Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа
В настоящее время проблема агрессии актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость, и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I Агрессивность школьников как педагогическая проблема……………………………………………………………….5
1.1 Определение, понятия и причины агрессивного поведения школьников..5
1.2 Зарубежные подходы к изучению агрессии……………………………….24
Глава II Анализ и методы коррекции агрессивного поведения подростков сфере досуга…………………………………….……..37
2.1 Характеристика агрессивного поведения подростков школы №38 г. Казани……………………………………………………………………………37
2.2 Разработка и апробация методики по коррекции агрессивного поведения подростков в сфере досуга……………………………………………………..43
Выводы…………………………………………………………………………56
Заключение………………………………………………………………….…58
Список используемой литературы……
Глава.2. Анализ и методы коррекции агрессивного
поведения подростков в сфере досуга
2.1 Характеристика агрессивного поведения
подростков школы №38 г. Казани
Детское насилие – проблема международная. Вымогательство, хулиганство, жестокие драки... Налицо печальный опыт Америки, где перестрелки среди подростков уже не редкость. Нам за примерами тоже далеко ходить не надо. Стоит вспомнить прошлую осень, когда ученики одной из Российских школ до смерти избили сверстника, и заглянуть в медицинские сводки – агрессия в школе, зачастую с применением холодного оружия, становится, к сожалению, обычным делом.
Исследования показывают, что представления о школе у родителей почти идеальное – место безопаснее вряд ли найдешь. А у детей, особенно у мальчишек, мнение иное. Ученики стали активнее вооружаться. Но теперь, помимо «бабочек» и кастетов, в карманах школьников нередко появляются газовые, пневматические пистолеты и электрошоки. Без «выстрелов» из газового баллончика на «любимом уроке» или так, для развлечения, теперь мало какая школа обходится.
Проблемой сегодня является и отсутствие надлежащего контакта между администрацией школ и ОППН. Невыгодно директорам «сдавать» своих правонарушителей – агрессоров, милиции – школа попадет в «черный список», премии лишат и т. д. Вот и скрывают они их, пытаясь решить эту проблему в стенах школы, на штабе, с родителями. Но, как правило, меры эти малодейственные. Или, например, в ряде школ уже несколько лет введена специальная мера – установлены ящики для анонимных писем, заявлений школьников, если они столкнулись с агрессией: вымогательством, рукоприкладством, угрозами... Но, как оказалось, ни одно такое письмо не дошло до милиции!
Специалисты психологического центра провели исследования по проблеме физического, психологического и сексуального насилия в школах. Результаты весьма показательные. По ответам 14-17-летних респондентов большая их часть регулярно подвергается в школе физическому насилию (кстати, под таковым значится не только избиение, но и толчки, шлепки, плевки и т. д.). Причину многие из них видят в том, что в обществе недостаточно сформированы нравственные ценности, слабо применяется закон для наказания обидчиков, сильны традиции применения насилия в семье как элемента воспитания.
70% опрошенных испытывают психологическое насилие со стороны сверстников, 38% – со стороны взрослых (в основном, учителей), 18% – родителей. Чаще это оскорбления, несправедливые обвинения, угрозы, шантаж, насильственное вовлечение в группировки, гонения в классе.
В ходе опроса отдельно рассматривались вопросы, связанные с сексуальным насилием.
Исследования показали, что у большинства школьников сложилось сексуальное поведение, не исключающее действия насильственного характера. Часто применение сексуального насилия к девушкам связано с тем, что парни относятся к ним как к людям «второго сорта». Кроме того, практически все школьники оправдывают насилие в ответ на насилие. Исходя из всего этого, психологи предполагают, что существующая модель насильственного поведения в будущем может распространиться на весь город. По мнению психологов, мы сами привносим в школу дух насилия кровавой криминальной хроникой, жуткими фильмами, которые в других странах по общенациональным каналам никогда не показывают. У детей разрушается понятие ценности человеческой жизни.
Милиция, в частности, видит выход в создании специальных служб безопасности в школах. Когда-то они существовали и вербовали в них «стражей порядка» из старшеклассников. В школах становится все больше опасных предметов, все больше соблазн пустить их в ход. Многие дети боятся ходить в школу – могут обидеть, оскорбить. Представляете, испытывать подобные страхи в течение 10 лет...
На прошлой неделе зарегистрировано два очередных случая насилия в школе: 23 марта возле школы сверстники сильно избили 10-летнего ученика, напоследок брызнув в лицо из газового баллончика. Мальчик получил ожог роговицы первой степени. 24 марта в школе учащиеся ранили ножом 16-летнего школьника...
