Контрольная работа по "Социальной психологии девиантного поведения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:35, контрольная работа

Описание

1.Общая характеристика зависимого поведения.
2.Методы формирования позитивного поведения.
5.Биологические предпосылки поведенческих девиаций.

Работа состоит из  1 файл

0960562_ACC37_shpory_po_psihologii_deviantnogo_povedeniya.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

2) выявление защитных  «буферов» против развития стойких  паттернов рано появляющегося  неадаптивного поведения;

3) создание практического  руководства для осуществления  разумных индивидуальных, семейных  и общинных воздействий на агрессивную молодежь. «Факторы риска» — это условия и влияния, предрасполагающие детей и подростков к неадаптивному проявлению агрессивного поведения. «Защитные факторы» образуются в результате благоприятного стечения обстоятельств, предохраняющих ребенка от воздействия факторов риска.

  1. Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности

Отклоняющееся поведение  личности регулируется различными социальными  институтами. ... может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует хорошо организованной системы социальных воздействий.Психологическая помощь как один из уровней рассматриваемой системы играет в ней связующую роль и отличается выраженной гуманистической направленностью. ... конфиденциальность, добровольность и личная заинтересованность) принятие человеком ответственности за свою жизнь, взаимное доверие, поддержка, уважение личности и индивидуальности.Психологическая помощь имеет два ведущих направления. Это психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика) и психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация). Психодиагностика, как правило, не является самостоятельным направлением работы и не должна быть целью психологической помощи.

  1. Экзистенциально-гуманистический подход к девиантному поведению

Основными предметами анализа  в экзистенциально-гуманистическом  подходе выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Лечебными факторами в работе психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность.

Экзистенциально-нуманистический  подход в психотерапии помогает найти  себя, улучшить качество жизни, восстановиться после психологических травм или насилия, справиться с зависимостями, избавиться от психосоматических заболеваний, преодолеть непонимание в отношениях с близкими.

Представители этого  направления в психотерапии склонны  видеть человека существом прирожденно  активным, борющимся, самоутверждающимся, повышающим свои возможности, с почти безграничной способностью к позитивному росту. Одно из базовых убеждений гуманистически ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал.

 

  1. Концепции формирования суицидов. Суицидальная мотивация

 

Еще в далеком прошлом  ученые стремились дать какое-то теоретическое  обоснование суицидам. Однако в настоящее время единой теории, объясняющей природу суицидов, нет. Можно говорить только об отдельных теоретических концепциях, среди которых условно выделяют три основные: психопатологическую, психологическую и социальную.

Психопатологическая концепция исходит из предположения о том, что все самоубийцы — душевнобольные люди, а суицидальные действия — проявления острых или хронических психических расстройств.

Психологическая концепция  отражает крайнюю точку зрения, согласно которой в формировании суицидальных тенденций .личности ведущее место занимает психологический фактор.

Фрейд рассматривал самоубийства как проявление инстинкта смерти, который может выражаться агрессией  и как частный случай — аутоагрессией.

Большинство подростков, совершивших суицидальные действия, отличались повышенной внушаемостью, которая проявлялась в выраженной способности к сопереживанию и сочувствию, переносу встречающихся в литературе и кино коллизий на себя.

Н.В. Конанчук и В.К. Мягер  выделяют три основных свойства, характеризующие личность суицидента.

1. Повышенная напряженность  потребностей, выражающаяся в необходимости  непременного достижения поставленной  цели.

2. Повышенная потребность  в эмоциональной близости, зависимости  от любимого человека, когда собственное «я» растворяется и воспринимается лишь в паре: «я — она» или «я — он», а вся жизнь строится на сверхзначимых отношениях.

3. Низкая способность  личности к образованию любого  рода компенсаторных механизмов, неумение ослабить фрустрацию.

Социологическая концепция. Эмиль Дюркгейм (1898 г.) считал, что самоубийство во всех случаях может быть понято лишь с точки зрения взаимоотношений индивида с социальной средой, при этом социальные факторы, несомненно, играют ведущую роль.

  1. Теории агрессии

На сегодняшний день существует большое количество теорий агрессивного поведения человека, наиболее известными из которых являются теории агрессии З. Фрейда, К. Лоренца.

1. Врожденный посыл  или задаток. Агрессия рассматривается  как врожденная форма поведения,  зарождаемая на инстинктивном уровне.

