Контрольная работа по "Социальной психологии девиантного поведения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:35, контрольная работа

Описание

1.Общая характеристика зависимого поведения.
2.Методы формирования позитивного поведения.
5.Биологические предпосылки поведенческих девиаций.

Работа состоит из  1 файл

0960562_ACC37_shpory_po_psihologii_deviantnogo_povedeniya.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

а) Намерение: когда человек видит, что др. собирается напасть на него\ помешать ему, то решающим оказывается прежде всего то обстоятельство, приписываются ли этому др. агрессивные намерения и враждебные по отношению к себе планы. Для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания о том, что другой питает враждебные намерения, даже если субъект еще и не подвергся нападению.

Ь) Ожидание достижения цели агрессии и возмездия за агрессивное поведение:

 Напр. если единственное, что человек может сделать,  состоит в жалобе на агрессора  начальнику, а поведение последнего не позволяет надеяться на его заинтересованность в содержании жалобы и в принятии им мер, то часть возникшей агрессивной тенденции останется нереализованной и сохранится на будущее. Если же прямая агрессия возможна, то решающее значение приобретает ожидание иного рода, а именно вероятность ответа на агрессию субъекта также агрессией, т. е. что в результате своего агрессивного акта субъект снова превратится в жертву.,

с) Благоприятствующие агрессии ключевые раздражители:  пример- это так называемый эффект оружия. Если в лабораторном помещении находится оружие, то агрессивность испытуемого будет повышаться. Ключевые раздражители оказывают мотивирующее воздействие лишь в том случае, когда отвечают текущему мотивационному состоянию.

d) Удовлетворение, приносимое достигнутым в ходе агрессии результатом:

 Наиболее непосредственное  удовлетворение субъекту приносят  любые реакции жертвы, выражающие  ее страдание, прежде всего  реакции, свидетельствующие об  испытываемой ею боли. Если враждебная  агрессия базируется на принципе возмездия, то максимальное удовлетворение принесет созерцание боли заранее определенной силы. Подобное созерцание сокращает

агрессивную мотивацию  вплоть до нулевого уровня и одновременно закрепляет агрессивное поведение  в аналогичных ситуациях. Причинение незначительной боли не полностью удовлетворит субъекта и сохранит остаточную агрессивную тенденцию.

Самооценка:  Процессы самооценки представляют собой решающий детерминант агрессивности субъекта, уровень самооценки регулирует внутренне обязательные нормативные стандарты, которые могут как препятствовать, так и благоприятствовать свершению агрессии. Если в результате несправедливого ( по мнению субъекта ) нападения, оскорбления или намеренно созданного препятствия будет задето его чувство собственного достоинства, то агрессия будет нацелена на восстановление своего достоинства осуществлением возмездия.

Оценка другими  людьми:  действенного мотивационного стимула. Усиливающий или тормозящий агрессию эффект оказывает уже само присутствие других лиц, которым субъект приписывает определенное отношение к агрессивности.

43. Медицинская классификация поведенческих расстройств

Она основана на психопатологическом и возрастном критериях.

ДП рассматривается  в ряду явлений, лежащих между  нормой и патологией.

Выделяются поведенческие нарушения сообразные медицинским диагностическим критериям (могут достигать уровня болезней).

Международная классификация  болезней:(поведенческие расстройства)

1. Психические и поведенческие  расстройства вследствие употребления  психоактивных веществ.

2. Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими  нарушениями и физич-ми факторами

.3. Расстройства привычек  и влечений (пр: патологическая склонность  к азартным играм, патологические  поджоги).

4. Расстройство сексуальных  предпочтений (фетишизм, трансвистизм, эксгибиционизм, педофилия, садомазохизм и т.д.).

Симптомы, кот. могут дать инфо. по поводу болезни (кот. могут привести к болезни):Необычно частые и тяжелые вспышки гнева. Часто спорят со взрослыми, часто отказываются выполнять требования взрослых. Часто намеренно делают вещи, кот. досаждают другим людям. Часто обвиняют других в своих ошибках\ поведении. Часто обидчив \ ему легко досадить. Часто сердится \ негодует. часто злобен\ мстителен. часто обманывает\ нарушает обещания с целью выгоды или уклонения от обязательств. затевает драки. использовал оружие, кот.способно причинить серьезный физический вред другим людям. несмотря на запреты родителей, часто затемно остается на улице проявляет физическую жестокость по отношению к др. людям. И т.д..

44. Определение понятия «суицидальное поведение»

     Суицидальное поведение (СП) – аутоагрессивное поведение, проявляющееся в виде фантазий, мыслей, представлений или действий, направленных на самоповреждение или самоуничтожение и, по крайней мере, в минимальной степени мотивируемых явным или скрытым намерением смерти.

покушения, попытки и  проявления. К покушениям относят  все суицидальные акты, не завершившиеся  летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т.д.). Суицидальными попытками считают демонстративно-установочные действия, при кот. суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта. Также сюда относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

45.Диагностика суицидального риска

Диагностика суицидального  риска явл.определяющим моментом в  психологической профилактике суицида  и своевременности постановки на учет у психиатра данной категории лиц. В качестве одного из инструментов для выявления лиц, склонных к суицидальному риску, служит методика Миннесотский многомерный личностный опросник (MMPI).

На основании интерпретации  профиля по основным (клиническим) и  оценочным шкалам, психолог может выделить общие тенденции изменения шкал у индивидов, относящихся к группе суицидального риска.