На сегодняшний день на учете в Инспекции по делам несовершеннолетних Управления внутренних дел г. Казани состоят 3527 подростков. Грабежи, кражи, хулиганские действия, угроза убийства, мошенничество. И во всех этих действиях принимали участие подростки школьники.
В качестве примера характеристики нескольких подростков с различными формами агрессивного поведения:
1. Константин Ж. 14 лет. Воспитывается в полной семье. Отец длительное время злоупотребляет алкоголем. Воспитанием сына и еще двух дочерей занимается мать. Характер общительный, имеет ярко выраженные лидерские черты, несколько лет был старостой класса, активно участвовал в общественной жизни школы. Занимался в досуговых учреждениях танцами и театральным искусством. В 2004 году во время ссоры с одноклассником нанёс ему тяжкие телесные повреждения. Состоит на учете в милиции. После драки был подвергнут сильному общественному порицанию, отстранён от обязанностей старосты класса, перестал посещать кружки и занятия.
2.Алексанр Б. - 15 лет. Воспитывается в полной семье. Отец - безработный, мать работает сторожем. Материальный уровень семьи - низкий. Характер независимый, неуравновешенный. Интереса к каким-либо видам досуговой деятельности не проявляет. Свободное время проводит во дворе в компании сверстников. В2004 году на него поступила жалоба от родителей одного из учеников школы. Вымогал деньги, проявлял агрессию по отношению к одноклассникам и учителям. Состоит на учете в милиции.
З.Андрей Е.. - 15 лет. Воспитывается в полной семье. Мать и старший брат имеют инвалидность. Характер неуравновешенный, вспыльчивый, высокомерный, эгоистичный. Отношения с учителями плохие, с одноклассниками - сложные. Непродолжительное время посещал фото клуб при школе, но бросил из-за не сложившихся взаимоотношений с руководителем. Воспитывается по типу "кумир семьи". Мать полностью оправдывает любые проступки сына. В феврале 2004 года подрался с другом и нанёс ему сильные телесные повреждения. Состоит на учете в милиции
4.Наиль Ш. - 15 лет. Воспитывается в неполной многодетной семье. Родители разведены. Помимо него в семье имеется еще 4 детей. Мать ведет аморальный образ жизни, не работает, злоупотребляет алкоголем. Характер эмоционально неустойчивый, имеются задержки психического развития. Интереса к каким-либо видам досуговой деятельности не проявляет, досуговые учреждения не посещает. Свободное время проводит на улице. С учителями ведёт себя дерзко, плохие отношения с одноклассниками, воспитанию не поддаётся. Постоянный участник конфликтов в школе, где зачастую является организатором. Чрезвычайно агрессивный. Пререкается и ругается с учителями
5.Алмаз Д. - 14 лет. Воспитывается в полной семье. Характер скрытный, лживый. Учится плохо. Отношения с учителями сложные, конфликтные. Педагогическим воздействиям не поддается. Досуговые учреждения не посещает. Правонарушений не совершал. На учете в милиции не состоит. Дома имеет все условия для обучения. Избалован родителями. Проявляет агрессию, как в отношение школьников, так и учителей.
6. Миляуша Р. - 16 лет. Воспитывается в неполной семье. Характер замкнутый, скрытный. Интереса к какому-либо виду досуговой деятельности не проявляет. Свободное время проводит на улицах города. Состоит на учете в милиции за нанесение телесных повреждений однокласснице, вымогательство.
7. Борис А. - 15 лет. Воспитывается в неполной семье. Отец имеет
судимость, проживает отдельно. Мать занимается торговлей на рынке,
сыну ни в чем не отказывает. Характер бойкий, общительный, имеет
лидерские черты. Досуговые учреждения не посещает. В феврале 2005
года в группе лиц совершил разбойное нападение - под угрозой насилия
отобрал у хозяйки квартиры деньги и золотые изделия. Состоит на учете
в милиции.
Данные характеристики позволяют сделать следующие выводы: большинство агрессивных подростков живут в неблагополучных семьях. Отцы в некоторых семьях отсутствуют, но и в полных семьях они, как правило, полностью отстранены от воспитания. Подростки предоставлены самим себе. Если в школе они находятся под опекой коллектива, который все же сдерживает их необдуманные поступки, и учителей, которые хоть как-то пытаются внушить им общечеловеческие ценности и нормы поведения, то за стенами школы их время провождение никем не контролируется. Большую часть своего свободного времени подростки проводят на улице и в большинстве своем входят в различные ОПГ.
