Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа
В настоящее время проблема агрессии актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость, и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I Агрессивность школьников как педагогическая проблема……………………………………………………………….5
1.1 Определение, понятия и причины агрессивного поведения школьников..5
1.2 Зарубежные подходы к изучению агрессии……………………………….24
Глава II Анализ и методы коррекции агрессивного поведения подростков сфере досуга…………………………………….……..37
2.1 Характеристика агрессивного поведения подростков школы №38 г. Казани……………………………………………………………………………37
2.2 Разработка и апробация методики по коррекции агрессивного поведения подростков в сфере досуга……………………………………………………..43
Выводы…………………………………………………………………………56
Заключение………………………………………………………………….…58
Список используемой литературы……
Таблица 3. Результаты обследования по диагностическим методикам после проведения занятий (итоговая диагностика).
Экспериментальная группа детей, с которыми проводились занятия. | Контрольная группа, с которой не проводилось ни каких занятий.
| ||||
От 3-5б. Тест несущ. Жив. | Игра От 5-10б. | От 5-8б. Тест несущ. Жив. | Игра От 10-15б. | ||
1. Николай Р. | 3 б. | 5 б. | 1.Соня У. | 6 б. | 10 б. |
2. Антон П. | 4 б. | 7 б. | 2. Рома А. | 7 б. | 11 б. |
3. Алексей О. | 4 б. | 8 б. | 3. Ваня К. | 6 б. | 10 б. |
4. Саша Н. | 4 б. | 7 б. | 4. Вадим Л. | 8 б. | 12 б. |
5. Маша К. | 5 б. | 6 б. | 5. Рита Б. | 6 б. | 12 б. |
6. Лена С. | 3 б. | 5 б. | 6. Максим Н. | 8 б. | 14 б. |
7. Дима С. | 5 б. | 9 б. | 7. Витя Ж. | 7 б. | 14 б. |
8. Ира А. | 4 б. | 6 б. | 8. Наташа Т. | 7 б. | 13 б. |
9. Миша У. | 3 б. | 5 б. | 9. Ира С. | 6 б. | 11 б. |
10. Стас Ф. | 5 б. | 9 б. | 10. Артур З. | 8 б. | 15 б. |
Обсуждение результатов.
Экспериментальная группа показала значительное снижение уровня агрессивности. Так, например, в методике «несуществующее животное» во вторичной диагностике наблюдалось 6-8 элементов указывающих на агрессию (рога, зубы, когти и т.д.), а после проведения занятий и сбора данных, в конечной диагностике эти же показатели уменьшились до 1-3 элементов. Те же результаты наблюдались и в повторном проведении игры, дети с которыми проводилась работа, были менее агрессивны, более миролюбивы и доброжелательны по сравнению с контрольной группой.
Контрольная группа, где не проводились занятия, осталась практически без изменений.
Это говорит об эффективность разработанной методики и то, что она может быть использована педагогами в практической работе с детьми, у которых наблюдается повышенная агрессивность.
Выводы:
В данной работе была разработана и апробирована методика работы с агрессивными детьми подросткового возраста. Задачи, поставленные в начале работы, выполнены.
Был рассмотрен феномен агрессивности внешнего поведения с точки зрения педагогики, выяснили, какая на сегодняшний день проводится работа с агрессивными подростками. Затем, в практической части мы разработали и опрабировали методику работы, направленную на снижение агрессивных проявлений у подростков.
Осуществив апробацию полученной методики в рамках педагогической работы с подростками, были приведены в качестве примера, по одному случаю относительно каждой гипотезы.
Проанализировав общие результаты по апробации данной методики, её результативность составила 70%.
Исходя из полученных результатов, сделан вывод, что методы оказания воздействия, связанные с гипотезой об агрессивности ребёнка, обусловленной, низким уровнем интеллекта, оказались не доработаны.
Разработанный нами курс «Коррекция агрессивного поведения школьников в сфере досуга» может являться методическим пособием для применения его в школьной практике, как педагогом-психологом, так и преподавателем школы. Хочется отметить, что он является нестандартным и мало применяемым методом обучения и нравственного воспитания детей.
И в конце хотелось бы отметить, что большая часть рассматриваемых методик были переработаны с учётом специфики применения их в практике.
Заключение.
