Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:20, курсовая работа
Цель: исследование вербальной и невербальной креативности детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Задачи:
1) проанализировать понятие креативности в общем и особенности креативности у старших дошкольников с нарушением зрения;
2) рассмотреть методы исследования креативности детей с нарушением зрения;
Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретический анализ креативности и ее особенностей у детей с нарушением зрения……………………………………………………………...4
1.1. Психологический феномен креативности……………………………...4
1.2. Возрастная обусловленность креативности……………………………10
1.3. Креативность у детей с нарушением зрения…………………………...13
Выводы………………………………………………………………………..16
Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования……..17
2.1. База исследования……………………………………………………….17
2.2. Качественно-количественный анализ………………………………….20
Выводы…………………………………………………………………….....23
Заключение…………………………………………………………………....24
Список литературы…………………………………………………………...25
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретический анализ креативности и ее особенностей у детей с нарушением зрения…………………………………………………………….
1.1. Психологический феномен креативности……………………………...4
1.2. Возрастная обусловленность креативности……………………………10
1.3. Креативность у детей с нарушением зрения…………………………...13
Выводы………………………………………………………………
Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования……..17
2.1. База исследования………………………………………………
2.2. Качественно-количественный анализ………………………………….20
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
В современной педагогике и психологии все чаще декларируется принцип гуманизации в обучении, воспитании и развитии каждого ребенка, причем, приоритетной признается направленность на развитие личности, талантов, креативности и способностей ребенка. В Конвенции о правах ребенка сформулирована значимость реализации индивидуальности формирующейся личности. Обеспечить учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения и воспитания можно при дифференцированном подходе и использовании развивающих программ, адресованных различным группам детей. Возникшее в последнее время противоречие между социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной разработанностью практических приложений развития одаренности, стимулирует рост интереса к проблеме креативности в детском возрасте.
В связи с выше изложенным, актуальными становятся исследования, направленные на изучение условий, способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала ребенка, начиная с самого раннего возраста. Дошкольный возраст представляет наибольший интерес в исследованиях развития креативности (Д.Б Богоявленская, Л.А. Венгер, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, A.M. Матюшкин, Н.Н. Поддъяков).
В онтогенезе креативность развивается от самых элементарных до относительно сложных форм качественного преобразования личности. В дошкольном возрасте активное развитие познавательных процессов и эмоций соотносится с не менее активным личностным развитием ребенка. Начальным этапом онтогенеза креативности в этот период является становление самосознания личности путем познания самого себя и окружающего мира.
Теоретические предпосылки для изучения природы креативности, возможностей ее развития и диагностики были созданы благодаря успехам возрастной, дифференциальной, педагогической, генетической психологии, психологии развития и психологии личности. Исследования, проведенные в различных областях, помогли дать научное определение креативности как сложного, многокомпонентного психологического явления, которое нельзя отделить от целостной личности человека. Развитие личности ребенка - сложный процесс, происходящий на всех ступенях онтогенеза, и в связи с этим изучение развития личности и креативности необходимо начинать с раннего и дошкольного возраста.
Цель: исследование вербальной и невербальной креативности детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Объект: психологический феномен креативности.
Предмет: особенности творческого развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Задачи:
1) проанализировать понятие креативности в общем и особенности креативности у старших дошкольников с нарушением зрения;
2) рассмотреть методы исследования креативности детей с нарушением зрения;
3) провести экспериментальное исследование креативности дошкольников с нарушением зрения.
Глава 1. Теоретический анализ креативности и ее особенностей у детей с нарушением зрения.
1.1 Психологический феномен креативности.
Понятие «креативность» чаще всего связывается с понятием творчество и рассматривается как личностная характеристика.
Л.С. Выготский рассматривает личность как интегрированное образование. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе жизни развивается воображение как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества. Креативность – характеристика личности, свидетельствующая о способности к творчеству.
Л.С. Выготский исследуя психологию творчества, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового, все равно, будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным настроением ума или чувства.
С.Л. Рубинштейн понимает творчество как деятельность «созидающую нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т.д.».
Я. А. Пономарев отмечает, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальных знаний в той или иной области деятельности, необходимой для ее дальнейшего развития, а также востребовать личностные качества, без которых невозможно подлинное творчество.
Учеными выделяются следующие основные факторы, обеспечивающие творческую активность человека:
- креативность;
- творческий потенциал;
- надситуативная активность;
- интеллектуальная активность.
Креативность – это «совокупность тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности». Признаки креативности, признаваемые большинством авторов: наличие интеллектуальной творческой инициативы, своеобразная открытость опыту, чувствительность к новому, умение видеть и ставить проблемы и др.
Творческий потенциал – это «не только способность к созданию нового в науке или искусстве, но и нестандартность отношения к себе, своему труду, общению, взаимодействию с другими людьми, решению самых различных проблемных ситуаций и вообще к жизни в целом».
В. А. Петровский для характеристики механизма творческой активности ввел принцип надситуативной активности. Он постулирует способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством этого субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения («барьеры») деятельности.
Д. Б. Богоявленская также определяет креативность как ситуативно-нестимулированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Она утверждает, что креативный тип личности присущ всем новаторам независимо от вида деятельности. Ею предлагается в качестве системообразующего фактора творчества интеллектуальная активность, которая рассматривается как интегральное образование, свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие интеллектуальных и мотивационных компонентов системы в их единстве и обеспечивает способность личности к ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности.
