Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа
В настоящее время проблема агрессии актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость, и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I Агрессивность школьников как педагогическая проблема……………………………………………………………….5
1.1 Определение, понятия и причины агрессивного поведения школьников..5
1.2 Зарубежные подходы к изучению агрессии……………………………….24
Глава II Анализ и методы коррекции агрессивного поведения подростков сфере досуга…………………………………….……..37
2.1 Характеристика агрессивного поведения подростков школы №38 г. Казани……………………………………………………………………………37
2.2 Разработка и апробация методики по коррекции агрессивного поведения подростков в сфере досуга……………………………………………………..43
Выводы…………………………………………………………………………56
Заключение………………………………………………………………….…58
Список используемой литературы……
Приложение № 6.
Профилактика агрессивного поведения детей средствами
досугово - эстетического воспитания.
1. Основные правила этикета.
а) поведение в гостях; б) поведение за столом;
в) украшение и сервировка стола; г) как правильно рассадить гостей.
2. Навыки общения с людьми.
а) Развивающие занятия «приглашение в мир общения».
б) Коррекционно-развивающая программа «управление агрессией».
Некоторые примеры игр, в которых подросток может выражать свою агрессию в социально приемлемой форме.
3. Основы флористики (составление букетов).
а) букеты из живых цветов; б) сочетание их различных видов;
в) букеты из сухих цветов; г) создаём свои композиции.
4. Организация творческой мастерской.
(основные принципы)
Цели курса:
Научить подростков соблюдать моральные нормы поведения принятых в обществе, а так же привить умение реализовывать свои негативные импульсы в социально приемлемой форме, не причиняя вред другим людям.
Курс рассчитан на 19 групповых занятий по 60 минут три раза в неделю.
1 занятие.
Цель: Ознакомить ребят с понятием «Этикет», давая возможность осмыслить тот факт, что они встречаются с его проявлениями каждый день.
Материалы: карандаши и лист бумаги.
С ребятами проводится беседа, на которой им рассказывается, чему будут посвящены данные занятия. После этого педагог предлагает детям объяснить значение слова «Этикет», выслушав все мнения, он даёт свою формулировку данного понятия. Затем учитель продолжает разговор, расспрашивая ребят, где и когда они сталкивались с культурным и некультурным поведением людей.
После этого предлагается нарисовать разные ситуации хорошего (культурного) поведения и плохого.
Учитель старается классифицировать рассказы детей по рисункам, объясняя, что, например, «этикет» предполагает культуру речи, которая заключается в отсутствии вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов.
Детям даётся домашнее задание постараться, как можно больше использовать разобранные слова, понаблюдать, как часто сами взрослые используют их.
2 занятие.
Цель: этикет и эмоции, обучаем подростков управлять собой.
Ребятам предлагается разбиться на пары и каждой из них предлагается изобразить:
–
–
–
После каждой сценки обсудить положительные и отрицательные моменты, акцентируя внимание подростков и подводя их к мысли, что, например, в первом случае важным является манера разговаривать, уметь слушать и слышать собеседника, не перебивать его, и не повышать голос.
Во втором случае, важно умение поддерживать беседу, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в доступной форме.
В третьем случае, что с ухоженным и весёлым, доброжелательным человеком приятней общаться, чем с неопрятным.
В домашнем задании попросить ребят изобразить всё это на бумаге.
3 занятие.
Цель: в игре «идём в гости» набросать основные правила поведения в гостях и за столом.
Подросткам предлагается разбиться по двое (мальчик с девочкой) и выбрать одну из пар, к кому все остальные пойдут в гости. После этого вся группа совместно с учителем рассказывает известные правила поведения и встречи гостей выбранной паре.
Правила для хозяина и хозяйки:
1 правило – За стол гостей приглашают обычно не позже, чем через тридцать минут после назначенного срока, даже если не все еще собрались.
2 правило – Будьте вежливы и улыбчивы с приглашёнными людьми.
3 правило – Будучи хозяином или хозяйкой, никогда не заканчивайте свое блюдо первым. Подождите, пока закончат гости. Это особенно важно, когда подано последнее блюдо.
Правила для гостей:
1 правило – к застолью надо приходить в точно назначенный час. Считается, что гости, прибывшие с опозданием, проявляют большую невежливость по отношению к хозяевам и другим гостям, задерживая их.
2 правило – Не следует пристально разглядывать мебель, картины, другие предметы, находящиеся в комнате. Не торопитесь сесть, подождите, пока вас пригласят, или когда хозяин и хозяйка сядут сами.
3 правило – Здороваться обязательно с хозяином и хозяйкой дома, а остальным достаточно только поклониться.
4 правило – мужчины садятся за стол только после того, как сядут все дамы. Сопровождая даму к столу, следует предложить ей правую руку.
5 правило – мужчина сначала предлагает выбрать женщине блюда, стоящие на столе, а затем кладет их на тарелку.
6 правило – Не следует приступать к еде, прежде чем угощение не было предложено всем гостям. Когда приносят следующие блюда, то ждать, пока наполнятся тарелки остальных присутствующих, уже не обязательно. Мужчины должны ждать, пока не начнут, есть сидящие рядом женщины.
Начинать пить можно лишь после общего тоста.
7 правило - Самый большой промах, это есть с ножа. Столовую ложку не отправляют в рот целиком. Если суп близится к концу, надо наклонить край тарелки от себя и ложкой собрать его остатки.
