Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 16:07, контрольная работа
Цели:
Самоанализ
Изучение методик психоанализа
Описать свои цели на будущее
Задачи
Провести самоанализ с помощью опросника
› формируются ли в ходе урока рефлексивные компоненты мыслительной деятельности?
› в какой мере у студентов формируются общие приемы мыслительной деятельности?
› обучаются ли студенты в ходе урока приемам логической, смысловой обработки учебного материала?
› учатся ли студенты оценивать и анализировать работу своих товарищей, свою мыслительную деятельность?
› какие критерии понимания использует преподаватель для того, чтобы установить, как понят материал?
› используется ли на занятии коллективная мыслительная деятельность?
› в какой мере формируются элементы творческого мышления?
› учитываются ли различия студентов по основным качествам их интеллектуальной сферы (сообразительность, гибкость, самостоятельность, осознанность и др.)?
Подобные рекомендации ориентируют преподавателя на осмысление своих действий и действий студентов, обусловливают взаимодействие преподавателя со студентами и становятся показателем того, насколько целенаправленной является деятельность преподавателя.
Дидактические основы формирования учебной деятельности. Учебную деятельность можно рассматривать как одну из сторон практической деятельности. Она не существует вне практической деятельности, развиваясь только в ее процессе. Овладев учебной деятельностью, человек успешно овладевает и практической деятельностью, следовательно, учебная деятельность имеет для него самостоятельное значение. Наряду с дидактическими условиями исследователи выделяют следующие дидактические основы формирования учебной деятельности.
1. Принцип целостности означает, что учебная деятельности должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить единство учебно-познавательных мотивов, целей, учебных действий, результатов.
2. Приоритет самостоятельного обучения. Под этим понимается самостоятельное осуществление обучающимися своего обучения (но не проведение самостоятельной работы как вида учебной деятельности). Организация учебной деятельности в соответствии с этим принципом осуществляется как построение трудовой модели с опорой на жизненный опыт обучающегося.
3. Принцип элективности обучения означает предоставление обучающемуся свободы определения целей, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения.
4. Принцип единства деятельности предполагает обеспечение единства предметной и учебной деятельности. В соответствии с данным принципом следует так структурировать процесс преподавания, чтобы он соответствовал структуре учебной деятельности учащихся.
5. Принцип рефлексии означает, что и преподаватель, и учащиеся должны отдавать себе отчет в своих действиях, т. е. осмысливать все составляющие процесса обучения, а также свои действия по его организации. Рефлексивные процессы у учащихся будут развиваться значительно эффективнее, если преподаватель будет обучать их самоанализу деятельности.
Всеми компонентами учебной деятельности студент может овладеть только с помощью преподавателя. Решение проблемы формирования учебной деятельности студентов будет успешным, если преподавателю удастся развить у студентов такие качества, которые характеризуют индивидуальность и личность человека: организованность, ответственность, целенаправленность, самостоятельность, инициативность и др.
На первом этапе, соответствующем начальному образованию,
возникают и формируются основные компоненты
структуры УД (у дошкольников имеются только их предпосылки).
В младшем школьном возрасте УД является
главной и ведущей среди других видов
деятельности. Систематическое осуществление
младшими школьниками УД способствует
возникновению и развитию у них основных
психологических новообразований данного
возраста.
