Контрольная работа по "Педагогическая психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 16:07, контрольная работа

Описание

Цели:
Самоанализ
Изучение методик психоанализа
Описать свои цели на будущее
Задачи
Провести самоанализ с помощью опросника

Работа состоит из  1 файл

Педагогическая психология.doc

— 343.50 Кб (Скачать документ)

Сущность  учебной деятельности.

Сущность учебной деятельности заключается в решении учебных задач, основное отличие которых в том, что их цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. Решение отдельной учебной задачи определяет целостный акт учебной деятельности, т. е. ту ее простейшую "единицу", внутри которой проявляется строение этого вида деятельности в целом. Осуществление такого акта предполагает актуализацию специфического мотива учебной деятельности; определение конечной учебной цели; предварительное определение системы промежуточных целей и способов их достижения; выполнение системы собственно учебных действий; выполнение действий контроля; оценку результатов учебной деятельности 

Начало школьного  обучения и воспитания является существенным переломным моментом в жизни ребенка, т.к. переход к школьному обучению знаменует собой коренное изменение содержания и процесса усвоения знаний.   

Переход к школьному  обучению знаменует собой коренное изменение содержания и процесса усвоения знаний. Усвоение принимает  новую форму – форму учебной деятельности.

Д.Б.Эльконин дает следующее определение учебной деятельности: «Учебная деятельность – деятельность по самоизменению, ее продукт – те изменения, которые произошли при ее выполнении в самом субъекте.» (7. с.20) В этом и заключается ее основная особенность, так как «реальным предметом учебной деятельности является вовсе не задачи и не какие-то учебные материалы, а …сам учащийся человек. Именно он изменяется в ходе учения.» (2. с.62)   

Важнейший элемент  структуры учебной деятельности – учебная задача. Учебная задача не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, и прежде всего это не одно задание, а целая система. В результате решения системы заданий открываются и осваиваются наиболее общие способы решения относительно широкого круга вопросов в данной научной области. Иными словами, «существенной характеристикой учебной задачи служит овладение школьниками теоретически обобщенным способом решения некоторого класса конкретно-частных задач.» (7. с.29)   

Решение учебной  задачи происходит посредством следующих учебных действий:

- преобразование  ситуации для обнаружения всеобщего  отношения рассматриваемой системы;

- моделирования  выделенного отношения в предметной, графической и знаковой форме;

- преобразования  модели отношения для изучения его свойств в чистом виде;

- выделения  и построения серии конкретно-частных  задач, решаемых общим способом;

- контроля за выполнением предыдущих действий;

- оценки усвоения  общего способа как результата  решения данной учебной задачи.        

Особое место в структуре учебной деятельности занимает действие контроля. Д.Б.Эльконин  считает: «Под контролем следует понимать прежде всего контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий».(7. с.24) Контроль так же состоит в определении соответствия других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. Контроль позволяет ученику, меняя операционный состав действий, выявлять их связь с теми или иными особенностями условий решаемой задачи и получаемого результата. Благодаря этому контроль обеспечивает нужную полноту операционного состава действий и правильность их выполнения.   

По предположению Д.Б.Эльконина именно действие контроля характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс. «Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько намерения нечто сделать и желанием учиться, сколько (и главным образом) контролем за выполнением действий в соответствии с образцом.» (13. с.165) Именно поэтому действию контроля в процессе решения учебной задачи придается особое значение.   

Кроме действия контроля большую роль в усвоении младшими школьниками знаний играет действие оценки.  Действие оценки позволяет определять усвоен или не усвоен (и в какой степени) общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели. Оценка позволяет школьнику определить, разрешена ли данная учебная задача и можно ли переходить к выполнению различных конкретных действий, опирающихся на требуемое понятие, или необходимо создавать новые ее варианты для достижения исходной цели. Выполнение действий контроля и оценки предполагает обращение внимания школьника на содержание собственных действий, на рассмотрение их основ с точки зрения соответствия требуемому задачей результату.    

В ходе становления  у младших школьников учебной  деятельности у них формируется  и развивается важное психологическое  новообразование данного возраста – основа теоретического сознания и мышления, и связанные с ними психические способности (реылексии, анализа, планирования).

