Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:20, курсовая работа
Цель: исследование вербальной и невербальной креативности детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Задачи:
1) проанализировать понятие креативности в общем и особенности креативности у старших дошкольников с нарушением зрения;
2) рассмотреть методы исследования креативности детей с нарушением зрения;
Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретический анализ креативности и ее особенностей у детей с нарушением зрения……………………………………………………………...4
1.1. Психологический феномен креативности……………………………...4
1.2. Возрастная обусловленность креативности……………………………10
1.3. Креативность у детей с нарушением зрения…………………………...13
Выводы………………………………………………………………………..16
Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования……..17
2.1. База исследования……………………………………………………….17
2.2. Качественно-количественный анализ………………………………….20
Выводы…………………………………………………………………….....23
Заключение…………………………………………………………………....24
Список литературы…………………………………………………………...25
Исходя из исследований в области психологии творчества, в творческой активности человека выделяются два аспекта: операциональный (креативность, творческие способности и т.д.) и ценностный (жизненная позиция, социальная ответственность и т.д.), причем второй аспект имеет решающее значение для творческого поведения. Утверждается высокая роль мировоззрения человека в становлении его как творца: «Если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод об особом типе личности – «Человек творческий».
Креативность может проявляться в разных видах деятельности и с разным материалом – преимущественно словесным при вербальной креативности и образным (предметами или их изображениями) – при образной.
Таким образом, креативность – это обширная характеристика личности, которая на данном этапе развития психологии определяется не только способностью к творчеству, но и комплексом иных психических свойств личности: эмоциональной подвижностью, мотивацией, эмпатией, определенным интеллектуальным уровнем, коммуникативными качествами, определенным восприятием и т.д. В данном случае способность к творчеству понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать эту способность как явление развивающееся и соответственно с ней развивается креативность.
1.2 Возрастная обусловленность креативности.
Существуют три точки зрения на развитие креативности в онтогенезе. Согласно первой происходит постепенный непрерывный рост креативности с возрастом (Обухова Л Ф., Чурбанова С. М.. 1998). Е. С. Белова (2004) обнаружила, что детей с высокой креативностью среди шестилеток в два раза больше, чем среди пятилеток (соответственно 68,4% и 31,6%). М. А. Сорокина (1997) тоже наблюдала рост креативности. но уже в младшем школьном возрасте. М. С. Семилеткина (2000), Е. И. Щебланова (2004) зафиксировали увеличение у детей всех показателей креативности в течение 6 месяцев и 1-м и во 2-м классах. Е. И. Банзелюк (2008) выявлено увеличение креативности (но тесту П. Торренса, фигурная форма) от 6 до 8 лет; однако в период от 8 до 9 лет рост показателей креативности прекращается. При этом автор обращает внимание на то, что увеличение с возрастом показателя беглости может быть обусловлено большим развитием у детей 8 лет (по сравнению с шестилетками и семилетками) моторных возможностей, вследствие чего они быстрее рисуют и за отведенные 10 минут успевают нарисовать больше рисунков. Это не позволяет адекватно оценить количество продуцируемых идей у детей разного возраста. Но и среди детей одного и тот же возраста преимущество в беглости получают те, у кого лучше развита моторика.
Вторая точка зрения: по мере приобретения знаний креативность ребенка снижается (Олехнович М.О., 1999; Шумакова И. Б., 2004; Фидельмаи М. И,, 2001; Юркевич В.С., 1998). Как пишет Шумакова, дети до 6 лет проявляют высокую творческую активность, однако к 11 годам она снижается, но при этом меняется ее качественный характер. Вопросы приобретают структуру гипотез, сужается их содержательная широта, но появляются новые вопросы, имеющие личностный смысл. С 15 лет заметно возрастают различия в проявлениях творческой активности.
Ученые, придерживающиеся третьей точки зрения, отстаивают представление о колебательном характере развития креативности. Например, П. Торренс считает, что пики в развитии креативности приходятся на дошкольный возраст (5 лет), младший школьный возраст, а также на подростковый и старший школьный возраст (9 лет, 13 лет, 17 лет), т. е. примерно каждые четыре хода наблюдается определенный подъем в развитии креативности. Е. С. Жукова (2002) отмечает нестабильность характеристик креативности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте: спад у одних детей, подъем у других, стабильность у третьих. Причем одни показатели могут с возрастом увеличиваться, а другие снижаться.
По данным Л.М. Петровой (2008), у подростков 13-14 лет креативность выше, чем у детей 9-10 лет. Различается у них и структура креативности. В младшем школьном возрасте в центре невербальной креативности оказывается оригинальность при создании образных элементов. В подростковом возрасте центральными способностями становятся беглость и легкость при создании образных элементов и импликаций. В подструктуре вербальной креативности тоже происходят изменения, но основным элементом остается беглость при создании семантических импликаций. В подростковом возрасте к этой способности добавляется гибкость при создании семантических отношений.
В большинстве областей творчества выдающиеся достижения принадлежат, как правило, молодым людям, а пик менее значимых приходится на средний возраст. Это можно объяснить по-разному: с возрастом креативность ослабевает, с возрастом изменяется мотивация, молодые люди более склонны к поиску отдаленных ассоциаций.
Что можно сказать о способности находить отдаленные ассоциации? Опять-таки это связано с мотивацией. Хотя молодые люди выдвигают ряд креативных решений, – например, по проблемам, требующим технической изобретательности, люди среднего возраста делают более реалистичные выводы. Вероятно, с опытом к человеку приходит понимание того, какие ассоциации принесут реальные результаты. Или же с опытом он склонен полагаться на проверенные методы, которые стабильны, испробованы и автоматичны.