2. Эмоциональные и  познавательные процессы. Данная  теория основана на убеждении,  что человек способен управлять  своей агрессией на основании  навыков, накопленных с жизненным  опытом

3. Необходимость (потребность), порождающаяся внешними стимулами и факторами. Данная категория рассматривает агрессию как потребность, которая реализуется под непосредственным действием внешних стимулов. Основу данной категории составляет “фрустрационная теория агрессии”, предложенная Джоном Доллардом, американским психологом и антропологом.

4. Актуальное выражение  социального. Агрессия является  приобретенной в стадии развития  моделью социального поведения.  Агрессивные реакции находят  проявление после участия человека  в схожей ситуации в обществе  либо пассивного наблюдения за ситуацией со стороны, вследствие накопления и дальнейшего применения накопленного опыта.

  1. Превенция суицидов

Превенция самоубийств  — предпосылки, проблемы, стратегии

— самоубийство можно  предотвратить;

— превенция самоубийств  должна носить всесторонний и мульти-дисциплинарный   характер,   затрагивать   различные   стороны жизни человека и сферы общества; и

—  необходимо развивать  национальные стратегии и политику относительно специфических проблем, а также культурных традиций, системы  ценностей и социальных структур в каждой отдельной стране.

Для преодоления проблем  суицидального поведения, стимуляции активности и повышения уровня осознания  Европейская сеть исследования и  превенции самоубийств ВОЗ внедрила в большинстве стран-членов региона:

— постоянную оценку суицидальной ситуации в Европе;

—  создание и ускорение  планирования национальных программ превенции  самоубийств с интеграцией их в национальные планы развития психического здоровья;

— развитие специфических  стратегий превенции самоубийств; и

— мониторинг и постоянную оценку их реализации.

  1. Варианты социальной адаптации. Социальные и индивидуальные проявления дезадаптации

Социальная адаптация  – это вхождение в социально-ролевые  связи и отношения, в процессе которого личность овладевает социальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями. Е.И. Холостова выделяет две формы социальной адаптации:

-       Активная, когда индивид стремиться к  воздействию на окружающую среду  с целью ее изменения;

-       Пассивная,  когда индивид не стремиться  к воздействию на нее.

Дезадаптация - какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок., При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, выступая, таким образом, в качестве института десоциализации, так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для учащегося, в частности, являются семья, школа.

Социальная дезадаптация – процесс обратимый. Для предупреждения отклонений в психосоциальном развитии детей и подростков, входит организация  процесса ресоциализации и социальной реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних.

Личностная дезадаптация может привести к формированию суицидального  поведения в случае невозможности  реализации базовых ценностных установок.

Таким образом, к причинам, приводящим к дезадаптации личности, необходимо отнести биологические  и социально-психологические факторы или несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса в значимой ситуации.

  1. Методы угашения отклоняющегося поведения

Угашением принято называть снижение выраженности какой-либо реакции  или действия животного, уменьшение вероятности или кратности его появления, а то и полного исчезновения в результате устранения того, что его подкрепляет. В принципе этот метод является вариантом метода отрицательного подкрепления.

Впервые явление угашения было замечено в лаборатории И. П. Павлова.

В заключение напомним особенности  метода угашения, которые можно рассматривать  и как правила:

угасание тренируется;

исчезновение поведения  происходит не сразу, а после более  или менее длительной процедуры  выработки;

угасание нежелательного поведения происходит тем быстрее, чем чаще создают условия его проявления без подкрепления;

угасшая реакция может  восстановиться сама по себе;

если после угашения поведения произойдет его подкрепление, то угашенное поведение вновь  восстанавливается;

повторное угашение поведения дает больше гарантий его непоявления в будущем.

41. Профилактика отклоняющегося поведения. предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, своевременность. Объектом профилактической работы являются, прежде всего, подростки и молодёжь.

ВОЗ (Всемирная организация  здравоохранения) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную  профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков. Вторичная профилактика — это раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с группой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время. Третичная профилактика - это лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения (предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением). Психопрофилактическая работа наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение на ранних этапах появления проблем.

42. Ситуационные факторы агрессии

СИТУАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ  АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.               

 в мотивации агрессии  играют следующие факторы: намерение,  приписываемое нападающему; ожидания  достижения цели и возмездия  за осуществленную агрессию; способствующие  агрессии ключевые раздражители; удовлетворение, приносимое достигнутыми в ходе агрессии результатами; самооценка (чувство вины); оценка со стороны других людей. Значение каждого из них мы рассмотрим на примере какого-либо одного исследования.

Информация о работе Контрольная работа по "Социальной психологии девиантного поведения"