Кратковременная слухоречевая память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 23:55, курсовая работа

Описание

В нашей работе, основываясь на практических методиках по исследованию памяти детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, мы проследим особенности развития памяти детей данных возрастных групп.
Целью настоящей работы является диагностика развития памяти детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика кратковременной слуховой памяти 5

1.1. Понятие слухоречевой памяти, её процессы 5

1.2. Особенности и механизмы работы кратковременной памяти 12

1.3. Характеристика слухоречевой памяти и методы ее оценки 17

Глава 2. Эмпирическое исследование кратковременной слуховой памяти старших дошкольников и младших школьников 22

2.1. Программа исследования произвольной образной памяти у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста 22

2.2. Проведение исследования и анализ результатов 25

Заключение 28

Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

курсовик- кратковр.слухореч.память.docx

— 97.00 Кб (Скачать документ)

1.3. Характеристика слухоречевой памяти и методы ее оценки

 
 

    Высшим  видом памяти, присущим только человеку, считается вербальная (иногда называемая словесно-логической или семантической) память. С ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет и т. п.). Семантическая память как продукт культуры включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила родного языка.

    Словесно–логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий. Этот вид памяти специфически человеческий. Двигательная, образная и эмоциональная  память в своих простейших формах есть и у животных.

    Одной из основных характеристик словесно - логической памяти является то, что  запоминание может происходить  в той же словесной форме, которая  была воспринята (дословно), но может  быть осуществлено и в другом речевом  выражении (своими словами). Это зависит  от задачи, которая стоит перед  человеком, и от сформированных у  него способов заучивания7.

    Смысловая или вербально-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами.

    Важно дать детям почувствовать, что этот вид памяти очень важен, и помочь им развить его - ведь именно на нем основывается бóльшая часть учебного материала. Приведенные ниже методики помогут оценить уровень кратковременной памяти детей младшего школьного возраста.

    Методика 1

    Ведущий просит выйти за дверь 8-10 человек. Первый из них возвращается и выслушивает информацию, например такую: «19 октября 2008 года Михаил Эльдарович Петров и Евгений Геннадьевич Симбирский должны встретиться на Серпуховском валу возле дома № 49 дробь 1 ровно в 18.20». Он должен пересказать ее следующему, вернувшемуся из-за двери. И т. д. Интересно проследить, какая информация исчезла сразу, какая и как исказилась и т. д.

    Методика 2

    Учащимся  зачитывают 2 рассказа, содержащие 13 смысловых  единиц и 3 числа каждый.

    Перед первым рассказом дается следующая  инструкция: «Вам будет зачитан рассказ, он очень короткий, в нем есть важные части, рассказывающие о том, что и с кем (или с чем) произошло (смысловые единицы). Эта информация связана между собой. Послушайте внимательно рассказ и затем в течение 5 мин запишите его основное содержание (что запомнили). Предложения можно сокращать. Переспрашивать во время работы нельзя»8.

    Рассказ (в скобочках дается количество смысловых  единиц):

    «Корабль вошел в бухту, несмотря на сильное волнение моря (1, 2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отпустили на берег (5, 6). 10 человек пошли в музей (7, 8). 8 матросов решили просто погулять по городу (9, 10). К вечеру собрались все вместе, зашли в городской парк, плотно поужинали, в 11 часов вечера все вернулись на корабль (11-14). К этому времени оставшиеся моряки уже все выгрузили (15). Вскоре корабль отправился в другой порт (16)».

    Перед вторым рассказом дается следующая  инструкция: «Выполняя задание, похожее на предыдущее, постарайтесь запомнить больше, чем в первом рассказе. Это надо для проверки ваших волевых качеств и эмоциональной устойчивости. Если вы достаточно внимательны и настойчивы, вы сможете запомнить лучше».

    «Самолет приземлился в аэропорту, несмотря на то, что сгущался туман (1, 2). Долго не подавали трап (3). Все 50 пассажиров сильно волновались (4, 5). Командир приказал накормить всех ужином (6). В  23 часа, наконец подъехал трап (7, 8). Пассажиры покинули самолет (9). 14 человек экипажа собрались вместе, долго обсуждали случившееся, поздравили друг друга с мягкой посадкой (10-13). Потом почти все вышли гулять в город (14). Поздно ночью они вернулись на борт (15). Все отдыхали перед утренним вылетом (16)».

    Оценка  результатов методики производится в условных баллах по таблице результатов воспроизведения двух текстов (порядок изложения смысловых фрагментов не учитывается).

    Таблица 1

Оценка  результатов методики

Оценка  в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Количество  воспроизведенных смысловых единиц и чисел (из 32) 31 28-30 27-29 23-26 19-22 15-18 11-14 7-10 6
 

    Методика 3

    Детям зачитывается рассказ о птице и после этого дается ее контурное изображение (рис. 7). Учащиеся должны выслушать и запомнить содержание рассказа, после этого - раскрасить птичку точно так, как она была описана в тексте. Раскрашенный рисунок сравнивается с описанием, ошибки обсуждаются.

    Рассказ: «В густом лесу живет небольшая птичка свиристель. На теле у нее перышки красновато-коричневые, на голове рыжеватый хохолок. Края крылышек и хвостика желтенькие, а под клювиком свиристели - черное пятнышко, как будто галстук на шее.

    Когда появляются птенчики, мама кормит их комарами. Птенчики проглотят еду и опять просят есть - пищат.

