Контрольная работа по "Социальной психологии девиантного поведения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:35, контрольная работа

Описание

1.Общая характеристика зависимого поведения.
2.Методы формирования позитивного поведения.
5.Биологические предпосылки поведенческих девиаций.

Работа состоит из  1 файл

0960562_ACC37_shpory_po_psihologii_deviantnogo_povedeniya.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ по социальной психологии девиантного поведения

 

1.Общая характеристика зависимого поведения.  

Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме  может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликт с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую судьбу. С давних времен различные формы зависимого поведения называли вредными или пагубными привычками, имея в виду пьянство, азартные игры. Под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации». Условно можно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости. Все люди испытываю «нормальную» зависимость от таких жизненно важных объектов, как воздух, вода, еда. Большинство людей питают здоровую привязанность к родителям, друзьям супругам. Таким образом, зависимое поведение оказывается тесно связанным как злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушением ее потребностей.

В реальной жизни более распространены такие объекты зависимости, как:

-алкоголь, -пища, -наркотики, - игры!

2.Методы  формирования позитивного поведения.

Наиболее распространенным методом формирования желательного поведения является подкрепление. Следует отметить, что как положительное, так и негативное подкрепление усиливают вероятность возникновения реакции. Позитивное подкрепление главный метод изменения поведения. Условия успеха:

  • подкрепление должно быть индивидуально значимым;
  • подкрепление должно применяться систематически и немедленно вслед за желательным поведением;
  • связь между желательным поведением и используемым при этом подкреплении должна быть достаточно четкой.

Подкрепление можно  осуществлять непосредственно (с помощью  реальных подкрепляющих стимулов) или  косвенно (с помощью символов, жестов). Иногда положительное подкрепление может вознаграждать неправильное поведение. Например, подросток в  ответ на суицидальную попытку может получить награду повышенное внимание и заботу семьи, вместо того чтобы подкреплялось его независимое поведение. 
Многие подкрепляющие стимулы, такие, как похвала или проявление интереса, люди непроизвольно используют в ходе повседневной жизни. При работе с детьми для представления подкрепляющих стимулов вместо слов можно использовать картинки, на которых изображены потенциально приятные деятельности. 
Подкрепляющие стимулы соотносятся с тремя жизненно важными сферами:

  • взаимодействие (отношения);
  • переживания, несовместимые с депрессией (агрессией);
  • действия, повышающие самооценку с помощью ощущений адекватности и компетентности (творчество, успех, любимое занятие и т.д.).

3.Отклоняющееся  поведение, как результат научения.     Основным механизмом формирования поведения человека является научение. Научение- процесс приобретения и сохранения определенных видов поведения на основе реакции на возникшую ситуацию Вероятность возникновения реакции возрастает как после позитивного, так и после негативного подкрепления. Позитивное подкрепление подразумевает предоставление чего-то (например, похвала, вознаграждение). Негативное подкрепление подразумевает удаление чего-то неприятного из данной ситуации (например,избегание наказания). Относительно отклоняющегося поведения, употребление алкоголя, например, одновременно подкрепляется и получением удовольствия(ощущение тепла, удовольствие от вкусной еды, прилив энергии, внимание друзей, праздничная атмосфера), и уходом от проблем (снятие напряжения, уменьшение чувства неуверенности в себе, отвлечение от забот и ответственности).  
Для уменьшения или устранения отклоняющегося поведения среда располагает следующими способами. Это, во-первых, негативное подкрепление (лишение чего-либо важного). Во-вторых, это эмоционально-негативное обусловливание. Третий способ угашения поведения - оперантное  угашение реакции, когда она просто игнорируется или человек помещается в иную среду, где прежнее поведение невозможно. Доказано, что угашение реакции данным способом более эффективно, чем негативное подкрепление или наказание. 