Работа посвящена агрессивности детей и методами работы с ней. На мой взгляд, это существенный вклад в практическое направление психолого-педагогической работы в целом, а так же и в частности, т.к. упражнения являются практическим пособием для педагогов-психологов и педагогов досуговых учреждений, кто посвящает себя детям и работе с ними. Относительно перспектив дальнейших исследований, я считаем, что они не только «широки, но и глубоки»… Заключаются они в следующем:
1. Пополнение гипотез по каждому пункту нашей методики.
2. Пристальное внимание к гипотезе об «агрессивности ребёнка, обусловленной низкими интеллектуальными способностями», а так же к гипотезе об «агрессии, вызванной просмотром видеофильмов, кино, компьютерных игр с элементами насилия». Эти два пункта смело могли бы быть пополнены методами оказания воздействия на подростков, т.к. ребята в этом возрасте достаточно впечатлительны и многое принимают всерьёз.
3. Относительно «методов оказания воздействия» в методике я считаю, что этот пункт также может быть пополнен новыми техниками.
4. Ну и последнее – это конечно выборка испытуемых. Надеюсь, что в дальнейшем будет продолжена работа в данном направлении, т.к. обследуемых и отбираемых детей в экспериментальную и контрольную группу должно быть значительно больше.
Обзор литературы в теоретической части диплома показал то, что единой точки зрения на источник агрессии нет, что значительно усложняет понимание данной проблемы. Кроме того, мало изучен такой аспект агрессии, как её устойчивость. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки. В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности
1. Во всех возрастных группах примерно половина имеет выраженность агрессивности как личностного образования.
2. Уровень агрессивности претерпевает существенную динамику. Наибольшие изменения происходят в 14 лет (9 класс).
3. Практические рекомендации. Необходимо научить детей навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.
Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует особое внимание, в частности в рамках школы.
Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, психологов, и, разумеется, культурно – досуговых учреждений и школ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асеев В.Б. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976г.
2. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей.- М., 1991г.
3. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - Сп-Б., 1997г.
4. Берковиц Л. Агрессия Причины последствия и контроль. – Сп-Б., 1999г.
5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности.
- М., 1875г.
6. Булянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. - М., 1988г.
7. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М., 1968г.
8. Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1991г.
9. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М., 1991г.
10. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1997г.
11. Гилинский Я. И. Стажи социализации индивида. Человек и общество (проблемы социализации индивида). Л., 1971г.
12. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 1995г. - 239 с.
13. Доллард Анализ теории фрустрации – агрессии. – М., 1998г.-
14. Еремин В.А. Улица-подросток-воспитатель. – М., 1991г.
15. Ениколопов С.Н. Личность преступника как объект исследования. - Под ред. А.В.Петрова – М.: Из-во Наука, - 1979г. – с. 21 – 46.
16. Завражец С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте. – М., 1996г. C. 8 – 16.
17. Запорожец А.В. Особенности агрессивного поведения. - М., 1991г.
18. Запорожец А.В. Особенности психологии детей школьного возраста. - М., 1985г.
19. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1980г. - 128 с.
20. Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980г. - 290 с.
21. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Опсихологии и физиологии подростка – учителю. – М., 1991г.
22. Кондрашенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка. Минск., 1991г.
23. Краковский А.П. О подростках. Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка. – М., 1970г.
24. Лалаянц И. Энергия агрессии // Семья и школа 1995г. - №6. 3 – 9 с.
25. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») М., 1994г. –269с
26. Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребёнка. - М., 1987г
27. Махов Ф.С. подросток и свободное время. Л., 1982г.
28. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. – М., 1990г.
29. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Академия. – М., 2000г.
30. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. - М., 1985. - 103с.
31. Нравственность. Агрессия. Справедливость// Под ред. А.М. Матюшкова. - М., 1992. – 4 с.
32. Роберт Б. Дебора Р. «Агрессия». – С - П. 1994. - 30 – 54 с.
33. Сафонова Т.Я. Цимбал Е.И. и др. Жестокое обращение с детьми.
- М., 1993.
34. Фрейд З. Психология «Я» и защитные механизмы. - М., 1993.
35. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., Республика, 1994
36. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.
Терминологический словарь
Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.
Агрессия – это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию – попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.
Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.
Информация о работе Коррекция агрессивного поведения школьников