся держаться в  стороне от активности, чтобы иметь возможность тщательно обдумать ситуацию и рассмотреть ее с разных точек зрения. Для своих размышлений они используют данные, которые собирают самостоятельно и получают от других людей. Скрупулезный подбор и анализ опытных данных имеет для них основное значение, поэтому они часто откладывают принятие окончательного решения до последнего момента. Прежде чем начать действовать они предпочитают рассмотреть все нюансы и подтексты. Учащиеся-Рефлексирующие не дают первый ответ, который приходит в голову, они ищут больше информации и пытаются размышлять. Рефлексирующие часто не понимают, что нужно делать, и поэтому советуются другими людьми, пытаясь узнать их мнение. Их лозунг: «Я хочу подумать об этом».

    Теоретик – объективный, рациональный интеллигент.

Теоретики на основе наблюдений и рефлексии (анализа) опыта  формируют (синтезируют) порой весьма сложные, но корректные, с точки зрения логики, теории. Они стараются все  разрозненные факты и наблюдения классифицировать и вписать в  рациональную схему. Сильны в области построения фундаментальных предположений, теорий, моделей и системного мышления. Теоретики обучаются через абстрактную концептуализацию, они пытаются сформировать всеохватывающую логическую систему. В решении проблем они продвигаются шаг за шагом, выдвигая предположения и создавая правила из частных случаев. Конкретные примеры они воспринимают как слишком ограниченные для понимания целого. Их усилия направлены на получение целостной картины явления, ситуации. При этом они пытаются отделить чувства и личные мнения, часто небрежно относясь к чувствам других людей. Их лозунг: «Я хочу понять это».

 

                                          

   Прагматик – практичный, целесообразный реалист.

Прагматики  ищут возможности практического применения идей, теорий и методов. Быстро и уверенно работают над идеями, которые их привлекли. Им нравится, когда им показывают как что-то нужно делать, и они сразу пытаются использовать новые знания на практике. Не терпят долгих размышлений и бесконечных дискуссий, проявляют себя как практичные люди, которые любят принимать конкретные решения. Важным для них является поиск наиболее эффективного пути осуществления того, что они узнали. Прагматики энергичны, нетерпеливы и выбирают наиболее короткие пути решения проблем. Новые проблемы они рассматривают как новые возможности для движения вперед. Их лозунг: «Я хочу найти наилучший путь».

Задание № 3

Профессиональные цели:

-получить высшее  образовании

-начать  применять свои  профессиональные навыки

-открыть свое дело

-подниматься по карьерной  лестнице 

Что могу сделать только я? Что я могу сделать завтра из того, что не смогу сегодня? К кому придется обратиться за помощью?

Для достижения своих целей, я должна в первую очередь работать, чтобы оплатить учебу. Первое мое образование это  средне – специальное по профессии Фельдшер. В данное время  работаю на двух работах, конечно, возникает много трудностей, но я хочу получить высшее образование. Чтобы достичь второй  цели, я должна  буду найти начальный вариант, работы, я думаю, что начну со школы. А дальше я буду достигать третьей цели, чтобы реализовать ее, мне будет нужен начальный капитал, и здесь мне уже придется обратиться к своим близким. Я не очень люблю обращаться, с какими либо просьбами к своим родным, так как привыкла достигать все сама. Конечно, они поддерживают меня в моих начинаниях, но начала я должна пройти самостоятельно. И если у них будет возможность, они всегда пойдут мне навстречу, а если нет, то проблемы мы будем решать по мере их возрастания. В будущем я смогу уже строить дальнейшие планы, сейчас я их строить не могу только по одной причине, мне нужен диплом о высшем образовании, когда он будет у меня на руках, тогда я смогу реализовывать свои цели.

