Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа
В настоящее время проблема агрессии актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость, и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I Агрессивность школьников как педагогическая проблема……………………………………………………………….5
1.1 Определение, понятия и причины агрессивного поведения школьников..5
1.2 Зарубежные подходы к изучению агрессии……………………………….24
Глава II Анализ и методы коррекции агрессивного поведения подростков сфере досуга…………………………………….……..37
2.1 Характеристика агрессивного поведения подростков школы №38 г. Казани……………………………………………………………………………37
2.2 Разработка и апробация методики по коррекции агрессивного поведения подростков в сфере досуга……………………………………………………..43
Выводы…………………………………………………………………………56
Заключение………………………………………………………………….…58
Список используемой литературы……
«Давайте поздороваемся». Вначале говорится о разных формах приветствия реально существующих и шуточных. Потом предлагается поздороваться плечом, рукой, спиной и т.д. и выдумать свои необычные способы приветствия и поздороваться ими.
3 упражнение.
"Тайландский бокс".
Два человека на ринге с завязанными глазами сражаются мешками, набитыми мягкими тряпками. Возможны и различны варианты: можно одному дать колокольчик, а другому мешок - он бьет на звук, человек с колокольчиком уклоняется, можно дать мешки обоим, и ввести двух посредников - они направляют своих игроков короткими командами.
2 занятие.
1 упражнение. Снижаем агрессию, привлекая внимание к другим ребятам, обучая пониманию положительного, и отрицательного отношения друг к другу.
Подростки приветствуют друг друга в кругу. А затем им предлагается игра «Запомни». Все делятся по двое и встают спиной друг к другу. После этого по очереди описывают причёску, одежду, лицо партнёра. Описание сравнивается с оригиналом и определяется, кто, на сколько был точен.
2 упражнение.
. "Баллы на пальцах" Люди стоят в парах и по счету "три" оба на пальцах выкидывают степень доверия или уровень отношений: от абсолютного недоверия (один палец) до абсолютного доверия (пять пальцев). Затем пары меняются.
3 упражнение.
«Прощание». Обсуждаем разные формы прощания, а затем придумываем свои варианты и прощаемся.
3 занятие.
1 упражнение. Подростки учатся делать друг другу приятное, меняя свои установки о том, что агрессией и негативным поведением можно добиться внимания или расположения других.
"Фотоаппарат" Группа делится на пары. Первый в паре становится фотографом, второй фотоаппаратом. Фотоаппарат закрывает глаза, фотограф подводит его к интересному месту в помещении, и слегка нажимая на его голову "делает снимки" (Фотоаппарат на секунду открывает глаза, а потом закрывает опять). Потом фотоаппарат должен угадать, в каком месте "сделаны снимки". Затем роли меняются. На самом деле упражнение имеет скрытый подтекст, о котором говорится на последующем обсуждении. Наиболее важные моменты следующие: кто, из фотографов как вел за собой свой фотоаппарат, предупреждал ли об опасностях, думал ли о напарнике или только, о себе. Насколько фотоаппарату было комфортно со своим фотографом, насколько он доверял ему. Кому приятнее было быть фотографом (то есть ведущим), кому фотоаппаратом (то есть ведомым) и т. д.
Снижение агрессивности путем повышения самооценки у тревожных подростков. |
|
Упражнения, снижающие уровень агрессивности подростков, посредством повышения уровня коммуникативных способностей. | |
1 упражнение - «Корабль». Дети делают корабль, встав так, чтобы один из участников уместился в середине. Ведущий объясняет, что корабль сначала плывет в солнечную хорошую погоду, но вот он попадает в шторм, а тот, кто в середине капитан корабля и он не боится шторма. На зло бури и молниям он должен крикнуть «Я сильный и смелый капитан, я не боюсь бури!» | 4 а з а н я т и е. | 1 упражнение - «Руки знакомятся, ссорятся, мерятся». Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, все сидят напротив друг друга, на небольшом расстоянии (вытянутой руки). Ведущий говорит: «Закройте глаза, протяните друг к другу руки, познакомьтесь одними руками. Продемонстрируйте добрые отношение. Опустите руки.
