Коррекция агрессивного поведения школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа

Описание

В настоящее время проблема агрессии актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость, и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I Агрессивность школьников как педагогическая проблема……………………………………………………………….5
1.1 Определение, понятия и причины агрессивного поведения школьников..5
1.2 Зарубежные подходы к изучению агрессии……………………………….24
Глава II Анализ и методы коррекции агрессивного поведения подростков сфере досуга…………………………………….……..37
2.1 Характеристика агрессивного поведения подростков школы №38 г. Казани……………………………………………………………………………37
2.2 Разработка и апробация методики по коррекции агрессивного поведения подростков в сфере досуга……………………………………………………..43
Выводы…………………………………………………………………………56
Заключение………………………………………………………………….…58
Список используемой литературы……

Работа состоит из  1 файл

diplom2.doc

— 472.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3. Результаты обследования по диагностическим методикам после проведения занятий (итоговая диагностика).

Экспериментальная группа детей, с которыми проводились занятия.

Контрольная группа, с которой не проводилось ни каких занятий.

 

От 3-5б. Тест несущ. Жив.

   Игра

От 5-10б.

От 5-8б. Тест несущ. Жив.

Игра

От 10-15б.

1. Николай Р.

3 б.

5 б.

1.Соня У.

6 б.

10 б.

2. Антон П.

4 б.

7 б.

2. Рома А.

7 б.

11 б.

3. Алексей О.

4 б.

8 б.

3. Ваня К.

6 б.

10 б.

4. Саша Н.

4 б.

7 б.

4. Вадим Л.

8 б.

12 б.

5. Маша К.

5 б.

6 б.

5. Рита Б.

6 б.

12 б.

6. Лена С.

3 б.

5 б.

6. Максим Н.

8 б.

14 б.

7. Дима С.

5 б.

9 б.

7. Витя Ж.

7 б.

14 б.

8. Ира А.

4 б.

6 б.

8. Наташа Т.

7 б.

13 б.

9. Миша У.

3 б.

5 б.

9.  Ира С.

6 б.

11 б.

10. Стас Ф.

5 б.

9 б.

10. Артур З.

8 б.

15 б.

 

Обсуждение результатов.

              Экспериментальная группа показала значительное снижение уровня агрессивности. Так, например, в методике «несуществующее животное» во вторичной диагностике наблюдалось 6-8 элементов указывающих на агрессию (рога, зубы, когти  и т.д.), а после проведения занятий и сбора данных, в конечной диагностике эти же показатели уменьшились до 1-3 элементов. Те же результаты наблюдались и в повторном проведении игры, дети с которыми проводилась работа, были менее агрессивны, более миролюбивы и доброжелательны по сравнению с контрольной группой.

              Контрольная группа, где не проводились занятия, осталась практически без изменений.

              Это говорит об эффективность разработанной методики и то, что она может быть использована педагогами в практической работе с детьми, у которых наблюдается повышенная агрессивность.

 

 

Выводы:

 

              В данной работе была разработана и апробирована методика работы с агрессивными детьми подросткового возраста. Задачи, поставленные в начале работы, выполнены.

              Был рассмотрен феномен агрессивности внешнего поведения с точки зрения педагогики, выяснили, какая на сегодняшний день проводится работа с агрессивными подростками. Затем, в практической части мы разработали и опрабировали методику работы, направленную на снижение агрессивных проявлений у подростков.

                            Осуществив апробацию полученной методики в рамках педагогической работы с подростками, были приведены в качестве примера, по одному случаю относительно каждой гипотезы. 

              Проанализировав общие результаты по апробации данной методики, её результативность составила 70%.

              Исходя из полученных результатов, сделан вывод, что методы оказания воздействия, связанные с гипотезой об агрессивности ребёнка, обусловленной,  низким уровнем интеллекта, оказались не доработаны.

                            Разработанный нами курс «Коррекция агрессивного поведения школьников в сфере досуга» может являться методическим пособием для применения его в школьной практике, как педагогом-психологом, так и преподавателем школы. Хочется отметить, что он является нестандартным и мало применяемым методом обучения и нравственного воспитания детей.

              И в конце хотелось бы отметить, что большая часть рассматриваемых методик были переработаны с учётом специфики применения их в практике.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Работа посвящена агрессивности детей и методами работы с ней. На мой взгляд, это существенный вклад в практическое направление психолого-педагогической работы в целом, а так же и в частности, т.к.  упражнения являются практическим пособием для педагогов-психологов и педагогов досуговых учреждений, кто посвящает себя детям и работе с ними. Относительно перспектив дальнейших исследований, я считаем, что они не только «широки, но и глубоки»… Заключаются они в следующем:

1.         Пополнение гипотез по каждому пункту нашей методики.