4.Динамика  суицида.       ( в кратце показала по пунктам , типо плана, потому что очень много) 

Рассмотрев основные компоненты структуры  суицидального поведения, проследим  их развитие в динамике. Очевидно, что вне зависимости от того, идет ли речь о законченном суициде или о незавершенной попытке, основной практический и теоретический интерес представляет период жизни человека, предшествующий суицидальному акту. Этот период времени:

- предсуицид - характеризуется особым психическим состоянием личности, которое обусловливает повышенную вероятность суицидального действия (в этом периоде у людей отмечается фиксация внимания на непреодолимых трудностях, на мыслях об отсутствии потенциальных возможностей решения возникших проблем).

- Попав в конфликтную  критическую ситуацию люди испытывают  острую необходимость в помощи  других людей. При невозможности  или недостаточной способности  человека к установлению глубокого  интимного контакта в кругу  близких людей происходит прогрессирующее углубление дезадаптации. При этом возникает одно из самых болезненных и часто наблюдаемых переживаний у суицидентов:

- переживание одиночества, изоляция. Зачастую человек углубляется в размышления о смысле жизни, неоднозначности человеческого существования. У человека возникает чувство, что его жизнь не имеет будущего. Характерными особенностями поведения людей в этой фазе являются: замкнутость, аутичность, стремление к уединению вплоть до полной изоляции, утрата интереса к окружающему. Человек как бы отделен психологическим барьером от других людей, полностью поглощен своим "Я".

5.Биологические  предпосылки поведенческих девиаций.

Биологические предпосылки поведенческих девиаций включают: - наследственно-генетические особенности, - врожденные свойства индивида (приобретенные во время внутриутробного развития и родов), - импринтинг (запечатление на ранних этапах онтогенеза). 
Биологический фактор регулирует след характеристики индивид бытия: темп созревания-старения, половые различия, возрастные особенности, физическую конституцию, здоровье и выносливость.

ЧезареЛомброзо(1836-1909) предложил биосоциологическую теорию, в которой связал преступное поведение чел с его анатомическим  строением. Он выделил 37 характеристик  «врожденного преступного типа»:выдающаяся нижняя челюсть,редкая борода, приросшие мочки ушей, сплющенный нос. Особое место среди биологич. теорий занимает эволюционный подход Ч. Дарвина, основанный на законах естественного отбора и наследственности. Этологический подход Конрада Лоренца объясняет, например, агрессию, прежде всего врожденным инстинктом борьбы засуществование

 Другими биологич. факторами  девиантного поведения могу быть: повреждения головного мозга,  органические заболевания мозга.

6.Возрастные  особенности суицидального поведения.

особенности суицидального поведения  характерные для определенных возрастных групп:

– для детей(до 12 лет) характерны импульсивные суицидальные действия , их наиболее частой причиной являются ссоры в семье, агрессивное, негативное отношение  родителей к ребенку;

– в подростковом возрасте(12-17 лет) причиной импульсивных суицидальных действий обычно являются конфликтные отношения  с родителями, реже с учителями. Подростки  нередко тщательно планируют  суицидальные действия.

– в молодом возрасте(17-29 лет) наиболее часто суицид совершают девушки. В подавляющем большинстве случаев суицидальные действия носят импульсивный характер и обусловлены разрывом отношений или ссорой с партнером;

– в зрелом возрасте(30-35 лет) самоубийства значительно чаще встречаются у мужчин. Причиной которых является финансовый крах, безработица , алкоголизм . Женщины чаще совершают суицидальные попытки, обусловленные изменой, уходом мужа или разводом.

– в пожилом возрасте(55-70 лет) суицидальное поведение в большинстве случаев обусловлено резким изменением образа жизни вследствие потери прежнего ролевого значения (окончание трудовой деятельности, конфликты с детьми и т. д.);

7.Поведение  как психологическая категория  и как свойство индивида.

В психологии термин поведение  используется для обозначения вида и уровня активности человека. Современное понимание поведения выходит за рамки реакций на внешний стимул. Помимо внешней активности человека (движения, действия) есть и внутренние составляющие поведения: мотивация , эмоциональные реакции, процессы саморегуляции. Поведение есть процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, выражающийся в форме внешних действий и поступков.Человеческого поведения социально формируется и реализуется в обществе и связано с речевой регуляцией. В целом поведение личности отражает процесс ее социализации - интеграции в социум.Социализация, в свою очередь, предполагает адаптацию к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей. 

