Коррекция агрессивного поведения школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа

Описание

В настоящее время проблема агрессии актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость, и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I Агрессивность школьников как педагогическая проблема……………………………………………………………….5
1.1 Определение, понятия и причины агрессивного поведения школьников..5
1.2 Зарубежные подходы к изучению агрессии……………………………….24
Глава II Анализ и методы коррекции агрессивного поведения подростков сфере досуга…………………………………….……..37
2.1 Характеристика агрессивного поведения подростков школы №38 г. Казани……………………………………………………………………………37
2.2 Разработка и апробация методики по коррекции агрессивного поведения подростков в сфере досуга……………………………………………………..43
Выводы…………………………………………………………………………56
Заключение………………………………………………………………….…58
Список используемой литературы……

Работа состоит из  1 файл

diplom2.doc

— 472.50 Кб (Скачать документ)

              Ключевые элементы разработанной методики представлены в таблице 1, в которой первый столбик будет связан с гипотезами, второй отражает диагностические методики для проверки гипотез, а третий – методы оказания воздействия.

Таблица 1.Основные блоки методики.

Агрессивность ребёнка

 

Гипотезы

 

 

Диагностические методики для проверки гипотез.

 

Методы оказания воздействия.

 

1. Агрессивность ребёнка обусловлена семейными факторами.

 

1. Методика: «Рисунок семьи».

 

 

1. Методика «каракули»: 

Цель: создание непринуждённой обстановки, налаживание контакта, освобождение ребёнка от торможений и агрессии.

2. «Картина мира»: 

Цель:  Изучение индивидуальных особенностей образа мира. А так же личностного восприятия «своего мира», на сколько его восприятие негативное у данного подростка.

 

а) дефицит внимания по отношению к ребёнку.

 

 

 

 

 

2. Просмотр журнала и личного дела учащегося, беседа с учителем о семейном положении ребёнка.

 

3. «Соломенная башня»: 

Цель: проследить структуру взаимоотношений в семье, насколько и родители и ребёнок проявляют признаки вербальной и не вербальной агрессии в присутствии других людей.

4. «Портрет моих друзей»: 

вместе проиграть травмирующие и негативные моменты взаимоотношений подростка с друзьями.

 

б) Антисоциальное поведение родителей (агрессия по отношению друг к другу, ребёнку и окружающим).

в)Стиль семейного воспитания

(культ агрессии).

 

3. Беседа с родителями и подростком,

а так же сбор информации о материальном и социальном положении семьи.

 

5.Методика «рисование истории»:

Цель: укрепление связи между педагогом и подростком, а так же осознание альтернативных чувств (иные, нежели агрессия) и способов поведения в разных жизненных ситуациях.

См. приложение № 5.

 

2. Агрессивность ребёнка обусловлена школьной дезадаптацией.

 

а) тревожность, неуверенность в себе.

 

б) психологическая несовместимость с классом, неумение общаться со сверстниками.

1. Наблюдение за ребёнком на уроке и перемене, беседа с учителем.

2. Тест выявления тревожности у ребёнка.

3.Тест «стиль педагогического общения».

4. «Социометрическая методика»  (изучение межличностных отношений ребёнка с классом).

 

Тренинг «Страна понимания»:

Цель: Развитие коммуникативных способностей детей, посредством которых они научатся понимать других ребят и делать оценку своего негативного (агрессивного) поведения. Данный курс после четвёртого упражнения делится по специфике дезадаптации – для тревожных детей и для детей с психологической несовместимостью с классом

см. приложение № 3 .

3. Агрессивность ребёнка обусловлена низкими интеллектуальными способностями.

1. Методика «рисунок человека».

2. Тест Векслера на интеллектуальное развитее ребёнка.

1. Методика «Наши чувства»:

Цель: Ознакомить детей с положительными эмоциями, вербальным и не вербальным общением. Посредством отрегаирования негативного опыта, учим их справляться с агрессией  (см. приложение № 4).

 

4. Агрессия вызвана просмотром видеофильмов, кино, компьютерных игр с элементами насилия. 

 

 

1. Методика «свободный рисунок».

2. Беседа с родителями на тему увлечений ребёнка в его свободное от учёбы время.

 

1. Методика «маленький секрет»:

Цель: восстановление позитивного эмоционального состояния помогает детям избавляться от негативных импульсов и агрессивного поведения.

2. «Мои эмоции»:

Цель: ролевое проигрывание жизненных ситуаций, вживание в роль. Возникающие чувства и переживания учат подростков искать альтернативные варианты  поведения, нежели агрессия.

(см. приложение № 4)

 

5. Агрессия обусловлена половой принадлежностью

( у мальчиков она всегда выше, чем у девочек).

