Кратковременная слухоречевая память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 23:55, курсовая работа

Описание

В нашей работе, основываясь на практических методиках по исследованию памяти детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, мы проследим особенности развития памяти детей данных возрастных групп.
Целью настоящей работы является диагностика развития памяти детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика кратковременной слуховой памяти 5

1.1. Понятие слухоречевой памяти, её процессы 5

1.2. Особенности и механизмы работы кратковременной памяти 12

1.3. Характеристика слухоречевой памяти и методы ее оценки 17

Глава 2. Эмпирическое исследование кратковременной слуховой памяти старших дошкольников и младших школьников 22

2.1. Программа исследования произвольной образной памяти у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста 22

2.2. Проведение исследования и анализ результатов 25

Заключение 28

Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

курсовик- кратковр.слухореч.память.docx

— 97.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 
 
 

Введение 3

Глава 1. Общая  характеристика кратковременной слуховой памяти 5

1.1. Понятие слухоречевой  памяти, её процессы 5

1.2. Особенности  и механизмы работы кратковременной  памяти 12

1.3. Характеристика  слухоречевой памяти и методы  ее оценки 17

Глава 2. Эмпирическое исследование кратковременной слуховой памяти старших дошкольников и младших  школьников 22

2.1. Программа  исследования произвольной образной  памяти у детей старшего дошкольного  и младшего школьного возраста 22

2.2. Проведение  исследования и анализ результатов 25

Заключение 28

Список использованной литературы 30

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение 
 

    Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. Особенности памяти как важнейшей психической функции изучали многие исследователи с мировым именем: Г. Эббингауз, Т. Рибо, А. Л. Смирнов, П. И. Зинченко, А. Р. Лурия и др. И. М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.

    То, что нами ощущается и воспринимается, запоминается в той или иной степени. Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутренних раздражителей, оставляют в нем «следы», которые могут сохраняться долгие годы. Эти «следы» (комбинации нервных клеток) создают возможность возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызвавший, отсутствует. На основе этого человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести свои ощущения, восприятия предметов, мысли, речь, действия.

    Так же как ощущение и восприятие, память является процессом отражения, причем отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, а и то, что имело место в прошлом.

    Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.

    Память - это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление.

    На  протяжении дошкольного возраста происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной. Сначала, ребенок осознает цель припомнить, а затем, и цель запомнить, научается выделять и усваивать анемические средства и приемы, (например, прием логической группировки материала). В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом. На развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельности ребенка, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребенка очень наглядный, конкретный смысл.

    Один  из важных путей генезиса памяти дошкольника  - развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности, символических, когда малыш начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например рисунок, в качестве заместителя другого. Это сближает память с мышлением, развитием знаково-символической функции сознания.

    В нашей работе, основываясь на практических методиках по исследованию памяти детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, мы проследим особенности развития памяти детей данных возрастных групп.

    Целью настоящей работы является диагностика  развития памяти детей старшего дошкольного  и младшего школьного возраста.

    В соответствие с поставленной целью  задачами настоящей работы являются:

    - дать общую характеристику человеческой  памяти;

    - изучить структуру и виды памяти;

    - проанализировать возможности развития  памяти в дошкольном и младшем школьном возрасте;

    - разработать и провести эмпирическое  исследование памяти старших  дошкольников и младших школьников.

 

Глава 1. Общая характеристика кратковременной слуховой памяти

1.1. Понятие слухоречевой памяти, её процессы

 

    Образная  память - это память на представления, на картины природы и жизни, а  также на звуки, запахи, вкусы. Она  может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

    Слуховая  память - образная память, связанная  с деятельностью слухового анализатора  и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д.

    Данный  вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может  быстро и точно запомнить смысл  событий, логику рассуждений или  какого-либо доказательства, смысл  читаемого текста и т.п. Этот смысл  он может передать собственными словами, причём достаточно точно. Этим типом  памяти обладают учителя школ, опытные  лекторы, преподаватели вузов, учёные1.

    Некоторые гораздо яснее помнят виденное, другие слышанное. Один узнает старого знакомого, лишь только увидит, между тем, как  другой не узнает лицо, но вспомнит человека, услышав его голос. Есть случаи, когда  люди, не видевшиеся годами, узнавали друг друга по телефону. Некоторые узнавали своих бывших школьных товарищей, не встречаемых с детства, по голосу, хотя детский дискант заменился  более зрелыми звуками.

    Обыкновенно зрительные впечатления воспринимаются быстрее, но тем не менее память, по-видимому, удерживает лучше слуховые впечатления. Многие люди помнят слышанное гораздо яснее читанного. Но многие писатели придерживаются того мнения, что в деле запоминания лекций зрение помогает слуху, мы запоминаем наружность лектора, его жесты, выражения. И лекция кажется более «живой», когда мы слышим ее, чем когда читаем ее впоследствии напечатанную.