Снова вытяните, ваши руки ссорятся. Опустите, а теперь они мирятся, вы расстаётесь друзьями. После этого обсуждаются ощущения детей в ходе игры.
| |
1 упражнение - «Волшебные заросли». Каждый участник пытается проникнуть в центр круга, образованными тесно прижатыми «волшебными водорослями» - всеми остальными участниками. «Водоросли» понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения. Водящий должен самыми добрыми словами и нежными движеньями уговорить «водорослей» пропустить его в центр круга. Затем, по окончании игры, обсуждается, когда и при каких условиях водоросли расступились, а при каких нет.
2 упражнение - «Рисуем». Ведущий предлагает нарисовать доброе животное, которое могло бы защитить всех людей от всего плохого, и написать (рассказать в кругу), какими добрыми качествами оно наделено. | 5 з а н я т и е | 1 упражнение - «Кто позвал, узнай!» Водящий отходит в дальний угол комнаты, отворачивается и закрывает глаза. Даётся инструкция: по очереди называют водящего по имени разными интонациями, а он должен отгадать, кто к нему обратился и как ( нежно, грубо, зло и т.д.) После упражнения обсуждаются чувства, возникшие при том или ином оклике.
| |
1 упражнение – «Волшебный ящик». В центр круга ставится ящик (или то, что его напоминает), подростки должны по очереди подойти к нему и что-то из него вынуть, показав какое-нибудь упражнение или игру с вытащенным предметом. А окружающие должны догадаться, что он делает или что это за игра.
| 6 з а н я т и е | 1 упражнение - «походка». Предлагается пройтись так, как в их представлении ходит: - маленькая девочка в хорошем настроении; - старик; - уставший мужчина и т.д. Так же, подростки могут сами выбрать себе персонаж, а другие будут отгадывать, кого он изображает. | |
1 упражнение – «То, что я люблю делать». Все стоят в кругу, водящий средствами пантомимы показывает то, что он любит больше всего делать. остальные отгадывают, и так по кругу. Какие животные нравятся водящему, какие он любит подарки, его любимое время года и т.д. | 7 з а н я т и е |
1 упражнение – «обзывалки». Придумывается конфликт, и в ходе конфликта надо вместо обзывательств говорить имя, растение, город, и т.д.
| |
2 упражнение – «Калаж». Берётся некоторое количество журналов и газет. Предлагается вырезать разных людей и приклеить на лист ватмана, но так, что бы в одной группе были люди исключительно добрые, весёлые и улыбчивые, а в другой грустные, ссорящиеся, злые люди. Необходимо придумать историю про этих людей. Почему одни злые, а другие добрые. | 8 з а н я т и е | 1 упражнение – «Игрушка». Упражнение выполняется в парах. Одному из пары даётся любая вещь, а другой очень хочет её получить. Важно что бы обладатель вещи смог представить ту вещь, которую он держит самой, самой любимой. В задачу другого входит упросить напарника дать вещь попользоваться. Как только хозяин вещи отдаёт её просящему, игра прерывается, и у хозяина спрашивают, почему он отдал вещь. | |
1 упражнение – «Мы играем в приключенья!» Предлагается придумать этюд, выбрать актёров, а затем проиграть его перед остальной аудиторией. Все внимательно смотрят и пытаются проследить, на сколько у «актёров» получилось сыграть правдоподобней. Затем проходит беседа, насколько было сложно героя этюда. | 9 з а н я т и е | 2 упражнение – «Калаж». Берётся некоторое количество журналов и газет. Предлагается вырезать разных людей и предметы, которые им понравились, приклеив их на общий лист ватмана. Затем предлагается рассказать, почему они выбрали именно эти картинки, чем они понравились и придумать историю, задействуя все изображения, но так, что бы следующий участник мог продолжить своей частью, в конце мы получаем общий сюжет. | |
1 упражнение - «Итоги – каким бы я хотел быть и какой сейчас». Предлагается нарисовать себя какой он есть сейчас и каким бы хотел стать. После показа рисунков в кругу с каждым участником обсуждается (а ребята помогают советами – как стать лучше) какие шаги нужно предпринять, что бы соответствовать своему образу, какие ему присущи черты, и как в себе их развить. После этого каждый рисует для себя поэтапную «дорожку – лестницу» к вершине своего совершенства, изображая себя на каждом этапе восхождения (какие качества он прибавляет себе с каждой ступенькой и какие поступки совершает, что бы быть лучше.) | 10 з а н я т и е
| 1 упражнение - «Итоги – каким бы я хотел быть и какой сейчас». Предлагается нарисовать себя какой он есть сейчас и каким бы хотел стать. После показа рисунков в кругу с каждым участником обсуждается (а ребята помогают советами – как стать лучше) какие шаги нужно предпринять, что бы соответствовать своему образу, какие ему присущи черты, и как в себе их развить. После этого каждый рисует для себя поэтапную «дорожку – лестницу» к вершине своего совершенства, изображая себя на каждом этапе восхождения (какие качества он прибавляет себе с каждой ступенькой и какие поступки совершает, что бы быть лучше.)