1. Демонстративность  (Д). Желание привлечь внимание  окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания.  Демонстративное суицидальное поведение, порой оцененное окружающими как «шантаж», «истероидное выпячивание трудностей», переживается изнутри как «крик о помощи»..

2. Аффективность (А). Доминирование  эмоций над эмоциональным контролем  в оценке ситуации. Готовность  реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно, эмоционально.

3. Уникальность (У). Восприятие  себя, ситуации и, возможно, собственной  жизни в целом как явления  исключительного, не похожего  на другие, и, следовательно, подразумевающего  исключительные варианты выхода, в частности суицид.

4. Несостоятельность  (Н). Отрицательная концепция собственной  личности. Представление о своей  несостоятельности, некомпетентности, ненужности, «выключенности» из  мира.

5. Социальный пессимизм  (СП). Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружением.

6. Слом культурных  барьеров (СКБ). Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и  нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем варианте - инверсия ценности жизни и смерти.

7. Максимализм (М). Инфантильный  максимализм ценностных установок. Максимализация ценностей значимости малейшей потери с одновременной минимализацией значимости ценностей имеющихся достижений. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта из какой-то одной жизненной сферы.

8. Временная перспектива (ВП). Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы, глобальный страх неудач и поражений в будущем.

9. Антисуицидальный фактор (АФ).  снижает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства долга ответственности за близких. Представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий.

Данная методика применяется в случае, когда психолог на основе предшествующего исследования выявил высокую вероятность суицидального поведения. Тестированию должна предшествовать беседа, в ходе которой психологу необходимо проявить максимум внимания и сочувствия.

46.Схема  анализа отклоняющегося поведения.

1. Индивидуально-типологическая  ранимость:

  • сенситивность (повышенная чувствительность к любому внешнему воздействию); 
  • эмоциональность (яркость переживаний) и эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения);  
  • пониженный фон настроения;  
  • импульсивность (склонность к быстрой, необдуманной, неконтролируемой реакции);  
  • низкая адаптивность (неспособность быстро и эффективно изменять свое поведение в ответ на изменения ситуации); 
  • склонность к быстрому формированию стойких поведенческих стереотипов (привычки либо очень стойкие, либо чрезмерно быстро формируются); 

2. Нарушения саморегуляции  личности:

  • преобладание негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, отчаяния, боли, вины, агрессии, депрессии) и внутренних конфликтов; 

3. Ресурсы личности (ее  жизненно важные качества и  компенсаторные возможности):

  • духовность; 
  • здоровье и ценности здорового образа жизни; 
  • внешняя привлекательность; 

47. Психодинамические аспекты отклоняющегося  поведения.

Психодинамические теории, вышедшие из психоанализа 3. Фрейда раскрывают бессознательные механизмы человеческого поведения. 3. Фрейд выделял два ведущих вида инстинктов: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Агрессивный инстинкт признавался производным и главным проявлением инстинкта смерти, а склонность к агрессии - исходной инстинктивной тенденцией, характерной для всех людей. З.Фрейд в психической жизни человека выделил сознательное и бессознательное. Бессознательное включает то, что недоступно для сознания из-за подавления (собственно бессознательное. Сознательное выступает инстанцией, чувственно-воспринимающей внутренние и внешние возбуждения, делающей их осознаваемыми с помощью речи. Ид - термин, который Фрейд использовал для обозначения той (большей) части психики, которая содержит примитивные желания, импульсы, иррациональные стремления, комбинации "страх-желание" и фантазии. Эго - имя тех функций, которые позволяют приспосабливаться к требованиям жизни и находить пути, доступные в пределах данной семьи, для управления устремлениями Ид. Кроме Ид и Эго было введено понятие супер-Эго для той части психического аппарата, которая является отражением остаточного родительского влияния.

48. Особенности личности суицидента.

Общей причиной суицида  является социально-психологическая  дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой. Нередко этот акт отчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.

49. Типология суицидов.

Люди имеют тенденцию  к саморазрушению, которая различается  лишь по степени выраженности или интенсивности проявлений от человека к человеку и от одного общества к другому. Желание умереть является частым среди детей, а суицидальные фантазии вполне естественны для обычных взрослых людей. Эти желания могут быть выражены по-разному: 'Если бы я сейчас умер, мои родители пожалели бы, что относились ко мне так плохо', 'Лучше умереть, чем так дальше жить', 'Я устал от жизни', 'Вам без меня будет лучше', 'Вам не придется слишком долго меня терпеть'. Эти высказывания для случайного наблюдателя могут показаться не связанными с самоубийством, но следует подчеркнуть, что именно они используются в пресуицидальных беседах и записках. Угрозы могут превратиться в действия.

50. Социальные факторы отклоняющегося  поведения 

Социальное напряжение в обществе создает условия для интенсивного возникновения психических расстройств и социально опасных форм отклоняющегося поведения (алкоголизм , наркомании , суициды, преступность); При изучении патогенного влияния на психическое здоровье социальных факторов следует дифференцировать их на две группы: макросоциальные и микросоциальные. Первые непосредственно обусловлены общественным строем, социально-экономической и политической структурой общества. Вторые отражают конкретные направления общественной жизни людей в ее различных сферах (труд, отдых, быт). Психологические проблемы в семье и в рабочей микрогруппе по-прежнему остаются одной из основных причин развития нарушений психического здоровья.


Информация о работе Контрольная работа по "Социальной психологии девиантного поведения"