    А самое главное, пожалуй, слуховую память и «слуховое внимание» развить гораздо проще, чем зрительную память. Упражнения выполняются проще, без особых усилий и отвлечений от текущих дел. И эффект начинает проявляться гораздо быстрее.

    Музыканты развивают свой орган слуха до высокой степени. Музыкальное ухо  может отличить едва уловимую дисгармонию  или незначительную вариацию от первого  звука скрипки. Но и многие другие развили эту способность до большого совершенства. Машинисты различают  уклонение от обыкновенного производимого  машиной звука. Железнодорожные  сторожа различают малейшую разницу  в звуке рельсов при проходе  поезда и узнают таким образом, что  не все в порядке. Машинист сразу  узнает перемену в шипении паровоза и сейчас же уменьшает давление. Старые лоцманы узнают свисток каждого  парохода на своей реке, а жители больших городов распознают колокола различных церквей. Телеграфисты узнают на своей линии аппарат новой  системы в одну минуту, просто по неуловимой разнице в стуке2.

    В давние времена, когда письмена были не известны, познания одного поколения  устно передавалось другому, от отца к сыну, от учителя к ученику. Слушатель  должен был располагать наисильнейшим  вниманием и сосредоточением, т. к. изученное таким способом, сохранялось без изменения и, в свою очередь, передавалось ученику или сыну первого слушателя. Таким образом, эти ученики могли повторять огромные тетради, не изменяя и не выпуская ни одного слова. Поэмы древних греков передавались из поколения в поколение; так же обстояло дело с древнескандинавскими сагами. Таким же образом сохранялись в течение веков философские учения персов и индусов. Учителя Востока не доверяли камню и папирусу, предпочитали, чтобы тайна их учения неизгладимо запечатлевалась в мозгу их учеников и пребывала там как живая истина.

    К основным процессам памяти относят  запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание. По характеру  воспроизведения судят о качестве работы всего аппарата памяти.

    Память  начинается с запоминания. Запоминание - это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как  важнейшее условие его последующего воспроизведения.

    Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном запоминании  человек не ставит цели запомнить  и не производит для этого никаких  усилий. Запоминание происходит «само собой». Так запоминается главным образом то, что живо интересует человека или вызывает в нем сильное или глубокое чувство. Но любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда вступает в силу преднамеренное, сознательное запоминание, т.е. ставится цель - запомнить материал.

    Запоминание бывает механическим и смысловым. Механическое запоминание основывается, главным образом, на закреплении отдельных связей, ассоциаций. Смысловое запоминание связано с процессами мышления. Чтобы запомнить новый материал, человек должен понять его, осмыслить, т.е. найти глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями.

    Если  основным условием механического запоминания  является повторение, то условием смыслового - понимание.

    И механическое и смысловое запоминание  имеют большое значение в психической  жизни человека. В большинстве  случаев память должна опираться  и на понимание, и на повторение.

    Если  запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с  применением определенных приемов  для наилучшего усвоения знаний, оно  называется заучиванием.

    Заучивание  зависит: а) от характера деятельности, от процессов целеполагания: произвольное запоминание, основанное на сознательно поставленной цели - запомнить, более эффективно, чем непроизвольное; б) от установки - запомнить надолго или запомнить на короткий срок. Мы нередко принимаемся за заучивание какого-то материала, зная, что, по всей вероятности, используем его только в определенный день или до какого-то срока и, что затем, он не будет иметь значения. Действительно, по прошествии этого срока мы забываем заученое.

    Лучше заучивается эмоционально окрашенный материал, к которому человек относится  с интересом, который личностно  значим для него. Такое запоминание  является мотивированным3.

    Очень важно активное отношение к процессу заучивания, что невозможно без напряженного внимания. Разумным и экономным заучиванием  является активная работа над текстом, которая предполагает использование  целого ряда приемов лучшего запоминания.

    В литературе предложены такие способы  произвольного или организованного  заучивания:

    Группировка - деление материала на группы по каким-либо основаниям (по смыслу, ассоциациям  и т.д.), выделение опорных пунктов (тезисы, заглавия, вопросы и т.д.), план - совокупность опорных пунктов, классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков.

    Структурирование  материала - установление взаимного  расположения частей, составляющих целое.

    Схематизация - изображение или описание чего-либо в основных чертах.

    Аналогия - установление сходства, подобия между  явлениями, предметами, понятиями, образами.

    Мнемические приемы - определенные приемы или способы запоминания.

    Перекодирование - вербализация или проговаривание, представление информации в образной форме.

    Ассоциации - установление связей по сходству, смежности  или противоположности.

    Повторение - сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала. Надо как можно раньше начинать попытки  воспроизводить текст, так как внутренняя активность в сильнейшей степени  мобилизует внимание и делает запоминание  успешным. Запоминание осуществляется скорее и бывает более прочным, когда  повторения не следуют друг за другом непосредственно, а разделяются  более или менее значительными  промежутками времени.

Информация о работе Кратковременная слухоречевая память