Уже в 1-м классе в содержание УД необходимо
вводить элементарные теоретические знания
- понятия числа и слова, отсутствовавшие
в опыте дошкольной жизни детей, а также
понятие композиции, важное для последующего
овладения детьми основами изобразительного
искусства. Усвоение этих и других понятий
в процессе коллективного решения учебных
задач способствует вхождению детей в
систему учебных действий, позволяет им
осваивать способы и нормы участия в спорах
и дискуссиях, проявлять инициативность
в приглашении к учебному диалогу сверстников
и учителя. На протяжении всего начального
образования в условиях полноценной и
развёрнутой УД она остаётся коллективно
распределённой, но при этом у большинства
младших школьников складываются умения по собственной инициативе ставить различные
содержательные вопросы сверстникам и
учителям, умения не только участвовать
в дискуссиях, но и быть их инициаторами
и даже организаторами. У детей появляются
устойчивые и обобщённые учебно-познавательные мотивы (
На втором этапе формирования УД (6-9-е классы) теряет свой
ведущий характер, но сохраняет существенное
значение в развитии теоретического мышления
учащихся, происходящем в процессе рефлексивного
усвоения и т.п., позволяя им при этом наряду
с учителями принимать определенное участие
в организации УД своих сверстников. В
этом возрасте усложняется содержание
УД - предметом усвоения становятся целостные
системы теоретических понятий, излагаемые
абстрактным языком с применением графиков,
таблиц, моделей. Наличие достаточно высокого
уровня теоретического мышления, достигнутого
подростками ещё в младших классах, способствует
усвоению ими сложного материала. В выполнении
учебной деятельности происходят значительные
изменения. В 5-7-х классах учащиеся ещё
коллективно решают учебные задачи и вместе
с тем осваивают различные знаковые модели
фиксации их условий и ориентации в них,
чтобы впоследствии использовать эти
модели самостоятельно, для индивидуального
решения задач. В 8-9-х классах учащиеся
постепенно приступают к самостоятельной
постановке учебных задач и к самостоятельной
оценке своих решений. Каждый ученик становится
индивидуальным субъектом учения. Его учебная
деятельность приобретает форму внутреннего диалога
с авторами учебного материала, а обсуждение
результатов в классе становится такой
дискуссией, когда каждый её участник
может внести коррективы в предложенное
понимание учебной задачи и в способы
её решения.
В процессе интериоризации УД у подростков
при усвоении ими теоретического материала
отрабатываются и шлифуются все учебные
действия (особое значение при этом имеют
контроль и оценка, переходящие в самоконтроль
и самооценку) и развиваются все функционирующие
в них содержательные мыслительные действия,
среди которых особую роль приобретает рефлексия. Таким образом, в подростковом возрасте
продолжается процесс развития теоретического
мышления, начало которому было положено
в начальных классах. В этом возрасте УД
теряет свой ведущий характер; главную
роль в психическом развитии подростков
приобретает общественно значимая деятельность
во всех видах (художественная, спортивная,
трудовая). Но в сфере умственного развития
в подростковом возрасте решающее значение
принадлежит именно УД.
Третий этап. В старшем школьном возрасте ведущей
вновь становится УД, но с профессиональным
уклоном, позволяющим старшеклассникам
осуществлять профессиональную ориентацию
и намечать свой жизненный путь.
В студенческие годы УД приобретает собственно
исследовательский характер и может быть
названа как учебно-познавательная деятельность.
Усвоение уже накопленных теоретических
знаний вплетается в процесс самостоятельного
формулирования результатов индивидуального
или коллективного исследования, проектирования
и конструирования, производимых в соответствии
с требованиями различных форм познания,
что и приводит студентов к уточнению
научных понятий, к совершенствованию
художественных образов, углублению нравственных
ценностей и т.п. УД для студентов становится
основой развития прогнозирующего и исследовательского
теоретического мышления
Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности направлена на определения готовности будущего школьника к новому для него виду деятельности - учебной. В отличие от игровой учебная деятельность имеет ряд специфических особенностей. Она предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность.
Большая часть учебных заданий, с которыми сталкивается первоклассник, направлена на выполнение ряда условий, некоторых требований, ориентацию на правило и образец. Именно эти умения относятся к так называемым предпосылкам учебной деятельности, т. е. к тем, которые еще не являются в полной мере учебными действиями, но необходимы для начала ее усвоения.
В связи с этим в возрасте 6-7 лет целесообразно проводить исследование вышеперечисленных умений, от которых в значительной степени зависит успешность обучения на первых порах усвоения знаний и требований школы.
Для диагностики предпосылок
учебной деятельности используется
комплекс методик, состоящий из диагностики
умения ориентироваться на систему
требований - методика "Бусы", умения
ориентироваться на образец - методика "Домик", умения действовать
по правилу - методика "Узор", уровня
развития произвольности - методика "Графический
диктант".
Дополнительно приводится методики: "Рисование
по точкам" для определения сформированности
умения ориентироваться на систему требований,
методика "Таинственное письмо" для
исследования уровня познавательной активности
младших школьников, а также методика
"Сокращение алфавита".
Я проделала работу, по предмету Педагогическая психология. Передо мной стояла несколько целей и задач:
Цели:
Задачи
Все цели и задачи, описаны, в моей работе. Самоанализ выполнен в опроснике, там же интерпретации результате. Так же я описала свои задачи на ближайшее будущее.Эта рабоа, очень важна в мое дальнейшем будущем.
Информация о работе Контрольная работа по "Педагогическая психология"