Главной задачей в своей  жизни я считаю помогать людям. Для этого я хочу в дальнейшем открыть свой медицинский центр. Так как первое мое образование медицинское, я хочу объединить, эти  две профессии в одном месте. Для начала это будет центр, где будут, помогать людям как морально, так и физически. Центр этот будет семейный, мы будем обслуживать как взрослых, так и детей, и пожилых людей. Будет установлен кабинет психологической помощи, как индивидуальный, так и семейный. С детьми будут проводить различные развивающие игры. Так же с ним будет работать психолог по разным программам,  чтобы выявить психологические проблемы с детства. Для взрослых и пожилых людей  будет представлен разные тренинги(рассчитанные как на большие группы, так и на малые), и индивидуальных программы. Где с каждым будут проводиться психоанализ самого себя. С медицинской стороны там будет множества кабинетов, чтобы так же помогать людям, так как в настоящее время, не все больницы нашего города могут это сделать.

Я понимаю, через что мне  предстоит пройти, чтобы достичь  этой цели. Но я должна и могу это сделать. Рядом со мной те люди которые меня поддерживают и понимают, а это самое главное, с такой поддержкой я смогу многое.

Задание №4

Обучаемость — способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий , новых форм деятельности ). Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания , мышления и речи), и познавательной активности субъекта, по разному проявляются в разных деятельностях и в разных учебных предметах. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование на определенных, сензитивных этапах развития, в частности при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, метакогнитивных навыков, к которым относится управление познавательными процессами (планирование и самоконтроль, проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной).

Обучаемость тесно связана с умственным развитием, однако эти понятия не тождественны. Высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться относительно более низкая обучаемость, которая компенсируется большой трудоспособностью. Уровень умственного развития повышается с возрастом, в то время как обучаемость может сохраняться относительно постоянной на протяжении длительного периода, а в каких-то случаях, что особенно ярко проявляется при овладении речью, в более ранние возрастные периоды она может быть даже более высокой. Для определения уровня обучаемости имеет значение не столько результативная сторона (что характерно для умственного развития), сколько самый процесс формирования знаний и приемов- степень легкости и быстроты приобретения знаний, организации их в системы, овладения приемами умственной деятельности. Не случайно поэтому для выявления обучаемости необходим обучающий эксперимент, вскрывающий потенциальные возможности развития ученика, а не наличное его состояние.

ОБУЧЕННОСТЬ - система  знаний, умений и навыков, соответствующая  ожидаемому результату обучения. Основные параметры обучаемости определяются образовательными стандартами.                                                        В сфере обучения присутствует та или иная восприимчивость, чувствительность к усвоению знаний, способность к дальнейшему обучению, восприимчивость к обучающим воздействиям извне. Это явление принято называть обучаемостью. Обучаемость в широком смысле слова - способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни облученности. В этом случае она выступает как проявление общих способностей учащегося, отражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности. Выражая общие способности, обучаемость выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий. Обучаемость характеризуется индивидуальными показателями скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. 
Есть разные оттенки в понимании обучаемости. "Дети с одинаковым уровнем умственного развития под руководством педагога способны к обучению в совершенно различных размерах -один ребенок 8 лет способен с помощью решать задачу для 12-летнего, а другой - 9-летнего". (Выготский). 
Обучаемость не тождественна обученности. Способность к обучению не совпадает и с развитостью ребенка, соответственно в диагностике должна быть выделена особо. 
"Хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу. Развитие ребенка никогда не следует как тень за отбрасывающим его предметом, за школьным обучением. Поэтому тесты школьных достижений никогда не отражают реального хода детского развития" (Выготский Л.С.) 
Важной характеристикой обученности служат качества, определяющие возможности общения, и соответствующие проявления личности. 
Обучаемость формируется с раннего детства. Особенно важное значение имеет формирование возможностей к обучению на сенситивных периодах обучения человека - при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, от школьного обучения к специальному обучению, предполагающему овладение различными видами профессиональной деятельности. 
В психологии рассматриваются разные виды обучаемости. Обычно различаются: а) обучаемость общая - способность усвоения любого материала; б) обучаемость специальная - способность усвоения отдельных видов материала: различных сфер науки, искусства, направлений практической деятельности. Первая - показатель общей, вторая специальной одаренности индивида. 
В основе обучаемости лежат уровень развития познавательных процессов субъекта - восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи; 
уровень развития его сфер - мотивационно-волевой и эмоциональной; 
развитие производных от них компонентов учебной деятельности - уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.

