Контрольная работа по "Социальной психологии девиантного поведения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:35, контрольная работа

Описание

1.Общая характеристика зависимого поведения.
2.Методы формирования позитивного поведения.
5.Биологические предпосылки поведенческих девиаций.

Работа состоит из  1 файл

0960562_ACC37_shpory_po_psihologii_deviantnogo_povedeniya.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

23. Агрессия и делинквентное поведение.

Агре́ссия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения.

Агрессия и делинквентное (противоправное) поведение взаимосвязаны. Действительно, противозаконные действия по большей части сопровождаются агрессивными действиями. Это могут быть корыстные преступления, в которых агрессия носит инструментальный характер, т.е. служит достижению каких-либо целей (убийство для получения жилплощади, физическое насилие при ограблении, угрозы с целью вымогательства денег). Взаимосвязь между делинквентным поведением личности и агрессией неоднозначна. Агрессивное поведение, достигающее уровня нарушения законов, прежде всего, может быть следствием подражания. В качестве образцов для подражания могут выступать родственники, сверстники, другие значимые люди. Особую роль в поддержании агрессивного поведения играет делинквентная субкультура. Асоциальная группа, банда, наконец, места лишения свободы - все эти социальные институты формируют устойчивое агрессивное поведение.

24. Стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения  играет в ней связующую роль и отличается выраженной гуманистической направленностью. Этот факт получил отражение в таких принципах психологической работы, как конфиденциальность, добровольность и личная заинтересованность) принятие человеком ответственности за свою жизнь, взаимное доверие, поддержка, уважение личности и индивидуальности.

Психологическая помощь имеет два ведущих направления. Это психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика) и психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация). Психодиагностика, как правило, не является самостоятельным направлением работы и не должна быть целью психологической помощи. Это вспомогательный вид деятельности, важный, но не обязательный, как правило, решающий промежуточные практические задачи.

Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному  влиянию. Тренинг ассертивности  или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции.      Тренинг формирования жизненных навыков. организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. организация здорового образа жизни. минимизация негативных последствий девиантного поведения.

25. Количественные и качественные  характеристики социальных отклонений.     Социальные отклонения - это нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью

      Социальные отклонения имеют следующие признаки: историческая детерминировнность, негативные последствия для общества, относительно массовый и относительно устойчивый характер во времени. Социальные отклонения характеризуются направленностью и содержанием. Общество противопоставляет социальным отклонениям организованные способы борьбы с ними: правовые, экономические, моральные санкции.

      Социальные отклонения количественно и качественно характеризуются уровнем, структурой и динамикой.

Уровень (коэффициент) отклонения определяется как количество официально зарегистрированных проявлений данного отклонения относительно численности населения (чаще на 100 тыс. человек).

Динамика отклонения - это показатель изменения уровня и структуры всего массива изучаемого явления за определенное время..обсуждается вопрос об их функциях. организованная преступность может обеспечивать незаконным путем объективные потребности, не удовлетворяемые в должной мере официальными социальными институтами. В целом функциями социальных отклонений могут быть: интеграция группы; формирование морального кодекса общества; выражение социального протеста и выход агрессивных тенденций; бегство; сигнал о неизбежных социальных изменениях; способ самоидентификации и самореализации и др.

26.Диагностика аддиктивного поведения

     Аддиктивное поведение одна из форм диструктивного поведения, которое выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния путем приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на некоторых предметах или активных видах деятельности.

диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая я-концепция, низкий уровень интернальности, неспособность к эмпатии, некомуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.), а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.

27. Диагностика агрессивного поведения

Психологическая диагностика, коррекция агрессивных форм поведения  проводится различными средствами, одним  из которых является использование  песочницы.(как играют,сюжеты)

Методика Рука.

1.  Анкетирование воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.Н.)

2.  Опросник «Узнай себя» (Подласый И.П.)

3.  Наблюдение (схема наблюдения из пособия Платоновой Н.М.)

4.  Проективная методика «Несуществующее животное»

 

28. Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности

является еще одним  направлением социально-психологического воздействия. Психологическая интервенция - это психологическое вмешательство  в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений. Цель интервенции девиантного поведения личности состоит в ослаблении или устранении тех форм ее поведения, которые препятствуют социальной адаптации.

Отличительной особенностью психологической интервенции в Целом является желание изменений со стороны самой личности, ее готовность к сотрудничеству с психологом. В случае отклоняющегося поведения несовершеннолетних инициатива и согласие должны исходить от законных представителей интересов ребенка.

Основная трудность работы с отклоняющимся поведением личности состоит в том, что, как правило, на первых этапах социаль-но-психологической помощи человек сопротивляется изменениям ведущие задачи психологического вмешательства при девиантном поведении можно сформулировать следующим образом:

  • формирование мотивации на социальную адаптацию или выздоровление; 
  • стимулирование личностных изменений; 
  • коррекция конкретных форм отклоняющегося поведения; 
  • создание благоприятных социально-психологических условий для личностных изменений или выздоровления. 

