Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:20, курсовая работа
Цель: исследование вербальной и невербальной креативности детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Задачи:
1) проанализировать понятие креативности в общем и особенности креативности у старших дошкольников с нарушением зрения;
2) рассмотреть методы исследования креативности детей с нарушением зрения;
Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретический анализ креативности и ее особенностей у детей с нарушением зрения……………………………………………………………...4
1.1. Психологический феномен креативности……………………………...4
1.2. Возрастная обусловленность креативности……………………………10
1.3. Креативность у детей с нарушением зрения…………………………...13
Выводы………………………………………………………………………..16
Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования……..17
2.1. База исследования……………………………………………………….17
2.2. Качественно-количественный анализ………………………………….20
Выводы…………………………………………………………………….....23
Заключение…………………………………………………………………....24
Список литературы…………………………………………………………...25
С тем, чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, тесты называются занятиями, и, как все время подчеркивается, занятиями веселыми. Часто занятия проводятся в игровой манере, как веселые занятия, но могут использоваться педагогами не только в качестве диагностических, но и для развития творческого мышления у детей. Хотелось бы предостеречь педагогов от вынесения отрицательных оценок по результатам тестов. В процессе проведения аналогичных занятий допустимо только поощрение детей, а при обсуждении результатов занятий приведении только самых лучших ответов с поощрением. Не очень качественное выполнение тестов обсуждать не следует, а детям надо прости сказать: «Ну что ж, нормально». При обсуждении лучших ответов педагог пытается расширить мыслительные горизонты детей, умение посмотреть на вещи и явления с разных сторон, умение увидеть необычное в обычном, самостоятельное мышление, умение предложить что-то новое, фантазировать, связать на первый взгляд несвязуемые вещи, т.е. воспитывать творческий подход к жизни.
В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, испытуемым предлагается давать как можно больше разнообразных ответов на задания, проявлять свои юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой.
Субтест 1. Использование предметов.
Задача: Перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающихся от обычного употребления.
Инструкция: Газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы использования газеты. Что из нее можно сделать? Как ее можно использовать?
Инструкция зачитывается устно.
Время выполнения 1-3 минуты. Все ответы дословно записываются психологом при индивидуальной форме проведения. При групповой форме проведении ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.
Субтест 2. Словесная ассоциация.
Задача. Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.
Инструкция: Приведи как можно больше определений для слова «книга». Например: «красивая книга» - какая еще бывает книга?
Время выполнения – 3 минуты.
Субтест 3. Составление изображений.
Задача. Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.
Инструкция: Нарисуй определенные объекты, пользуясь определенным набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры, но нельзя прибавлять другие фигуры или линии. В первом квадрате нарисуй лицо, во втором – дом, в третьем – клоуна, а в четвертом – то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.
Субтест 4. Эскизы.
Задача. В квадратах теста приводится множество одинаковых кругов (см. прил.), каждый из которых надо превратить в различные изображения.
Инструкция: Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Дорисуй эти картинки. Рисовать можно внутри круга и снаружи круга.
Время выполнения двадцати картинок – 10 минут. Испытуемому предъявляется в качестве примера нарисованная рожица.
2.2 Качественно-количественный анализ
Количественная обработка
I Миша К.
Субтест 1 | Субтест 2 | Субтест 3 | Субтест 4 |
Б (беглость) = 6 Г (гибкость) = 12 Ор (оригинальность) = 0 Т (суммарный балл) = 18 | Б = 5 Г = 6 Ор = 0 Т = 11 | Б = 15,1 Ор = 5
Т = 20,1 | Б = 6 Г = 15 Ор = 5 Т = 26 |
II Тимур Ш.
Субтест 1 | Субтест 2 | Субтест 3 | Субтест 4 |
Б (беглость) = 1 Г (гибкость) = 3 Ор (оригинальность) = 0 Т (суммарный балл) = 4 | Б = 5 Г = 6 Ор = 0 Т = 11 | Б = 12 Ор = 0
Т = 12 | Б = 8 Г = 21 Ор = 10 Т =39 |
III Юля Т.
Субтест 1 | Субтест 2 | Субтест 3 | Субтест 4 |
Б (беглость) = 3 Г (гибкость) = 3 Ор (оригинальность) = 0 Т (суммарный балл) = 6 | Б = 6 Г = 6 Ор = 0 Т = 12 | Б = 12,2 Ор = 5
Т = 17,7 | Б = 8 Г = 17 Ор = 5 Т = 30 |
IV Лена К.
Субтест 1 | Субтест 2 | Субтест 3 | Субтест 4 |
Б (беглость) = 1 Г (гибкость) = 3 Ор (оригинальность) = 0 Т (суммарный балл) = 4 | Б = 4 Г = 3 Ор = 5 Т = 12 | Б = 14,7 Ор = 0
Т = 14,7 | Б = 6 Г = 12 Ор = 0 Т = 18 |
V Юля Ч.
Субтест 1 | Субтест 2 | Субтест 3 | Субтест 4 |
Б (беглость) = 8 Г (гибкость) = 15 Ор (оригинальность) = 0 Т (суммарный балл) = 23 | Б = 3 Г = 6 Ор = 5 Т = 14 | Б = 11,3 Ор = 0
Т = 11,3 | Б = 10 Г = 18 Ор = 10 Т =38 |
VI Маша К.
Субтест 1 | Субтест 2 | Субтест 3 | Субтест 4 |
Б (беглость) = 2 Г (гибкость) = 6 Ор (оригинальность) = 0 Т (суммарный балл) = 8 | Б = 5 Г = 12 Ор = 5 Т = 22 | Б = 9,8 Ор = 0
Т = 9,8 | Б = 7 Г = 12 Ор = 5 Т =24 |
Качественная обработка данных.
Субтест 1. Средний показатель здесь – 6 ответов на человека. Мы видим, что у Тимура, Лены, Маши и Юли Т. показатели ниже среднего, у Миши средний, а у Юли Ч. выше среднего показателя. У всех испытуемых ответы наиболее часто встречающиеся, такие, как: сделать из газеты подделку, узнавать из нее новое. Оригинальных ответов никто из испытуемых не дал.
Субтест 2. Средний показатель по числу ответов в этом субтесте = 11, у всех испытуемых этот показатель ниже среднего. В основном преобладают часто встречающиеся ответы, но есть и редкие – «советская» книга, «жесткая», «приличная».
Информация о работе Креативность старших дошкольников с нарушением зрения