Роль обучаемости в учебной  деятельности студента.

Учащиеся заметно отличаются друг от друга по тому, насколько  легко, прочно и глубоко овладевают новыми знаниями. Эту общую способность к овладению знаниями Б.Г.Ананьев характеризует как восприимчивость к усвоению знаний и обозначает ее термином обучаемость. Н.А.Мечинская указывает, что этим термином обозначается восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности.

Обучаемость, т.е. восприимчивость  к усвоению знаний в процессе учебной  деятельности, — индивидуальное, относительно устойчивое свойство личности. Это  понятие по своему содержанию более  узкое, чем понятие способность. Способность включает в себя как один из существенных компонентов высокую обучаемость соответствующему виду деятельности. Обучаемость тесно связана с умственным развитием, однако эти понятия не тождественны. Умственное развитие — это совокупность изменений качественного и количественного характера, происходящих в умственной деятельности в связи с изменением возраста и обогащением опыта человека. Естественно, что высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному разр.итию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться относительно более низкая обучаемость, которая компенсируется большой усидчивостью.

Какую роль играет обучаемость личности в процессе овладения  специальностью «Психолого образования» и в ходе профессиональной деятельности?

Личностно-деятельностный подход – методологическая концепция отечественной психологии, рассматривающая психологию как науку о порождении и функционировании психики в процессе деятель-ностного взаимодействия индивидов со средой.

Основной  постулат этой концепции: психика формируется и проявляется в деятельности. На этом постулате основаны все другие принципы психологии: развития, историзма, активности, предметности, интериоризации-экстериоризации, единства строения внешней и внутренней деятельности, системного анализа психики, зависимости психического отражения от места объекта в структуре деятельности.

На основе этой концепции разработаны теория ведущей деятельности в психическом  развитии индивида, теория структурной  организации деятельности: деятельность – действие – операция, сдвиг мотива на цель, сдвиг условий деятельности на цель, средства и условия деятельности, психология и психофизиология регуляции деятельности; сформированы концептуально-психологические понятия значения и смысла действий, иерархия мотивов личности. Концепция деятельностного подхода широко и плодотворно используется во всех прикладных отраслях отечественной психологии (медицинской, педагогической, инженерной, юридической и др.).

По своему определению термин «подход к  обучению» многозначен. Это: а) мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания; б) глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и прежде всего самих субъектов педагогического взаимодействия: учителя (преподавателя) и ученика (студента). Подход как категория шире понятия «стратегия обучения» – он включает ее в себя, определяя методы, формы, приемы обучения.

Основы личностно-деятельностного  подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. Личностный подход, по К.К. Платонову, это принцип личностной обусловленности всех психических явлений человека, его деятельности, его индивидуально-психологических особенностей.

Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся – его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик, студент как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, учитель (преподаватель) определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Соответственно, цель каждого урока, занятия при реализации личностно-деятельностного подхода формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом. Например, цель занятия может быть поставлена так: «Сегодня каждый из вас научится решать определенный класс задач». Такая формулировка означает, что обучающийся должен отрефлексировать наличный, исходный, актуальный уровень знания и затем оценить свои успехи, свой личностный рост.

Задание №5      

Учебная деятельность – это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться. Учебная деятельность может быть осуществлена только путем соответствующего выполнения деятельности учителя и деятельности ученика.

"Учебная  деятельность" (УД) - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике  
          1. Иногда УД рассматривается как синоним научения, учения, обучения. 
          2. В "классической" советской психологии и педагогике УД определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий. 
          3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогическая психология"