Проявление творческой активности человека не связано с социальными условиями его воспитания, не имеет жесткой психофизиологической детерминации и не отражается в типичности личностных проявлений. Единственными общими чертами творчески активных людей являются ярко выраженная индивидуальность и эмоциональная гибкость.
Биологический компонент креативности.
Исследователи полагают, что креативность связана с активностью префронтальной коры правого полушария, которая ответственна за нашу способность к целостному видению и к манипулированию образами. Последняя позволяет нам оценивать порядок событий, строение предметов, а также комбинировать их новыми способами. Уже в раннем возрасте дети любят прикреплять голову одного животного к туловищу другого или лапы одного к другому. Дети часто рисуют не для того, чтобы запечатлеть реальность, а, пытаясь выяснить, что получится, если по-новому скомпоновать известные предметы.
Творчество часто рассматривают как игровую деятельность, при которой мы позволяем себе создать новый порядок или новое сочетание различных вещей. Ученые, исследующие эту проблему, отмечают, что творческие люди часто ведут себя как дети. Они, по-видимому, обладают своего рода раскрепощенностью. Многие авторы подчеркивают, что вовлечению в подобную игру препятствует естественное стремление комбинировать предметы привычным образом[1].
Один из главных факторов креативности – мотивация. Поэтому к творчеству способен всякий, кто готов использовать ресурсы, необходимые для этого. Творчество рассматривают как один из видов увлеченности. Это опыт, дающий ощущение радости и счастья. Одним из препятствий на пути к творчеству является ощущение тревоги и угрозы. Трудно быть творческим, когда твоя жизнь подвергается опасности.
Когнитивный компонент креативности.
Эдвард Дебоно посвятил немало работ вопросам креативности. Он считает, что в ходе эволюции развивалась способность к вычленению предсказуемого и постоянного. Исследуя окружающий мир, индивид связывает различные элементы воздействующего на него стимула. Это позволяет сформировать образ последнего, даже если в наличии имеется всего лишь один элемент.
Проблема, по утверждению Дебоно, заключается в том, что если мы рассматриваем элементы только как часть чего-то общего, нам трудно составить их каким-то новым, оригинальным способом.
Эллен Лэнгер рассуждает примерно так же, когда объясняет недостаток креативности. Она утверждает, что наши действия становятся привычными, автоматическими и неосознанными, а поведение – бессознательным, неосмысленным. Как и Дебоно, она признает адаптивную роль выполнения действий, когда нет активного размышления о них. Это также позволяет нашему уму сосредоточиться на других задачах. Однако обратной стороной глубоко укоренившихся привычек оказывается то, что они начинают управлять нашим поведением.
Лэнгер убеждена, что человек может вести себя осмысленно по собственной воле. В этом она согласна с Дебоно, считающим, что люди могут научиться быть креативными. Для этого им нужна мотивация, а также комплекс приемов, помогающих отыскать новые альтернативы. По мнению Лэнгер, это означает приобретение способности находить неизвестные различия и создавать новые категории. Согласно Дебоно, так возникает способность находить новые сочетания элементов или рассматривать их с неожиданных точек зрения.
М. Боден выделил малую и большую креативность. Малая или «личностная» креативность относится к обыденной жизни и к обычным ситуациям. Большая или «историческая» креативность наоборот имеет дело с достижениями, которые оказали большое влияние на культуру и общество, например, творческие достижения Моцарта и Эйнштейна.
А. Маслоу считал, что благодаря самоактуализации личность проявляет интегрированность и преодолевает расщепленность. Благодаря эпизодам самоактуализации личность становится более открытой обществу, совершенной и спонтанной, юмористичной, трансцендентной и независимой от низших потребностей. Креативность является одной из важных характеристик самоактуализации. Маслоу понимает креативность как качество, которое может быть применено в любой задаче жизни. Согласно ему креативность – качество, с рождения присущее всем, но теряемое большинством под воздействием среды.
К. Г. Юнг полагал, что в основе творчества лежит процесс индивидуализации, то есть постепенного выделения индивидуального сознания из коллективного бессознательного.
Зигмунд Фрейд считал, что в основе креативности и одним из источников художественного творчества лежит и является процесс сублимирования, при котором исключительно сильному сексуальному возбуждению, исходящему от источников сексуальности, открывается выход и применение в других областях, а именно в творчестве.
Е. Торренс под креативностью понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии.
Дж. Гилфорд разрабатывая свою модель интеллекта, выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное. Мышление первого типа называют «интеллектуальным», оно связано с решением задач, имеющих единственно правильный ответ. Мышление второго типа – дивергентное называют «креативным». Оно служит средством порождения оригинальных творческих идей. Оно допускает существование нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос.
Дж. Гилфорд выделил шесть параметров креативности:
1) способность к обнаружению и постановке проблем;
2) способность к генерированию большого числа идей;
3) гибкость – способность к продуцированию различных идей;
4) оригинальность – способность отвечать нестандартно;
5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
6) способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.
Е. Торренс, изучая особенности одаренных людей, показал, что они чаще всего склонны к дивергентному мышлению, так как быстрее решают задачи с множеством вариантов ответов. Будучи автором «теории интеллектуального порога», он считает, что интеллект и креативность образуют единый фактор, поэтому интеллект обеспечивает определенный, базовый уровень креативности, но не является единственным определяющим фактором развития креативности.
Информация о работе Креативность старших дошкольников с нарушением зрения