Мало кто из психологов считает, что с возрастом способность к творчеству ослабевает. Часто люди среднего возраста обладают великолепной базой знаний, и поэтому у них есть потенциал больших достижений. Кроме того, тот факт, что им принадлежат менее значимые результаты, свидетельствует о способности работать со сложным материалом. Наконец, существуют доказательства того, что многие люди остаются полными творческих сил до конца своих дней.
А вот мотивационные акценты с возрастом, по-видимому, сдвигаются. Например, достигнув средних лет, человек начинает больше ценить прагматические достижения (вероятно, проявляется мотив достижения). Данные исследований также говорят, что для молодых генерирование идей важнее (может быть проявляется мотив самоутверждения?), чем для людей зрелого возраста.
Таким образом, мы видим, что, несмотря на различные точки зрения ученых, все они приходят к выводу о том, что творческие способности человека с возрастом если и не усиливаются, то уж точно не ослабевают. Снижается только мотивация человека, с приобретением большего опыта, человек все обращается к проверенным методам и средствам, которые давно испробованы и стабильны.
1.3 Креативность у детей с нарушением зрения
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.
На современном этапе развития общества формированию у детей способности творчески мыслить уделяется большое внимание. Дошкольный возраст является самым сенситивным периодом для развития творческого потенциала, способностей каждого ребенка, овладения им различными видами деятельности, в том числе и творческими. Творчество дает человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность. «Творчество, – пишет В.В.Давыдов, – является уделом всех,… оно является нормальным и постоянным спутником детского развития». К условиям, способствующим успешному развитию творческих способностей и самореализации детей, относятся психические познавательные процессы, свойства личности каждого ребенка. Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья.
Дети с нарушение зрения имеют ограничения в различных видах деятельности, в том числе и в творческой. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены.
Дети с нарушением зрения не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов. При нарушении зрительных функций у дошкольников возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления), происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, их точности, темпа, мелкой моторики, ограничивается овладение социальным опытом. Дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения и снижения зрения испытывают значительные трудности в цветоразличении при определении насыщенности цвета, оттенков и светлоты предметов, величины объемных предметов.
Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страхи, тревожность и т.д.). Часто мир для них кажется им пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения и, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становится серьезным препятствием в развитии ребенка[2].
Отечественные и зарубежные психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.) подчеркивали, что важно не только обогащать детей-дошкольников знаниями и опытом, но и развивать их психические процессы и функции. Ведь это имеет немалое значение для развития детской творческой активности, так как характерными чертами дошкольного возраста являются фантазия, воображение, нестандартность мышления.
Задача помочь детям с нарушением зрения становится, что называется, более чем актуальной.
При работе с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо учитывать аномалии зрения каждого ребенка и вызванные ими вторичные отклонения. Это требует особого индивидуального подхода к каждому слабовидящему дошкольнику (имеется в виду освещенность рабочего места, дозировка зрительной нагрузки, правильное изготовление пособий с учетом остроты и характера зрения ребенка, специфика необходимых лечебно-восстановительных и коррекционно-педагогических мер).
Итак, творческие способности детей с нарушением зрения определяются особенностями их умственного и личностного развития. Недостаток зрения оказывает большое влияние на формирование зрительных образов, представлений, что в свою очередь отражается на всей творческой деятельности ребенка. Отсюда следует, что при развитии у такого ребенка творческих способностей следует учитывать особенности его развития, давать ему возможность в полной мере раскрыть свой творческий потенциал. Для этого важно помочь ему накопить информацию об окружающем мире, которая обеспечит развитие личности и ее адаптацию в нем, лучше подготовиться к обучению в школе, а также развить у них уверенность в себе, воспитать у них потребность в самореализации.
Выводы
Таким образом, креативность – это обширная характеристика личности, которая определяется способностью к творчеству. Для полноценного развития личности ребенка важно развивать его креативность, давать ему возможность реализовывать свой творческий потенциал. Дошкольный возраст является наиболее сенситивным к развитию творческих способностей. В этот период важно всячески стимулировать ребенка к созданию всевозможных образов, объектов, интересных для него самого. Он должен учиться сам привносить в игру что-то новое, креативное.
Что же касается детей с нарушением зрения, развитие творчества играет здесь далеко не последнюю роль. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей. У них недостаточно представлений об окружающем мире. Все это может препятствовать полноценному творческому развитию. Ребенку нужно дать возможность выразить все свои переживания, например, в игре или любой творческой деятельности. Важно способствовать большему общению его со сверстниками. Это будет стимулировать появление у ребенка уверенности в себе, повышению мотивации и потребности создавать что-то новое, креативное.
Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования
2.1 База исследования
Исследование проводилось в МДОУ №56 г. Оренбурга для детей с нарушением зрения. В нем приняли участие 6 детей, из которых 2 мальчика и 4 девочки. Перед проведением исследования испытуемым было разъяснено, что полученные результаты будут использоваться исключительно в научных целях, что каждый из них сможет узнать свои результаты, а в работе они будут исследоваться в анонимной форме.
В работе нами была использована методика «Диагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П.Торренс в модификации Е.Туник)». Данная методика была выбрана, потому что она опробирована, валидна, проста в применении, удобна в обработке, полностью отображает изучаемый феномен
«Диагностика вербальной и невербальной креативности»
Время проведения батареи тестов – 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет тесты проводятся в групповой форме (возможно проведение в индивидуальной форме).
Информация о работе Креативность старших дошкольников с нарушением зрения