8 правило – Пользоваться расческой за столом нельзя, пудриться и подкрашивать губы можно только после окончания еды.
9 правило - Нетактично без надобности выходить из-за стола до окончания трапезы.
10 правило – Не рекомендуется разговаривать с кем-либо через соседа. Разговаривая с соседом (соседкой) по столу, не нужно поворачиваться к нему всем корпусом, чтобы не оказаться спиной к другому. Вставая из-за стола, не забудьте поблагодарить хозяйку.
11 правило – После окончания обеда или ужина спешить с уходом не следует, но и излишне задерживаться тоже не рекомендуется.
12 правило – Невежливо делать какие-либо замечания относительно подаваемого блюда, а также критиковать то, что подается к столу.
13 правило – Не смотрите часто на часы, находясь в гостях. Если действительно необходимо уйти до того, как начнут расходиться другие гости, это следует сделать незаметно для окружающих, предварительно извинившись перед хозяевами дома.
Обсудив все эти правила, начинаем их проигрывать.
После игры мы обсуждаем ощущения, и отмечаем, какие правила всё-таки они забыли. В этой игре желательно использовать реальные предметы, а так же проводить её в другом помещении, приблизив его к реальной домашней ситуации.
5 занятие.
Цель: Разбор украшений стола – живые и искусственные цветы, составление мини-букетиков.
Материалы: живые и искусственные цветы, различные по форме и высоте вазы, инструменты для скрепления искусственных мини-букетов (проволока, ножницы, и т.д.),
Необходимо обозначить определённые правила присутствия цветов на столе:
1 правило - цветы ставят в центре или на краю стола, если там не предусмотрено место для гостей, букет не должен заслонять напротив сидящего или мешать беседе гостей.
2 правило – Если число гостей превышает 50 человек, то цветы размещают на каждом столе для группы гостей (10-12 человек) или на границе между двумя группами.
3 правило – Не рекомендуется на стол ставить цветы с ярко выраженным запахом, а также большие и тяжелые цветы, например, георгины, хризантемы, гладиолусы.
4 правило – Для украшения праздничного стола нужно выбирать низкие вазы, которые могут быть различной формы и из разного материала. Большие высокие вазы больше всего подходят к столу «а ля фуршет».
5 правило – Цветы надо ставить в вазы, подходящие как по цвету, так и по форме, в одну вазу надо поставить не больше 9 цветов, и высота их не должна превышать уровня глаз.
6 правило – Окраска цветов должна подходить к цвету посуды, скатерти и салфеток.
После этого рассказать ребятам способы формирования композиций из искусственных, высушенных цветов и предложить попробовать составить свои букетики.
6, 7, 8, 9, 10 занятие.
Основы лепки из глины. (Творческая мастерская)
Цель: научить ребят основам правильного составления и создания глиняных композиций.
Материалы: глина, гончарный круг.
Цели создания в школе «творческой мастерской».
Цели:
1. Развитие творческого воображения.
2. Психологический климат класса, общение вне уроков (развитие взаимовыручки, поддержки, доброжелательного взаимоотношения друг к другу).
Навыки общения с людьми.
Развивающие занятия «приглашение в мир общения».
Цель: Профилактика агрессии подростков через средства осознания ими собственного опыта, в том числе полученного в ходе выполнения заданий, через анализ различных ситуаций, а не в форме нравоучений и истин, высказанных взрослыми.
Задачи:
1. Развитие у подростков лучшего понимания себя и других людей,
2. Формирование коммуникативных навыков учебного сотрудничества,
3. Расширение словарного запаса в области чувств и эмоций.
Коррекционно - развивающая программа «управление агрессией».
Цель: развитие эмоциональной регуляции у детей, предупреждение и снижение агрессии, страхов, повышение уверенности в себе и т.д.
Задачи:
1. овладение средствами и способами анализа своего положительного или отрицательного (агрессивного) поведения, а так же поведение других людей.
2. Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у подростков.
В качестве методического материала для проведения данного тренинга предлагается воспользоваться пособием: Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М. 1999. -198с.
В этой книге говорится о том, как развить у детей способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональные состояния других людей, которые формируются по мере личностного развития.
Некоторые примеры игр, в которых подросток может выражать свою агрессию в социально приемлемой форме.
Игра - «Ящик с «обидками».
Материалы: картонный ящик и газета.
Подросток комкает куски газеты в шары и кидает их в стену. Они падают, оставаясь на полу, а он продолжает комкать всё новые куски газеты и кидать в стену до тех пор, пока не устанет. Если его обидели, то ему можно посоветовать сопровождать каждый бросок словами, адресованными обидчику.
Когда подросток устанет и немного успокоится, можно вместе с ним собрать бумажные комки и сложить их до следующего раза, объясняя ему, что он всегда может ими воспользоваться наедине в своей комнате, когда снова почувствует сильное напряжение и желание злиться.
Методика - "Пара ласковых".
Группа в кругу. Одному завязывают глаза. Ведущий (или сосед) показывает на кого-то рукой и просит вылить на него всю злость. После потока "высказываний" человеку развязывают глаза. Он видит свою "жертву" и извиняется перед ней. Мол, был несдержан. "Сорвалось". Интересный эффект, когда показывают человеку на его самого.
Методика - "Рисунок".
Нарисовать портрет человека, к которому испытываешь агрессию. Потом подписать его корявыми буквами, порвать и выбросить.
43
Информация о работе Коррекция агрессивного поведения школьников