При любом варианте социализации поведение конкретного человека можно описать, используя общие характеристики поведения: 
- мотивированность - внутренняя готовность действовать направляемая потребностями и целями личности; 
- адекватность - согласованность с конкретной ситуацией; 
- адаптивность - соответствие ведущим требованиям социальной среды; 
- аутентичность - соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности; 
- продуктивность - реализация сознательных целей.

 

 

8.Концептуальные модели зависимого поведения.

1. Моральная модель, объясняющая  аддиктивное поведение как следствие бездуховности и морального несовершенства. Восходит к религиозным воззрениям, в соответствии с которыми пагубные привычки являются проявлением греховности человека.2. Модель болезни – зависимое поведение – это заболевание, требующее специальной помощи, при этом аддикт часто освобождается от ответственности.

3. Симптоматическая, т.е.  данное поведение – это отдельный  поведенческий симптом или привычка.

4. Психоаналитическая  модель – аддиктивное поведение  является одним из проявлений нарушенной личной динамики.5. Системно-личностная модель – зависимое поведение рассматривается как дисфункциональное, связанное со сбоем в жизненно важных функциях и в системах отношения личности.6. !!! На современном этапе развития науки предпочтение отдается био-психо-социальной модели. Это значит, что данное поведение должно рассматриваться в нескольких планах:культурологическом,социальном,правовом, психологическом,медико-биологическомФакторы зависимого поведения1. К внешним социальным факторам, относятся: технический прогресс в области пищевой промышленности и фармоцефтические препараты.2. Появление наркоторговцев. 3. Основная роль в происхождении аддиктивного поведения приписывается семье.4. Половая избирательность зависимого поведения (ЗП):5. Возрастной фактор: наркоманией страдают лица от 14 до 27 лет, а алкоголизмом – люди более старшего возраста.6. Психофизиологический фактор:7. Выделяют связь зависимости и типа характера (пр: акцентуация, конформность).8. Связь между невротическим развитием личности и адиктивым поведением 9. Другим индивидуальным фактором может быть низкая стрессоустойчивость или ее отсутствие.

9.Диагностика  делинквентного поведения.

Делинкв.поведение –противоправное поведение личности.

Это действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или соц. порядку, и уголовно наказуемы в крайних своих проявлениях.Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения вообще.

Делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм гос. жизни, четко выраженных в правилах или законах общества.Среди подростков, совершивших правонарушение, Долгова, Горбатовская и Шумилкан вы.3 типа:1.Последовательно-криминогенный.Преступление вытекает из привычного стиля поведения и обуславливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта.2. Ситуативно-криминогенный – нарушение моральных норм, правонарушение обусловлено неблагоприятной ситуацией.3Ситуативный тип – незначительная выраженность негативного поведения. Решающее влияние отводится ситуации, возникающей не по вине индивида.Существует многообразие классификаций правонарушений. Это многообразие можно представить в нескольких группах делинквентных личностей:

1. Ситуативный правонарушитель2.Субкультурный правонарушитель3. Невротический4.Органический правонарушитель – совершающий противоправные действия вследствие мозговых повреждений с преобладанием импульсивности, интеллектуальной недостаточности и аффективности.5.Психотический правонарушитель – свершающий деликты вследствие тяжелого психического расстройства6. Психопатический 7. Антисоциальная личность Особенности делинкв. Пов. как формы дев. пов.

1. Это один из наиболее  определенных видов отклоняющегося  поведения личности.2. Делинк поведения регулируется правовыми нормами, т.е. законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.3. Это одна из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает основам соц. устройства или общественному порядку.4. Такое поведение осуждается и наказывается в любом обществе и регулируется соц. Институтами.5. Наличие такого поведения обозначает конфликт между личностью и обществом, между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.

Делинквентное поведение — правонарушение, провинность—противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Особенности делинквентного поведения:

1. Это один из наименее  определенных видов отклоняющегося  поведения личности.

2. Делинквентное поведение  регулируется преимущественно правовыми  нормами — законами, нормативными  актами, дисциплинарными правилами.

Информация о работе Контрольная работа по "Социальной психологии девиантного поведения"