2.         Пристальное внимание к гипотезе об «агрессивности ребёнка, обусловленной низкими интеллектуальными способностями», а так же к гипотезе об «агрессии, вызванной просмотром видеофильмов, кино, компьютерных игр с элементами насилия».  Эти два пункта смело могли бы быть пополнены методами оказания воздействия на подростков, т.к. ребята в этом возрасте достаточно впечатлительны и многое принимают всерьёз.

3.         Относительно «методов оказания воздействия» в методике я считаю, что этот пункт также может быть пополнен новыми техниками.

4.         Ну и последнее – это конечно выборка испытуемых. Надеюсь, что в дальнейшем будет продолжена работа в данном направлении, т.к. обследуемых и отбираемых детей в экспериментальную и контрольную группу должно быть значительно больше.

Обзор литературы в теоретической части диплома показал то, что единой точки зрения на источник агрессии нет, что значительно усложняет понимание данной проблемы. Кроме того, мало изучен такой аспект агрессии, как её устойчивость. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности. Кроме  того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки. В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности

1.  Во всех возрастных группах примерно половина имеет выраженность агрессивности как личностного образования.

2. Уровень  агрессивности претерпевает  существенную  динамику.  Наибольшие  изменения  происходят  в  14 лет (9  класс).

        3. Практические рекомендации. Необходимо научить детей навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.
              Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует особое внимание, в частности в рамках школы.
              Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, психологов, и, разумеется, культурно – досуговых учреждений и школ.

             


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.                       Асеев В.Б. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976г.

2.                       Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей.- М., 1991г.

3.                       Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. -  Сп-Б., 1997г.

4.                       Берковиц Л. Агрессия Причины последствия и контроль. – Сп-Б., 1999г.

5.                       Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности.

     - М., 1875г.

6.                       Булянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. - М., 1988г.

7.                       Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М., 1968г.

8.                       Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1991г.

9.                       Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М., 1991г.

10.                   Выгодский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1997г.

11.                   Гилинский Я. И. Стажи социализации индивида. Человек и общество (проблемы социализации индивида). Л., 1971г.

12.                   Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 1995г. -  239 с.

13.                   Доллард  Анализ теории фрустрации – агрессии. – М., 1998г.-

14.                   Еремин В.А. Улица-подросток-воспитатель. – М., 1991г.

15.                   Ениколопов С.Н. Личность преступника как объект  исследования. - Под ред. А.В.Петрова – М.: Из-во Наука, -  1979г. – с. 21 – 46.

16.                   Завражец С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте. – М., 1996г. C. 8 – 16.

17.                   Запорожец А.В. Особенности агрессивного поведения. - М., 1991г.

18.                   Запорожец А.В. Особенности психологии детей школьного возраста. - М., 1985г.

19.                   Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1980г. - 128 с.

20.                   Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980г. - 290 с.

21.                   Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Опсихологии и физиологии подростка – учителю. – М., 1991г.

22.                   Кондрашенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка. Минск., 1991г.

23.                   Краковский А.П. О подростках. Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка. – М., 1970г.

24.                   Лалаянц И. Энергия агрессии // Семья и школа 1995г. - №6. 3 – 9 с.

25.                    Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») М., 1994г. –269с

26.                   Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребёнка. - М., 1987г

27.                   Махов Ф.С. подросток и свободное время. Л., 1982г.

28.                   Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. – М., 1990г.

29.                   Мудрик А.В. Социальная педагогика. Академия. – М., 2000г.

30.                   Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. - М., 1985. - 103с.

31.                   Нравственность. Агрессия. Справедливость// Под ред. А.М. Матюшкова. -  М., 1992. – 4 с.

32.                   Роберт Б. Дебора Р. «Агрессия».  – С - П. 1994. - 30 – 54 с.

33.                   Сафонова Т.Я. Цимбал Е.И. и др. Жестокое обращение с детьми.

     - М., 1993.

34.                   Фрейд З. Психология «Я» и защитные механизмы. - М., 1993.

35.                   Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., Республика, 1994

36.                   Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996. 


Терминологический словарь

 

Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.

 

                            Агрессия – это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию – попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.

 

Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В  силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения школьников