1.                        «Тест Руки»

Э. Вагнера (раздельное тестирование мальчиков и девочек).

1. Курс общей работы с мальчиками и девочками, направ

на снижение агрессии

посредствам привития норм поведения принятых в современном  обществе.

См. приложение №6. 

 

 

Вот конкретные примеры работы с подростками относительно каждой гипотезы.

1.                       Саша Н. 14лет. В семье есть оба родителя.

              Диагностика выявила агрессивность ребёнка, связанную с семейными факторами. Дефицит внимания по отношению к ребёнку, а так же агрессия родителей по отношению друг к другу. Подросток в методике «рисунок семьи» нарисовал как бы два сюжета, это выяснилось после беседы с ним о его рисунке. С одной стороны, он как бы отдельно от своей семьи играет с друзьями, а  вдалеке  родители, которые о чём-то говорят. На вопрос о чём они говорят, Саша ответил, что папа громко кричит, а он, что бы не слышать, уходит во двор, играть с друзьями.

              Так же было выяснено из беседы с учителем, что Саша часто и в классе, если ему что-то не нравится, старается как-то от всех отвернуться, и занимается своими делами, если к нему начинают приставать, он очень злится и может зачинить драку с обидчиком. Но в то же время он как-то хочет привлечь к себе внимание, если первым выполнил задание, непременно тут же хочет его показать (тянет руку).

              В работе с Сашей  применялись следующие методики:

Методика «каракули»; Соломенная башня; Портрет твоей семьи; Методика «рисование истории» (приложение № 5).

              Методика «каракули» помогла наладить с мальчиком контакт и создать доброжелательную, не принуждённую атмосферу. Мальчику было дано домашнее задание, которое он выполнил и принёс к следующей встрече.  Оно помогло более открыто поговорить о том, что изображено и почему он нарисовал именно этот рисунок.

              Поведение подростка: На первой встрече подросток был замкнут,  он сидел боком, слегка насупившись, и отнёсся к заданию без особого энтузиазма. Но в процессе его удалось заинтересовать тем, что нужно что-то увидеть важное в каракулях, какое-нибудь изображение, совместный поиск помог достичь заинтересованности, а совместная деятельность помогла добиться некоторого доверия со стороны подростка.

              Методика «Соломенная башня» выполнялась Сашей в месте с родителями. После этого была предложена методика совместной работы семьи. По её окончании можно отметить следующие важные моменты:

1.                       В семье лидирующую и управляющую функцию выполняет отец подростка.

2.                       Именно он организовывал процесс совместной работы, пользуясь приказным тоном, не требующим возражения.

3.                       Если кто-то из членов семьи пытался предложить свои варианты, он выказывал признаки агрессии (игнорировал, возражал, говорил,  повышая голос).

4.                       Семья достигла конечной цели, построив нечто похожее на башню, однако атмосфера была не очень приятной, без удовлетворения результатом и отсутствия положительных эмоций и чувств.  У подростка ощущалось некоторая подавленность.

              С ним проводилась методика «Портрет моих друзей». С подростком проигрывали травмирующие моменты взаимоотношений между его друзьями и им самим (см. приложение № 5,  методика «Портрет моих друзей»).

2. Второй рассматриваемый нами случай относится к школьной дезадаптации, вызванной психологической несовместимостью с классом и не развитостью навыков общения.

Маша К. 13 лет. Воспитывает одна мама.

              Методика «несуществующее животное». В ходе игры ведётся наблюдение за детьми. Последний тест показал наименьшее количество выборов Марии в классе. Наблюдения и беседа с учителем подтверждают результаты тестов. Девочка мало общается со сверстниками, бывает погружена в себя, задумчива. В игре вела себя   достаточно агрессивно, толкала других испытуемых, кричала, когда вышла из игры, просидела до конца соревнований одна в углу. Некоторые ребята пытались её утешить, но она только «отбрыкивалась».

              Вместе с другими детьми, из соседних классов, прошла тренинг «Страна понимания». По началу у девочки возникали трудности в приобретении умения слушать и слышать других.

              А так же в осмыслении своих поступков и некотором анализе того, что же она делала не так по отношению к другим подросткам.

              Так же было выяснено, что мама мало бывает с девочкой, и они в основном общаются по поводу того, что ей и когда нужно сделать.

              При проведении упражнений, направленных на развитие способности делиться своими переживаниями, Маше уделялось особенное внимание. У некоторых других подростков наблюдалась повышенная тревожность и неуверенность в себе, низкая самооценка. При проведении тренинга  необходимо уделять несколько большее внимание тому ребёнку, у которого была та или иная проблема, а проводимое упражнение соответствовало её решению. Например, у Васи Р. заниженная самооценка, Упражнение «кораблик» нацелено на её повышение, соответственно Вася был главным героем и в самом начале и после того, как и все подростки его проделали, то есть в конце.