Эффективность работы оценивается  как по объективным признакам  уменьшения нежелательного поведения (например, случаев употребления наркотиков), так и по субъективным изменениям (например, усилению желания вести трезвый образ жизни).

психотерапия, психологическое  консультирование, психологический  тренинг, организация терапевтической  или саногенной среды.

29. Противоправная мотивация

противоправная мотивация представляет собой систему стимулов, побуждающих к нарушению правовых норм.

     Объективные факторы: искусственно созданная общность различных категорий осужден-ных, низкий уровень материальных, духовных благ, характер отно-шений с другими людьми, преступная субкультура.       Субъективные: отсутствие семейных связей, низкий уровень образования, искаженное представление об идеалах, интересах

      Противоправная мотивация, как устойчивая система доминирующих мотивов конкретной личности, непосредственно связана с ее правовым сознанием. Правовое сознание предполагает: 1) знание законов и их понимание; 2) принятие правил как личностно значимых, убежденность в их полезности и справедливости; 3) готовность, умение и привычку действовать в соответствии с законами и правилами.

Последствия противоправной мотивации, как правило, связаны  с юридической ответственностью;.

30. Методы коррекции эмоциональных состояний

направлена на смягчение  эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

уменьшение их силы (например, по методике систематической десенсибилизации) и выработка альтернативных реакций (например, в форме тренинга релаксации или уверенности). Систематическая десенсибилизация, разработанная Д. Вольпе, включает в себя три элемента:

  • обучение глубокой мышечной релаксации;
  • выстраивание иерархии стимулов, вызывающих тревогу;
  • предложение клиенту, пребывающему в состоянии релаксации, воображать объекты из иерархий, вызывающие тревогу.

Методы ПК эмоциональных  нарушений у детей целесообразно  разделить на две группы: основные и специальные. К основным методам  ПК эмоциональных нарушений относятся методы, которые являются базисными в психодинамическом и поведенческом направлениях. Сюда входят игротерапия, арт-терапия, психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенной тренировки, поведенческий тренинг. Специальные методы включают в себя тактические и технические приемы психокоррекции, которые влияют на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов. Эти две группы методов взаимосвязаны.

  1. Агрессия и агрессивное поведение

Агрессивное поведение  не является отдельным видом отклоняющегося поведения, агрессия, направленная на других или себя, принимает непосредственное участие в различных формах поведенческих девиаций В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия) Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с Целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.Агрессия может выполнять такие важные для индивида функции, как отстаивание автономии, устранение источника угрозы или страдания, удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей, разрешение внутреннего конфликта, повышение самооценки. ... ненависть может проявляться в страстном желании обладать властью, подчинять или унижать. При более тяжелых формах проявляются садистские наклонности - желание заставить свой объект страдать с получением удовольствия от этого. Крайняя форма проявления ненависти - стремление к уничтожению (убийству) или радикальное обесценивание всех и вся. ...

агрессивное поведение  может иметь различные (по степени выраженности) формы: ситуативные агрессивные реакции; пассивное агрессивное поведение; активное агрессивное поведение ...признаки агрессивного поведения:выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях; тенденцию к разрушению; направленность на причинение вреда окружающим людям; склонность к насилию (причинению боли). ... агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.насилие является самым серьезным проявлением и нежелательным следствием агрессивного поведения. Для обуздания насилия общество вынуждено принимать специальные меры. ...национальные традиции и групповые ритуалы (игры, праздники, обряды), позволяющие конкретной личности интегрировать свой агрессивный потенциал и выражать его социально-приемлемыми способами. ... положительных примеров, например национальных героев или жизнеутверждающих кумиров.

Агрессия - это явление  не только индивидуальное, но и групповое.

 

  1. Типы постсуицидального поведения

Типы постсуицидальных состояний.

Критичный. Конфликт утратил  актуальность. Суицидальных тенденций  нет. Характерно чувство стыда за суицидальную попытку, страх перед  возможным смертельным исходом. Рецидив маловероятен.

Манипулятивный. Актуальность конфликта уменьшилась, но за счет влияния суицидального действия. Суицидальных тенденций постсуицида нет. Характерно легкое чувство стыда, страх смерти. Высока вероятность того, что и впредь при решении конфликтов суицидент будет прибегать к этому способу, скорее демонстративно-шантажного характера.

Аналитический. Конфликт при рассматриваемом типе постсуицида  актуален, однако суицидальных тенденций  нет. Характерно раскаяние за покушение. Индивид будет искать способы  решения конфликта, если не найдет —  возможен рецидив, но уже с высокой вероятностью летального исхода.

Суицидально-фиксированный. Конфликт постсуицида актуален, причем характерно сохранение суицидальных тенденций. Отношение к суициду положительное. Это самый опасный тип, при  котором необходимы тесное взаимодействие с суицидентом и жесткий контроль.

  1.   Социальные факторы агрессии

Важность определения  факторов риска и защитных факторов в отношении подростковой агрессии заключается в том, что это  дает надежду на:

1) улучшение распознавания  детей группы риска до начала серьезного неадаптивного поведения;

Информация о работе Контрольная работа по "Социальной психологии девиантного поведения"