    Но вот придет зима, исчезнут комары, ягоды, свиристели соберутся в стайки, улетят на юг в теплые края.

    Но почему птичку зовут свиристель? Дело в том, что, когда она поет, кажется, будто кто-то играет на старинной дудочке: «Сви-ри-сте-ли!» Вот почему и назвали так птичку - свиристель».

    Методика 4. «Калькулятор»

    Участники этой игры имитируют работу калькулятора. Все садятся в круг, и первый называет любое целое однозначное число от 1 до 5; следующий по кругу участник называет арифметический знак: «+» или «−». Следующий участник опять называет любое число, сидящий за ним называет результат арифметической операции, далее с названным в результате числом по кругу повторяется та же процедура.

    Методика 5

    Участники игры выкладывают на стол разнообразные предметы под счет водящего (после названной цифры кто-то один может положить предмет на стол). Главное условие - не класть предметы на стол одновременно. В группе детей назначается игрок, который должен хорошо запоминать, кто положил предмет на стол и в каком порядке это происходило. Когда все предметы выложены, он, глядя на предметы, должен проговорить вслух, в каком порядке эти предметы выкладывались, и кто именно клал их на стол. Потом та же процедура повторяется с другими детьми. Кто правильнее восстановит картину - тот победил.

    Способность к запоминанию различных типов  данных зависит и от того, какое  полушарие у человека является доминантным - левое или правое. В первом случае оказываются эффективными механизмы семантической памяти (на схемы, логику доказательств, термины и т. д.), во втором - зрительной и двигательной памяти (на узоры, последовательность действий, ориентировку и т. п.).

    Удерживаемая  в памяти информация отличается определенной динамичностью, как бы самостоятельно «живет» в нашей психике: иногда непроизвольно актуализируется в ней, в других же случаях без явных причин становится ускользающей, почти недоступной. Одни из немногих известных циклов подобной динамики называется реминисценцией: очень часто то, что мы с трудом воспроизводили сразу же после запоминания, через некоторое время (обычно через 2-4 дня) вспоминается нами ясно и подробно.

    Большое значение имеет контекст, в котором  происходит воспоминание: ваши старые вещи, книги, дом, где вы жили в детстве, как бы оживляют связанные с ними впечатления. Интересен и так называемый эффект Зейгарник: человек гораздо лучше запоминает действия незавершенные, ситуации, не получившие естественного разрешения. Если мы не смогли (или нам помешали) что-то доесть, допить, кого-то «долюбить», были близко к цели, но не добились желаемого, то мы запоминаем это надолго, а завершенное забывается очень легко. Эта особенность памяти обусловлена тем, что незавершенное действие - источник сильных отрицательных эмоций, которые в принципе во много раз мощнее по силе воздействия, чем положительные. Поэтому люди очень хорошо помнят неудачную любовь, болезни, несчастье, то, как они сидели в окопе или в тюрьме, страдали, мучились и т. п., и сохраняют достаточно расплывчатое воспоминание о «естественном» течении жизни.9

 

Глава 2. Эмпирическое исследование кратковременной слуховой памяти старших дошкольников и младших школьников

2.1. Программа исследования произвольной образной памяти у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

 
 

    Цель  исследования: сравнительный анализ развития памяти детей дошкольного и младшего школьного возраста (6 и 7 лет).

    Гипотеза  исследования: у младших школьников 7-летнего возраста лучше развита память, чем у дошкольников-шестилеток.

    Задачи  практического исследования:

    1. На основании существующих исследований  по проблеме подобрать набор  методик для определения компонентов  и уровня развития памяти;

    2. Обследовать группу детей возраста  6 и 7 лет и выявить их уровень развития памяти;

    3. Разработать рекомендации для  проведения работы по диагностике памяти детей 6 и 7 лет к школьному обучению и примерные пути коррекции «незрелых» детей.

    Исследование  проводилось в 1а классе тверской средней школы № 20 и в частном развивающем дошкольном учреждении «Почемучка» . Выборка детей 6 лет составила 10 человек, 7 лет соответственно – 20 человек.

    Список  детей (6 лет): Денис Ф., Вадим Н., Олег Т., Володя Т., Денис Б., Алена Д., Максим К., Гоша А., Саша С., Толя Р.

    Список  детей (7 лет): Рита А., Саша К., Миша С., Паша Е., Рома У., Катя С., Полина Н., Настя К., Соня С., Валя Ж., Артем К., Егор В., Эльнур Б., Женя З., Илья Н., Сережа C., Саша Н., Таня Ш., Илья Х., Антон П.

    Методика исследования:

    Оценка  оперативной слуховой памяти:

    Этот  вид памяти проверяется способом, близким ранее описанным. Ребенку с интервалом в 1 сек. поочередно зачитываются четыре набора слов, представленных в таблице 2.

    Таблица 2

Набор слов для оперативной слуховой памяти

    
I II III IV
месяц ковер вилка школа
дерево стакан диван человек
прыгать плыть шутить спать
желтый тяжелый смелый красный
кукла книга пальто тетрадь
сумка яблоко телефон цветок
 

    После прослушивания каждого из наборов  слов испытуемому примерно через 5 сек. после окончания чтения набора, начинают, не торопясь, читать следующий набор из 36 слов с интервалами в 5 сек. между отдельными словами, таблица 3.

    Таблица 3

Набор слов для проверки оперативной слуховой памяти

Информация о работе Кратковременная слухоречевая память