Субъекты учебной деятельности

Субъектом учебной деятельности ребенок становится с момента поступления в школу.

Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ее рамках, осваивая новые способы умственных действий и операций: анализ, синтез, обобщение, классификацию и др. Именно в учебной деятельности осуществляются основные отношения младшего школьника с обществом и в ней же формируются основные качества его личности (самосознание и самооценка, мотивация достижения успехов, трудолюбие, самостоятельность, представления о морали, творческие и другие способности) и познавательных процессов (произвольность, продуктивность), а также его отношение к себе, к миру, обществу, окружающим людям. Это общее отношение проявляется через отношение ребенка к учению, учителю, товарищам, школе в целом. У младшего школьника изменяется иерархия авторитетов: наряду с родителями значимой фигурой становится учитель, и в большинстве случаев его авторитет оказывается даже выше, поскольку он организует ведущую для младших школьников учебную деятельность, является источником получаемых знаний.

Подросток как субъект учебной деятельности характеризуется тем, что для  него она перестает быть ведущей, хотя и остается основной, занимая большую часть его времени. Для подростка ведущей становится общественная деятельность, осуществляемая в рамках других видов деятельности: организаторской, культурной, спортивной, трудовой, неформального общения. Во всех этих видах деятельности подросток стремится утвердить себя как личность, стать общественно значимым человеком. Он принимает на себя разные социальные роли, учится строить общение в разных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений. Учебная деятельность становится для подростка одним из видов осуществляемой активности, способных обеспечить его самоутверждение и индивидуализацию. Подросток проявляет себя в учебе, выбирает одни средства и способы ее осуществления и отвергает другие, предпочитает одни учебные предметы и игнорирует другие, определенным образом ведет себя в школе, стремясь обратить на себя внимание в первую очередь сверстников, добивается более равноправной позиции в отношениях с учителями. Таким образом он утверждает себя, свою субъектную исключительность и индивидуальность, стремясь чем-то выделиться.

Старшеклассник  как субъект учебной деятельности специфичен тем, что он уже сделал определенный выбор продолжить учение. Его социальную ситуацию развития характеризует  не только новый коллектив, возникающий при переходе в старшие классы или среднее специальное учебное заведение, но и главным образом направленность на будущее: на выбор профессии, дальнейшего образа жизни. Соответственно, в старших классах важнейшей для учащегося становится активность по поиску ценностных ори-ентаций, связанная со стремлением к автономии, правом быть самим собой, личностью, отличающейся от окружающих, даже самых близких.

Старшеклассник  сознательно задумывается над выбором  профессии и, как правило, стремится принимать решение об этом сам. Данное жизненное обстоятельство в наибольшей степени определяет характер его учебной деятельности: она становится учебно-профессиональной.

Основные  особенности учебной деятельности

Ранее отмечалось, что научение может происходить спонтанно, неосознанно, нецеленаправленно, а учение предполагает активность субъекта. Когда речь идет об активности, можно говорить о деятельности. В широком смысле деятельность – это динамическая система взаимодействия человека с миром или специфическая активность, направленная на удовлетворение потребности. Человеческая деятельность включает в себя: потребность как неосознаваемое состояние нужды в чем-либо, выступающее источником активности; мотив как осознаваемую причину, лежащую в основе выбора действий и поступков; цель как осознанный образ предвосхищенного результата, на который направлено действие человека; задачу как данную в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий.

Учебной называют такую деятельность, в которой в качестве ведущего мотива выступает познавательный интерес или психическое развитие индивида. Учебная деятельностьсостоит из следующих основных звеньев: учебной цели, способа исполнения, контроля и оценки. Структура учебной деятельности может быть представлена следующим образом: познавательный мотив – познавательная цель – познавательная задача – познавательные действия – контроль – оценка.

Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек целенаправленно приобретает новые или изменяет имеющиеся у него знания, умения, навыки, совершенствует и развивает свои способности.