|
Цель игры «Итоги»: заключается в самостоятельном контроле подростке самого себя (ощущения себя взрослым, повышение самооценки, внимательность по отношению к своим поступкам и действиям, самоанализ и самокритика негативного поведения и со своей стороны и со стороны взрослых).
Приложение № 4.
Упражнение 1 - «Наши чувства».
Цель: посредством ознакомления с положительными эмоциями, вербальным и не вербальным общением, а так же отреагированием негативного опыта, мы учим их справляться с агрессией.
Материалы: карточки с названием чувств: радость, огорчение, обида, вдохновение, страх, удовольствие, гнев, стыд, восхищение, благодарность, удивление, злость, отвращение, облегчение, нетерпение, испуг, смущение, печаль.
Процедура: разделить карточки на две группы, в которой одни чувства будут положительными, а в другой, отрицательные. А потом постараться вместе придумать разные ситуации, в которых они будут проявляться. После этого, дать задание изобразить те чувства, которые ему больше всего нравятся, и рассказать почему.
Методика «Маленький секрет».
Цель: восстановление позитивного эмоционального состояния помогает избавляться от негативных импульсов и агрессивного поведения.
Материалы: лист бумаги, цветные карандаши.
Процедура: «Сядь поудобней, сделай 2 - 3 глубоких вдоха, закрой глаза. Сосредоточься и вспомни своё любимое место, где ты любишь быть, где тебе спокойно и хорошо, если такого нет, придумай его. Звуки, цвета, окружающие предметы в этом месте, какие они…. Поиграй там некоторое время. А теперь ещё раз глубоко вдохни, оглядись и запомни, открой глаза.
Попробуй нарисовать это место, что ты представил».
Затем вместе все вместе должны обсудить то, что каждый нарисовал.
Время процедуры: час, час двадцать.
Методика «Мои эмоции».
Цель: ролевое проигрывание жизненных ситуаций, вживание в роль. Возникающие чувства и переживания учат искать альтернативные варианты поведения, нежели агрессия.
Процедура: подросткам необходимо самим написать сценарий, придумать героев, наделить их различными качествами. Затем истории проигрываются, их можно записывать на камеру, а потом вместе с просматривать и выделять персонажей, на сколько их задуманный образ получилось передать, какие качества этот образ подчёркивали, каким героем ему больше нравилось бать и почему. Если отрицательным, то побеседовать о том, что же не хватает положительному герою, что бы быть лучшим и как ему этого достичь. Придумать историю, где положительный персонаж постепенно наделяется теми качествами, что нравятся в отрицательном герое и что из этого в итоге получается.
Приложение № 5.
Методика «Каракули».
Цель: создание непринуждённой обстановки, налаживание контакта, освобождение от торможений и благодаря чему каракули становятся более спонтанными.
Материалы: простой карандаш, лист ватмана и цветные карандаши.
Процедура: предлагается, вовлекая всё тело, размашистыми движениями нарисовать какую ни будь каракулю в воздухе. После того, как он испытывает свободу движений, то может с закрытыми глазами перенести это на бумагу. Когда каракули уже готовы, подросток должен рассмотреть их со всех сторон, пока какая - либо форма не ассоциируется с некой темой.
Все эти действия ведут обычно к беседе о различных замеченных формах, фигур и образов, некоторые обнаруживают и не одну, выделяя их более яркими цветами, иногда из этого рождается спонтанно придуманная история.
В последствии эту историю можно поставить в виде небольшого спектакля совместно со всеми подростками.
Методика «картина мира».