              После прохождения курса, через месяц была проведена диагностика, воспользовавшись социометрической методикой. По её результатам стало заметно, что выборы относительно Маши несколько увеличились, она стала более открытой, подвижной и интересующейся тем, что её окружает с позитивной позиции.

              Маше были даны рекомендации устроиться в какой-нибудь подростковый кружёк, связанный с совместной деятельностью всей группы подростков приходящих на занятия. Это может быть театральный кружёк, и занятие танцами, а так же какие-то классные мероприятие, например, совместный поход музей.

 

3.                       Дима С.  14 лет. В семье присутствуют оба родителя.

              Работа осуществлялась с использованием «теста Векслера и рисунка человека», а так же теста «несуществующее животное» и наблюдение в ходе игры. Проведена беседа с учителем и просмотрены материалы, связанные с обучением подростка в школе.

              Учитель отмечал драчливость мальчика, некоторую «бестолковость», заторможенность в выполнении школьных заданий, не внимательность, плохую память и т.д. При просмотре тетрадей мальчика отмечалась не чёткость линий, неумение правильно повторить те или иные фигуры, неряшливость.

              Была проведена группа упражнений, направленных на увеличение понимания эмоций и переживания других людей, обсуждение и проигрывание ситуаций, где люди могут причинить боль друг другу и почему этого нельзя делать, а так же переживание своих позитивных чувств. Данные методики имели некоторое коррекционное воздействие, однако замечено, что их действие кратковременно.

4. Ира А. 13 лет, имеется и мама и папа, однако большую часть времени с подростком проводит бабушка.

              Подросток, по мнению учителей, стал более агрессивным, чем был раньше. Изменения были замечены после того, как девочка пришла в школу после каникул, а до этого находилась дома под присмотром бабушки.             

              Иру же на первой встрече попросили нарисовать рисунок на свободную тему, т.е. то, что она хочет, а так же воспользовались методикой «каракули» для налаживания более открытых и доверительных отношений. Девочка выполнила задания с интересом и достаточно быстро, была весела, и трудностей во взаимоотношениях практически не было.

              Когда её спросили, что же она изобразила, она сообщила, что это мотоцикл, на котором мужчина увозит девушку, как бы похищая её. В каракулях Ирина увидела злющую змею, которая собиралась проглотить человека. Сюжеты были достаточно интересными и красочными. Как выяснилось позже, что часть сюжетов она видела в фильмах, добавляя к ним свою фантазию. Большую часть времени девушка проводит перед телевизором.

              Родители подростка постоянно на работе, а бабушка физически не может следить за Ирой. У Иры отсутствует как токовой режим и распорядок дня, она часто оказывается предоставленной сама себе.

 

Результаты апробации.

 

              До начала работы с подростками по разработанной методике, был повторно замерен уровень агрессивности у отобранных двадцати человек   испытуемых из общей группы обследуемых девятых классов (4 класса),  поделив их на две группы – экспериментальную и контрольную, максимально уравняв обе группы по показателям пола, агрессивности детей. Далее с детьми экспериментальной группы была проведена работу по  методике, а дети из контрольной группы не подвергались в это время, никакому воздействию.

              После окончания работы  снова был замерен уровень агрессивности в обеих группах. Различия между контрольной и экспериментальной группой в плане возможной динамики агрессивности отражены в таблицах 2 и 3.

 

 

 

 

 

Таблица 2. Результаты обследования до начала занятий.

Экспериментальная группа детей, с которыми будут проводиться занятия.

Контрольная группа, с которой не будет ни каких занятий.

 

  От 3-5б. Тест несуществующее Жив.

   Игра

От 5-10б.

От 5-8б. Тест несуществующее Жив.

Игра

От 10-15б.

1. Николай Р.

5б.

12 б.

1.Соня У.

8 б.

11 б.

2. Антон П.

7 б.

11 б.

2. Рома А.

7 б.

11 б.

3. Алексей О.

5 б.

13 б.

3. Ваня К.

6 б.

10 б.

4. Саша Н.

8 б.

10 б.

4. Вадим Л.

8 б.

13 б.

5. Маша К.

9 б.

14 б.

5. Рита Б.

5 б.

12 б.

6. Лена С.

6 б.

15 б.

6. Максим Н.

8 б.

14 б.

7. Дима С.

7 б.

12 б.

7. Витя Ж.

7 б.

15 б.

8. Ира А.

6 б.

15 б.

8. Наташа Т.

6 б.

13 б.

9. Миша У.

8 б.

14 б.

9.  Ира С.

6 б.

12 б.

10. Стас Ф.

9 б.

13 б.

10. Артур З.

8 б.

15 б.

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения школьников