Характерным является тот факт, что преступление подростки совершают, как правило, не в одиночку, а находясь в группе. Самые малочисленные такие группы состоят из 4 человек, самые многочисленные - из 14-16. Каждая из групп не носит случайный характер, а является устойчивой подростковой группировкой со своими правилами и законами. Эти группировки бывают воровской направленности или хулиганствующей, в зависимости от рода занятий.
Так, например, в феврале 2003года сотрудниками милиции была задержана группа из 12 подростков, в возрасте от 14 до 16 лет, которая совершила серию грабежей на улицах города. За 2 месяца они, угрожая расправой, отобрали у своих сверстников кожаный плащ, сотовые телефоны и золотые изделия.
Такое поведение подростков является следствием процесса расслоения общества по достатку, который происходит в настоящее время. "Престижные" для подростков вещи становятся многим из них недоступными, в первую очередь для тех, кто проживает в неблагополучных семьях. Но подросткам необходимо "самоутвердиться", то есть быть "не хуже других". Самоутверждение является стимулом для совершения ими агрессивных поступков в отношении сверстников, и не только.
Однако, это не единственная причина такого рода агрессивного поведения подростков. Иногда бывает, что на путь преступлений встают подростки из благополучных семей с высоким уровнем достатка. Так, например, в январе 2005 года была осуждена на 2 года условно Владимир А. 1987 года рождения, который совершила грабеж - отобрал у знакомой девушки сотовый телефон, золотые украшения. Владимир - из семьи с материальным достатком. Мать и отец подростка успешно занимаются коммерческой деятельностью. Однако сама подросток с детства не приучен трудиться. Труд для него - неприятная необходимость, которую он стремится избежать. Его родители сознательно старались облегчить жизнь
сына, считая, что он еще успеет "наработаться" во взрослой жизни. Они невольно сами способствовали тому, что у сына не вырабатывается желание трудиться.
Подростки из семей, подобной Владимира, отличаются леностью и эгоистичностью. Как правило, они настойчиво отстаивают право на праздный образ жизни и полное удовлетворение своих прихотей и желаний. Вырастая, такие подростки не хотят работать, Чтобы удовлетворить свои потребности и желания, такие подростки нередко встают на путь преступлений, принимая участие в кражах и грабежах. А всё начиналось с хулиганства и драк.
2.2 Разработка и апробация методики по коррекции агрессивного поведения подростков в сфере досуга.
Цель исследования: разработать методику для подростков направленную на снижение агрессии.
Задачи:
1. В рамках теоретического анализа исследовать специфику агрессивности подростов.
2. На основе полученных данных разработать методику работы с агрессивными подростками.
3. Осуществить апробацию полученной методики.
4. оценить эффективность методики.
Объект исследования:
Ученики девятых классов - двадцать человек детей, учащихся средней школы №38 г. Казани. Дети отбирались после общей диагностики всех девятых классов на предмет агрессивности. По полученным данным было выделено двадцать человек, уровень агрессивности которых был наиболее высок. Это были как мальчики, так и девочки с разным социальным положением.
Предметом исследования является агрессивное поведение подростков.
Разработка и апробация методики.
В начале работы над разработкой методики были собраны диагностические материалы, которые позволили бы выявить агрессивность детей. Сюда вошли следующие методики:
Первый метод – это тест «несуществующего животного».
Это проективная методика исследования личности предложена М.З. Друзкевич в 1985г. Испытуемому в этой методике предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное мягким карандашом на чистом листе бумаги и назвать его несуществующем именем (см. Приложение №1).
Второй метод – это наблюдение за поведением ребёнка в ходе игры.
Для этого были отобраны две однотипные игры, смысл которых заключался в том, что каждый ребёнок подгруппы из десяти человек в определённый момент оставался в не игры. Ребёнку не хватало стула или кегли, когда после окончания каких либо движений давался сигнал, занять места или схватить кеглю, количество которых, на одну меньше чем детей.
После общего обследования подростков из всех имеющихся девятых классов (4кл. - в целом 65чел.) по указанным выше методикам, были отобраны двадцать человек со средним и высоким уровнем агрессивности. Набранную группу разделили на две, по 10 человек в каждой. С первой группой проводили психологическое консультирование по разработанной методике, а со второй не проводилось никаких занятий. После проведения упражнений снова была проведена диагностика агрессии, сравнив результаты до начала консультативной работы и после нее, у двух групп, в одной из которых проходила работа по снижению уровня агрессивности, а в другой - нет.
Информация о работе Коррекция агрессивного поведения школьников