Цель: Изучение индивидуальных особенностей образа мира. А так же личностного восприятия «своего мира», на сколько его восприятие негативное.
Материал: лист бумаги размером 250 / 150 см, карандаш и ручки.
Процедура: Даётся инструкция нарисовать картину мира, то есть мир, его образ, как ты его себе представляешь. После этого, просят изобразить его собственный мир, на что он похож.
Интерпретация: существует пять основных видов рисунков:
1. «Планетарная картина мира» - изображение земного шара, других планет солнечной системы – когнитивная картина мира в форме общепринятых нормативных знаний, приобретаемых в школе.
2. «Пейзажная картина мира» - в виде городского или сельского пейзажа с присутствием людей, животных, деревьев, цветов и т.п. – по самоотчётам – желаемая картина своего окружения.
3. «Непосредственное окружение», обстановка вокруг себя, своего дома, какая есть на самом деле, или ситуативная, - то, что приходит на ум. Неожиданные образы, лампа, горящая свеча, идущие от ощущений человека.
4. «Опосредованная, или метафорическая картина мира», передающая сложное смысловое содержание, представленное в виде какого либо сложного образа.
5. «Абстрактная, схематическая картина мира», отличающаяся лаконизмом построения, в виде некоего абстрактного образа, знака, символа.
В интерпретации главными ориентирами должны быть выделенные жирным шрифтом картины мира, т.к. они могут подсказать, каким бы подросток хотел видеть мир и какой он есть у него сейчас.
Методика «Соломенная башня».
Цель: проследить структуру взаимоотношений в семье, насколько и родители и подросток проявляют признаки вербальной и не вербальной агрессии в присутствии других людей.
Материал: некоторое количество соломинок, спичек или можно, в крайнем случае, попытаться построить карточный домик.
Процедура: Семье предлагается совместно построить в течение 20 минут домик или башню, но так, что бы все участники были обязательно задействованы в работе.
Важные моменты методики:
1. Насколько организованно семья распределила обязанности
2. Кто занял лидирующую позицию (начал командовать)
3. На сколько уважительно члены семьи относились друг к другу
4. Какую роль в этом процессе играл ребёнок
5. Не был ли кто-то обижен, агрессивен, или не задействован в выполнении задания.
По окончанию педагог обсуждает чувства, возникшие в игре, кто и насколько активно или пассивно участвовал, заметили ли сами члены семьи свои взаимоотношения и т.д.
Методика «Портрет моих друзей».
Цель: вместе проиграть травмирующие и негативные моменты взаимоотношений подростка с друзьями.
Материал: карандаши цветные и листы бумаги.
Процедура: предлагается по очереди нарисовать всех друзей в виде портрета, организовав некоторую галерею. После этого, предлагается оживить портреты, но уже не в нашем времени, а в прошлом, наделив их качествами, которые присущи изображённым персонам.
Затем, придумывается история, при которой те качества, которые не нравятся в предках, помогают им выжить. Потом вся история переносится на сцену. Главный герой становится волшебником. И все его друзья приходят с просьбой помочь в той или иной ситуации, решить их споры. Он сам должен решить, как и кому помогать. Во многом его будут провоцировать, но подросток должен вести себя спокойно и уравновешенно. Если он срывается, то игра прерывается, и в неё вступает другой участник.
Методика «рисование истории».
Цель: укрепление связи между педагогом и ребёнком, а так же осознание альтернативных чувств и способов поведения в разных жизненных ситуациях.
Материал: карандаши и листы бумаги.
Процедура: педагог на бумаге рисует одну линию и просит подростка дополнить это таким образом, что бы возникла картинка. И только тогда, когда рисунок закончен, педагог задает вопросы вроде: «что это?» или « Что здесь происходит, и кого ты изображал?» На следующем этапе уже подросток должен нарисовать первый знак, педагог развивает этот знак в рисунок, который является продолжением картинки нарисованной ранее. Таким образом, возникает серия рисунков, которые должны уложиться в более полную историю. Когда серия картинок будет закончена и подросток расскажет историю о них, стоит рассмотреть их заново и проанализировать. Одновременно стоит намекнуть, чтобы он придумал другое завершение истории, которое могло бы быть более красочным. Таким образом, подросток сможет осознать существование альтернативных чувств и способов поведения.
Информация о работе Коррекция агрессивного поведения школьников