Кратковременная слухоречевая память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 23:55, курсовая работа

Описание

В нашей работе, основываясь на практических методиках по исследованию памяти детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, мы проследим особенности развития памяти детей данных возрастных групп.
Целью настоящей работы является диагностика развития памяти детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика кратковременной слуховой памяти 5

1.1. Понятие слухоречевой памяти, её процессы 5

1.2. Особенности и механизмы работы кратковременной памяти 12

1.3. Характеристика слухоречевой памяти и методы ее оценки 17

Глава 2. Эмпирическое исследование кратковременной слуховой памяти старших дошкольников и младших школьников 22

2.1. Программа исследования произвольной образной памяти у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста 22

2.2. Проведение исследования и анализ результатов 25

Заключение 28

Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

курсовик- кратковр.слухореч.память.docx

— 97.00 Кб (Скачать документ)
    
I II III IV V VI
Стакан человек спать тяжелый тетрадь кукла
школа диван смелый плыть пальто сумка
вилка корова шутить мяч книга конь
пуговица телевизор красный желтый цветок лежать
ковер дерево лебедь дом телефон слон
месяц птица картинка прыгать яблоко  
стул          
 

    В этом наборе из 36 слов в случайном  порядке располагаются воспринятые на слух слова из всех четырех прослушанных наборов, отмеченных выше римскими цифрами. Для их лучшей идентификации они подчеркнуты различными способами, причем каждому набору из 6 слов соответствует свой способ подчеркивания. Так, слова из первого малого набора подчеркнуты сплошной одинарной чертой, слова из второго набора - сплошной двойной чертой, слова из третьего набора - пунктирной одинарной чертой и, наконец, слова из четвертого набора - двойной пунктирной чертой.

    Ребенок должен на слух обнаружить в длинном  наборе те слова, которые ему только что были представлены в соответствующем малом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова высказыванием «да», а его отсутствие - высказыванием «нет». На поиск каждого слова в большом наборе, ребенку отводится 5 сек. Если в течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующее слово и так далее.

Оценка  результатов (первая часть)

    Показатель  оперативной слуховой памяти определяется как частное от деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом наборе (для этого общее время работы ребенка над заданием делится на 4), на среднее количество допущенных при этом ошибок плюс единица. Ошибками считаются все слова, которые указаны неправильно, или такие слова, которые ребенок не смог за отведенное время найти, т.е. пропустил.

    Эта методика не имеет стандартизированных  показателей, поэтому выводы об уровне развития памяти ребенка на ее основе, равно как и на основе аналогичной методики для оценки зрительной оперативной памяти, которая была описана ранее, не делаются. Показатели по этим методикам можно только сравнивать у разных детей и у одних и тех же детей при их повторном обследовании, делая относительные выводы о том, как память одного ребенка отличается от памяти другого ребенка, или о том, какие изменения со временем произошли в памяти данного ребенка.

Оценка  результатов (вторая часть)

    Максимальное  количество баллов, которое может  ребенок получить за выполнение этого  задания, равно 10, минимальное - 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора. При повторном проведении психодиагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться разными наборами слов, так как ранее данные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти. 

2.2. Проведение исследования и анализ результатов

 
 

    Память  можно определить как способность  к получению, сохранению и воспроизведению  информации.

    Память  лежит в основе способностей ребенка  и является условием обучения, приобретения знаний и умений. Запоминание может  быть представлено разными формами  психического отражения: образной, эмоциональной, словесно-логической. В каждой из этих форм память имеет свои уровни.

    Начальный уровень составляет кратковременная  память, характеризующаяся немедленным  запоминанием и воспроизведением информации, но в то же время и кратким ее сохранением. Следующий уровень  является уровнем оперативной памяти, благодаря ей, процессы запоминания, сохранения и воспроизведения активны лишь по достижению частных целей деятельности.

    Наконец, долговременная память обеспечивает длительное хранение запомненного. Выбранные нами методики характеризуют различные формы и уровни памяти.

    Слуховая  память имеет большое значение в  развитии ребенка. В школе этим способом он будет усваивать до 70% информации. Без наличия хорошей оперативной  слуховой памяти эта информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, - учебная, трудовая, социальная и другая, не будет попадать в долговременную память и там надолго сохраняться.

    Как мы говорили выше, показатели по данному  тесту нельзя стандартизировать, поэтому  полученные данные мы можем сравнить только в пределах данной выборки.

    Хочется в очередной раз отметить, что  у детей 7 лет показатели развития оперативной слуховой памяти выше, чем у таковых 6 лет. 
 