Учебная деятельность предполагает два взаимосвязанных  процесса: учение и обучение. Обучение – это сознательный процесс, предполагающий совместную деятельность учащегося и учителя. Когда говорят об обучении, традиционно делают акцент на деятельности учителя. Учение как аспект учебной деятельности больше связано с деятельностью ученика, его учебными действиями, направленными на развитие способностей и приобретение необходимых знаний, умений и навыков.

Стороны учебной деятельности:

Внешнюю сторону учебной деятельности составляют практические действия учащихся с предметами, которые включены в учебный процесс (учебные пособия, вспомогательные средства и др.).

Внутренняя  сторона учебной деятельности представлена внутренними умственными действиями и операциями, которые выполняет  ученик(восприятие, запоминание, мыслительная переработка информации, воспроизведение  материала).

Ориентировочная сторона учебной деятельности – это внешние и внутренние действия, направленные на ознакомление с составом усваиваемых знаний, умений и навыков и критериями научения.

Исполнительская сторона учебной деятельности характеризует  сам процесс усвоения и использования соответствующих знаний, умений и навыков.

Все стороны учебной деятельности связаны  с разнообразными учебными действиями и операциями.

Успешность  учебной деятельности во многом зависит  от преобладания определенной мотивационной  ориентации. В педагогической психологии выделяются четыре вида мотивационных ориентаций учебной деятельности: 1) на процесс (учащийся получает удовольствие от самого процесса решения учебных задач, ему нравится искать разные способы их решения); 2) на результат (самое главное для учащегося – полученные и усвоенные знания и умения); 3) на оценку преподавателем (главное – получение в данный момент высокой или хотя бы положительной оценки, что вовсе не является прямым отражением фактического уровня знаний); 4) на избегание неприятностей (учение осуществляется в основном формально, только чтобы не получать низких оценок, не быть отчисленным, не вступать в конфликт с педагогом и администрацией учебного заведения).

Характерные  особенности усвоения знаний и умений внутри учебной деятельности

Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. Процесс учебного познания складывается из нескольких этапов. Первым из них является восприятие объекта, которое связано с выделением этого объекта из фона и определением его существенных свойств. Этап восприятия сменяет этап осмысления, на котором происходит усмотрение наиболее существенных вне– и внутрисубъектных связей и отношений. Следующий этап формирования знаний предполагает процесс запечатления и запоминания выделенных свойств и отношений в результате многократного их восприятия и фиксации. Затем процесс переходит в этап активного воспроизведения субъектом воспринятых и понятых существенных свойств и отношений. Процесс усвоения знаний завершает этап их преобразования, который связан либо с включением вновь воспринятого знания в структуру прошлого опыта, либо с использованием его в качестве средства построения или выделения другого нового знания.

Знания  могут усваиваться на разных уровнях:

– репродуктивный уровень – воспроизведение по образцу, по инструкции;

– продуктивный уровень – поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия. Установление уровней усвоения знаний в диагностике важно потому, что эти уровни оказывают влияние на качество мышления, его шаблонность или нестереотипность, оригинальность.

И.Я. Конфедератов и В.П. Симонов выделяют следующие уровни усвоения знаний, соотносимые с соответствующими этапами их усвоения: уровень различения (или распознавания) предмета; уровень его запоминания; уровень понимания; уровень применения.

Результатом прочного усвоения знаний является образование  у учащихся устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, когда учащиеся умеют актуализировать  и использовать полученные знания.

В практике обучения еще нередко средством  формирования умений и навыков служит изложение преподавателем большого по объему материала и многократное повторение его учащимися. Однако перегрузка памяти различными теоретическими и  практическими знаниями и длительные упражнения по их запоминанию не всегда ведут к прочным знаниям. Опора преимущественно на механическое запоминание, без глубокого осознания закономерностей и последовательности в системе усваиваемых знаний – одна из причин формализма в обучении.

Запоминание и воспроизведение зависят не только от объективных связей материала, но и от отношения личности к нему. На это отношение влияют, в частности, заинтересованность ученика и значение, которое имеет для него изучаемый  материал. В определенных случаях непроизвольное запоминание может оказаться более продуктивным, чем произвольное.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогическая психология"