 

    Таблица 3

Результаты  оценки оперативной слуховой памяти у детей 6 и 7 лет с помощью методики «Узнавание слов» 

Количество  полученных баллов Дети 6 лет Дети 7 лет
Кол-во человек % Кол-во человек %
8 0 0% 1 5%
7 2 20% 9 45%
5,5-6 4 40% 5 25%
4-5 4 40% 5 25%
0 0 0% 0 0%
 

    Графически  полученные результаты можно представить  следующим образом:

    

    Рис. 1. Результаты оценки оперативной слуховой памяти у детей 6 и 7 лет с помощью методики «Узнавание слов»,

    где ось у показывает результаты детей не ниже 4 баллов, свидетельствующие о готовности ребенка к школе,

    ряд 1 – дети 6 лет;

    ряд 2 – дети 7 лет;

    1 – определение объема кратковременной  слуховой памяти;

    2 – оценка оперативной слуховой памяти;

    Полученные  данные свидетельствуют о том, что  у детей 6 лет была выше доля низких средних результатов и почти отсутствовали высокие результаты. Основная причина этого заключается в недостаточной сформированности произвольной сферы. У детей этого возраста немного хуже развит словарный запас и микромоторика рук, что не позволило им в достаточной степени выразить свою, без сомнения, богатую фантазию и воображение.

    Следовательно, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась.

 

Заключение

 
 

    Дошкольный  возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Если нам трудно или почти невозможно припомнить что-либо из событий раннего детства, то обсуждаемый возраст уже оставляет много ярких воспоминаний. Прежде всего, это относится к старшему дошкольному возрасту.

    Развитие  непроизвольной памяти. Память дошкольника  в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок  чаще всего не ставит перед собой  осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания.

    Развитие  произвольной памяти. Произвольные формы  запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырех-пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли.

    Соотношение непроизвольного и произвольного  запоминания. Несмотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием, господствующим видом памяти даже к концу дошкольного возраста, остается память непроизвольная. К произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в сравнительно редких случаях, когда в их деятельности возникают соответствующие задачи или когда этого требуют взрослые.

    Непроизвольное  запоминание в дошкольном возрасте может быть точным и прочным. Если события этой поры детства имели  эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Дошкольный возраст является периодом, освобожденным от амнезии младенчества и раннего возраста.

    Важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы дошкольника является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется в первую очередь тем, что в центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль.

    В проделанных нами экспериментах  мы могли убедиться в том, что  именно в развитии этих психологических  вспомогательных средств, в овладении своими ассоциациями и образами в функциональном использовании их для целей воспоминания, и заключается главным образом развитие памяти ребенка.

    Из  приведенных примеров мы с наглядностью видим, что, развиваясь, ребенок не просто упражняет свою память, а перевооружается, переходит к новым системам и приемам памяти, и, если естественная «мнемическая функция» у ребенка в течение всего этого времени остается в среднем одинаковой, приемы  использования  своей  памяти  все  больше  и  больше развиваются и ведут, в результате, к максимальному эффекту.

 

Список  использованной литературы

 
  1. Абрамова  Г.С. Возрастная психология. – М., 2010
  2. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить. Что надо знать о преподавании русского языка. М., 2010.
  3. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М., 2009.
  4. Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие // Дошкольное воспитание. - 2009. - №4.- С. 23-31.
  5. Бочарова С. Психология и память: Теория и практика для обучения и работы. – М.: Гуманитарный Центр, 2007.
  6. Возрастная психология: от молодости до старости. – М., 2010
  7. Выготский Л. С. Эйдетика // Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008.
  8. Житников Л.М. Учим детей запоминать. - М., 2009.
  9. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М., 2008.
  10. Ипполитов Ф.В. Память школьника. – М., 2008.
  11. Лебедева С.О. О возможностях развития образной памяти // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 8. - С. 52-54.
  12. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 2009.
  13. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2010
  14. Немов Р.С. Общие основы психологии. – М., 2008
  15. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1. – М., 2008
  16. Никкинен И.И., Лукина Н.А. Научи меня слышать. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти. – СПб.: паритет, 2010.
  17. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М., 2009
  18. Психология и педагогика. – М., 2009
  19. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. - М., 2007.
  20. Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В. Давыдов. Т. 1. - М., 2008
  21. Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 3. - С. 30-33.
  22. Рубинштейн С. Л.Память//Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.
  23. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.

Информация о работе Кратковременная слухоречевая память